Файл: Быков В.А. Пластичность, прочность и разрушение металлических судостроительных материалов.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.04.2024
Просмотров: 150
Скачиваний: 4
зывает особое воздействие на масштабный эффект. В коррозионной среде, в отличие от воздушной среды, масштабный эффект прояв ляется двояко и его влияние может быть не только отрицательным, но и положительным. В частности, для конструкционных сталей при сравнительно больших напряжениях и небольших числах цик лов масштабный эффект сказывается отрицательно, т. е. при увели чении размеров поперечного сечения образца предел выносливости в коррозионной среде снижается. При меньших напряжениях и боль
|
|
|
|
|
ших |
числах |
циклов |
масштабный |
|||||
|
|
|
|
|
эффект влияет положительно, по |
||||||||
|
|
|
|
|
скольку увеличение размеров в по |
||||||||
|
|
|
|
|
следнем случае |
сдерживает ослабле |
|||||||
|
1 > |
|
|
ние |
материала |
от |
медленно разви |
||||||
|
|
|
вающихся |
трещин |
|
коррозионной |
|||||||
|
|
2 |
|
|
усталости [19]. |
|
Автором исследова |
||||||
|
|
|
|
лась |
циклическая |
прочность в кор |
|||||||
|
|
|
|
|
розионной |
среде (в |
морской |
воде) |
|||||
|
|
|
|
|
гладких плоских образцов толщиной |
||||||||
|
|
|
|
|
10, 30 и 60 мм |
|
из материалов, |
ис |
|||||
|
|
|
|
|
пользуемых для гребных винтов (ла |
||||||||
1 |
2 |
' |
3 |
оса |
тунь, бронза, нержавеющая сталь от |
||||||||
|
|
|
|
|
отливок) при напряжениях изгиба, |
||||||||
Рис. |
103. Эффективные |
коэффици |
изменяющихся |
|
по |
симметричному |
|||||||
енты |
концентрации |
напряжений |
циклу, на |
базе |
|
испытаний 50-10® |
|||||||
в коррозионной |
среде |
1 |
и на воз |
циклов. Влияние масштабного эффек |
|||||||||
духе |
2 для сталей |
0Х15Н4ГЗ и |
|||||||||||
0Х17Н6Т в зависимости |
от теоре |
та при указанных толщинах оказа |
|||||||||||
|
тического |
коэффициента. |
лось слабым, но с колебаниями |
как |
|||||||||
|
|
|
|
|
в отрицательную, |
так |
и в положи |
||||||
|
|
|
|
|
тельную сторону. |
|
|
|
|
Существует несколько объяснений снижения циклической проч ности под влиянием коррозии. Сторонники более ранней химической теории основной причиной считали образование окислов на поверх ности металла, соприкасающегося с коррозионной средой. Но, с дру гой стороны, под влиянием переменного напряжения окислы разру шаются и поэтому слабее защищают металл от дальнейшей коррозии, чем при постоянном напряжении. Другое, более современное объ яснение вытекает из теории электрохимической коррозии. Согласно этой теории поверхность металла, соприкасающегося с раствором электролита, например с водным раствором солей, служит короткозамкнутым многозлектродным гальваническим элементом. Микро элементы образуются из неоднородных участков структурных состав ляющих материала, обладающих разными электропотенциалами. В напряженном металле при наличии некоторой поверхностной не ровности с сопутствующей микроконцентрацией напряжений разность потенциалов увеличивается. При этом ионы металла с анодных участ ков переходят в раствор электролита, и эти участки разрушаются. При переменной напряженности и при образовании трещин рас смотренный процесс становится интенсивнее, чем при постоянной напряженности.
150
Усиление усталостного процесса при соприкосновении с корро зионной средой может объясняться адсорбционной теорией. Согласно этой теории адсорбция поверхностно-активных элементов в местах начальных трещиноподобных дефектов вызывает расклинивание де фектов, образование и углубление трещин, в связи с чем понижается сопротивление усталостному разрушению.
Обстоятельное и подробное рассмотрение природы коррозионной усталости металлов дано в работе В. В. Романова [60].
Частота циклов. Зависимость циклической прочности от частоты циклов напряжения оказывается сложной. В разных условиях экс перимента влияние частоты может быть противоположным.
Повышение частоты циклов увеличивает скорость деформирова ния, что, в свою очередь, вызывает увеличение сопротивления пла стической деформации и, следовательно, сдерживает развитие реоло гического процесса. Соответственно задерживается накопление по вреждений, предшествующее излому от усталости. Поэтому при высокочастотных испытаниях циклическая прочность может ока заться больше, чем при низкочастотных.
С возрастанием частоты циклов усиливается выделение тепла, эквивалентное работе внутренних сил, в связи с упругими несовер шенствами материала образца и петлей гистерезиса каждого цикла. При неудовлетворительном отводе тепла температура образца может существенно повыситься, что усилит фазовые превращения в мате риале, способствующие дисперсионному упрочнению; в случае силь ного повышения температуры происходит восстановление свойств (отдых) материала. Преобладание либо фазового превращения, либо отдыха материала в зависимости от температуры нагрева и продол жительности испытания может изменять свойства материала в про
тивоположных направлениях.
В условиях коррозионной среды частота циклов может влиять на усталостную прочность только в одном направлении. При низкоча стотных испытаниях пределы выносливости и усталостная долго вечность судокорпусных сталей в коррозионной среде, как правило, оказываются меньшими, чем при высокочастотных испытаниях.
По экспериментальным данным X. А. Кулдма [41], полученным при изгибе с вращением круглых образцов из углеродистой и низко легированной сталей в воздушной среде при частоте 340, 640 и 3000 об/мин, пределы выносливости на базе 5 -10е циклов оказались одинаковыми для всех трех частот. Для большинства серий образ цов линии усталости при частоте 3000 цикл./мин расположились с меньшим наклоном, чем при частоте 340 цикл./мин. С возрастанием перенапряжения линии пересекаются. Пересечение линий усталости обусловлено влиянием на свойства стали нагрева, который оказы вается значительным при больших перенапряжениях.
С целью изучения влияния частоты циклов на предел выносливости испытывались на усталость плоские образцы из судокорпусных угле родистых и низколегированных сталей при напряжениях изгиба, изменявшихся по симметричному циклу с частотой 16 и 500 цикл./мин [9]. Линии усталости при большей частоте расположились также
151
с меньшим наклоном, чем при меньшей частоте, и пересекались при напряжении, близком к пределу текучести, т. е. тогда, когда проис ходит заметный нагрев испытываемых образцов. Из-за длительности низкочастотных испытаний пробег ограничивался 4-105 циклами, и предел длительной низкочастотной выносливости не определялся. При равных циклических долговечностях разница между предель
ными напряжениями по |
линиям |
усталости |
для |
частот |
16 и |
||||
|
|
|
500 цикл./мин не превы |
||||||
|
|
|
шала 10%; различие долго |
||||||
|
|
|
вечностей при условии рав |
||||||
|
|
|
ных |
напряжений оказалось |
|||||
|
|
|
более значительным. |
экспери |
|||||
|
|
|
Рассмотренные |
||||||
|
|
|
ментальные данные о цикли |
||||||
|
|
|
ческой прочности при раз |
||||||
|
|
|
ных частотах циклов в усло |
||||||
|
|
|
виях |
|
комнатной |
темпера |
|||
|
|
|
туры |
и |
воздушной |
среды |
|||
|
|
|
обобщаются и |
схематически |
|||||
|
|
|
изображаются |
пересекающи |
|||||
|
|
|
мися линиями усталости при |
||||||
|
|
|
ограниченном числе |
циклов, |
|||||
|
|
|
из которых круче распола |
||||||
|
|
|
гается линия низкочастотной |
||||||
Рис. 104. Кривые усталости |
стали. |
усталости |
(рис. 104). |
Пере |
|||||
/ — высокочастотные |
испытания; |
2 — низкоча |
сечение |
|
указанных |
|
линий |
||
стотные |
испытания. |
|
соответствует |
пределу |
огра |
ниченной выносливости, при мерно равному пределу текучести. Пределы длительной низкочастот ной и высокочастотной усталости можно считать одинаковыми.
Коэффициент асимметрии цикла. Пределы выносливости, выра женные через наибольшие крайние напряжения цикла, существенно
зависят от коэффициента асимметрии R = °?-|п ■. Представим из-
Чгаах
менение во времени напряжений при некоторых знакопеременных и знакопостоянных циклах и рассмотрим в качестве наиболее кон трастных напряжения симметричного цикла (R — — 1) и постоян ное напряжение (R = +1) (рис. 105). В указанных случаях предель ные напряжения составляют неравенство 0(^=_i) </O(r=0) <
< ог(0<«<1) < °(.R=+1) •
Общеизвестно, что пределы выносливости стали при отнулевом и симметричном циклах связаны зависимостью
цл=0 = (1,6-н1,8)а(/г=_1), |
(80) |
Эта зависимос1ь проверена экспериментально [8J при изгибе образ цов из судокорпусной стали со сварными соединениями.
На основании инженерной практики и экспериментальных дан ных исследователи разрабатывали аналитические зависимости пре дела выносливости от характеристик цикла. Еще в 1909 г., используя
152
fe качестве экспериментальной характеристики прочности предел текучести при осевом растяжении, И. Г. Бубнов [6], по практическим соображениям, предложил брать предельное наибольшее напряжение цикла по формуле
oR = 0,33ат (3 + R). |
(81) |
|
-to |
б)г=0 |
| |
|
«О |
|
II |
|
ъ |
о |
Ъ |
Рис. 105. Изменение циклических напря жений во времени: а — симметричный (знакопеременный) цикл (R = —1); б — отнулевой цикл (R = 0); в — знакопосто янный цикл (0 ■< R < 1); г — постоян
ное напряжение (^ = +1).
Рис. 106. Предельные циклические напряжения по разным источни кам.
Этой формулой до недавнего времени руководствовались корабле строители для приближенной оценки прочности корабля с учетом переменности эксплуатационной нагрузки.
По линейному графику, построенному согласно формуле (81) (рис. 106, а), предельные напряжения при разных коэффициентах
153
асимметрии цикла R составляют отношение: ог_х : сг0 : ст+1 -= = 1: 1,5:2. Это отношение характеризует возрастание предельного на пряжения с переходом от напряжения симметричного цикла к по стоянно действующему напряжению. Изменение предельных напря жений представляется также графически зависимостью крайних на пряжений цикла от среднециклового напряжения (рис. 106, б) или зависимостью амплитуды напряжения от этого же напряжения (рис. 106, в). По рис. 106, в предельные напряжения несколько умень шаются с возрастанием среднециклового напряжения. Согласно за
висимости (80), в случае |
отнулевого цикла предел выносливости |
( Я = 0) |
= (0,8 -4 - 0,9) СГа (Я = —1). |
Предел выносливости можно представить также в виде зависимости от среднециклового напряжения:
где ф 0,4 — коэффициент влияния среднециклового напряженияЭта формула рекомендована семинаром по усталости, проведенным НТО Судпрома в 1972 г.
Обобщение пределов выносливости. При разных напряженных состояниях пределы выносливости теоретически обобщаются в за висимости от главных напряжений. Так, для материалов, обладаю щих пластичностью, накопление повреждений, предшествующих раз рушению от усталости, можно рассматривать как следствие повторно переменной микропластической деформации. Следовательно, для этих материалов есть основание обобщать предел выносливости при разных напряженных состояниях по теориям пластичности. Справед ливость такого решения можно проверить, если сравнивать пределы выносливости, например, при линейном и плоском напряженных состояниях, соблюдая равные условия градиента напряжений и мас штаба. Как известно, линейное напряженное состояние возбуждается при изгибе узких образцов, в случае которого для растянутого во
локна у j = 1. |
Плоское напряженное состояние возникает при кру- |
1 |
стержней (чистый сдвиг, у t = 0,58), а также при |
чении круглых |
|
|
7 |
изгибе широких полос, в условиях которого для растянутого во локна Yj может достигать значения 1,13. Градиенты напряжений
7
изгиба и кручения могут считаться одинаковыми.
Пределы выносливости исследовались при изгибе и при кручении круглых гладких образцов из машиноподелочных сталей, углероди стой и легированной, а также при изгибе узких и широких полос из судокорпусной низколегированной стали [12]. В результате испы таний нескольких серий образцов установлена удовлетворительная сходимость пределов выносливости при симметричном цикле в обоб щенных напряжениях по теориям пластичности. Об этом свидетель ствуют отношения предела выносливости при плоском напряженном
154
состоянии по третьей теории ст_i (III) и по четвертой теории a_i (iv> к пределу выносливости при линейном напряженном состоянии в за
висимости от параметра у t (рис. |
107). |
Данные, |
относящиеся к кру- |
|
Т |
1j, |
представлены |
для образцов |
|
чению и к изгибу ^0,58 |
||||
из углеродистой стали. Данные, |
относящиеся |
к у г |
= 1,1, взяты |
|
|
|
|
Т |
для образцов в виде широких полос. Сходимость пределов выносли вости при плоском и линейном напряженных состояниях оказалась лучшей при использовании на
пряжений CTjv, |
чем |
<гш . На леги |
|
|
|
|
||||
рованной машиноподелочной стали |
|
|
|
|
||||||
повышенной прочности указанная |
|
|
|
|
||||||
сходимость оказалась менее удо |
|
|
|
|
||||||
влетворительной, чем, |
на |
углеро |
|
|
|
|
||||
дистой стали. |
путь |
обобщения |
|
|
|
|
||||
Рассмотрим |
|
|
|
|
||||||
предела выносливости |
при слож |
|
|
|
|
|||||
ном сопротивлении, |
когда |
соста |
|
|
|
|
||||
вляющие напряжения имеют раз |
|
|
|
|
||||||
ные |
коэффициенты |
асимметрии. |
|
|
|
|
||||
В частном случае изгиба и круче |
Рис. 107. |
Отношение пределов выно |
||||||||
ния |
круглых |
стержней |
из пла |
|||||||
сливости |
при |
плоском напряженном |
||||||||
стичных материалов представляет |
состоянии |
|
(Пц или ст_г ^]Vj к пре |
|||||||
ся целесообразным |
обобщать пре |
делу выносливости при линейном на |
||||||||
делы выносливости на основе пе |
пряженном СОСТОЯНИИ (Т_! в |
зависи |
||||||||
ресчета среднециклового и ампли |
мости от у 1 |
при 0,58 sg; у j |
^ 1 ,1 . |
|||||||
тудного напряжений |
до значения, |
|
Т |
Т |
|
сравнимого с пределом выносли вости гладкого образца. При этом в качестве экспериментальных
характеристик можно взять стт и <т_1гл. Тогда приведенное |
напря |
|
жение стп при каждом виде деформирования, |
согласно теориям пла |
|
стичности, будет иметь вид |
|
|
<7П ( I I I , IV ) = —Т 1- Т?г ( I I I , IV ) + |
( I I I , IV ) > |
(8 2 ) |
и т |
|
|
где Kz = KjKMK„ характеризует действие факторов, отрицательно влияющих на амплитудную часть напряжения в связи с концентра цией напряжений, масштабным эффектом, состоянием поверхности. Здесь значения Ка, Кы и Кп устанавливаются экспериментально при изменении напряжений по симметричному циклу. В частности, при изгибе, возбуждающем напряжения симметричного цикла (Rи — — 1),
и совместном постоянном |
кручении |
|
(RK = +1) можно взять оя п = |
|||||
= ^ 2°и.а. |
поскольку |
сти т = 0; тк. п |
|
так |
как |
гк а = 0. |
||
Обобщенное напряжение |
кручения |
|
по |
третьей теории |
составляет |
|||
(Тк.п (Ш) = |
2тк а, а |
по |
четвертой |
|
теории orK. n ( i v ) |
= 1/Зтк п или |
||
бк. п (in, iv) |
= ^4hi, iv тк. п, |
где А и1 |
= 2, |
А 1У = ]/ 3. |
Далее нужно |
155