Файл: Быков В.А. Пластичность, прочность и разрушение металлических судостроительных материалов.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.04.2024
Просмотров: 107
Скачиваний: 4
воды, наполненные водой; проволочные канаты, эксплуатируемые в воде. Эти конструкции и детали испытывают циклические напря жения в сочетании с действием на их поверхность агрессивных сред: влажного воздуха, воды, которые вызывают коррозию. Под влиянием коррозии процесс усталости усиливается, отрицательно влияя на циклическую прочность. Даже кислород воздуха способствует раз
|
|
|
витию усталости. Об этом |
свиде |
|||||||
|
|
|
тельствуют более высокие пределы |
||||||||
|
|
|
выносливости образцов, из стали |
||||||||
|
|
|
и других |
металлов, |
испытанных |
||||||
|
|
|
в вакууме, чем образцов, |
испы |
|||||||
|
|
|
танных на воздухе |
[66]. Действие |
|||||||
|
|
|
морской воды весьма заметно сни |
||||||||
|
|
|
жает циклическую прочность кон |
||||||||
|
|
|
струкционных сталей, углероди |
||||||||
|
|
|
стых и в еще большей степени— |
||||||||
|
|
|
легированных. Поэтому при на |
||||||||
|
|
|
личии |
коррозионной |
среды могут |
||||||
|
|
|
утрачиваться |
преимущества |
по |
||||||
|
|
|
прочности |
легированных |
сталей |
||||||
|
|
|
перед углеродистыми. |
|
сталей |
||||||
|
|
|
Для |
конструкционных |
|||||||
|
|
|
характерна |
нисходящая |
кривая |
||||||
|
|
|
усталости |
|
без |
асимптотического |
|||||
|
|
|
участка. Следовательно, предел |
||||||||
Рис. 100. Кривые усталости при испы |
длительной |
коррозионной |
выно |
||||||||
тании в воздушной |
среде |
(штриховые |
сливости |
сталей не |
обеспечивает |
||||||
линии) и в морской |
воде |
(сплошные |
ся. На |
общепринятой базе, |
рав |
||||||
линии) при напряжениях |
изгиба по |
симметричному |
циклу. |
ной 10-106 циклов, |
для |
гладких |
||||||||
1 — сталь |
марки |
35; 2 — сплав титана; |
образцов из |
углеродистых |
и низ |
|||||||
3 — сталь |
Ст.4; |
4 — сталь |
1Х14НДЛ; |
колегированных |
конструкцион |
|||||||
5 — бронза |
Бр. |
АЖ Н 9-4-4; |
6 — латунь |
|||||||||
ЛМдЖ55-3-1; 7 — сталь |
Л-5. |
ных |
сталей, испытываемых |
на |
||||||||
|
|
|
|
|
усталость в морской воде |
при |
на |
|||||
|
|
|
|
|
пряжениях изгиба, |
изменяющихся |
||||||
по симметричному циклу, предел |
их |
ограниченной |
выносливости |
|||||||||
составляет |
8— 12 |
кгс/мм2, независимо от |
значения |
статической |
||||||||
прочности. Таким образом, легирование, |
служащее |
важнейшим |
||||||||||
средством повышения |
прочности |
стали, |
особенно |
при |
сопут |
ствующей термообработке, оказывается неэффективным для дли тельно- и переменно-напряженных деталей при отсутствии защиты от коррозионной среды. С возрастанием базы испытаний пределы вы носливости оказываются еще ниже. Л. А. Гликман с сотрудниками [19] установил, что у судокорпусных малоуглеродистых и низко легированных сталей на базе 40-106 циклов предел выносливости в коррозионной среде в 2—4,5 раза меньше, чем на воздухе, а у ста лей высокой прочности эта разница еще более заметна. Даже нержа веющие высокохромистые стали мартенситного класса под влиянием коррозии в морской воде почти вдвое снижают предел выносливости на базе 80-106 циклов. Лишь для нержавеющих сталей аустенитного
146
класса пределы выносливости в коррозионной среде незначительно отличаются от пределов выносливости на воздухе.
На рис. 100 для некоторых металлических материалов, применяе мых в судостроении, представлены кривые усталости при испытании
вморской воде (коррозионная среда — сплошные линии) и частично
ввоздушной среде (штриховые линии). Кривые построены по данным серийных испытаний гладких образцов при напряжениях изгиба, изменяющихся по симметричному циклу. В табл. 8 приводятся дан ные о материале этих образцов.
0 |
Ю7 |
У |
0 |
Ю7 |
N |
Рис. 101. |
Кривые усталости образцов |
из стали, |
испытанных в |
раз |
личных средах: а — надрезанные образцы (1 —-в морской воде, 2 — на воздухе); б — образцы, испытанные в морской воде (3 — гладкие, 4 — надрезанные).
Концентрация напряжений может влиять на циклическую проч ность в коррозионной среде по-иному, чем в воздушной среде. Л. А. Гликман с сотрудниками исследовал циклическую прочность углеродистых и низколегированных конструкционных сталей на круг лых образцах, гладких и ц кольцевым надрезом, которые испытыва лись на изгиб и вращение в коррозионной среде [19]. Рассмотрим опубликованные ими данные применительно к равным условиям концентрации напряжений, но в одном случае при действии морской воды, а в другом случае на воздухе. Кривая 1 усталости, получен ная в коррозионной среде, в отличие от кривой усталости 2, полу ченной на воздухе, была нисходящей и не имела асимптотического участка (рис. 101, а). При этом до сравнительно большой долговеч ности (не менее 107 циклов) циклическая прочность в коррозионной среде оказалась выше, чем на воздухе. Но далее кривая коррозион ной усталости пересекалась с кривой усталости на воздухе и при более высоких долговечностях и низких напряжениях уже обнару живалось отрицательное действие коррозии на усталостную проч ность. Авторы объясняют это явление усилением коррозии под влия нием высоких переменных напряжений. По их соображениям, кор
10* |
147 |
г-
СО
а |
LO |
|
их |
||
|
||
и значения |
|
|
материалов |
|
|
поставок |
СО |
|
|
||
Виды |
|
,
в о
ш
S у
СХ 52
Я О.
JSI) на
розия разъедает и притупляет дно
25-ЛСталь |
|
Отливка |
термос обработкой |
|
надреза, а также |
снимает в этом |
|||||||||
|
|
|
|
|
дне |
микротрещины |
|
усталости. |
|||||||
|
|
|
|
ю |
Теперь сопоставим данные по ци |
||||||||||
|
|
|
|
|
клической прочности в коррозион |
||||||||||
|
|
|
|
|
ной среде |
гладких |
и надрезанных |
||||||||
|
|
|
|
|
образцов. Соответствующие кри |
||||||||||
Латунь |
ЛМцЖ55-3-1 |
Отливка |
|
48 |
вые |
усталости |
в |
коррозионной |
|||||||
|
(рис. |
|
101, б). |
При |
|
|
меньшем |
||||||||
|
|
|
|
|
среде оказались пересекающимися |
||||||||||
|
|
|
|
|
при |
значительной |
долговечности, |
||||||||
|
|
|
|
|
достигавшей |
иногда |
107 |
циклов |
|||||||
|
|
|
|
|
числе циклов, т. е. при повышен |
||||||||||
|
АЖН9-4-4 |
|
|
|
ных |
переменных |
|
напряжениях, |
|||||||
Бронза |
Отливка |
|
63 |
усталостная |
прочность |
|
гладких |
||||||||
|
циклов — надрезанных |
|
|
образцов |
|||||||||||
|
|
|
|
|
образцов оказалась выше, чем над |
||||||||||
|
|
|
|
|
резанных, |
а |
при большем |
числе |
|||||||
|
Бр. |
|
|
|
выше, чем гладких. |
|
|
|
|
|
|||||
|
|
|
|
|
Последний |
вывод не подтверж |
|||||||||
Сталь |
НДЛ14Х1 |
Отливка |
термос обработкой |
59 |
дается |
исследованием |
В. |
О. |
Ва- |
||||||
стали для |
отливки |
гребных |
вин |
||||||||||||
|
|
|
|
|
корина |
[13], |
которым |
охвачены |
|||||||
|
|
|
|
|
латуни, бронзы, углеродистые |
||||||||||
|
|
|
|
|
стали и |
некоторые |
нержавеющие |
||||||||
|
|
|
|
|
тов. |
Из этих материалов |
испыты |
||||||||
н |
|
оз |
|
|
вались на изгиб и вращение круг |
||||||||||
|
|
|
лые |
образцы |
диаметром |
6 |
мм, |
||||||||
и |
|
н |
|
|
гладкие |
и |
с кольцевым |
надрезом |
|||||||
|
ж |
|
45 |
||||||||||||
|
|
о |
|
||||||||||||
л |
|
а . |
|
|
глубиной 0,5 мм при угле развала |
||||||||||
н |
|
с |
|
|
|||||||||||
ч |
|
|
|
|
45° и радиусе скругления 0,1 мм. |
||||||||||
и |
|
|
|
|
|||||||||||
|
|
|
|
|
Коррозионной |
средой |
|
|
служила |
||||||
Ш ТО |
03 |
|
|
синтетическая морская вода. |
Кри |
||||||||||
я |
|
|
|||||||||||||
03 |
Ж |
аз |
|
|
вые коррозионной усталости строи |
||||||||||
С * |
О |
|
|
||||||||||||
* |
|
|
лись |
согласно серийным испыта |
|||||||||||
и |
£ |
О |
|
|
|||||||||||
|
|
С |
|
|
ниям |
при |
числах |
разрушающих |
|||||||
|
|
|
|
|
|||||||||||
Ю |
|
СО 1 О |
|
циклов от 105 до 107. Для |
исследо |
||||||||||
|
|
ванных материалов, |
в том числе и |
||||||||||||
|
|
|
»я |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
СО |
|
к g к |
СП |
для двух углеродистых сталей (ли |
|||||||||||
ж |
|
0 0-0 |
|||||||||||||
ч |
|
Я О V0 |
ю |
той, марки Л-25 |
и кованой, |
мар |
|||||||||
|
о |
н ТО |
|
нО- ки 35), кривые усталости в кор
иU У \о
орозионной среде для гладких об разцов расположились выше, чем
я
К? |
я |
С4 |
m |
s |
|
|
то |
2 |
Оч |
н |
|
о |
о |
|
|
и |
|
|
с |
Я |
£ |
*=с |
а |
я |
|
|
|
CQ |
|
для надрезанных. Можно пола гать, что для коррозионно-стойких материалов, а также для материа лов, защищенных покрытиями, концентрация напряжений будет всегда оказывать отрицательное
148
Действие на циклическую прочность не только в коррозионной, но и в воздушной среде.
Это предположение убедительно подтверждается эксперименталь
ными данными В. О. |
Вакорина |
[13], |
полученными при |
испытании |
|||||||||||||||||
образцов |
из |
нержавеющей стали |
марки |
0Х17Н6Т, |
применяемой |
||||||||||||||||
в виде |
проката |
для |
крыльевых |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||
устройств |
|
судов |
на |
подводных б,кгс/мм2 |
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||
крыльях. Эта сталь содержала в |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||||
своем составе, в %: 0,07 С; 0,45 Si; |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||||
0,38 Мп; |
18 Сг; |
5,9 |
Ni; |
0,26 Ti; |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||
0,01 S; 0,024 Р. |
После закалки и |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||
высокого |
отпуска |
механические |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||
характеристики |
составляли: от = |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||
= 66 кгс/мм2, |
ов = |
85 кгс/мм2, |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||
65 = 23%, ф = 69%. На изгиб и |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||||
вращение на воздухе и в синтети |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||||
ческой морской воде испытыва |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||||
лись: круглые образцы диаметром |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||||
6 мм, гладкие и с кольцевым над |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||||
резом |
глубиной |
3 мм, образую |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||
щим угол 60°, при радиусах скруг- |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||||
ления |
0,97 |
|
и |
0,16 |
мм. |
Кривые |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||
усталости, |
|
по |
данным серийных |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||
испытаний, |
|
представлены |
на |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||
рис. |
102. |
При |
числе |
циклов |
10° |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||
предел выносливости в коррозион |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||||
ной |
среде |
надрезанных образцов |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||
оказался 20 |
и 24 |
кгс/мм2 |
против |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||
44 кгс/мм2 для гладких образцов; |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||||
при числе циклов 5 • 107 — соответ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||||
ственно 13 и 19 кгс/мм2 |
против |
Рис. |
102. |
Кривые |
усталости |
стали |
|||||||||||||||
42 кгс/мм2. |
|
О |
большом |
отрица |
0Х17Н6Т, испытанной |
|
на |
воздухе |
|||||||||||||
тельном влиянии надрезов на пре |
(1, 3, |
5) и |
в |
синтетической морской |
|||||||||||||||||
делы выносливости в |
коррозион |
|
|
|
воде (2, |
4, |
6). |
|
|
||||||||||||
------------ |
г л а д к и е |
о б р а з ц ы |
; ---------------- — |
— |
|||||||||||||||||
ной |
среде |
нержавеющих |
сталей |
||||||||||||||||||
о б р а з ц ы с н а д р е з о м , г — 0 , 9 7 |
м м ; — • — |
• — |
|||||||||||||||||||
марок 0Х17Н6Т и 0Х15Н4ГЗ сви |
|
о б р а з ц ы |
с |
н а д р е з о м , г |
= |
0 , 1 6 |
м м . |
|
|||||||||||||
детельствует |
обобщение результа |
|
изгибе и |
вращении |
|
32 |
серий |
||||||||||||||
тов |
испытаний |
на |
усталость |
при |
|
|
|||||||||||||||
круглых образцов диаметром 6 мм. |
Наряду с гладкими образцами |
||||||||||||||||||||
испытывались образцы с кольцевыми |
надрезами, при |
которых тео |
|||||||||||||||||||
ретический |
коэффициент концентрации напряжений |
а0 |
|
находился |
|||||||||||||||||
в пределах от 1,6 до 3,85. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||
Коррозионная среда влияет и на зависимость между теоретиче |
|||||||||||||||||||||
ским |
и эффективным |
коэффициентами концентрации напряжений |
|||||||||||||||||||
(рис. |
103). Согласно рис. 103 значения эффективных коэффициентов |
||||||||||||||||||||
концентрации напряжений |
в коррозионной |
среде по всем сериям |
образцов оказались больше, чем на воздухе, и, следовательно, чув ствительность материала образцов к надрезу в коррозионной среде выше, чем в воздушной среде. Кроме того, коррозионная среда ока
149