Файл: Быков В.А. Пластичность, прочность и разрушение металлических судостроительных материалов.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.04.2024

Просмотров: 107

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

воды, наполненные водой; проволочные канаты, эксплуатируемые в воде. Эти конструкции и детали испытывают циклические напря­ жения в сочетании с действием на их поверхность агрессивных сред: влажного воздуха, воды, которые вызывают коррозию. Под влиянием коррозии процесс усталости усиливается, отрицательно влияя на циклическую прочность. Даже кислород воздуха способствует раз­

 

 

 

витию усталости. Об этом

свиде­

 

 

 

тельствуют более высокие пределы

 

 

 

выносливости образцов, из стали

 

 

 

и других

металлов,

испытанных

 

 

 

в вакууме, чем образцов,

испы­

 

 

 

танных на воздухе

[66]. Действие

 

 

 

морской воды весьма заметно сни­

 

 

 

жает циклическую прочность кон­

 

 

 

струкционных сталей, углероди­

 

 

 

стых и в еще большей степени—

 

 

 

легированных. Поэтому при на­

 

 

 

личии

коррозионной

среды могут

 

 

 

утрачиваться

преимущества

по

 

 

 

прочности

легированных

сталей

 

 

 

перед углеродистыми.

 

сталей

 

 

 

Для

конструкционных

 

 

 

характерна

нисходящая

кривая

 

 

 

усталости

 

без

асимптотического

 

 

 

участка. Следовательно, предел

Рис. 100. Кривые усталости при испы­

длительной

коррозионной

выно­

тании в воздушной

среде

(штриховые

сливости

сталей не

обеспечивает­

линии) и в морской

воде

(сплошные

ся. На

общепринятой базе,

рав­

линии) при напряжениях

изгиба по

симметричному

циклу.

ной 10-106 циклов,

для

гладких

1 — сталь

марки

35; 2 — сплав титана;

образцов из

углеродистых

и низ­

3 — сталь

Ст.4;

4 — сталь

1Х14НДЛ;

колегированных

конструкцион­

5 — бронза

Бр.

АЖ Н 9-4-4;

6 — латунь

ЛМдЖ55-3-1; 7 — сталь

Л-5.

ных

сталей, испытываемых

на

 

 

 

 

 

усталость в морской воде

при

на­

 

 

 

 

 

пряжениях изгиба,

изменяющихся

по симметричному циклу, предел

их

ограниченной

выносливости

составляет

8— 12

кгс/мм2, независимо от

значения

статической

прочности. Таким образом, легирование,

служащее

важнейшим

средством повышения

прочности

стали,

особенно

при

сопут­

ствующей термообработке, оказывается неэффективным для дли­ тельно- и переменно-напряженных деталей при отсутствии защиты от коррозионной среды. С возрастанием базы испытаний пределы вы­ носливости оказываются еще ниже. Л. А. Гликман с сотрудниками [19] установил, что у судокорпусных малоуглеродистых и низко­ легированных сталей на базе 40-106 циклов предел выносливости в коррозионной среде в 2—4,5 раза меньше, чем на воздухе, а у ста­ лей высокой прочности эта разница еще более заметна. Даже нержа­ веющие высокохромистые стали мартенситного класса под влиянием коррозии в морской воде почти вдвое снижают предел выносливости на базе 80-106 циклов. Лишь для нержавеющих сталей аустенитного

146


класса пределы выносливости в коррозионной среде незначительно отличаются от пределов выносливости на воздухе.

На рис. 100 для некоторых металлических материалов, применяе­ мых в судостроении, представлены кривые усталости при испытании

вморской воде (коррозионная среда — сплошные линии) и частично

ввоздушной среде (штриховые линии). Кривые построены по данным серийных испытаний гладких образцов при напряжениях изгиба, изменяющихся по симметричному циклу. В табл. 8 приводятся дан­ ные о материале этих образцов.

0

Ю7

У

0

Ю7

N

Рис. 101.

Кривые усталости образцов

из стали,

испытанных в

раз­

личных средах: а — надрезанные образцы (1 —-в морской воде, 2 — на воздухе); б — образцы, испытанные в морской воде (3 — гладкие, 4 — надрезанные).

Концентрация напряжений может влиять на циклическую проч­ ность в коррозионной среде по-иному, чем в воздушной среде. Л. А. Гликман с сотрудниками исследовал циклическую прочность углеродистых и низколегированных конструкционных сталей на круг­ лых образцах, гладких и ц кольцевым надрезом, которые испытыва­ лись на изгиб и вращение в коррозионной среде [19]. Рассмотрим опубликованные ими данные применительно к равным условиям концентрации напряжений, но в одном случае при действии морской воды, а в другом случае на воздухе. Кривая 1 усталости, получен­ ная в коррозионной среде, в отличие от кривой усталости 2, полу­ ченной на воздухе, была нисходящей и не имела асимптотического участка (рис. 101, а). При этом до сравнительно большой долговеч­ ности (не менее 107 циклов) циклическая прочность в коррозионной среде оказалась выше, чем на воздухе. Но далее кривая коррозион­ ной усталости пересекалась с кривой усталости на воздухе и при более высоких долговечностях и низких напряжениях уже обнару­ живалось отрицательное действие коррозии на усталостную проч­ ность. Авторы объясняют это явление усилением коррозии под влия­ нием высоких переменных напряжений. По их соображениям, кор­

10*

147


г-

СО

а

LO

их

 

и значения

 

материалов

 

поставок

СО

 

Виды

 

,

в о

ш

S у

СХ 52

Я О.

JSI) на

розия разъедает и притупляет дно

25-ЛСталь

 

Отливка

­термос обработкой

 

надреза, а также

снимает в этом

 

 

 

 

 

дне

микротрещины

 

усталости.

 

 

 

 

ю

Теперь сопоставим данные по ци­

 

 

 

 

 

клической прочности в коррозион­

 

 

 

 

 

ной среде

гладких

и надрезанных

 

 

 

 

 

образцов. Соответствующие кри­

Латунь

ЛМцЖ55-3-1

Отливка

 

48

вые

усталости

в

коррозионной

 

(рис.

 

101, б).

При

 

 

меньшем

 

 

 

 

 

среде оказались пересекающимися

 

 

 

 

 

при

значительной

долговечности,

 

 

 

 

 

достигавшей

иногда

107

циклов

 

 

 

 

 

числе циклов, т. е. при повышен­

 

АЖН9-4-4

 

 

 

ных

переменных

 

напряжениях,

Бронза

Отливка

 

63

усталостная

прочность

 

гладких

 

циклов — надрезанных

 

 

образцов

 

 

 

 

 

образцов оказалась выше, чем над­

 

 

 

 

 

резанных,

а

при большем

числе

 

Бр.

 

 

 

выше, чем гладких.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Последний

вывод не подтверж­

Сталь

НДЛ14Х1

Отливка

термос ­ обработкой

59

дается

исследованием

В.

О.

Ва-

стали для

отливки

гребных

вин­

 

 

 

 

 

корина

[13],

которым

охвачены

 

 

 

 

 

латуни, бронзы, углеродистые

 

 

 

 

 

стали и

некоторые

нержавеющие

 

 

 

 

 

тов.

Из этих материалов

испыты­

н

 

оз

 

 

вались на изгиб и вращение круг­

 

 

 

лые

образцы

диаметром

6

мм,

и

 

н

 

 

гладкие

и

с кольцевым

надрезом

 

ж

 

45

 

 

о

 

л

 

а .

 

 

глубиной 0,5 мм при угле развала

н

 

с

 

 

ч

 

 

 

 

45° и радиусе скругления 0,1 мм.

и

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Коррозионной

средой

 

 

служила

Ш ТО

03

 

 

синтетическая морская вода.

Кри­

я

 

 

03

Ж

аз

 

 

вые коррозионной усталости строи­

С *

О

 

 

*

 

 

лись

согласно серийным испыта­

и

£

О

 

 

 

 

С

 

 

ниям

при

числах

разрушающих

 

 

 

 

 

Ю

 

СО 1 О

 

циклов от 105 до 107. Для

исследо­

 

 

ванных материалов,

в том числе и

 

 

 

»я

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СО

 

к g к

СП

для двух углеродистых сталей (ли­

ж

 

0 0-0

ч

 

Я О V0

ю

той, марки Л-25

и кованой,

мар­

 

о

н ТО

 

нО- ки 35), кривые усталости в кор­

иU У \о

орозионной среде для гладких об­ разцов расположились выше, чем

я

К?

я

С4

m

s

 

то

2

Оч

н

о

о

 

и

 

с

Я

£

*=с

а

я

 

 

CQ

 

для надрезанных. Можно пола­ гать, что для коррозионно-стойких материалов, а также для материа­ лов, защищенных покрытиями, концентрация напряжений будет всегда оказывать отрицательное

148


Действие на циклическую прочность не только в коррозионной, но и в воздушной среде.

Это предположение убедительно подтверждается эксперименталь­

ными данными В. О.

Вакорина

[13],

полученными при

испытании

образцов

из

нержавеющей стали

марки

0Х17Н6Т,

применяемой

в виде

проката

для

крыльевых

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

устройств

 

судов

на

подводных б,кгс/мм2

 

 

 

 

 

 

 

крыльях. Эта сталь содержала в

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

своем составе, в %: 0,07 С; 0,45 Si;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

0,38 Мп;

18 Сг;

5,9

Ni;

0,26 Ti;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

0,01 S; 0,024 Р.

После закалки и

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

высокого

отпуска

механические

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

характеристики

составляли: от =

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

= 66 кгс/мм2,

ов =

85 кгс/мм2,

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

65 = 23%, ф = 69%. На изгиб и

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

вращение на воздухе и в синтети­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ческой морской воде испытыва­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

лись: круглые образцы диаметром

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6 мм, гладкие и с кольцевым над­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

резом

глубиной

3 мм, образую­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

щим угол 60°, при радиусах скруг-

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ления

0,97

 

и

0,16

мм.

Кривые

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

усталости,

 

по

данным серийных

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

испытаний,

 

представлены

на

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

рис.

102.

При

числе

циклов

10°

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

предел выносливости в коррозион­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ной

среде

надрезанных образцов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

оказался 20

и 24

кгс/мм2

против

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

44 кгс/мм2 для гладких образцов;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

при числе циклов 5 • 107 — соответ­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ственно 13 и 19 кгс/мм2

против

Рис.

102.

Кривые

усталости

стали

42 кгс/мм2.

 

О

большом

отрица­

0Х17Н6Т, испытанной

 

на

воздухе

тельном влиянии надрезов на пре­

(1, 3,

5) и

в

синтетической морской

делы выносливости в

коррозион­

 

 

 

воде (2,

4,

6).

 

 

------------

г л а д к и е

о б р а з ц ы

; ---------------- —

ной

среде

нержавеющих

сталей

о б р а з ц ы с н а д р е з о м , г — 0 , 9 7

м м ; — • —

• —

марок 0Х17Н6Т и 0Х15Н4ГЗ сви­

 

о б р а з ц ы

с

н а д р е з о м , г

=

0 , 1 6

м м .

 

детельствует

обобщение результа­

 

изгибе и

вращении

 

32

серий

тов

испытаний

на

усталость

при

 

 

круглых образцов диаметром 6 мм.

Наряду с гладкими образцами

испытывались образцы с кольцевыми

надрезами, при

которых тео­

ретический

коэффициент концентрации напряжений

а0

 

находился

в пределах от 1,6 до 3,85.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Коррозионная среда влияет и на зависимость между теоретиче­

ским

и эффективным

коэффициентами концентрации напряжений

(рис.

103). Согласно рис. 103 значения эффективных коэффициентов

концентрации напряжений

в коррозионной

среде по всем сериям

образцов оказались больше, чем на воздухе, и, следовательно, чув­ ствительность материала образцов к надрезу в коррозионной среде выше, чем в воздушной среде. Кроме того, коррозионная среда ока­

149