Файл: Блок М. Апология истории или ремесло историка.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.04.2024

Просмотров: 173

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

кое владычество должно предварять наступление Царства божьего. Но когда же пробьет этот час, столь близкий? «Апокалипсис» как

будто

давал ответ: «доколе

не окончится тысяча

лет...»2 0 . Надо ли

было

понимать: после смерти

Христа? Некоторые

так и полагали и, по

обычному счету, приурочивали день катастрофы к 1033 г. Или же: от рождества Христова? Последнее толкование, кажется, было более при­ нято. Во всяком случае, несомненно, что накануне тысячного года один

проповедник в парижских

церквах приурочил конец времен именно

к

этой

дате. Если массами тогда

и не завладел панический ужас 2 І , как

изобра­

жали нам вожди романтизма, причина прежде

всего

в том,

что

люди

этой эпохи, внимательно следившие за сменой

сезонов

и

годовым

рит­

мом богослужений, в общем не разбирались в

хронологии,

и

еще

мень­

ше — в датах, ясно высчитанных. Мы видели,

сколько

было

грамот без

хронологических указаний. А среди прочих — какой разнобой

в системах

счисления, чаще всего и не связанных с жизнью Христа: годы царст­ вования или понтификата, всевозможные астрономические вехи, пятна­ дцатилетний цикл налогового кадастра, когда-то взятый из практики рим­ ской фискальной системы! Целая страна, Испания, пользуясь более ши­ роко, чем другие, точным летосчислением, почему-то приписывала ему начало, совершенно чуждое Евангелию: 38 лет до рождества Христова. И было ли исключением, что некоторые акты, а чаще хроники, вели счет с Воплощения? Надо еще принять во внимание различные начала года. Ибо церковь подвергла остракизму первое января как языческий празд­ ник. В разных провинциях, в разных канцеляриях наступление этого тысячного года, таким образом, приходилось на шесть или семь различных сроков, которые по нашему календарю располагались от 25 марта 999 г. до 31 марта 1000 г. Более того, приуроченные к тому или иному литур­ гическому эпизоду пасхального периода, некоторые из этих отправных то­ чек были по природе своей подвижными (а значит, предсказать их нель­ зя было, не имея таблиц, коими располагали лишь ученые) и чрезвычайно усиливали сумятицу в мозгах, обрекая последующие годы на весьма нерав­ ную длительность. Вот и получалось, что в одном году частенько повто­ рялось дважды одно и то же число марта или апреля, либо праздник одного святого. В самом деле, для большинства жителей Запада слово «тысяча», которое, как нас уверяют, вселяло ужас, не могло обозначать никакого строго определенного этапа в череде дней.

Но можно ли считать вовсе неверной мысль, что предвещание «дня

гнева» омрачало тогда

души?

К концу первого тысячелетия вся Европа

не затрепетала вдруг,

чтобы

тут же успокоиться, когда прошла роковая

дата. Однако — а это, возможно, было еще хуже — волны страха набе­ гали почти беспрерывно то здесь, то там и, утихнув в одном месте, вскоре возникали в другом. Иногда толчком служило видение, или боль­

шая историческая

трагедия, как в 1009 г. разрушение гроба

господня,

или же попросту свирепая буря. Иной раз

их

порождали выкладки, сде­

ланные для литургии, которые исходили

из

просвещенных

кругов и

распространялись

в народе. «Почти во всем мире прошел слух, что конец


наступит, когда Благовещенье совпадет со Страстной пятницей»,— писал незадолго до тысячного года Аббон из аббатства Флери. Правда, вспо­

миная слова святого Павла2 2 , что господь

застигнет

людей

врасплох,

«аки тать в ночи», многие богословы осуждали эти

дерзкие

попытки

проникнуть в тайну, коей божеству угодно

укрыть свои громы. Но если

не знаешь, когда обрушится удар, разве

ожидание

менее мучительно?

В окружающих непорядках, которые мы бы теперь назвали бурлением юности, тогдашние люди усматривали дряхлость «состарившегося» чело­ вечества. Вопреки всему в людях бродила неуемная жизнь. Но когда они пускались размышлять, ничто не было им более чуждо, чем предчувствие огромного будущего, открывавшегося перед молодыми силами.

Если людям казалось, что все человечество стремительно несется к своему концу, то с еще большим основанием это ощущение жизни «в пути» было свойственно каждому в отдельности. По излюбленному выражению многих религиозных сочинений, разве не был верующий в сем мире не­ ким «пилигримом», для которого цель путешествия, естественно, куда важ­ нее, чем превратности пути? Большинство, разумеется, не думало о своем спасении постоянно. Но уж если задумывалось, то всерьез и рисуя себе весьма конкретные картины. Эти яркие образы обычно порождались оп­ ределенным состоянием: весьма неустойчивые души тогдашних людей были подвержены резким сменам настроения. Мысль о вечной награде в соче­ тании с любованием смертью, свойственным дряхлеющему миру, заставила уйти в монастырь не одного сеньора и даже оставила без потомства не

один знатный род: шестеро сыновей сеньора

де Фонтен-ле-Дижона ушли

в монастырь во главе с самым выдающимся

из них — Бернардом Клерво-

ским. Так религиозное сознание способствовало, на свой лад, перемешива­ нию общественных слоев.

Однако у многих христиан не хватало духу обречь себя на столь суровую жизнь. С другой стороны, они — возможно, не без оснований — полагали, что не смогут заслужить царство небесное собственными доб­ родетелями. Поэтому они возлагали надежду на молитвы благочестивых людей, на накопление аскетами заслуг перед богом на благо всех вег рующих, на заступничество святых, материализованное в мощах и представляемое служащими им монахами. В этом христианском обществе самой необходимой для всего коллектива функцией представлялась функ­ ция духовных институтов. Но не будем обманываться — именно в качестве духовных. Благотворительная, культурная, хозяйственная деятельность крупных кафедральных капитулов и монастырей была, разумеется, зна­ чительной. Но в глазах современников она являлась лишь побочной. Этому способствовали понятия о земном мире как пронизанном сверхъестест­

венным

и навязчивая

мысль

о мире потустороннем. Благополучие короля

и королевства — это

в

настоящем; спасение предков короля и его

само­

г о — в

вечности; такова

была

двойная выгода, которой, по словам

Людо­

вика Толстого, он ожидает, учреждая в парижской церкви Сен-Виктор общину регулярных каноников. «Мы полагаем,— говорил также Оттон I , — что благополучие нашей империи зависит от роста богопочитания».



Могучая, богатая церковь создала своеобразные юридические институты; страстно дебатировалось множество каверзных проблем, вызванных при­ способлением этого «града» церковного к «граду» светскому и впослед­ ствии нависших тяжким бременем над общей эволюцией Запада. Вспоми­ ная об этих чертах, необходимых для верного изображения феодального мира, как не признать, что страх перед адом был одним из великих социальных фактов того времени?

Глава третья

КОЛЛЕКТИВНАЯ ПАМЯТЬ

1.Историография

Вфеодальном обществе многое стимулировало интерес к прошлому. В ре­ лигии священными книгами являлись книги исторические; ее праздники были воспоминанием об определенных событиях, в самых популярных фор­ мах ее питали легенды о древних святых; наконец, утверждая, что че­ ловечество близко к гибели, она устраняла иллюзии, побуждающие в периоды великих надежд интересоваться только настоящим или будущим.

Каноническое право основывалось на древних текстах, светское право — на прецедентах. Часы досуга в монастыре или в замке были благоприят­ ны для длинных рассказов. История, правда, не преподавалась в школах ex prefessoа , разве что посредством чтений, имевших в принципе дру­ гие цели: читались религиозные сочинения, в которых искали богослов­ ское или моральное поучение, и произведения классической древности, предназначенные прежде всего служить образцами красноречия. Тем не менее в коллективном интеллектуальном багаже история занимала, можно сказать, преобладающее место.

В каких источниках могли черпать просвещенные люди, жаждавшие узнать, что было до них? Историки латинской античности, известные только во фрагментах, ничуть не утратили своего авторитета; хотя Тит Ливии далеко не был в числе тех, кого чаще всего листали, его имя значится среди авторов, чьи книги раздавали между 1039 и 1049 гг. мо­ нахам Клюни для чтения в великий пост. Не были также забыты по­ вествовательные произведения раннего средневековья: мы, например, рас­ полагаем несколькими рукописями сочинений Григория Турского, перепи­ санными между X и X I I вв.

Но самое значительное влияние, бесспорно, оказывали писатели, кото­ рые к решающему перелому I V — V вв. поставили себе задачей создать синтез двух до той поры весьма далеких одна от другой исторических традиций, чье двойное наследие досталось новому миру: традиции биб-

а Специально, как особый предмет (лат.).


лейской и традиции греко-римской. Чтобы воспользоваться плодами этого согласования, которым занимались Евсевий Кесарийский, святой Иероним, Павел Орозий, вовсе не было надобности непосредственно обра­ щаться к самим зачинателям. Суть их произведений была изложена и все время излагалась в многочисленных сочинениях более недавнего времени. Ибо стремление дать почувствовать за настоящей минутой течение велико­ го потока времени было столь сильно, что многие авторы, даже среди тех, чье внимание сосредоточивалось прежде всего на ближайших собы­ тиях, считали полезным включать в виде преамбулы некую краткую сводку всемирной истории. В «Анналах», которые около 1078 г. монах Ламберт составил в своей келье в Герсфельде, нас интересуют преиму­

щественно

сведения

о раздорах в

империи во

времена Генриха I V ; на­

чинаются «Анналы», однако, с сотворения мира.

 

 

 

 

Нынешние исследователи, ищущие данных о франкских королевствах

после крушения Каролингской империи в хронике

Регинона

Прюмского,

об

англосаксонских

обществах — в

Вустерской или

Питербороской хрони­

ках

а о

мелких

подробностях

бургундской

истории — в

«Анналах»

Беза, нередко обнаруживают, что судьбы человечества изложены в этих сочинениях начиная с Воплощения! Даже когда рассказ начинается с времен не столь древних, он все же уходит корнями в эпоху, намнога более давнюю, чем воспоминания самого хрониста. Состряпанные на осно­ ве плохо усвоенных или плохо понятых текстов и, следовательно, неспо­ собные сообщить нам что-то дельное о слишком далеких событиях, кото­ рые автор тщится изложить, эти пролегомены зато являются драгоцен­ ным свидетельством умственной жизни; они рисуют перед нами картину того, как феодальная Европа представляла себе свое прошлое. Вдобавок они убедительно показывают, что составители хроник или анналов не ог­ раничивали свой кругозор намеренно. К сожалению, как только писатель, покинув надежную сень литературной традиции, был вынужден сам добы­ вать сведения, раздробленность общества ставила преграду его любозна­ тельности; сплошь да рядом, по странному контрасту, чем дальше вперед движется рассказ, тем все больше он обогащается деталями и в то же время охваченное в нем пространство становится все уже. Так, большая исто­ рия французов, составленная в одном ангулемском монастыре Адемаром Шабаннским, этап за этапом сводится к истории Аквитании.

Само разнообразие жанров у этих историографов свидетельствует еще и о том, как любили тогда рассказывать и слушать рассказы. Истории всемирные или слывшие таковыми, истории народов, истории церквей соседствуют с простыми перечнями новостей, составлявшимися из года в год. Когда умы поражало какое-нибудь важное событие, оно становилось темой целого повествовательного цикла, например борьба императоров и пап и, в особенности, крестовые походы. Хотя тогдашние писатели были не искусней скульпторов в умении схватывать своеобразные черты, ко­ торые делают человеческое существо индивидуальностью, биография была в моде. И не только в форме житий святых. Вильгельм Завоеватель, Генрих I V германский, Конрад I I , не имевшие, разумеется, никаких прав