ходить в патрубках, а также между корпусом и ротором турбомашины, особенно в нестационарных условиях при пуске и оста нове.
Течение в лопаточном аппарате турбомашнны имеет весьма сложный характер. При последовательном обтекании неподвижных и вращающихся решеток имеет место нестационарное периодиче ское течение, например после решетки неподвижного аппарата на рабочие лопатки натекает поток, который имеет неравномерность на расстоянии одного шага даже при течении невязкой жидкости. Вязкость приводит к появлению аэродинамических следов за каждой лопаткой (стойкой). Ширина следа зависит также от величины осевого зазора между решетками.
Наличие окружной составляющей скорости, как было показано выше, приводит к увеличению статического давления по радиусу в осевом зазоре. На этот градиент статического давления наклады вается радиальный градиент полного давления вследствие нерав номерного по радиусу подвода (отвода) работы в решетке рабочего колеса, а также в результате потерь полного давления в межло паточных каналах неподвижных и вращающихся решеток. Пере текание газа в радиальных зазорах между торцом лопатки и кор пусом (ротором) еще более усложняет и без того сложную струк туру течения в турбомашине.
Ограничивающие поток стенки корпуса и ротора создают лишь общее направление течения газа, задают лишь граничные условия этому течению. Картина линий тока в потоке и распределениепараметров в нем зависит также от характера подвода (отвода) работы в рабочих колесах, от потег'^ в венцах и от условий на входе и выходе потока в ступени. Образующиеся в проточной части пограничные слои на корпусе и втулке, на лопатках, а также в двугранных углах межлопаточных каналов оказывают суще ственное влияние на поле скоростей в проточной части турбома шнны, особенно при небольших длинах лопаток.
В настоящее время прямая и обратная |
задачи расчета течения |
в турбомашине решаются в упрощенном |
виде. |
Однако, как показывает практика, современные турбомашнны обладают высокой эффективностью, хотя они проектируются по упрощенным уравнениям. Это объясняется тем, что при создании турбомашиа широко используются экспериментальные коэффи циенты, учитывающие неучтенные в расчетных уравнениях «де тали» течения. Эти коэффициенты отражают опыт создания и до водки высокоэффективных турбин и компрессоров.
Необходимо подчеркнуть, что любые коэффициенты являются дополнением к теоретической схеме расчета, а экспериментальные коэффициенты, как правило, справедливы только для создания подобных турбомашин. При создании новых, как по геометрии, так и по параметрам машин необходимо дополнительно проводить комплекс научно-исследовательских работ и определять попра вочные к расчету коэффициенты.