Файл: Агрегаты воздухоснабжения комбинированных двигателей внутреннего сгорания..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.04.2024

Просмотров: 218

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Для определения коэффициента скорости <р запишем уравне­ ние энергии в виде баланса потерь

 

Д/г = А/г! + Д/г2,

(131)

где Д/г = (1 —-ф2)-

суммарные потери в сопловом

аппарате;

,2

 

 

А / г , = ( 1 - Ф І ) ^

— потери в круговой решетке

сопловых

.лопаток; Д/і2 — потери энергии в БК; эти потери принимают рав­ ными удельной работе сил трения:

Г1О я п

Д/і2

4 J

Tsin (X

I

После подстановки выражений для потерь в уравнение (131) получаем

1 -

 

(1 — Ф і о ) -

 

г

dr.

(132)

'*17'

2\f

 

 

 

J

I sin «

 

Используя уравнения, приведенные выше, определяют при­ веденную скорость л, угол потока а и коэффициент скорости ф в любом кольцевом сечении БК радиусом г. Расчетом при за­

данных начальных условиях а 1о, л 1о и размерах БК И, и 7 определяют параметры потока на входе в рабочее колесо. При

этом БК разбивают на ряд

кольцевых участков и последова­

тельными приближениями определяют параметры потока.

Согласно

приведенным

на рис. 90 результатам

расчетов,

с ростом

увеличивается угол аі потока на входе

в рабочее

колесо. При

А,о< 0

,6

угол а изменяется почти линейно вдоль

радиуса. При

Я.!о >

0,6

угол

а растет интенсивнее уменьшения

радиуса.

 

 

 

 

 

На рис. 91 приведены расчетные углы сц и углы, определен­

ные по замеренному расходу

при экспериментальных

исследо­

ваниях регулируемой центростремительной турбины. Опытные значения удовлетворительно совпадают с расчетными.

Оптимальная радиальная протяженность БК по условию минимума потерь в сопловом аппарате находится по формуле

4/ sin etj

(1

2

(133)

ПоОП —

- Ф і о ) '

Чф2

 

Из формулы следует, что г1о0п

 

увеличивается с ростом I и

а і и пропорционально отношению

 

1—Ф2

 

 

-------- . Чем ниже эффек-

 

 

Kf

 

оо


тивность круговой

решетки

сопловых

лопаток,

тем

полезнее

удлинить безлопаточную часть конфузора. С ростом

гі0 сни­

жаются

потери

в рабочем

колесе

вследствие

выравнивания

потока

перед ним.

Поэтому желательно несколько

увеличить

г \а по

сравнению с

расчетом по формуле (133).

 

1

1,02

1,0,0

1,06

1,08

1,10 г 1о

Рис. 90. Изменение угла потока а вдоль радиуса тур­

 

 

бокомпрессора

 

 

Характер течения и коэффициент потерь в рабочем колесе.

При движении

от периферии

к выходному

сечению рабочего

колеса ЦСТ поток совершает работу в поле центробежных сил, в результате чего изменяются полные параметры газа в относи­ тельном движении. С уменьшением окружной скорости меняется

 

 

 

 

 

.

профиль скоростей

в рабочем

 

 

n

m e

л

колесе, что сказывается на по­

 

 

 

 

терях в нем.

 

 

 

 

 

128°30' f

 

 

 

Для выявления зависимости

 

 

 

 

 

 

средней скорости w потока в

25

 

21°30'

 

 

 

относительном движении в ра­

 

 

 

 

 

бочем колесе от площади про­

 

 

 

 

 

 

ходных сечений воспользуемся

 

 

 

 

 

 

уравнением

обращенного воз­

20

 

 

 

 

 

действия для

 

условия постоян­

 

 

 

 

 

 

ного расхода и без теплообме­

 

 

J i r 16°30'

 

 

 

на:

 

duD

 

 

 

 

 

 

 

 

dF

15

 

L42

 

 

 

 

 

 

 

0,8

 

 

w

 

0,4

0,6-------- s-2"0^

 

 

 

 

 

 

___________

 

 

 

 

(1L

 

k. dLj, (134)

Рис. 91. Сравнение опытных и расчет­

(м£—О

 

 

ных величин сц

 

 

где Lf удельная работа СИЛГ трения.

Элементарная работа потока против центробежных сил dL = — и du.

Учитывая, что w = Хюакр, находим

dw

dX...

da кр

w

^tOi

Кр

156


Зависимость между критической скоростью в относительном движении акр и окружной скоростью имеет вид

2

k {-~ \

2

 

2

 

U\ .

акр

-

-II

 

— Ö 1 кр

k1-\- 1

Отсюда

 

+ 1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

daKp

ki­

 

 

 

 

ll du

 

^кр

 

 

 

 

 

k I -4- 1

 

 

fe i-11

 

 

 

1 1 кр

fel + 1v

 

 

 

 

 

 

 

Проинтегрировав уравнение (134) с учетом приведенных со­ отношений, получим уравнение, из которого численным интегри­ рованием определяются средние относительные скорости в ра­ бочем колесе ЦСТ:

(I —Яш) dhw

Т Кш) ÂW

ГV

г

 

- \ j J L . d L f = 0.

(135)

г\

Обычно закон изменения площадей проходных сечений меж­ лопаточных каналов выбирается из условия обеспечения не­ большого ускорения потока в рабочем колесе центростремитель­ ной турбины [13]. Пренебрегая работой трения, при условии постоянства скорости dw — 0, из уравнения (134) получим зави­ симость распределения площадей от окружной скорости:

dF

и du

F

а2

Как показывают расчеты, скорость звука а в рабочем колесе изменяется в пределах 2—3%. Поэтому приняв, что а — аср с погрешностью 1—1,5%, получим

=

ехр -і- MU| (і

ц2),

(136)

Г !

2

 

 

где

»1

 

 

 

 

 

 

М«I

 

 

 

а ср

 

 

Уравнение (136) позволяет сделать

вывод, что с

ростом

 

F

окружной скорости увеличивается отношение площадей

——,

157


обеспечивающее течение газа в колесе с неизменной среднейскоростью (рис. 92). Если рабочее колесо спроектировано так, что на расчетном режиме (при ц = 0,5 -f- 0,6 и Ма, = 0,6 р0,7)

обеспечивается небольшое ускорение потока (например, ---- =

FI

=1,1), то при уменьшении окружной скорости характер течения

вколесе изменится, и поток окажется замедляющимся.

На рис. 93 приведено распределение вдоль радиуса средних относительных скоростей kw в колесе центростремительной тур­ бины (см. табл. 3) для различных значений М„, . Здесь же дано распределение площадей проходных сечений колеса вдоль радиуса.

 

 

 

Рис. 93. Распределение средних

Рис. 92. Влияние М„

на отно-

скоростей в рабочем колесе турби­

 

и\

 

ны ТКР-40

шение

при dw = 0

в рабо­

 

чем колесе центростремитель­ ной турбины

Расчет проводился по уравнению (135) без учета потерь.

С увеличением МЫі интенсивнее растут скорости газа на входном участке колеса и ослабевает замедление потока перед поворотом из радиального в осевое направление. Такой характер перераспределения скоростей вызывает изменение коэффициента потерь. Результаты опытного определения коэффициента потерь в рабочем колесе этой турбины представлены на рис. 94. Средний коэффициент потерь в колесе находился по замеренному рас­ ходу и степени реактивности из интегрального уравнения нераз­ рывности (126) в сечении на выходе из колеса. Кривые М„, = = const на рис. 94 показывают, что для всех углов входа имеет место снижение с увеличением . Это соответствует ха­ рактеру изменения эпюры средних скоростей в рабочем колесе. На рис. 94 также видно, что коэффициент скорости ф в колесе при оптимальном угле входа падает с увеличением угла ui, так как при этом уменьшается ѵ и соответственно М„, .

Приведенные результаты исследований показывают, что вследствие изменения профиля относительных скоростей в коле­ се при снижении скорости вращения повышается коэффициент

158


потерь в межлопаточных каналах. Поэтому при расчете харак­ теристик ЦСТ нельзя определять потери при больших углах атаки только как сумму потерь при номинальном режиме н по­ терь отрыва при входе в колесо.

Расчет коэффициенту потерь в колесе может быть проведен следующим образом. Допустим, что потери в канале, у которого распределение скоростей зависит только от его геометрических параметров, можно считать равными потерям в канале с таким же распределением скоростей, вызванным совместным геометри­

ческим и механическим воздействием на поток поля центробеж­ ных сил. Распределение средних скоростей в радиальной части

колеса определяют при различных

М„, . Для каждого

находят коэффициент потерь как для

гидравлического колеса,

имеющего такое же распределение средних скоростей и такой же

радиус поворота, как и в рассматриваемом рабочем колесе.

 

Потери в выходной части колеса

(во вращающемся спрям­

ляющем аппарате ВСА) оцениваются,

как для осевой ступени.

Далее определяют коэффициент скорости ф0 при каждом

М„,

для «безударного» угла входа Ріл. Затем по формуле (113)

на­

ходят коэффициент скорости ф с учетом угла атаки.

 

На рис. 95 показано сравнение расчетных и опытных значений коэффициентов потерь в рабочем колесе исследованной ступени (при расчете ki = Іи фвсд = 0,95).

159

Режимы обратного тока. Работа, совершаемая в каждой струйке тока по преодолению поля центробежных сил, изме­ няется вдоль радиуса выходного сечения рабочего колеса. С уве­ личением скорости вращения перепад на рабочее колесо может оказаться меньше, чем сопротивление доля центробежных сил в прикорневой зоне на выходе; при этом газ отжимается к пери­ ферии, а у втулки наступает срыв потока, сопровождаемый зна­ чительными потерями энергии. Дальнейшее увеличение скорости вращения приведет к подсосу газа в рабочее колесо в зоне срыва и к возникновению обратного тока газов. Режимы срыва потока

л

 

і

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

0,7

 

/ Г

I

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

 

 

 

 

 

 

0,5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

°

 

 

і

 

 

 

 

 

 

0,3

ол

о,б

ол

о,6

ѵ о,г

ол

 

 

С7,г

V о,г

о,б

ѵ

 

 

а)

 

 

б)

 

 

в)

 

Рис. 95. К определению коэффициента ф в рабочем колесе центро­ стремительной турбины ТКР-40 (« і0= 21° 30'; ki = 1):

а 7l'f — 1,6; б — л т = 2,05; в — л j = 2,4

в корневой области на выходе из колеса могут наступить также при уменьшении степени реактивности и неизменной окружной скорости.

При анализе характеристик ЦСТ с регулируемым сопловым аппаратом строится диаграмма изменения птв зависимости от р (рис. 96) для различных углов сд и постоянного параметра ѵ. Степень реактивности, соответствующую границе режимов обратного тока, найдем из уравнения энергии (107), полагая X = 0:

р + ср2(1 —р) -г р2ѵ2— 2срѵ У 1—pcos сд = 0.

(137)

Так как степень радиальности р возрастает от корня к пери­ ферии выходного сечения, то для каждого радиуса из фор­ мулы (137) можно найти величину р, соответствующую границе режимов обратного тока. Кривая %= 0 на рис. 96 для р = 0,4 ограничивает область режимов для центростремительной'турби­ ны турбокомпрессора ТКР-40, в которой в кольцевом сечении на выходе радиальной протяженностью, равной 10 мм, возникает обратный ток газа.

Степень реактивности на границе замедленного и ускорен­ ного движения газа находится из формулы (111). На рис. 96 выделена область, соответствующая режимам обратного тока и замедленного течения в колесе.

160