Файл: Агрегаты воздухоснабжения комбинированных двигателей внутреннего сгорания..pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.04.2024
Просмотров: 218
Скачиваний: 1
Для определения коэффициента скорости <р запишем уравне ние энергии в виде баланса потерь
|
Д/г = А/г! + Д/г2, |
(131) |
где Д/г = (1 —-ф2)- |
суммарные потери в сопловом |
аппарате; |
,2 |
|
|
А / г , = ( 1 - Ф І ) ^ |
— потери в круговой решетке |
сопловых |
.лопаток; Д/і2 — потери энергии в БК; эти потери принимают рав ными удельной работе сил трения:
Г1О я п —
Д/і2
4 J |
Tsin (X |
I
После подстановки выражений для потерь в уравнение (131) получаем
1 - |
|
(1 — Ф і о ) - |
|
г |
dr. |
(132) |
'*17' |
2\f |
|
||||
|
|
J |
I sin « |
|
Используя уравнения, приведенные выше, определяют при веденную скорость л, угол потока а и коэффициент скорости ф в любом кольцевом сечении БК радиусом г. Расчетом при за
данных начальных условиях а 1о, л 1о и размерах БК И, и 7 определяют параметры потока на входе в рабочее колесо. При
этом БК разбивают на ряд |
кольцевых участков и последова |
||||
тельными приближениями определяют параметры потока. |
|||||
Согласно |
приведенным |
на рис. 90 результатам |
расчетов, |
||
с ростом |
увеличивается угол аі потока на входе |
в рабочее |
|||
колесо. При |
А,о< 0 |
,6 |
угол а изменяется почти линейно вдоль |
||
радиуса. При |
Я.!о > |
0,6 |
угол |
а растет интенсивнее уменьшения |
|
радиуса. |
|
|
|
|
|
На рис. 91 приведены расчетные углы сц и углы, определен |
|||||
ные по замеренному расходу |
при экспериментальных |
исследо |
ваниях регулируемой центростремительной турбины. Опытные значения удовлетворительно совпадают с расчетными.
Оптимальная радиальная протяженность БК по условию минимума потерь в сопловом аппарате находится по формуле
4/ sin etj |
(1 |
2 |
(133) |
ПоОП — |
- Ф і о ) ' |
||
Чф2 |
|
||
Из формулы следует, что г1о0п |
|
увеличивается с ростом I и |
|
а і и пропорционально отношению |
|
1—Ф2 |
|
|
-------- . Чем ниже эффек- |
||
|
|
Kf |
|
оо
тивность круговой |
решетки |
сопловых |
лопаток, |
тем |
полезнее |
||
удлинить безлопаточную часть конфузора. С ростом |
гі0 сни |
||||||
жаются |
потери |
в рабочем |
колесе |
вследствие |
выравнивания |
||
потока |
перед ним. |
Поэтому желательно несколько |
увеличить |
||||
г \а по |
сравнению с |
расчетом по формуле (133). |
|
1 |
1,02 |
1,0,0 |
1,06 |
1,08 |
1,10 г 1о |
Рис. 90. Изменение угла потока а вдоль радиуса тур |
|||||
|
|
бокомпрессора |
|
|
|
Характер течения и коэффициент потерь в рабочем колесе. |
|||||
При движении |
от периферии |
к выходному |
сечению рабочего |
колеса ЦСТ поток совершает работу в поле центробежных сил, в результате чего изменяются полные параметры газа в относи тельном движении. С уменьшением окружной скорости меняется
|
|
|
|
|
. |
профиль скоростей |
в рабочем |
||
|
|
n |
m e |
л |
колесе, что сказывается на по |
||||
|
|
|
|
терях в нем. |
|
|
|
||
|
|
128°30' f |
|
|
|
Для выявления зависимости |
|||
|
|
|
|
|
|
средней скорости w потока в |
|||
25 |
|
21°30' |
|
|
|
относительном движении в ра |
|||
|
|
|
|
|
бочем колесе от площади про |
||||
|
|
|
|
|
|
ходных сечений воспользуемся |
|||
|
|
|
|
|
|
уравнением |
обращенного воз |
||
20 |
|
|
|
|
|
действия для |
|
условия постоян |
|
|
|
|
|
|
|
ного расхода и без теплообме |
|||
|
|
J i r 16°30' |
|
|
|
на: |
|
duD |
|
|
|
|
|
|
|
|
dF |
||
15 |
|
L42 |
|
|
|
|
|
||
|
|
0,8 |
|
|
w |
|
|||
0,4 |
0,6-------- s-2"0^ |
|
|
|
|
|
|||
|
___________ |
|
|
|
|
(1L |
|
k. ■dLj, (134) |
|
Рис. 91. Сравнение опытных и расчет |
(м£—О |
||||||||
|
|
ных величин сц |
|
|
где Lf удельная работа СИЛГ трения.
Элементарная работа потока против центробежных сил dL = — и du.
Учитывая, что w = Хюакр, находим
dw |
dX... |
da кр |
w |
^tOi |
Кр |
156
Зависимость между критической скоростью в относительном движении акр и окружной скоростью имеет вид
2 |
k {-~ \ |
2 |
|
2 |
|
U\ . |
|
акр |
- |
-II |
|
— Ö 1 кр |
k1-\- 1 |
||
Отсюда |
|
+ 1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
daKp |
ki |
|
|
|
|
ll du |
|
^кр |
|
|
|
|
|
||
k I -4- 1 |
|
|
fe i-11 |
|
|||
|
|
1 1 кр |
fel + 1v |
|
|||
|
|
|
|
|
|
Проинтегрировав уравнение (134) с учетом приведенных со отношений, получим уравнение, из которого численным интегри рованием определяются средние относительные скорости в ра бочем колесе ЦСТ:
(I —Яш) dhw
Т Кш) ÂW
ГV
г |
|
- \ j J L . d L f = 0. |
(135) |
г\
Обычно закон изменения площадей проходных сечений меж лопаточных каналов выбирается из условия обеспечения не большого ускорения потока в рабочем колесе центростремитель ной турбины [13]. Пренебрегая работой трения, при условии постоянства скорости dw — 0, из уравнения (134) получим зави симость распределения площадей от окружной скорости:
dF |
и du |
F |
а2 |
Как показывают расчеты, скорость звука а в рабочем колесе изменяется в пределах 2—3%. Поэтому приняв, что а — аср с погрешностью 1—1,5%, получим
= |
ехр -і- MU| (і |
ц2), |
(136) |
Г ! |
2 |
|
|
где |
»1 |
|
|
|
|
|
|
|
М«I |
|
|
|
а ср |
|
|
Уравнение (136) позволяет сделать |
вывод, что с |
ростом |
|
„ |
|
„ |
F |
окружной скорости увеличивается отношение площадей |
——, |
157
обеспечивающее течение газа в колесе с неизменной среднейскоростью (рис. 92). Если рабочее колесо спроектировано так, что на расчетном режиме (при ц = 0,5 -f- 0,6 и Ма, = 0,6 р0,7)
обеспечивается небольшое ускорение потока (например, ---- =
FI
=1,1), то при уменьшении окружной скорости характер течения
вколесе изменится, и поток окажется замедляющимся.
На рис. 93 приведено распределение вдоль радиуса средних относительных скоростей kw в колесе центростремительной тур бины (см. табл. 3) для различных значений М„, . Здесь же дано распределение площадей проходных сечений колеса вдоль радиуса.
|
|
|
Рис. 93. Распределение средних |
Рис. 92. Влияние М„ |
на отно- |
скоростей в рабочем колесе турби |
|
|
и\ |
|
ны ТКР-40 |
шение |
при dw = 0 |
в рабо |
|
чем колесе центростремитель ной турбины
Расчет проводился по уравнению (135) без учета потерь.
С увеличением МЫі интенсивнее растут скорости газа на входном участке колеса и ослабевает замедление потока перед поворотом из радиального в осевое направление. Такой характер перераспределения скоростей вызывает изменение коэффициента потерь. Результаты опытного определения коэффициента потерь в рабочем колесе этой турбины представлены на рис. 94. Средний коэффициент потерь в колесе находился по замеренному рас ходу и степени реактивности из интегрального уравнения нераз рывности (126) в сечении на выходе из колеса. Кривые М„, = = const на рис. 94 показывают, что для всех углов входа имеет место снижение с увеличением . Это соответствует ха рактеру изменения эпюры средних скоростей в рабочем колесе. На рис. 94 также видно, что коэффициент скорости ф в колесе при оптимальном угле входа падает с увеличением угла ui, так как при этом уменьшается ѵ и соответственно М„, .
Приведенные результаты исследований показывают, что вследствие изменения профиля относительных скоростей в коле се при снижении скорости вращения повышается коэффициент
158
потерь в межлопаточных каналах. Поэтому при расчете харак теристик ЦСТ нельзя определять потери при больших углах атаки только как сумму потерь при номинальном режиме н по терь отрыва при входе в колесо.
Расчет коэффициенту потерь в колесе может быть проведен следующим образом. Допустим, что потери в канале, у которого распределение скоростей зависит только от его геометрических параметров, можно считать равными потерям в канале с таким же распределением скоростей, вызванным совместным геометри
ческим и механическим воздействием на поток поля центробеж ных сил. Распределение средних скоростей в радиальной части
колеса определяют при различных |
М„, . Для каждого |
находят коэффициент потерь как для |
гидравлического колеса, |
имеющего такое же распределение средних скоростей и такой же
радиус поворота, как и в рассматриваемом рабочем колесе. |
|
|
Потери в выходной части колеса |
(во вращающемся спрям |
|
ляющем аппарате ВСА) оцениваются, |
как для осевой ступени. |
|
Далее определяют коэффициент скорости ф0 при каждом |
М„, |
|
для «безударного» угла входа Ріл. Затем по формуле (113) |
на |
|
ходят коэффициент скорости ф с учетом угла атаки. |
|
На рис. 95 показано сравнение расчетных и опытных значений коэффициентов потерь в рабочем колесе исследованной ступени (при расчете ki = Іи фвсд = 0,95).
159
Режимы обратного тока. Работа, совершаемая в каждой струйке тока по преодолению поля центробежных сил, изме няется вдоль радиуса выходного сечения рабочего колеса. С уве личением скорости вращения перепад на рабочее колесо может оказаться меньше, чем сопротивление доля центробежных сил в прикорневой зоне на выходе; при этом газ отжимается к пери ферии, а у втулки наступает срыв потока, сопровождаемый зна чительными потерями энергии. Дальнейшее увеличение скорости вращения приведет к подсосу газа в рабочее колесо в зоне срыва и к возникновению обратного тока газов. Режимы срыва потока
л |
|
і |
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
0,7 |
|
/ Г |
I |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1 |
|
|
|
|
|
|
0,5 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
° |
|
|
і |
|
|
|
|
|
|
0,3 |
ол |
о,б |
ол |
о,6 |
ѵ о,г |
ол |
|
|
|
С7,г |
V о,г |
о,б |
ѵ |
||||||
|
|
а) |
|
|
б) |
|
|
в) |
|
Рис. 95. К определению коэффициента ф в рабочем колесе центро стремительной турбины ТКР-40 (« і0= 21° 30'; ki = 1):
а — 7l'f — 1,6; б — л т = 2,05; в — л j = 2,4
в корневой области на выходе из колеса могут наступить также при уменьшении степени реактивности и неизменной окружной скорости.
При анализе характеристик ЦСТ с регулируемым сопловым аппаратом строится диаграмма изменения птв зависимости от р (рис. 96) для различных углов сд и постоянного параметра ѵ. Степень реактивности, соответствующую границе режимов обратного тока, найдем из уравнения энергии (107), полагая X = 0:
р + ср2(1 —р) -г р2ѵ2— 2срѵ У 1—pcos сд = 0. |
(137) |
Так как степень радиальности р возрастает от корня к пери ферии выходного сечения, то для каждого радиуса из фор мулы (137) можно найти величину р, соответствующую границе режимов обратного тока. Кривая %= 0 на рис. 96 для р = 0,4 ограничивает область режимов для центростремительной'турби ны турбокомпрессора ТКР-40, в которой в кольцевом сечении на выходе радиальной протяженностью, равной 10 мм, возникает обратный ток газа.
Степень реактивности на границе замедленного и ускорен ного движения газа находится из формулы (111). На рис. 96 выделена область, соответствующая режимам обратного тока и замедленного течения в колесе.
160