Файл: Агрегаты воздухоснабжения комбинированных двигателей внутреннего сгорания..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.04.2024

Просмотров: 215

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

_______ СОГЛАСОВАНИЕ ХАРАКТЕРИСТИК И СОВМЕСТНАЯ РАБОТА ТУРБИН, КОМПРЕССОРОВ И ПОРШНЕВОЙ ЧАСТИ

ОБЛАСТЬ РАБОЧИХ РЕЖИМОВ АГРЕГАТОВ СИСТЕМЫ ВОЗДУХОСНАБЖЕНИЯ И ТРЕБОВАНИЯ К К. П. Д„ ТУРБОКОМПРЕССОРА

В условиях эксплуатации комбинированные двигатели час­ то работают в широком диапазоне режимов. Область эксплуатационных нагрузок задается при проектировании дви­ гателя в виде характеристики. В качестве примера на рис. 102 приведена характеристика комбинированного двигателя судо­

вой силовой установки, состоящей из трех параллельно работающих дизе­ лей. При частичных нагрузках для по­ вышения экономичности один или два двигателя отключаются, вследствие че­ го изменяется винтовая характеристи­ ка, по которой нагружается работаю­ щий двигатель. Чем выше мощность,

Рис. 102. Характеристики комбинированного двигателя в системе трехвальной судо­ вой установки:

1

внешняя

ограничительная

 

характеристика;

2

— характе­

 

ристика при работе одного дви­

 

гателя; 3 — то

же,

при

работе

Рис. 103. Гидравлические характеристики

двух

двигателей;

4 --

то же,

двигателя 16ЧН 26/26

при

работе трех двигателей

которую может развить двигатель на пониженной частоте вра­ щения, тем экономичнее работает установка на частичных ре­ жимах.

Для согласования характеристик агрегатов системы воздухоснабжения с заданной характеристикой комбинированного двигателя необходимо построить гидравлическую характери­ стику дизеля, представляющую собой зависимость давления наддува ри от расхода воздуха (рис. 103).

Расход воздуха через двигатель

«Z.Q Nc

(139)

Qp

166


Коэффициент избытка воздуха и оценивается по допустимой температуре выпускных газов из уравнения теплового балан­ са [30]

Qp (

Ри

\

 

1- - Фа-- ’!;+ Ч£----

)

 

а =

Pi

/

(140)

 

 

где фѵ — относительная

доля потерь тепла в воду и масло;

рң — среднее давление насосных потерь.

От величины а зависит и индикаторный к. п. д. гр двигателя. Поэтому снижение а на частичных режимах работы двигателя

ограничивается также

приемлемым уровнем

экономичности.

Зависимость гр = f(a)

оценивают

обычно по

эксперименталь­

ным данным для аналогичных двигателей [30].

 

Давление воздуха

на впуске,

обеспечивающее наполнение

и продувку цилиндров, находится из выражения

 

 

™RTK GB

(141)

 

'Ѵ'Ядв'ѴФТ ’

 

 

где К

и і — рабочий объем и число цилиндров;

т]ѵ — коэффи­

циент наполнения;

ср — коэффициент продувки; т — тактность.

Для

примера в табл. 4 приведены экспериментальные пара­

метры двигателя 16ЧН 26/26.

 

 

 

4. Основные индикаторные показатели двигателя

16ЧН 26/26 при работе

 

 

по ограничительной характеристике с t T = 650 °С = const

Индикаторные

Частота

враи.ения п в об МИ 1

 

 

 

ьэо

 

пока затели

1000

850

700

50D

а

 

 

2,35

2,2

1,9

1,7

1,5

Чі

 

0,47

0,47

0,45

0,43

0,41

Фѵ

 

0,08

0, 10

0,14

0,17

0,20

На диапазон работы двигателя по расходу воздуха влияет продувка цилиндров. Расход продувочного воздуха

Ф2

Ф 2

FKM

— время-сечение периода продувки, определя-

ф, емое по меньшей площади сечения впускных или выпускных органов.

167


Средний за период продувки коэффициент расхода цкл мало зависит от режима работы двигателя [30]. Поэтому при по­ стоянных рк и Тк на расход продувочного воздуха основное

влияние оказывает

отношение рк/рт. Это подтверждается при­

веденными

на рис.

104 опытными зависимостями

ф/с=ф'ІѴ =

= f ( p j p r)

для

двигателя 16ЧН 26/26. Для

обеспечения

достаточной продувки цилиндров необходимо, чтобы -j^-^1,10.

С повышением

цж при уменьшении «дв гидравлические харак­

 

 

 

теристики двигателя сближаются, что

 

 

 

сужает

диапазон

работы

 

по расходу

 

 

 

воздуха с высоким ри.

 

 

 

 

 

 

У двухтактных

двигателей обычно

 

 

 

протекание гидравлических характери­

 

 

 

стик меньше, чем у четырехтактных за­

 

 

 

висит от частоты вращения. Это вызва­

 

 

 

но тем, что для

обеспечения

хорошей

 

 

 

очистки

и

наполнения

 

двухтактные

 

 

 

двигатели имеют

 

увеличенное

время-

 

 

 

сечение периода

продувки и работают

 

 

 

с повышенным p,Jpr на всех режимах,

 

 

 

что достигается

использованием части

Рис. 104. Изменение коэффи­

мощности двухтактного двигателя для

дополнительного сжатия

наддувочного

воздуха.

 

 

импульсной

системы

Применение

 

Рк

 

выпуска

с

правильно

подобранным

циента избытка продувочно­

 

 

 

 

 

 

 

 

го воздуха

в зависимости

объединением выпусков в один трубо­

 

Рт

при раз-

провод позволяет повысить отношение

от отношения ~у

ркірт в период продувки.

 

Вследствие

личных скоростях

вращения

этого нагрузочные

гидравлические ха­

двигателя

16ЧН 26/26

рактеристики

сближаются

и уменьша­

 

 

 

ется потребный

диапазон

изменения

расходов воздуха. На рис. 105 приведены такие характеристики, полученные при сравнительных испытаниях двигателя 8ЧН 26/26 с двумя системами выпуска.

Увеличение продувки цилиндров при работе с импульсной системой позволило сузить необходимый диапазон расходов воздуха при рк = 0,18 МН/м2 от 41 до 23%.

Результаты расчетов и анализ экспериментальных данных показывают, что чем выше требуемый коэффициент приспособ­ ляемости двигателя, тем шире диапазон по расходу воздуха с высоким давлением наддува и тем сложнее задача обеспечения заданных характеристик системы воздухоснабжения. Пара­ метрами, ограничивающими мощность на малых нагрузках, обычно являются температура выпускных газов перед турбиной t"T , косвенно характеризующая тепловую напряженность порш­

168


невой части двигателя, а также уровень дымности

выпускных

газов. В современных четырехтактных двигателях

допускается

t*T = 650 -к 750° С, в двухтактных t*. — 500 ч- 600° С.

Согласование параметров турбин и компрессоров произво­

дится в два этапа. На первом этапе обеспечивают

достижение

оптимальных показателей на расчетном режиме.

На втором

этапе производят (при необходимости) корректировку проточ­

ных частей компрессора

и турбины

PKW/M*

 

с целью обеспечения требуемых дав­

 

лений наддува при работе по задан­

 

 

 

ной характеристике двигателя.

Как

 

 

 

показывает опыт, для успешного ре­

 

 

 

шения всей задачи

в комплексе не­

 

 

 

обходимо правильно

выбрать

рас­

 

 

 

четные режимы работы

турбины и

 

 

 

компрессора.

работающих по

 

 

 

Для двигателей,

 

 

 

«винтовой» характеристике или с по­

 

 

 

стоянной скоростью вращения, в ка­

Рис.

105. Сравнение

гидравли­

честве расчетного принимается

но­

минальный режим.

Для двигателей

с повышенным коэффициентом

при­

способляемости компрессор проекти­

руется так, чтобы на режиме макси­

сплошные линии — выпуск из двух

ческих характеристик двигателя

 

 

 

 

 

в один

трубопровод:

мального крутящего

момента обес­

цилиндров84Н 26/26:

 

штриховые линии — выпуск из че­

печить необходимое давление надду­

тырех цилиндров в один трубопро­

 

вод

 

ва и запас 5—10%

по расходу от

 

турбины выбираются

границы помпажа.

Проходные

сечения

из условия получения необходимой мощности для требуемого рі; на этом режиме.

При

необходимости

небольшой

корректировки компрессора

в процессе доводки эффективным

средством сдвига

его

рас­

ходных

характеристик

является изменение ширины

или

угла

установки лопаток диффузора.

Влияние системы воздухоснабжения и к. п. д. турбокомпрес­ соров на характеристики комбинированного двигателя возра­ стает с увеличением давления наддува. Одновременно повы­ шаются требования к к. п. д. турбин и компрессоров. Покажем это на примере системы воздухоснабжения с постоянным дав­ лением перед турбиной, включающей турбокомпрессор с газо­

вой связью. Из баланса

мощностей

турбины

и компрессора и

расходов газа и воздуха через них получаем

 

 

 

 

 

 

 

к—\

(142)

R J A 1

лг/< =

k—\

RTo

Л К 1

А| -1

 

 

 

 

где принято Gr — G„.

169


Анализ этого уравнения показывает, что с увеличением як растет величина к. п. д. турбокомпрессора, при которой обе­ спечивается я к > Яг. При низких г}тк ухудшается экономич­ ность, снижается а и повышается теплонапряженность дви­ гателя.

Температура газов на выпуске повышается с ростом давле­ ния перед турбиной. При заданной цикловой подаче топлива температура газов Т т зависит также от коэффициента избыт­

ка воздуха и, следовательно, от рп. Согласно эксперименталь­

ным данным

(рис. 106),

с ростом рк (при рт = const)

темпера^

 

 

t*°C

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

650

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

600

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

550

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

500

 

1,1

 

1,2

 

1,5

1,6

1,5Рг/Рк

 

 

 

 

 

ІО

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

*

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рт

на температуру выпускных

 

 

 

 

Рис. 106. Влияние ----

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рк

 

 

12ЧН 30/38:

 

 

 

 

 

 

 

газов двигателя

 

 

 

 

 

/

— />,.= 0,303

МН/м2; 2 — р к = 0,274

МН/м2; 3 — р к =

 

 

 

 

= 0.24 МН/м2;

сплошные

 

линии

р£— 1,085

МН/м2;

 

 

 

 

штриховые

линии

р е =

 

1,04

МН/м2;

штрихпунктирные

 

 

 

 

 

 

 

 

линии

р

 

=

1,31 МН/м2

 

 

 

 

 

тура газов падает

практически

по линейному

закону.

Относи-

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ьрт=

Р т

тельное

приращение

давления

 

перед

турбиной

ДРт

 

 

 

-----

дает приблизительно

 

такой же прирост

температуры

67Ѵ =

дтг

, как и одинаковое относительное снижение

 

давления

= —г-

 

Т т

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

наддува

Ьрк = — —. Таким

образом,

 

увеличение

рк вслед-

ствие роста

Рк

 

 

 

к снижению

 

температуры

газов и

рт приводит

 

уменьшению

насосных

потерь,

если прирост

öpK> Ьрт.

При

Р2 = idem это неравенство

можно

записать в

виде

бян >

бяг-

Прологарифмируем,

а

затем

 

продифференцируем

 

уравне­

ние (142) и, перейдя к малым отклонениям, получим

 

 

 

 

бяг =

бяк ------- ЬТт----- --

 

+ - L бГ,

 

 

 

 

 

К2

 

У

К2

 

 

 

К2

 

К2

 

 

 

170