Файл: Агрегаты воздухоснабжения комбинированных двигателей внутреннего сгорания..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.04.2024

Просмотров: 219

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Неустойчивость движения газа в межлопаточных каналах при соответствующих условиях приводит к появлению периодических пульсаций потока, что увеличивает возмущающие силы, дей­ ствующие на лопатки.

Врезультате даже небольшая неравномерность поля скорос­ тей перед колесом может вызвать опасные колебания рабочих лопаток.

Врассматриваемой турбине конструкция регулируемого соплового аппарата такова, что при увеличении угла си умень­ шается радиальная протяжен­ ность безлопаточного конфузора.

Вследствие этого, согласно экспе­ риментальному исследованию по­ ля скоростей и давлений перед рабочим колесом, при увеличении угла сц от 18 до 40° неравномер­

ность

потока

повышается в 5—

 

 

 

 

 

 

 

 

6 раз. Поэтому уменьшение угла

 

 

 

 

 

 

 

 

«1 , с одной стороны, ухудшило ус­

 

 

 

 

 

 

 

 

тойчивость движения газа в при­

 

 

 

 

 

 

 

 

корневой зоне колеса, а, с другой

Рис.

96.

Зависимость

степени

стороны,

улучшило

равномер­

реактивности от я т

для

ѵ = 0,7

ность потока

на входе

в колесо.

 

при различных сц

 

 

На рис. 97 приведены резуль­

б*

 

 

 

 

 

оо

 

таты тензометрирования

лопаток

 

 

 

 

 

 

вращающегося спрямляющего ап­ МН/мг

 

 

 

 

 

 

парата

центростремительной ре­

10,0

 

 

 

 

 

і

 

гулируемой турбины ТКР-40 при

 

 

 

 

 

 

 

 

работе совместно

с двигателем.

О

 

 

 

 

 

 

 

При частоте вращения турби­

20 25

30

 

35

а°,

15

 

ны

п =

15 000 ч- 16 800

об/мин

Рис.

97.

Влияние угла

си

на

пере­

переменные напряжения

несколь­

менные

напряжения

в

лопатках

ко увеличиваются

с ростом си, а

вращающегося

спрямляющего ап­

при

п =

19 200 ч- 19 600

об/мин

 

парата турбины ТКР-40:

 

наблюдается

обратное

 

явление.

I —лт= 1,4 -5- 1,8; 2 —Я f = 2 ь 2,4

Для

п = 15 000 ч- 16800

об/мин

 

 

 

 

 

 

 

 

по замеренным средним параметрам на двигателе величина я г = = 1,4 ч- 1,8. Согласно диаграмме на рис. 96, при таких л т с ро­ стом си увеличение степени реактивности недостаточно для обес­ печения устойчивого течения в колесе. Преобладающее влияние на напряжения здесь оказывает неравномерность потока перед колесом.

С увеличением частоты вращения степень понижения давлений в турбине повышается до л т= 2,1 ч- 2,5. При этом уве­ личение угла си вызывает более интенсивное повышение степени реактивности, в результате чего обеспечивается устойчивое дви­ жение газа в колесе, что приводит к снижению вибрационных на­ пряжений в лопатках.

11 Заказ 963

161



ВЫБОР ПАРАМЕТРОВ И РАСЧЕТ ТУРБИНЫ ДЛЯ ИМПУЛЬСНОЙ СИСТЕМЫ НАДДУВА

Для повышения эффективности использования энергии про­ долженного расширения выпускных газов часто применяют им­ пульсные выпускные системы, отличающиеся переменными по времени давлением и температурой газов перед турбиной.

Условия работы турбины в потоке переменного давления характеризуются резким изменением параметров я г и ѵ по вре­ мени. При этом вследствие большого момента инерции ротора и быстрого изменения действующего на турбину момента скорость вращения турбокомпрессора на установившемся режиме прак­ тически не меняется.

В ряде случаев подвод газа к турбине осуществляется от нескольких коллекторов, к каждому из которых (или к отдель­ ному из них) поступает газ от двух или трех цилиндров. При этом различные секторы соплового аппарата в один и тот же момент времени работают при неодинаковых перепадах давле­ ний, что вызывает перетекание газа в межвенцовом зазоре и снижает к. п. д. турбины. Одновременно увеличивается пропуск­ ная способность ступени из-за снижения степени реактивности. Такие явления имеют место в ступенях с парциальным подводом.

При подборе типа и параметров турбины для работы в импульсном потоке с подводом газа ко всему проходному сечению соплового аппарата процесс в ступени обычно рассмат­ ривается как квазистационарный. В качестве критерия оценки эффективности турбины в потоке газов переменных параметров используют среднеинтегральный к. п. д.

^2

I G d t

= \ ----------- •

(138)

'2

j GjLjdt U

Располагаемый перепад на ступень LT, а .также расход GT и к. п. д. зависят от параметров газа, которые переменны во вре­ мени t. Приняв неизменной частоту вращения турбокомпрессо­ ра, находят изменение ѵ и л г и производят расчет характеристик

выбранной в первом приближении ступени

(или используются

экспериментальные характеристики). Это

позволяет построить

зависимости GT = f(t), LT= /(/), цт=

f(t)

и определить инте­

гралы уравнения (138).

 

 

по

условным

рас­

Основные размеры ступени определяют

четным значениям перепада

Lr расч

и расхода

газа.

Для

их

выбора предложен метод (5],

по которому

определяют

макси­

мальную полезную работу, получаемую от турбины при задан­

ном законе изменения

рти Т*т

во времени. К. п. д. турбины

находят по некоторой

осредненной

зависимости -цт = /(^грасч)-

162


Задают отношение

" Т расч

и по изменению г]Г и

G T

числен­

-*Т max

 

 

 

 

 

 

 

 

Ет. За­

ным интегрированием подсчитывают полезную работу

тем находят зависимость Ет=

расч

N и определяют опти*

г^ Т шах

 

 

 

 

 

малыше значения отношения

"7' расч

и GТ расч-

 

 

шах

 

 

 

 

 

 

 

Результаты такого расчета для турбины типа ТК-23 двига­ теля 8ЧН 26/26 приведены на рис. 98.

Для упрощения определения расчетного перепада изменение параметров можно представить в зависимости от перепада [4]. При этом элементарная располагае­ мая энергия выпускных газов перед турбиной

dE = N dt

или

dE =

N dL = E dL,

dL

dt

где мощность газового потока

N = L(t)G(t).

методике, предложенной в ра­ боте В. П. Байкова [5])

Построив зависимость Е = f(L), можно найти энергию Е как площадь под кривой Е = f(L). На ту же диаграмму (рис. 99)

наносится зависимость к. и. д. турбины

= f(L) и Ецт = f(L).

Площадь под последней кривой эквивалентна

полезной работе

турбины. Для определения расчетного

теплоперепада

на ди­

аграмму рис. 99 наносят зависимости г]т = f(L)

для нескольких

расчетных значений Ьт.

 

 

 

 

 

Далее подсчитывают Ецт и находят,

при

каком расчетном

значении Lrpac4 эффективная работа

Ех\т достигает

максимума.

После выбора расчетных величин ЬТіпхсч и GTpac4

по

обычной

методике производят расчет турбины

с определением основных

ее размеров и подбором решеток соплового и рабочего

венцов.

Затем рассчитывают характеристики турбины и интегрированием уточняют развиваемую мощность и расход.

Для повышения к. п. д. необходимо, чтобы в период, когда LT и GT максимальны, параметр ѵ был достаточно близок к опти­

мальному значению, т. е. чтобы ѵ > 0,4. Величину ѵ можно

DI j

изменить, изменяя отношение ----- .

к

На рис. 100 приведены результаты расчетов по выбору опти­ мального D2K (при Dгг = const) для турбины ТК-34 двигателя

11*

163


12ДН 23/30, в котором выпуск осуществляется из трех цилиндров в один коллектор. Уменьшение D2K приводило к соответствующе­ му росту частот вращения, так что и2 = idem. Изменение давле-

Рис. 99. К выбору расчетно­

Рис.

100. Влияние D2H на к. п. д. турбины

го L трасч для импульсного

 

 

 

 

 

ТК-34:

 

потока (по методике, пред­

/ —

гро

=

0,95, Р]л =

64°

(без учета

пульсации

ложенной в работе

потока);

2

фо

=

0,95,

Р ІЛ= 64°;

3 — ф„ -»

О. Н. Алексеева [4])

= 0,945,

и

=

54°;

4

-

ф„ = 0,935,

[3. п = 14°;

 

 

 

5 — фо — 0,93,

Р]л = 34°

 

ний и температур приведено на рис. 101. Для каждого сочетания гтт и V, совместно решая уравнения (107), (108) и (115), нахо-

Рис. 101. Изменение давления и температуры газа перед турбиной двигателя 12ДН 23/30 в зависимости от угла поворота коленчатого вала

дили мгновенные значения цт, р и Gy, а затем по выраже­ нию (138) определяли среднеинтегральный к. п. д. Кроме подбора оптимального соотношения диаметров, проверялась возможность

164

повышения этого к. п. д. вследствие уменьшения потерь на удар увеличением утла поворота потока в рабочей решетке, т. е. уменьшением конструктивного утла [Сл-

При этом учитывалось влияние суммы углов ßi;I + ß2 на коэффициент потерь при безударном входе [8], а потери на удар определялись из выражения (112). Согласно рис. 100, уменьше­

ние диаметра колеса компрессора от D2K = 340

мм до

D2K = 300 мм при соответствующем увеличении частоты

враще­

ния и величины V приводит к повышению к. п. д. турбины в пуль­

сирующем потоке на 2,0% •

лопаток

с меньшим

углом

Применение профилей рабочих

входа ßk4 без изменения скорости

вращения

турбокомпрессора

дает значительно меньший эффект:

прирост

к. п. д. Ар = 0,7%.

Снижение к. п. д. турбины в пульсирующем потоке по сравнению с к. п. д., подсчитанным по среднему перепаду, составило 2— 2,5%, причем оптимальная частота вращения турбокомпрессора в обоих случаях была равна 20 000 об/мин.