Файл: Агрегаты воздухоснабжения комбинированных двигателей внутреннего сгорания..pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.04.2024
Просмотров: 214
Скачиваний: 1
|
|
fe—1 |
k-\ |
|
|
|
|
|
|
||
|
|
r, k |
|
|
|
|
|
|
|||
где |
|
|
k |
|
|
Ко |
|
|
коэффициенты влияния. |
||
К \ |
= - |
к |
-1 |
|
|
|
|||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|
„, |
к |
1 |
|
|
л / ' - І |
|
|
|
Найдем соотношение между пк и яг, |
а также |
уровень г\тк, |
|||||||||
при которых повышение |
ят (например, |
путем изменения |
сече |
||||||||
ния |
соплового |
аппарата) |
приводит к такому же относительно |
||||||||
му приросту як- |
При условии постоянства температуры (бТт = |
||||||||||
= 0, бГо = 0) |
и без учета |
изменения к. п. д. (бг]гк = 0) условие |
|||||||||
бяк = бят выполняется при Кі = Kz, или |
|
|
|
||||||||
k—1 |
Ь_I |
|
|
ks- |
1 |
|
|
|
|
|
|
- г - |
|
|
|
|
|
|
|
||||
/!—I |
|
|
|
о |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
* . - І |
|
|
|
|
|
|
||
, |
к |
|
|
|
V*' |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
(143) |
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
Рис. |
107. Влияние я к на необходи |
|
|
|
|
||||||
мую величину |
к. п. д. |
турбоком |
|
|
|
|
|||||
прессоров при различных t -г : |
|
|
|
|
|||||||
/ — 1~ = |
500° С; |
2 |
|
I* - 550- С; |
3 - |
|
|
|
|
||
^ |
= 600° С; |
< |
|
650° С |
|
|
|
|
|
||
На рис. 107 для условия |
бях = бяг приведены зависимости |
||||||||||
Яг и Tjrjc от я к, |
полученные |
из уравнений (142) |
и (143) |
при |
различных температурах газа. Чем выше температура газов и
ниже я к, |
тем меньше требуемая |
величина к. п. д. |
турбоком |
|||||
прессора. При t*r |
= 600° С для як = 2 |
к. п. д. турбокомпрессора |
||||||
должен |
быть цтк |
0,5, а для як = |
3 необходимо цТк ^ |
0,58; |
||||
при /,* |
= |
650° С |
соответственно |
0,46 |
и 0,54. |
При |
повышении |
|
давления |
наддува |
на каком-либо |
режиме надо |
проверить, |
не |
снижается ли к. п. д. ниже величины, отвечающей условию (143). В противном случае увеличение як вследствие превали рующего роста яг будет иметь смысл только при малых коэффи циентах избытка воздуха, когда рост « приведет к заметному увеличению индикаторного к. п. д. Если же коэффициент из бытка воздуха достаточно высокий, так что т); мало изменяется в зависимости от а, то для понижения t * необходимо повы
сить к. п. д. турбокомпрессора.
ХАРАКТЕРИСТИКИ СОВМЕСТНОЙ РАБОТЫ ТУРБИНЫ
И КОМПРЕССОРА ТУРБОКОМПРЕССОРА С ГАЗОВОЙ СВЯЗЬЮ
Анализ условий работы агрегатов системы воздухоснабжения и возможностей обеспечения заданной характеристики двигателя производится на основе совмещения характеристик компрессора, турбины и поршневой части.
171
В первую очередь совмещают характеристики компрессора (рис. 108) с гидравлической характеристикой двигателя (см. рис. 103). Для этого подбирается близкий по расходу исследо ванный компрессор и его характеристика пересчитывается но теории подобия на требуемый диапазон расхода воздуха. Если
необходимый турбокомпрессор |
соответствует типоразмерному |
|||||||||
ряду и серийно выпускается промышленностью, |
то |
обычно |
из |
|||||||
вестны его характеристики с несколькими сменными |
диффузо |
|||||||||
рами. Это облегчает |
подбор компрессора, |
соответствующего |
||||||||
|
|
|
диапазону |
расхода возду |
||||||
|
|
|
ха через двигатель. В про |
|||||||
|
|
|
цессе |
экспериментальной |
||||||
|
|
|
отработки |
обеспечивается |
||||||
|
|
|
запас (5—10% по расхо |
|||||||
|
|
|
ду |
воздуха) |
от границы |
|||||
|
|
|
помпажа на режиме мак |
|||||||
|
|
|
симума крутящего момен |
|||||||
|
|
|
та |
при пониженных ско |
||||||
|
|
|
ростях вращения двигате |
|||||||
|
|
|
ля |
и в случае |
|
необходи |
||||
|
|
|
мости принимаются меры |
|||||||
|
|
|
к |
расширению |
общего |
|||||
Рис. 108. Универсальная |
характеристика |
диапазона |
расходов |
по |
||||||
характеристике |
компрес |
|||||||||
компрессора 6ТК (ТК-38) двигателя |
|
|||||||||
16ЧН 26/26 |
|
сора |
п = |
const |
(см. вы |
|||||
|
|
|
ше) |
или рассматриваются |
возможности расширения диапазона работы компрессора его ре гулированием (см. ниже).
В случае, если характеристика компрессора соответствует гидравлической характеристике двигателя, то вопрос о воз можности обеспечения заданных режимов при наддуве турбо компрессором с газовой связью решается на основе совмещения характеристик компрессора и турбины.
С целью построения универсальной характеристики турбо компрессора рассмотрим основные зависимости между пара метрами турбины и компрессора, приведенными к условиям окружающей среды.
1. Уравнение баланса расходов газа через турбину GT и воздуха через компрессор GB:
Gr = GB+ АСТ0ПЛ—AGyT.
Расход топлива AGTOira и утечки AGyT составляют 2—3% от расхода воздуха и практически равны, т. е. GT = GB= G.
Приведя расходы к параметрам окружающей среды, получим
GВ I То = Gr |
VТ т |
Л т |
(144) |
Ро |
PT |
°2 V Т |
|
172
где |
%=——; |
о2 — -^~ |
— коэффициент |
восстановления |
пол- |
|||||||||
|
То |
|
Р, |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ного давления газа на выпуске из турбины. |
газов АН2 обычно за |
|||||||||||||
Величина потерь энергии на выпуске |
||||||||||||||
дается на номинальном |
|
режиме. |
|
Это |
позволяет определить |
|||||||||
коэффициент потерь |
|
|
|
2ДН2 |
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
|
|
|
|
t _ |
|
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
52------ — • |
|
|
|
|
|
|
|||
|
|
|
|
|
|
с2 |
|
|
|
|
|
найти о2 |
||
Тогда при расчете характеристик турбины |
можно |
|||||||||||||
по формуле |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
V |
1 л2 |
|
|
|
|
|
(145) |
|
|
|
|
|
|
|
k\ -ь 1 |
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
2. |
Уравнение |
баланса |
мощностей турбины |
NT и компрессо |
||||||||||
ра NK\ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
NT= —^ N |
K, |
|
|
|
|
|
|
|||
|
|
|
|
|
|
4MQX |
|
|
|
|
|
|
|
|
где т]мех — механический |
|
к. п. д., учитывающий потери |
на |
тре- |
||||||||||
ние в подшипниках и уплотнениях. На расчетном режиме вели |
||||||||||||||
чина |
ймехр —0,87 -э- 0,96, |
причем |
верхние значения г|м,,х |
соот |
||||||||||
ветствуют большим размерам турбокомпрессоров. |
|
|
|
|||||||||||
Согласно |
экспериментальным |
исследованиям подшипников, |
||||||||||||
потери на трение в них приблизительно пропорциональны квад |
||||||||||||||
рату окружной скорости. Тогда для расчета изменения механи |
||||||||||||||
ческого к. п. д. в зависимости от расхода газа можно исполь |
||||||||||||||
зовать выражение |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
|
Л „ с х = |
1 — ( 1 — Лкех |
|
, |
|
|
|
( 1 4 6 ) |
|||||
|
|
|
|
|
|
|
|
^ |
Г / Пр |
|
|
|
|
|
где |
G}/ Т~ |
Gnp |
— приведенный |
расход |
на |
расчет- |
||||||||
Gnp = --------—; |
||||||||||||||
ном режиме. |
Ро |
|
р |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
параметрах |
||||
Уравнение баланса мощностей в приведенных |
||||||||||||||
принимает вид |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
УТ0 |
^ и е х |
|
|
|
|
|
|
||
где |
|
|
Ро |
/ГоРо |
’ |
|
|
|
|
|
||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
£ ± |
|
\ |
|
|
|
|
|
|
G V Тр |
1 |
|
k |
|
- Ч |
|
|
||||
|
Ро Vт 0 |
|
Р о |
|
Дк*і |
k — \ |
|
ПК |
\ |
|
|
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||
|
NT |
G V Тр |
|
|
|
|
1 |
|
|
(147) |
||||
|
Ро Ѵ% ' |
Ро |
|
Т *і —1 |
|
|
|
*.-і |
|
|
|
173
3. Зависимость л к и к. п. д. ѵ)К от приведенного расхода
воздуха и приведенной окружной скорости и2/ I Т0, представ ленная в виде характеристики компрессора (рис. 108).
Изменение сопротивления на всасывании в компрессор определяется по формуле (145), куда вместо \ 2 и %с2 подстав ляются величины go и Af|) , отнесенные к сечению на входе в компрессор.
4. Зависимость яг и к. п. д. г]Т от приведенного расхода
GVТт
газа ----- -— и относительной окружной скорости ѵ, пред-
Р т
ставленная в виде экспериментальной или расчетной характе
ристики турбины |
(рис. 82). |
|
(144) и (147) |
Такие характеристики с помощью выражений |
|||
перестраиваются в виде зависимостей |
|
||
|
я г = f |
|
|
|
N T |
G Ѵ т 0 |
|
|
Р о V То |
Р о |
|
При этом величина ѵ находится из выражения |
(106). |
||
Определение |
параметров |
совместной работы компрессора и |
турбины производится совместным решением зависимостей приведенных мощностей турбины и компрессора от приведен ных расхода и окружной скорости. Пример такого совмещения
и2
const
Ѵт0
и т = const соответствуют графическому решению уравнений баланса мощностей и расходов.
Перенеся точки совместного решения на диаграмму харак теристик компрессора, получаем универсальную диаграмму
характеристик |
турбокомпрессора |
(рис. |
ПО). Линии |
— = |
||
|
|
|
|
|
|
Р о |
= ——= const, |
т = const и ■ —const |
показывают |
измене- |
|||
ниеЩ основных |
|
V 'I0 |
турбокомпрессора |
в зависи |
||
параметров работы |
||||||
мости от приведенного расхода воздуха. |
|
турбоком |
||||
Использование |
универсальной |
характеристики |
||||
прессора, упрощает |
анализ изменения параметров двигателя в |
|||||
различных климатических условиях. |
Применительно |
к |
задан |
ным условиям окружающей среды такая диаграмма перестраи
вается от приведенных к физическим |
параметрам, после чего |
анализируются условия совместной |
работы турбокомпрессора |
и двигателя. |
|
174