Файл: Агрегаты воздухоснабжения комбинированных двигателей внутреннего сгорания..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.04.2024

Просмотров: 214

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

 

 

fe—1

k-\

 

 

 

 

 

 

 

 

r, k

 

 

 

 

 

 

где

 

 

k

 

 

Ко

 

 

коэффициенты влияния.

К \

= -

к

-1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

,

к

1

 

 

л / ' - І

 

 

 

Найдем соотношение между пк и яг,

а также

уровень г\тк,

при которых повышение

ят (например,

путем изменения

сече­

ния

соплового

аппарата)

приводит к такому же относительно­

му приросту як-

При условии постоянства температуры (бТт =

= 0, бГо = 0)

и без учета

изменения к. п. д. (бг]гк = 0) условие

бяк = бят выполняется при Кі = Kz, или

 

 

 

k—1

Ь_I

 

 

ks-

1

 

 

 

 

 

- г -

 

 

 

 

 

 

 

/!—I

 

 

 

о

 

 

 

 

 

 

 

 

 

* . - І

 

 

 

 

 

 

,

к

 

 

 

V*'

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(143)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис.

107. Влияние я к на необходи­

 

 

 

 

мую величину

к. п. д.

турбоком­

 

 

 

 

прессоров при различных t -г :

 

 

 

 

/ 1~ =

500° С;

2

 

I* - 550- С;

3 -

 

 

 

 

^

= 600° С;

<

 

650° С

 

 

 

 

 

На рис. 107 для условия

бях = бяг приведены зависимости

Яг и Tjrjc от я к,

полученные

из уравнений (142)

и (143)

при

различных температурах газа. Чем выше температура газов и

ниже я к,

тем меньше требуемая

величина к. п. д.

турбоком­

прессора. При t*r

= 600° С для як = 2

к. п. д. турбокомпрессора

должен

быть цтк

0,5, а для як =

3 необходимо цТк ^

0,58;

при /,*

=

650° С

соответственно

0,46

и 0,54.

При

повышении

давления

наддува

на каком-либо

режиме надо

проверить,

не

снижается ли к. п. д. ниже величины, отвечающей условию (143). В противном случае увеличение як вследствие превали­ рующего роста яг будет иметь смысл только при малых коэффи­ циентах избытка воздуха, когда рост « приведет к заметному увеличению индикаторного к. п. д. Если же коэффициент из­ бытка воздуха достаточно высокий, так что т); мало изменяется в зависимости от а, то для понижения t * необходимо повы­

сить к. п. д. турбокомпрессора.

ХАРАКТЕРИСТИКИ СОВМЕСТНОЙ РАБОТЫ ТУРБИНЫ

И КОМПРЕССОРА ТУРБОКОМПРЕССОРА С ГАЗОВОЙ СВЯЗЬЮ

Анализ условий работы агрегатов системы воздухоснабжения и возможностей обеспечения заданной характеристики двигателя производится на основе совмещения характеристик компрессора, турбины и поршневой части.

171



В первую очередь совмещают характеристики компрессора (рис. 108) с гидравлической характеристикой двигателя (см. рис. 103). Для этого подбирается близкий по расходу исследо­ ванный компрессор и его характеристика пересчитывается но теории подобия на требуемый диапазон расхода воздуха. Если

необходимый турбокомпрессор

соответствует типоразмерному

ряду и серийно выпускается промышленностью,

то

обычно

из­

вестны его характеристики с несколькими сменными

диффузо­

рами. Это облегчает

подбор компрессора,

соответствующего

 

 

 

диапазону

расхода возду­

 

 

 

ха через двигатель. В про­

 

 

 

цессе

экспериментальной

 

 

 

отработки

обеспечивается

 

 

 

запас (5—10% по расхо­

 

 

 

ду

воздуха)

от границы

 

 

 

помпажа на режиме мак­

 

 

 

симума крутящего момен­

 

 

 

та

при пониженных ско­

 

 

 

ростях вращения двигате­

 

 

 

ля

и в случае

 

необходи­

 

 

 

мости принимаются меры

 

 

 

к

расширению

общего

Рис. 108. Универсальная

характеристика

диапазона

расходов

по

характеристике

компрес­

компрессора 6ТК (ТК-38) двигателя

 

16ЧН 26/26

 

сора

п =

const

(см. вы­

 

 

 

ше)

или рассматриваются

возможности расширения диапазона работы компрессора его ре­ гулированием (см. ниже).

В случае, если характеристика компрессора соответствует гидравлической характеристике двигателя, то вопрос о воз­ можности обеспечения заданных режимов при наддуве турбо­ компрессором с газовой связью решается на основе совмещения характеристик компрессора и турбины.

С целью построения универсальной характеристики турбо­ компрессора рассмотрим основные зависимости между пара­ метрами турбины и компрессора, приведенными к условиям окружающей среды.

1. Уравнение баланса расходов газа через турбину GT и воздуха через компрессор GB:

Gr = GB+ АСТ0ПЛ—AGyT.

Расход топлива AGTOira и утечки AGyT составляют 2—3% от расхода воздуха и практически равны, т. е. GT = GB= G.

Приведя расходы к параметрам окружающей среды, получим

GВ I То = Gr

VТ т

Л т

(144)

Ро

PT

°2 V Т

 

172


где

%=——;

о2 — -^~

— коэффициент

восстановления

пол-

 

То

 

Р,

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ного давления газа на выпуске из турбины.

газов АН2 обычно за­

Величина потерь энергии на выпуске

дается на номинальном

 

режиме.

 

Это

позволяет определить

коэффициент потерь

 

 

 

Н2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

t _

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

52------ — •

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

с2

 

 

 

 

 

найти о2

Тогда при расчете характеристик турбины

можно

по формуле

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

V

1 л2

 

 

 

 

 

(145)

 

 

 

 

 

 

k\ -ь 1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.

Уравнение

баланса

мощностей турбины

NT и компрессо­

ра NK\

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

NT= —^ N

K,

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4MQX

 

 

 

 

 

 

 

где т]мех — механический

 

к. п. д., учитывающий потери

на

тре-

ние в подшипниках и уплотнениях. На расчетном режиме вели­

чина

ймехр —0,87 -э- 0,96,

причем

верхние значения г|м,,х

соот­

ветствуют большим размерам турбокомпрессоров.

 

 

 

Согласно

экспериментальным

исследованиям подшипников,

потери на трение в них приблизительно пропорциональны квад­

рату окружной скорости. Тогда для расчета изменения механи­

ческого к. п. д. в зависимости от расхода газа можно исполь­

зовать выражение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Л „ с х =

1 — ( 1 — Лкех

 

,

 

 

 

( 1 4 6 )

 

 

 

 

 

 

 

 

^

Г / Пр

 

 

 

 

где

G}/ Т~

Gnp

— приведенный

расход

на

расчет-

Gnp = --------—;

ном режиме.

Ро

 

р

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

параметрах

Уравнение баланса мощностей в приведенных

принимает вид

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

УТ0

^ и е х

 

 

 

 

 

 

где

 

 

Ро

/ГоРо

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

£ ±

 

\

 

 

 

 

 

G V Тр

1

 

k

 

- Ч

 

 

 

Ро Vт 0

 

Р о

 

Дк

k — \

 

ПК

\

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

NT

G V Тр

 

 

 

 

1

 

 

(147)

 

Ро Ѵ% '

Ро

 

Т *і —1

 

 

 

*.-і

 

 

 

173


показан на рис. 109. Точки пересечения кривых

3. Зависимость л к и к. п. д. ѵ)К от приведенного расхода

воздуха и приведенной окружной скорости и2/ I Т0, представ­ ленная в виде характеристики компрессора (рис. 108).

Изменение сопротивления на всасывании в компрессор определяется по формуле (145), куда вместо \ 2 и %с2 подстав­ ляются величины go и Af|) , отнесенные к сечению на входе в компрессор.

4. Зависимость яг и к. п. д. г]Т от приведенного расхода

GVТт

газа ----- -— и относительной окружной скорости ѵ, пред-

Р т

ставленная в виде экспериментальной или расчетной характе­

ристики турбины

(рис. 82).

 

(144) и (147)

Такие характеристики с помощью выражений

перестраиваются в виде зависимостей

 

 

я г = f

 

 

 

N T

G Ѵ т 0

 

 

Р о V То

Р о

 

При этом величина ѵ находится из выражения

(106).

Определение

параметров

совместной работы компрессора и

турбины производится совместным решением зависимостей приведенных мощностей турбины и компрессора от приведен­ ных расхода и окружной скорости. Пример такого совмещения

и2

const

Ѵт0

и т = const соответствуют графическому решению уравнений баланса мощностей и расходов.

Перенеся точки совместного решения на диаграмму харак­ теристик компрессора, получаем универсальную диаграмму

характеристик

турбокомпрессора

(рис.

ПО). Линии

— =

 

 

 

 

 

 

Р о

= ——= const,

т = const и ■ —const

показывают

измене-

ниеЩ основных

 

V 'I0

турбокомпрессора

в зависи­

параметров работы

мости от приведенного расхода воздуха.

 

турбоком­

Использование

универсальной

характеристики

прессора, упрощает

анализ изменения параметров двигателя в

различных климатических условиях.

Применительно

к

задан­

ным условиям окружающей среды такая диаграмма перестраи­

вается от приведенных к физическим

параметрам, после чего

анализируются условия совместной

работы турбокомпрессора

и двигателя.

 

174