4. Замки елочного типа. Такие замки изготовляются специ альными фрезами и протяжками. Для устранения температур ных напряжений в «елочном» соединении необходимо преду сматривать зазор между телом лопатки и пазом диска. Этот зазор может быть использован также для организации охлажде ния лопаток и колеса турбины продувкой воздуха. «Елочный» замок получил широкое распространение. Он применяется в турбокомпрессорах средней и высокой напорности.
Лопатки также могут привариваться к колесу или отливаться с ним как одно целое.
Соединение лопаток с колесом при помощи сварки техно логично, поэтому при производстве можно применять автомати ческие сварочные аппараты. Оно применяется в турбокомпрес сорах с умеренной напорностью (як <2,5), в которых возмож но использование материалов с удовлетворительной сваривае мостью. Сварное соединение лопаток применяется как основное в ряде конструкций ТК в нашей стране, а также в некоторых конструкциях фирмы Броун-Бовери. Сварное соединение затруд няет ремонт роторов, лопатки которых по тем или иным при чинам получили повреждения.
Отливка лопаток как одно целое с диском обеспечивает высокую производительность при изготовлении. Однако кон троль качества профиля лопаток в этом случае затруднителен.
Как отмечалось выше, хвостовая часть лопаток, кроме напряжений растяжения и изгиба, вызываемых центробежными силами, может испытывать большие переменные напряжения, вызываемые вибрацией, на что указывает обычно усталостный характер ее разрушения. На надежность хвостовой части лопат ки значительное влияние оказывают неравномерность распре деления напряжений, радиусы скруглений и переходы, которые
служат концентраторами напряжений и |
повышают напряжен |
ность замка. Это необходимо учитывать |
при |
проектировании |
и компенсировать соответствующим подбором |
моментов сопро |
тивления опасного сечения замка и пера лопатки. Например, для обеспечения примерной равнопрочное™ профильной части ло патки и «елочного» замка при действии вибрационных нагрузок рекомендуется следующее соотношение между моментом сопро тивления замка W3 и пера Wn лопатки [7]: W3 І2 > 2,5 Wu.
РАБОЧИЕ КОЛЕСА ЦЕНТРОБЕЖНЫХ КОМПРЕССОРОВ И РАДИАЛЬНЫХ ЦЕНТРОСТРЕМИТЕЛЬНЫХ ТУРБИН
Колеса центробежных компрессоров выполняют составными или цельными. В составном колесе отдельно выполняют диск колеса с радиальными лопатками и осевую часть колеса — вра щающийся направляющий аппарат. Чтобы уменьшить возмож ность вибрационного разрушения, стык между лопатками коле са и ВНА по внешнему их диаметру делается плотным, с