|
|
|
|
|
|
|
|
где h — толщина лопатки |
в расчетном |
сечении |
(рис. |
173); |
/ — длина |
лопатки; |
Е — модуль упругости |
материала; |
р — |
плотность материала; |
А — коэффициент, |
зависящий |
от отноше |
ния толщин лопатки у корня h и вершины hi |
(при |
постоянной |
толщине А = 5,11). |
|
колебаний лопаток |
рабочих |
колес |
Частоту |
собственных |
требуется сравнить с частотой возмущений, которые вызывают ся условиями на входе газа в колесо или на выходе из него. Эта частота обычно кратна частоте вращения ротора, числу лопаток (ребер) или патрубков, расположенных перед или за рабочим колесом. Например, частота возмущения /в от лопаток сопло
вого |
аппарата |
турбины |
при |
|
|
|
|
|
|
числе |
их |
z |
и частоте |
враще |
|
|
|
|
|
|
ния |
ротора |
Птк |
будет |
/„ = |
|
|
|
|
|
|
= znTK. Во |
избежание |
|
резо |
|
|
|
|
|
|
нанса |
рекомендуется |
выпол |
|
|
|
|
|
|
нят /л//в > 1 Д 5 |
[33]. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
В |
связи |
с |
многообразием |
|
|
|
|
|
|
форм |
и частот |
собственных |
|
|
|
|
|
|
колебаний |
лопаток |
исключить |
|
|
|
|
|
|
возможность совпадения |
их |
с |
|
|
|
|
|
|
какой-либо из возмущающих |
|
|
|
|
|
|
гармоник |
в |
рабочем диапазо |
|
|
|
|
|
|
не частот вращения |
ротора ТК |
Рис. |
173. |
Конструктивные |
элементы |
затруднительно. Поэтому |
для |
колес радиальной турбины и компрес |
определения |
резонансных зон |
/ |
очаги |
сора: |
|
по 1-Й |
и напряжений, |
которые |
возни |
трещин при колебаниях |
форме; / и // — очаги трещин при колеба |
кают |
при |
этом, необходимо |
ниях по 2-й форме; III — место установки |
тензодатчиков; 1 — радиальная |
часть; |
тензометрирование |
лопаток |
в |
|
|
|
2 — осевая часть |
|
|
рабочих условиях. |
|
|
|
|
|
исследования лопаток |
вра |
Результаты |
тензометрического |
щающегося |
направляющего |
аппарата |
и |
цельнолитого |
колеса |
компрессоров типа ТКР-40В и ТК-34С (4ТК.) приведены ниже. Тензометрические датчики наклеивались в местах максималь ных напряжений по результатам предварительно проведенных исследований на электродинамическом стенде. У лопаток вра щающегося направляющего аппарата в рабочем диапазоне имелось семь резонансных зон (низшая гармоника 7-я); ам плитуда возникающих при этом переменных напряжений дости гает съ = ±28 МН/м2. У лопаток осевой части колеса компрес сора (рис. 174) зафиксировано четыре резонансных зоны (низ шая гармоника 6-я), амплитуда возникающих при этом пере менных напряжений достигает оѵ = ±19 МН/м2. В радиальной части этого колеса (датчик № 2) резонансных зон не было обна ружено. В обоих случаях во входном устройстве было по шести ребер. Вращающийся направляющий аппарат был изготовлен из алюминиевого сплава АК6, а колесо компрессора — отлив кой в кокиль из алюминиевого сплава АЛ4. Можно считать, что
для указанных материалов переменные напряжения находятся примерно на верхнем уровне допустимых значений.
Вибрационные поломки радиальных лопаток и лопаток вра щающегося стремящегося аппарата центростремительных тур бин имели место на турбокомпрессоре типа ТКР-40. На опытных образцах ТК трещины в радиальных лопатках колеса с z = 28 (рис. 173) обнаруживались уже после 100 ч работы (случаев
Рис. 174. Результаты исследования напряжений в лопатках литого колеса компрессора типа ТК.-34:
а — резонансная диаграмма: б — зависимость напряжений от частоты вращения; 1 — датчики N° 1; 2 — датчики N°. 2
обрыва лопаток не было, с указанными трещинами некоторые турбокомпрессоры работали по 1500 ч). Предварительное оп ределение частоты собственных колебаний лопаток расчетом позволило выдвинуть предположение, что в данном случае имеет место резонанс 24-й гармоники (по числу сопловых ло паток). Проведенное впоследствии тензометрическое исследо вание подтвердило это предположение: в рабочем диапазоне при п = 375 -т- 385 об/с имел место резонанс с амплитудой пере менных напряжений аѵ = 200 МН/'м2 (рис. 175). Для устранения поломок колеса было разработано шесть вариантов лопаток различных толщин и профилей. Частота колебаний их опреде
лилась расчетом, а затем экспериментально. Был выбран про
филь лопаток, который |
обеспечивал по частоте |
собственных |
колебаний запас |
> |
1,15. |
|
|
|
|
Одновременно |
были |
внесены |
изменения |
в |
конструкцию |
соплового аппарата: уменьшено |
количество |
лопаток с 24 |
до |
23 шт. Проведенное в рабочих условиях тензометрическое |
ис |
следование показало, что колесо турбины с утолщенным профи лем лопатки не имело резонансных колебаний с большим уров
нем напряжений в заданном |
диапазоне изменения частоты |
вращения ротора. |
|
<5V,MH/M Z |
_______________ |
200 |
|
160 |
|
120 |
|
80 |
|
40 |
|
О |
|
150 250 п.о5/с
Рис. 175. Зависимость переменных напряжений в колесе центростремительной турбины ТКР-40 от числа лопаток и частоты вращения (место установ ки тензодатчика показано на рис. 173):
/ — 2 = 28; 2 — z = 14; 3 |
— z =■* 19; |
4 — г = 10 (утол |
щенные |
лопатки) |
|
На рис. 175 приведены также результаты тензометрирования колес ЦСТ с одинаковым профилем лопаток, но с различным их количеством. С увеличением количества лопаток резонансная зона сдвигается в сторону больших частот вращения, количество резонансных зон уменьшается. Так, при z = 14 в рабочем диа
|
|
|
|
|
|
пазоне имеется три резонансных зоны: при z — 19 — две, |
а при |
г = 28 — одна. Это |
обстоятельство |
объясняется |
тем, |
что с уве |
личением количества лопаток увеличивается |
жесткость |
всей |
системы диск — лопатки. Наименьшая амплитуда |
колебаний |
была при 19 лопатках, т. е. при простом их числе. |
рабочих |
колес |
Для увеличения |
вибрационной |
прочности |
центробежных компрессоров и ЦСТ рекомендуются те же ме роприятия, что и для рабочих лопаток осевых турбин. Количе
ство направляющих и рабочих лопаток, как это следует из изложенного выше, предпочтительнее принимать равным про стому числу (7, 11, 13 и т. д.).
УПЛОТНЕНИЯ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Уплотняющие устройства турбокомпрессоров |
предназначены |
для уменьшения утечек |
воздуха |
и газа |
через |
|
зазоры |
между |
ротором и корпусными деталями, а также |
для |
изоляции |
мас |
|
|
|
ляных |
полостей |
подшипников. |
|
|
|
Утечки воздуха |
и газа снижа |
|
|
|
ют к. п. д. |
турбокомпрессора. |
|
|
|
Масло, |
попадая |
в |
воздушные |
|
|
|
и газовые полости, |
отлагается |
|
|
|
в виде нагара, который может |
|
|
|
стать причиной |
аварии. |
Отло |
|
|
|
жение нагара |
в проточной ча |
|
|
|
сти |
компрессора |
и |
турбины |
|
|
|
снижает их к. п. д. |
Масло мо |
|
|
|
жет |
попадать |
|
через |
|
компрес |
|
|
|
сор в цилиндры двигателя, за |
|
|
|
грязняя |
охладители |
воздуха и |
|
|
|
ухудшая |
тепловой |
|
процесс |
|
|
|
двигателя. |
|
|
|
|
|
|
при |
|
|
|
В турбокомпрессорах |
Рис. 176. Изменение давлений рк и рѵ |
меняют |
как |
|
бесконтактные, |
в турбокомпрессоре ТК-34 (4ТК) в за |
так и контактные |
узлы уплот |
висимости от частоты |
вращения ро |
нений [25]. |
Из |
|
бесконтактных |
тора: |
|
|
уплотнений |
в |
|
двигателестрое- |
1 — 7 — изменение давления ру в соот |
|
ветствующих точках (см. |
рис. |
163) |
нии наиболее |
распространены |
|
|
|
лабиринтовые |
|
и |
винтовые. |
К положительным свойствам уплотнений этого |
|
типа |
относятся |
надежная работа без износа на протяжении всего времени экс плуатации. В лабиринтовом уплотнении происходит многократ
ное дросселирование газа, который протекает |
через |
каналы с |
резко меняющимися проходными сечениями. Такое |
уплотнение |
имеет большое гидравлическое сопротивление: |
чем |
оно выше, |
тем меньше коэффициент расхода и тем эффективнее уплотне ние. Винтовые уплотнения применяют для уплотнений в основ ном масляных полостей.
Из контактных уплотнений в турбокомпрессорах применяют главным образом кольцевые. В таком уплотнении разрезное кольцо вследствие упругости давит на цилиндрическую поверх
ность втулки, давлением уплотняемой |
среды |
оно прижимается |
к торцу канавки, проточенной в валу |
(или насаженной |
на вал |
втулки). |
|
|
|
При больших перепадах давлений трудно обеспечить |
необходимую износостойкость ручьев |
и колец. |
В связи |
с этим |
рекомендуется применять комбинированные уплотнения [25]. Изменения давлений в таком уплотнении исследованы на ТК-34. Схема установки датчиков давления приведена на рис. 163, а изменение давления в уплотнениях (ру) и давления наддува (ри) в зависимости от частоты вращения ротора показано на рис. 176. Эти исследования показали удовлетворительную эффективность уплотнения: включенные в него радиальные и осевые лабирин ты в сочетании с системой дренажа снижают давление газа (воздуха), а следовательно, и осевую нагрузку на кольца. Давление же в масляной полости, за кольцами (кривая 7), равно примерно давлению окружающей среды.
Для предотвращения проникновения газов в полость подшипника со стороны турбины, а также масла из подшип ников в проточную часть компрессора в некоторых конструкци ях (например, Броун — Бовери) полости между уплотнениями соединяют с атмосферой. Иногда уплотнения со стороны ком прессора соединяют каналами (в корпусах) с полостями, кото рые имеют повышенные давления воздуха. При расположении кольцевого уплотнения со стороны всасывания (между подшип ником и колесом компрессора) весьма эффективен подвод воздуха между соседними парами колец. Надежность и эффек тивность уплотнения с таким подводом воздуха проверена испытаниями, в ходе которых устанавливалось разрежение на всасывании до 1000 мм вод. ст. (при давлении наддувочного воздуха до 0,3 МН/м2) .
подш ипники
Нагрузка на подшипники ротора складывается из его массы, динамических усилий, возникающих от неуравновешенных вра щающихся масс, гироскопического эффекта и осевых усилий, вызванных течением рабочего тела. Подшипники должны быть надежными и долговечными в эксплуатации, простыми в обслу живании, иметь малые потери на трение и обеспечивать точную центровку деталей ротора относительно соответствующих корпусов. Окружная скорость цапф роторов турбокомпрессоров достигает 70 м/с, а частота вращения 1330—1660 об/с и более. Высокая быстроходность создает тяжелые условия работы под шипников. В то же время удельные нагрузки на опорные под шипники невелики и редко превышают 0,2 МН/м2. Около поло вины э'гой нагрузки создается массой ротора. Нагрузка от не уравновешенных сил инерции при современных допусках на ба лансировку ротора турбокомпрессора является одной из основных и может превышать нагрузку от массы ротора. Дав ление на упорные подшипники значительно выше и достигает 1,2—2,0 МН/м2 при средней окружной скорости упорной пяты до 80 м/с.