Файл: Агрегаты воздухоснабжения комбинированных двигателей внутреннего сгорания..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.04.2024

Просмотров: 187

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

где h — толщина лопатки

в расчетном

сечении

(рис.

173);

/ — длина

лопатки;

Е — модуль упругости

материала;

р —

плотность материала;

А — коэффициент,

зависящий

от отноше­

ния толщин лопатки у корня h и вершины hi

(при

постоянной

толщине А = 5,11).

 

колебаний лопаток

рабочих

колес

Частоту

собственных

требуется сравнить с частотой возмущений, которые вызывают­ ся условиями на входе газа в колесо или на выходе из него. Эта частота обычно кратна частоте вращения ротора, числу лопаток (ребер) или патрубков, расположенных перед или за рабочим колесом. Например, частота возмущения /в от лопаток сопло­

вого

аппарата

турбины

при

 

 

 

 

 

 

числе

их

z

и частоте

враще­

 

 

 

 

 

 

ния

ротора

Птк

будет

/„ =

 

 

 

 

 

 

= znTK. Во

избежание

 

резо­

 

 

 

 

 

 

нанса

рекомендуется

выпол­

 

 

 

 

 

 

нят /л//в > 1 Д 5

[33].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В

связи

с

многообразием

 

 

 

 

 

 

форм

и частот

собственных

 

 

 

 

 

 

колебаний

лопаток

исключить

 

 

 

 

 

 

возможность совпадения

их

с

 

 

 

 

 

 

какой-либо из возмущающих

 

 

 

 

 

 

гармоник

в

рабочем диапазо­

 

 

 

 

 

 

не частот вращения

ротора ТК

Рис.

173.

Конструктивные

элементы

затруднительно. Поэтому

для

колес радиальной турбины и компрес­

определения

резонансных зон

/

очаги

сора:

 

по 1-Й

и напряжений,

которые

возни­

трещин при колебаниях

форме; / и // — очаги трещин при колеба­

кают

при

этом, необходимо

ниях по 2-й форме; III — место установки

тензодатчиков; 1 — радиальная

часть;

тензометрирование

лопаток

в

 

 

 

2 — осевая часть

 

 

рабочих условиях.

 

 

 

 

 

исследования лопаток

вра­

Результаты

тензометрического

щающегося

направляющего

аппарата

и

цельнолитого

колеса

компрессоров типа ТКР-40В и ТК-34С (4ТК.) приведены ниже. Тензометрические датчики наклеивались в местах максималь­ ных напряжений по результатам предварительно проведенных исследований на электродинамическом стенде. У лопаток вра­ щающегося направляющего аппарата в рабочем диапазоне имелось семь резонансных зон (низшая гармоника 7-я); ам­ плитуда возникающих при этом переменных напряжений дости­ гает съ = ±28 МН/м2. У лопаток осевой части колеса компрес­ сора (рис. 174) зафиксировано четыре резонансных зоны (низ­ шая гармоника 6-я), амплитуда возникающих при этом пере­ менных напряжений достигает оѵ = ±19 МН/м2. В радиальной части этого колеса (датчик № 2) резонансных зон не было обна­ ружено. В обоих случаях во входном устройстве было по шести ребер. Вращающийся направляющий аппарат был изготовлен из алюминиевого сплава АК6, а колесо компрессора — отлив­ кой в кокиль из алюминиевого сплава АЛ4. Можно считать, что

251



для указанных материалов переменные напряжения находятся примерно на верхнем уровне допустимых значений.

Вибрационные поломки радиальных лопаток и лопаток вра­ щающегося стремящегося аппарата центростремительных тур­ бин имели место на турбокомпрессоре типа ТКР-40. На опытных образцах ТК трещины в радиальных лопатках колеса с z = 28 (рис. 173) обнаруживались уже после 100 ч работы (случаев

Рис. 174. Результаты исследования напряжений в лопатках литого колеса компрессора типа ТК.-34:

а — резонансная диаграмма: б — зависимость напряжений от частоты вращения; 1 — датчики 1; 2 — датчики N°. 2

обрыва лопаток не было, с указанными трещинами некоторые турбокомпрессоры работали по 1500 ч). Предварительное оп­ ределение частоты собственных колебаний лопаток расчетом позволило выдвинуть предположение, что в данном случае имеет место резонанс 24-й гармоники (по числу сопловых ло­ паток). Проведенное впоследствии тензометрическое исследо­ вание подтвердило это предположение: в рабочем диапазоне при п = 375 -т- 385 об/с имел место резонанс с амплитудой пере­ менных напряжений аѵ = 200 МН/'м2 (рис. 175). Для устранения поломок колеса было разработано шесть вариантов лопаток различных толщин и профилей. Частота колебаний их опреде­

252

лилась расчетом, а затем экспериментально. Был выбран про­

филь лопаток, который

обеспечивал по частоте

собственных

колебаний запас

>

1,15.

 

 

 

 

Одновременно

были

внесены

изменения

в

конструкцию

соплового аппарата: уменьшено

количество

лопаток с 24

до

23 шт. Проведенное в рабочих условиях тензометрическое

ис­

следование показало, что колесо турбины с утолщенным профи­ лем лопатки не имело резонансных колебаний с большим уров­

нем напряжений в заданном

диапазоне изменения частоты

вращения ротора.

 

<5V,MH/M Z

_______________

200

 

160

 

120

 

80

 

40

 

О

 

150 250 п.о5/с

Рис. 175. Зависимость переменных напряжений в колесе центростремительной турбины ТКР-40 от числа лопаток и частоты вращения (место установ­ ки тензодатчика показано на рис. 173):

/ — 2 = 28; 2 — z = 14; 3

z =■* 19;

4 г = 10 (утол­

щенные

лопатки)

 

На рис. 175 приведены также результаты тензометрирования колес ЦСТ с одинаковым профилем лопаток, но с различным их количеством. С увеличением количества лопаток резонансная зона сдвигается в сторону больших частот вращения, количество резонансных зон уменьшается. Так, при z = 14 в рабочем диа­

пазоне имеется три резонансных зоны: при z — 19 — две,

а при

г = 28 — одна. Это

обстоятельство

объясняется

тем,

что с уве­

личением количества лопаток увеличивается

жесткость

всей

системы диск — лопатки. Наименьшая амплитуда

колебаний

была при 19 лопатках, т. е. при простом их числе.

рабочих

колес

Для увеличения

вибрационной

прочности

центробежных компрессоров и ЦСТ рекомендуются те же ме­ роприятия, что и для рабочих лопаток осевых турбин. Количе­

253


ство направляющих и рабочих лопаток, как это следует из изложенного выше, предпочтительнее принимать равным про­ стому числу (7, 11, 13 и т. д.).

УПЛОТНЕНИЯ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Уплотняющие устройства турбокомпрессоров

предназначены

для уменьшения утечек

воздуха

и газа

через

 

зазоры

между

ротором и корпусными деталями, а также

для

изоляции

мас­

 

 

 

ляных

полостей

подшипников.

 

 

 

Утечки воздуха

и газа снижа­

 

 

 

ют к. п. д.

турбокомпрессора.

 

 

 

Масло,

попадая

в

воздушные

 

 

 

и газовые полости,

отлагается

 

 

 

в виде нагара, который может

 

 

 

стать причиной

аварии.

Отло­

 

 

 

жение нагара

в проточной ча­

 

 

 

сти

компрессора

и

турбины

 

 

 

снижает их к. п. д.

Масло мо­

 

 

 

жет

попадать

 

через

 

компрес­

 

 

 

сор в цилиндры двигателя, за­

 

 

 

грязняя

охладители

воздуха и

 

 

 

ухудшая

тепловой

 

процесс

 

 

 

двигателя.

 

 

 

 

 

 

при­

 

 

 

В турбокомпрессорах

Рис. 176. Изменение давлений рк и рѵ

меняют

как

 

бесконтактные,

в турбокомпрессоре ТК-34 (4ТК) в за­

так и контактные

узлы уплот­

висимости от частоты

вращения ро­

нений [25].

Из

 

бесконтактных

тора:

 

 

уплотнений

в

 

двигателестрое-

1 — 7 — изменение давления ру в соот­

 

ветствующих точках (см.

рис.

163)

нии наиболее

распространены

 

 

 

лабиринтовые

 

и

винтовые.

К положительным свойствам уплотнений этого

 

типа

относятся

надежная работа без износа на протяжении всего времени экс­ плуатации. В лабиринтовом уплотнении происходит многократ­

ное дросселирование газа, который протекает

через

каналы с

резко меняющимися проходными сечениями. Такое

уплотнение

имеет большое гидравлическое сопротивление:

чем

оно выше,

тем меньше коэффициент расхода и тем эффективнее уплотне­ ние. Винтовые уплотнения применяют для уплотнений в основ­ ном масляных полостей.

Из контактных уплотнений в турбокомпрессорах применяют главным образом кольцевые. В таком уплотнении разрезное кольцо вследствие упругости давит на цилиндрическую поверх­

ность втулки, давлением уплотняемой

среды

оно прижимается

к торцу канавки, проточенной в валу

(или насаженной

на вал

втулки).

 

 

 

При больших перепадах давлений трудно обеспечить

необходимую износостойкость ручьев

и колец.

В связи

с этим

254


рекомендуется применять комбинированные уплотнения [25]. Изменения давлений в таком уплотнении исследованы на ТК-34. Схема установки датчиков давления приведена на рис. 163, а изменение давления в уплотнениях (ру) и давления наддува (ри) в зависимости от частоты вращения ротора показано на рис. 176. Эти исследования показали удовлетворительную эффективность уплотнения: включенные в него радиальные и осевые лабирин­ ты в сочетании с системой дренажа снижают давление газа (воздуха), а следовательно, и осевую нагрузку на кольца. Давление же в масляной полости, за кольцами (кривая 7), равно примерно давлению окружающей среды.

Для предотвращения проникновения газов в полость подшипника со стороны турбины, а также масла из подшип­ ников в проточную часть компрессора в некоторых конструкци­ ях (например, Броун — Бовери) полости между уплотнениями соединяют с атмосферой. Иногда уплотнения со стороны ком­ прессора соединяют каналами (в корпусах) с полостями, кото­ рые имеют повышенные давления воздуха. При расположении кольцевого уплотнения со стороны всасывания (между подшип­ ником и колесом компрессора) весьма эффективен подвод воздуха между соседними парами колец. Надежность и эффек­ тивность уплотнения с таким подводом воздуха проверена испытаниями, в ходе которых устанавливалось разрежение на всасывании до 1000 мм вод. ст. (при давлении наддувочного воздуха до 0,3 МН/м2) .

подш ипники

Нагрузка на подшипники ротора складывается из его массы, динамических усилий, возникающих от неуравновешенных вра­ щающихся масс, гироскопического эффекта и осевых усилий, вызванных течением рабочего тела. Подшипники должны быть надежными и долговечными в эксплуатации, простыми в обслу­ живании, иметь малые потери на трение и обеспечивать точную центровку деталей ротора относительно соответствующих корпусов. Окружная скорость цапф роторов турбокомпрессоров достигает 70 м/с, а частота вращения 1330—1660 об/с и более. Высокая быстроходность создает тяжелые условия работы под­ шипников. В то же время удельные нагрузки на опорные под­ шипники невелики и редко превышают 0,2 МН/м2. Около поло­ вины э'гой нагрузки создается массой ротора. Нагрузка от не­ уравновешенных сил инерции при современных допусках на ба­ лансировку ротора турбокомпрессора является одной из основных и может превышать нагрузку от массы ротора. Дав­ ление на упорные подшипники значительно выше и достигает 1,2—2,0 МН/м2 при средней окружной скорости упорной пяты до 80 м/с.

255