Файл: Юхвец И.А. Производство высокопрочной проволочной арматуры.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.04.2024

Просмотров: 258

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Продолжение табл. 86

Конструк­

Номинальный

Диаметр

Тип

диаметр

 

ция

каната а

 

наружных

свивального

каната

к >

проволок, мм

оборудования

мм

 

 

 

 

 

3 X 1 9

27,5;

33

2,5;

3

С 6/630

С 12/630

 

 

 

 

 

С 6/800

3 X 7

16,3;

20

2,5;

3

С

6/630

 

 

 

 

 

С

6/800

Число оборо­ тов ротора в минуту не менее

Операция свивки

Номер опера­ ции

 

 

280

1+6

1

180

+1 2

2

160

3 X 1 9

3

280

1+6

1

160

3 X 7

2

рения следующих основных требований: наиболее пол­ ного использования механических свойств составляющих проволок, нераскручиваемости каната, большей произво­ дительности прядевьющих машин (обеспечивающей низ­ кую стоимость свивки каната) и надежной анкеровки его в бетоне. •

Для исследования на ХСПКЗ были изготовлены опытные образцы арматурных канатов конструкции 1X7 диаметром 4,5 мм с шагом свивки, равным 9, 11, 13 и 18 диаметрам каната. Все канаты свили из стальной прово­ локи одной и той же партии. Диаметр наружных прово­ лок был 1,5 мм, а центральной (сердечника) 1,6 мм. Ма­ териалом для проволоки служила катанка диаметром 6,5 мм из стали с 0,86% С и 0,65% Мп. Свивку произво­ дили на шестикатушечной прядевьющей машине сигар­ ного типа 6/500 при рабочей скорости волочения крутиль­ ной части 180 об/мин.

Все канаты были нераскручивающимися. Этого дости­ гали путем преформации свиваемых проволок ролико­ вым преформатором. С увеличением шага свивки нераскручиваемость каната обеспечивалась более интенсивной преформацией.

В табл. 87 приведены результаты механических испы­ таний канатов.

Из данных табл. 87 и результатов заводской практи­ ки можно сделать следующие выводы:

1) механические свойства наружных проволок, под­ вергаемых свивке и преформированию при шаге свивки 18dK, выше, чем.при шаге свивки 9dK;

188


2)механические свойства централь­ ной проволоки не зависят от шага свивки каната;

3)с увеличением шага свивки в ис­ следуемом интерва­

ле 9—18dK прочно­ стные и пластиче­ ские характеристи­ ки канатов, испы­ танных в целом, имеют тенденцию к улучшению (и лишь

при \8dK они одина­ ковы или незначи­ тельно ниже, чем при 13dK );

4) ползучесть ка­ натов с возрастани­ ем шага свивки сни­ жается;

5) производитель­ ность прядевьющих машин пропорцио­ нальна шагу свивки, увеличение которо­ го с точки зрения изготовителей кана­ тов вполне целесо­ образно.

Следовательно, увеличение шага свивки арматурных канатов повышает производительность прядевьющих машин

иулучшает механи­ ческие, в том. числе

иреологические ха­ рактеристики ка­ натов.

Я S

ю

га

Е

о

о .

н

V

S

Я

ч

X

i s

оК

f- °

X s

* 1

>• 2

to

E

O. X

га о

>.§

с с

O X

Ю

0,075

0,039 0,029

1 1

 

 

 

ъ

о

о

О

О

О

«.О

о ош

о

е

oi

ш

о

Ь

 

с:

(кГ/мм5 )

О

jk

 

 

S

ю сч

СО t» О) j

мм

ю

О—со

CN СЧСЧ СЧ

M i l

г~ со со ю

ю о ю t-

С7> —• со" — t-- 00 00 00

^ о ю о

00 — — см

0 1 0 0 0

—• СЧ см см

- ф о ю о оо — .CN СП о о о

— СЧ СЧ СЧ

1,63

1,76

43,0

43,4

1 1

1,62 1,93

г- о —•

ю ю

 

00

00

о

 

00

2133 (213,3)

2200 (220,0)

§ x

1

мм

>>•=

Шагсви:вки

С

f-

кратность нию

as

H

 

 

a

ч

 

­

О

eg

 

отноше

4

s

 

кd

и

О

 

по

«

°

 

 

u

о

 

 

•sв

 

 

 

 

 

Материал

о о о о

о о

rt< Ю СО 00

•Ч< О0

СТ) — СО 00

СП 00

Семипроволочный канат

Наружная проволока

1 1,94

о

ю

1

1

О)

сч"

со

•*

00

00

(218,3)2183 1

1

Центральная проволока



Дополнительное исследование влияния шага свивки на анкеровку канатов в бетоне (призмах и балках) пока­ зало, что по своим анкерующим свойствам канаты диа­ метром 4,5 мм с шагом свивки 40 и 80 мм практически одинаковы [119].

Исходя из технологических соображений и учитывая опыт применения арматурных канатов за рубежом (см. табл. 11 и 13), в нашей стране рекомендовано произво­ дить и применять семнпроволочные арматурные канаты с шагом свивки, равным 14—16 диаметрам каната.

Рациональный шаг свивки основных конструкций ар­ матурных двух- и трехпрядных канатов, обеспечивающих более надежное сцепление их с бетоном и допускаемый коэффициент использования прочности исходной прово­ локи приведен в работе [11]. Согласно этим данным, оп­ тимальная кратность шага свивки первого повива пряди 1X19 равна 10, второго повива пряди 1X1914, канатов

2X7—12,25^13,4; 2X19—12,25-г-13,5; 3X7—15-^16,6 и

3X19—15-4-16,7.

Машины для свивки канатов большинства этих кон­ струкций (из прядей), приведенные в табл. 86, указаны, исходя из фактически имеющегося оборудования. Наи­ более технологичными являются пряди 1X12 канатов 2X12, так как их свивают в один прием на двенадцатишпульной машине сигарного типа с полной ее загрузкой. Изготовление двух- и трехпрядных канатов будет суще­ ственно упрощено и облегчено при оснащении канатных цехов специальными канатовьющими машинами.

Оптимальный диаметр центральной проволоки

Соотношения диаметров центральной и наружных проволок в арматурных канатах различны. Так, в образ­ цах арматурных канатов 1X7 диаметром 9 и 15 мм япон­ ской фирмы «Дайчи» наружные и центральная проволо­ ки не отличаются друг от друга. По стандарту США ASTM 416-57Т минимальная разница между диаметрами цент­ ральной и любой из наружных проволок арматурных ка­ натов колеблется в пределах от 1,2 до 1,8%. По англий­ ским данным и материалам ФРГ, диаметр сердечника должен превышать диаметр наружных проволок арма­ турного каната не меньше чем на 7,5%, по австралийско­ му стандарту ASA 142-1963—не менее чем на 3%.

Для определения рационального размера проволок

190

Т а б л и ц а 88

Агрегатная прочность, ползучесть и выносливость отпущенных арматурных канатов конструкции 1X7 диаметром 6 мм

при различных диаметрах центральной проволоки и постоянном

 

диаметре (2 мм) наружных

проволок

 

 

 

 

 

 

 

Выносливость

Условный

Диаметр

 

 

 

 

нагрузка при

централь­

 

,70/100

среднее

число

номер

ной про­

 

полз '

циклов

нагру-

испытаниях

 

на

пробежной

каната

волоки d,

 

%

ження на

машине, %

 

мм

 

п р о б е ж н о й

 

 

 

 

 

 

 

 

 

машине

к

ах

20

2,0

40500 (4050)

0,0355

1171

 

37,4

21

2,1

40000 (4000)

0,0257

1358

 

37,8

22

2,2

40500 (4050)

0,0203

1577

 

37,4

23

2,3

41000 (4100)

0,0409

1060

 

36,8

автором было проведено специальное исследование на опытных канатах диаметром б мм с шагом свивки, рав­ ным 15 диаметрам. Наружные проволоки всех канатов имели один и тот же диаметр 2 мм, центральные — от 2,0 до 2,3 мм. После свивки опытные канаты подвергали низ­ котемпературному отпуску нитью в расплаве соли. Ре­ зультаты испытаний этих канатов в ЦНИИЧМ на агре­ гатную прочность, ползучесть и выносливость приведены в табл. 88.

Кроме того, в ЦНИИЧМ (автором) и во ВНИИЖелезобетоне (Ю. А. Тевелевым)1 были изучены арматурные канаты диаметром б мм с сердечником, имевшим диа­ метр 2,0; 2,1 и 2,3 мм, и шагом свивки, равным 10 диамет­ рам.

Эксперименты показали, что изменение диаметра сер­ дечника существенно сказывается на податливости кана­ т а — жесткость сцепления с бетоном значительно увели­ чивается с увеличением диаметра центральной проволо­ ки при испытаниях на выдергивание.

Для определения плотности свивки каната с сердеч­ никами различных диаметров провели также опыты по двустороннему обжатию его на 50-т прессе. При этом проводили замеры поперечных деформаций каната. Ка-

1 Т е в е л е в Ю. А., Ю х в е ц И. А. — В кн. Анкеровка арма­ туры в бетоне (исследование прочности н податливости). М., «Стройиздат», 1969, с. 92—96.

191


нат с сердечником большего диаметра оказался более жестким, чем канат с сердечником меньшего диаметра.

Результаты исследований показывают, что в арма­ турном канате при нормальном шаге свивки 10—15 dK диаметр сердечника должен быть больше диаметра на­ ружных проволок примерно на 10%.

5. ОТПУСК АРМАТУРНЫХ КАНАТОВ

Отпуск арматурных канатов

конструкции

lyj

Повышение ряда механических свойств, в частности пластичности и упругости канатов может достигаться свивкой их из отпущенных проволок (по А. А. Бабошину) или агрегатным отпуском канатов, изготовленных из холоднотянутых проволок [13].

В начале организации производства арматурных ка­ натов были опробованы оба указанных способа. Сопо­ ставление их влияния на механические свойства неотпущенных арматурных канатов, свитых из холоднотянутых

Т а б л и ц а 89

Механические свойства арматурных канатов диаметрами 4,6 и 15 мм, после низкотемпературного отпуска

 

 

 

 

Механические

свойства

а.

 

 

 

 

 

 

СЛ

 

 

Номер

 

 

 

каната

 

О

I s ™

 

 

 

 

 

 

 

3.

 

вариан­

 

Канат

 

ст0,2

ff0,01

к о S

та

 

 

 

 

с

tr П

д,

 

 

 

 

Мн/м '

(кГ/мм»)

 

•о я а:

 

Из

неотпущенных

1910

1670

1000

 

1,5

 

 

проволок

 

(191)

(167)

(100)

 

3,9

 

 

Из

отпущенных

1870

1550

980

 

 

 

проволок

 

(187)

(155)

(98)

 

5,0

 

 

Из

неотпущенных

2030

1810

1270

 

 

 

проволок

и подвер­

(203)

(181)

(127)

 

 

 

 

гнут

отпуску

 

 

 

 

 

 

1

Из

неотпущенных

1540

1260

 

2,0

_

 

 

проволок

 

(154)

(126)

 

 

6,0

 

2

Из

отпущенных

1600

1140

 

4,2

 

 

проволок

 

(160)

(114)

 

5,2

5,9

 

3

Из

неотпущенных

1620

1340

 

 

 

проволок

и под­

(162)

(134)

 

 

 

 

 

вергнут

отпуску

 

 

 

 

 

 

192