Файл: Юхвец И.А. Производство высокопрочной проволочной арматуры.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.04.2024
Просмотров: 258
Скачиваний: 2
Продолжение табл. 86
Конструк |
Номинальный |
Диаметр |
Тип |
|
диаметр |
|
|||
ция |
каната а |
|
наружных |
свивального |
каната |
к > |
проволок, мм |
оборудования |
|
мм |
|
|||
|
|
|
|
3 X 1 9 |
27,5; |
33 |
2,5; |
3 |
С 6/630 |
|
С 12/630 |
||||||
|
|
|
|
|
С 6/800 |
|
3 X 7 |
16,3; |
20 |
2,5; |
3 |
С |
6/630 |
|
|
|
|
|
С |
6/800 |
Число оборо тов ротора в минуту не менее |
Операция свивки |
Номер опера ции |
|
• |
|
280 |
1+6 |
1 |
180 |
+1 2 |
2 |
160 |
3 X 1 9 |
3 |
280 |
1+6 |
1 |
160 |
3 X 7 |
2 |
рения следующих основных требований: наиболее пол ного использования механических свойств составляющих проволок, нераскручиваемости каната, большей произво дительности прядевьющих машин (обеспечивающей низ кую стоимость свивки каната) и надежной анкеровки его в бетоне. •
Для исследования на ХСПКЗ были изготовлены опытные образцы арматурных канатов конструкции 1X7 диаметром 4,5 мм с шагом свивки, равным 9, 11, 13 и 18 диаметрам каната. Все канаты свили из стальной прово локи одной и той же партии. Диаметр наружных прово лок был 1,5 мм, а центральной (сердечника) 1,6 мм. Ма териалом для проволоки служила катанка диаметром 6,5 мм из стали с 0,86% С и 0,65% Мп. Свивку произво дили на шестикатушечной прядевьющей машине сигар ного типа 6/500 при рабочей скорости волочения крутиль ной части 180 об/мин.
Все канаты были нераскручивающимися. Этого дости гали путем преформации свиваемых проволок ролико вым преформатором. С увеличением шага свивки нераскручиваемость каната обеспечивалась более интенсивной преформацией.
В табл. 87 приведены результаты механических испы таний канатов.
Из данных табл. 87 и результатов заводской практи ки можно сделать следующие выводы:
1) механические свойства наружных проволок, под вергаемых свивке и преформированию при шаге свивки 18dK, выше, чем.при шаге свивки 9dK;
188
2)механические свойства централь ной проволоки не зависят от шага свивки каната;
3)с увеличением шага свивки в ис следуемом интерва
ле 9—18dK прочно стные и пластиче ские характеристи ки канатов, испы танных в целом, имеют тенденцию к улучшению (и лишь
при \8dK они одина ковы или незначи тельно ниже, чем при 13dK );
4) ползучесть ка натов с возрастани ем шага свивки сни жается;
5) производитель ность прядевьющих машин пропорцио нальна шагу свивки, увеличение которо го с точки зрения изготовителей кана тов вполне целесо образно.
Следовательно, увеличение шага свивки арматурных канатов повышает производительность прядевьющих машин
иулучшает механи ческие, в том. числе
иреологические ха рактеристики ка натов.
Я S
ю
га
Е
о
о .
н
V
S
Я
ч
X
i s
оК
f- °
X s
* 1
>• 2
to
E
O. X
га о
>.§
с с
O X
Ю |
0,075 |
0,039 0,029 |
1 1 |
|
|
|
ъ
о
о
О
О
О
«.О
о ош
о
е
oi |
ш |
о |
|
Ь |
|
с: |
(кГ/мм5 ) |
О |
jk |
|
|
|
S |
ю сч
СО t» О) j
мм
ю
О—с — о
CN СЧСЧ СЧ
M i l
г~ со со ю
ю о ю t-
С7> —• со" — t-- 00 00 00
^ о ю о
00 — — см
0 1 0 0 0
—• СЧ см см
- ф о ю о оо — . — CN СП о о о
— СЧ СЧ СЧ
1,63 |
1,76 |
43,0 |
43,4 |
1 1 |
|
1,62 1,93 |
г- о —•
ю ю
|
00 |
00 |
о |
|
00 |
2133 (213,3) |
2200 (220,0) |
§ x |
1 |
мм |
|
>>•= |
Шагсви:вки |
||
С |
f- |
кратность нию |
|
as |
H |
|
|
a |
ч |
|
|
О |
eg |
|
отноше |
4 |
s |
|
кd |
и |
О |
|
по |
« |
° |
|
|
u |
о |
|
|
•sв |
|
|
|
|
|
|
Материал |
о о о о |
о о |
rt< Ю СО 00 |
•Ч< О0 |
СТ) — СО 00 |
СП 00 |
Семипроволочный канат |
Наружная проволока |
1 1,94
о
ю
1
1
О)
сч"
со
•*
00
00
(218,3)2183 1
1
Центральная проволока
Дополнительное исследование влияния шага свивки на анкеровку канатов в бетоне (призмах и балках) пока зало, что по своим анкерующим свойствам канаты диа метром 4,5 мм с шагом свивки 40 и 80 мм практически одинаковы [119].
Исходя из технологических соображений и учитывая опыт применения арматурных канатов за рубежом (см. табл. 11 и 13), в нашей стране рекомендовано произво дить и применять семнпроволочные арматурные канаты с шагом свивки, равным 14—16 диаметрам каната.
Рациональный шаг свивки основных конструкций ар матурных двух- и трехпрядных канатов, обеспечивающих более надежное сцепление их с бетоном и допускаемый коэффициент использования прочности исходной прово локи приведен в работе [11]. Согласно этим данным, оп тимальная кратность шага свивки первого повива пряди 1X19 равна 10, второго повива пряди 1X19—14, канатов
2X7—12,25^13,4; 2X19—12,25-г-13,5; 3X7—15-^16,6 и
3X19—15-4-16,7.
Машины для свивки канатов большинства этих кон струкций (из прядей), приведенные в табл. 86, указаны, исходя из фактически имеющегося оборудования. Наи более технологичными являются пряди 1X12 канатов 2X12, так как их свивают в один прием на двенадцатишпульной машине сигарного типа с полной ее загрузкой. Изготовление двух- и трехпрядных канатов будет суще ственно упрощено и облегчено при оснащении канатных цехов специальными канатовьющими машинами.
Оптимальный диаметр центральной проволоки
Соотношения диаметров центральной и наружных проволок в арматурных канатах различны. Так, в образ цах арматурных канатов 1X7 диаметром 9 и 15 мм япон ской фирмы «Дайчи» наружные и центральная проволо ки не отличаются друг от друга. По стандарту США ASTM 416-57Т минимальная разница между диаметрами цент ральной и любой из наружных проволок арматурных ка натов колеблется в пределах от 1,2 до 1,8%. По англий ским данным и материалам ФРГ, диаметр сердечника должен превышать диаметр наружных проволок арма турного каната не меньше чем на 7,5%, по австралийско му стандарту ASA 142-1963—не менее чем на 3%.
Для определения рационального размера проволок
190
Т а б л и ц а 88
Агрегатная прочность, ползучесть и выносливость отпущенных арматурных канатов конструкции 1X7 диаметром 6 мм
при различных диаметрах центральной проволоки и постоянном
|
диаметре (2 мм) наружных |
проволок |
|
|
|||
|
|
|
|
|
Выносливость |
||
Условный |
Диаметр |
|
|
|
|
нагрузка при |
|
централь |
|
,70/100 |
среднее |
число |
|||
номер |
ной про |
|
полз ' |
циклов |
нагру- |
испытаниях |
|
|
на |
пробежной |
|||||
каната |
волоки d, |
|
% |
ження на |
машине, % |
||
|
мм |
|
п р о б е ж н о й |
||||
|
|
|
|
|
|||
|
|
|
|
машине |
к |
ах |
|
20 |
2,0 |
40500 (4050) |
0,0355 |
1171 |
|
37,4 |
|
21 |
2,1 |
40000 (4000) |
0,0257 |
1358 |
|
37,8 |
|
22 |
2,2 |
40500 (4050) |
0,0203 |
1577 |
|
37,4 |
|
23 |
2,3 |
41000 (4100) |
0,0409 |
1060 |
|
36,8 |
автором было проведено специальное исследование на опытных канатах диаметром б мм с шагом свивки, рав ным 15 диаметрам. Наружные проволоки всех канатов имели один и тот же диаметр 2 мм, центральные — от 2,0 до 2,3 мм. После свивки опытные канаты подвергали низ котемпературному отпуску нитью в расплаве соли. Ре зультаты испытаний этих канатов в ЦНИИЧМ на агре гатную прочность, ползучесть и выносливость приведены в табл. 88.
Кроме того, в ЦНИИЧМ (автором) и во ВНИИЖелезобетоне (Ю. А. Тевелевым)1 были изучены арматурные канаты диаметром б мм с сердечником, имевшим диа метр 2,0; 2,1 и 2,3 мм, и шагом свивки, равным 10 диамет рам.
Эксперименты показали, что изменение диаметра сер дечника существенно сказывается на податливости кана т а — жесткость сцепления с бетоном значительно увели чивается с увеличением диаметра центральной проволо ки при испытаниях на выдергивание.
Для определения плотности свивки каната с сердеч никами различных диаметров провели также опыты по двустороннему обжатию его на 50-т прессе. При этом проводили замеры поперечных деформаций каната. Ка-
1 Т е в е л е в Ю. А., Ю х в е ц И. А. — В кн. Анкеровка арма туры в бетоне (исследование прочности н податливости). М., «Стройиздат», 1969, с. 92—96.
191
нат с сердечником большего диаметра оказался более жестким, чем канат с сердечником меньшего диаметра.
Результаты исследований показывают, что в арма турном канате при нормальном шаге свивки 10—15 dK диаметр сердечника должен быть больше диаметра на ружных проволок примерно на 10%.
5. ОТПУСК АРМАТУРНЫХ КАНАТОВ
Отпуск арматурных канатов |
конструкции |
lyj |
Повышение ряда механических свойств, в частности пластичности и упругости канатов может достигаться свивкой их из отпущенных проволок (по А. А. Бабошину) или агрегатным отпуском канатов, изготовленных из холоднотянутых проволок [13].
В начале организации производства арматурных ка натов были опробованы оба указанных способа. Сопо ставление их влияния на механические свойства неотпущенных арматурных канатов, свитых из холоднотянутых
Т а б л и ц а 89
Механические свойства арматурных канатов диаметрами 4,6 и 15 мм, после низкотемпературного отпуска
|
|
|
|
Механические |
свойства |
а. |
|
|
|
|
|
|
|
СЛ |
|
|
|||
Номер |
|
|
|
каната |
|
О |
I s ™ |
|
|
|
|
|
|
|
|
3. |
|
||
вариан |
|
Канат |
|
ст0,2 |
ff0,01 |
к о S |
|||
та |
|
|
|
|
с |
tr П |
д, |
||
|
|
|
|
Мн/м ' |
(кГ/мм») |
|
•о я а: |
||
|
Из |
неотпущенных |
1910 |
1670 |
1000 |
|
1,5 |
|
|
|
проволок |
|
(191) |
(167) |
(100) |
|
3,9 |
|
|
|
Из |
отпущенных |
1870 |
1550 |
980 |
|
|
||
|
проволок |
|
(187) |
(155) |
(98) |
|
5,0 |
|
|
|
Из |
неотпущенных |
2030 |
1810 |
1270 |
|
|
||
|
проволок |
и подвер |
(203) |
(181) |
(127) |
|
|
|
|
|
гнут |
отпуску |
|
|
|
|
|
|
|
1 |
Из |
неотпущенных |
1540 |
1260 |
|
2,0 |
_ |
|
|
|
проволок |
|
(154) |
(126) |
|
|
6,0 |
|
|
2 |
Из |
отпущенных |
1600 |
1140 |
|
4,2 |
|
||
|
проволок |
|
(160) |
(114) |
|
5,2 |
5,9 |
|
|
3 |
Из |
неотпущенных |
1620 |
1340 |
|
|
|||
|
проволок |
и под |
(162) |
(134) |
|
|
|
|
|
|
вергнут |
отпуску |
|
|
|
|
|
|
192