ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.04.2024

Просмотров: 214

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
азаться от оценивания своих автоматических мыслей.

Т: Итак, в течение следующей недели попробуйте оценивать свои автоматические мысли с помощью этих вопросов, но подходите к этому заданию с позиций здравого смысла. Например, вопрос 2 часто помогает проанализировать сложности в отношениях с другими людьми, но он бывает полезным далеко не всегда. Самое главное: вам не надо отвечать на все вопросы по порядку, оценивая каждую автоматическую мысль. Просто разберитесь, как работает эта методика. Позже мы добавим к перечню еще несколько вопросов. Договорились?

Пациенту, которому не удается объективно оценить свою автоматическую мысль, трудно найти ответы даже на самые первые вопросы. В таких случаях полезно предложить ему дистанцироваться от своей мысли. Одна из техник дистанцирования заключается в том, чтобы предложить пациенту вообразить, будто похожая ситуация произошла с его близким другом и пациенту нужно

Оценивание автоматических мыслей                                                                      143

 

дать другу совет. Следующий пример демонстрирует трудности Салли в оце­нивании проблемной мысли и помощь терапевта, который предлагает девушке посмотреть на ситуацию другими глазами, применяя технику "помоги другу".

Т: Значит, по контрольной работе, о которой вас не предупреждали, вы по­лучили "С" (соответствует оценке "удовлетворительно". - Примеч.ред.). У вас возникла мысль: "Я никогда [не осилю экономику и] не окончу колледж", и вы очень огорчились.

П: Правильно.

Т: Салли, существуют ли другие доказательства того, что вы не окончите колледж?

П: Да. В последнее время у меня совсем нет сил на учебу. Я часто листаю учебник по экономике, но в моей голове ничего не задерживается. Через две недели мне нужно сдать курсовую работу, а я еще и не начинала ее писать.

Т: А есть ли у вас доказательства обратного? Что вы сможете осилить эко­номику и окончить колледж?

П: Наверное, нет.

В этот момент терапевт мог бы подсказать Салли аргумент, о котором ему известно или о существовании которого он только догадывается: "Помните, вы рассказывали мне о том, как хорошо написали первую контрольную работу, о которой не было объявлено заранее? Можно ли считать это доказательством того, что вы
в состоянии справиться? И потом, как вы думаете, вы написали бы эту контрольную работу лучше, если бы знали о ней заранее? Вам известно, как остальные студенты написали эту контрольную работу? Не воспринимае­те ли вы свою оценку "C" как "F" (соответствует оценке "неудовлетворитель­но". - Примеч. ред.)?

Однако он пробует иной подход.

Т: Салли, если бы на вашем месте оказалась ваша соседка по комнате, если бы она получила "С" по неожиданной контрольной работе по экономике и у нее возникла бы мысль: "Я никогда не осилю экономику и не окончу колледж", что бы вы могли сказать ей?

П: Гм... Я не знаю.

Т: Согласились бы вы с ней? Сказали ли бы: "Да, Джейн, ты права, ты ни­когда не осилишь экономику"?

П: Нет. Никогда бы я так не сказала. Наверное, я постаралась бы ее переубе­дить: "Послушай, об этой контрольной работе не было объявлено заранее. Если бы ты знала о ней, ты бы лучше подготовилась или обратилась за консультацией к помощнику преподавателя и наверняка написала бы лучше. Это не означает,

 

144                                                                                                                        Глава 8

 

что ты никогда не осилишь экономику, и тем более, что ты не окончишь кол­ледж. Это просто было для тебя неожиданностью".

Т: Отлично! А можно ли эти слова применить я к вам самой?

П: Да, контрольная действительно была неожиданностью. Это правда, что я не подготовилась к ней как следует, - я имею в виду, что я, конечно, пыталась читать учебник, но если бы я знала, когда будет контрольная, я бы заставила себя сосредоточиться.

Т: Хорошо. Итак, если вас снова посетит мысль "Я никогда не осилю эконо­мику и не окончу колледж", как вы сможете ей ответить?

В этом случае терапевт сам предлагает Салли кандидатуру воображаемо­го "друга". Но обычно предложить имя конкретного человека просят самого пациента: "Салли, попробуйте представить другого человека, оказавшегося в такой же ситуации, что и вы сейчас. Может быть, друга или родственника. И представьте, что у него возникают те же мысли, что и у вас".

Успешно применив эту технику, терапевт обучает Салли обращаться к ней самостоятельно.

Т: Согласны ли вы, что было полезно оценить мысль "Я никогда не осилю экономику и не окончу колледж"? Вы мысленно отделили эту идею от себя и
представили, что хотите помочь своей соседке по комнате, а затем попробовали применить этот совет к себе.

П: Да. Думаю, теперь ситуация для меня прояснилась.

Т: У вас есть с собой перечень вопросов для оценивания автоматических мыслей, с предыдущей сессии? Взгляните, техника "помоги другу" - это вопрос № 6. На следующей неделе постарайтесь поработать таким же образом с другой соматической мыслью. Если возникнут сложности или вы поймете, что эта шика не помогла или не подошла вам, мы обсудим это в следующий раз.

Впоследствии, убедившись, что состояние пациента улучшилось и он научился свободно оценивать свои мысли, терапевт представляет ему упрощенный вариант техники - поиск адаптивного ответа.

П: [Когда я соберусь попросить мою соседку по комнате получше убирать за собой в кухне], у меня может возникнуть мысль, что мне просто надо получ­ше убирать самой.

Т: Предложите, пожалуйста, альтернативный способ восприятия этой си­туации.

П: Для меня же лучше решиться па этот разговор. Это логичный и обо­званный поступок. Я не собираюсь грубить или перекладывать на нее свои обязанности.

 

 

 

Оценивание автоматических мыслей                                                                      145

 

Т: Отлично. Как вы думаете, что произойдет с вашей тревогой, если вы от­ветите на свои сомнения подобным образом?

П: Она ослабнет.

 

С другой стороны, рассудив, что автоматические мысли пациента могут по­мешать ему в реализации установленного плана, терапевт интересуется воз­можным ответом пациента (предполагая, что он уже освоил некоторые навы­ки в использовании упомянутых выше вопросов).

 

Т: Что может помешать вам выполнить домашнее задание по статистике?

П: Я могу подумать, что работы очень много, и очень огорчиться.

Т: Предположим, у вас возникла мысль: "Работы очень много". Как вы от­ветите на нее?

П: ...У меня нет необходимости выполнить вес за один вечер. И я не должна усвоить материал на "отлично", по крайней мере вначале.

Т: Хорошо. Будет ли этого достаточно, чтобы приступить к выполнению домашнего задания по статистике?

 


ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АЛЬТЕРНАТИВНЫХ ВОПРОСОВ

 

Начинающему когнитивному терапевту в процессе оценивания автоматиче­ских мыслей следует опираться на вопросы, приведенные на рис. 8.1. Но ино­гда стандартные вопросы необходимо изменять. Примеры разных типов сокра­тических вопросов описаны в работах Overholser (1993а, 1993b).

В следующем примере терапевт изменяет стандартные вопросы, рассудив, что применительно к конкретной автоматической мысли они не принесут пользы.

Т: О чем вы подумали [когда по телефону спросили маму, не сократить ли вам время пребывания дома на каникулах, а она рассердилась на вас]?

П: Я позвонила не вовремя. Я не должна была ей звонить.

Т: Почему вы решили, что не должны были звонить? Каковы доказатель­ства?

П: Моя мама всегда очень занята по утрам и всегда ужасно торопится. Если бы я подождала и позвонила вечером, когда она возвращается с работы домой, она была бы в лучшем настроении.

Т: Так бывало и раньше?

 

 

 

 

146                                                                                                                       Глава 8

 

П: Да. Но в тот день мне хотелось заранее сообщить соседке по комнате, смогу ли я погостить у нее на каникулах или нет, чтобы она тоже могла плани­ровать отдых...

Т: Значит, у вас были причины позвонить именно тогда, когда вы позвони­ли. Кроме того, мне кажется, что вы сознавали, что рискуете, но действительно хотели как можно скорее договориться с соседкой по комнате.

П: Да.

Т: Разумно ли так ругать себя за то, что вы изначально пошли на риск?

П: Нет...

Т: Ваш голос звучит неуверенно... Салли, а насколько эта ситуация - ваше желание провести часть летних каникул в гостях у подруги - неприятна для вашей мамы? Чувствует ли она себя уязвленной?

Затем терапевт задает Салли другие вопросы: насколько уязвленной пока­залась вам мама? Обижалась ли она на вас раньше? Как она, вероятнее всего, чувствует себя сейчас? В ваших ли силах никогда не огорчать маму? Можете ли вы вовсе не задевать чувства своей мамы - учитывая то, что она хочет, чтобы вы всегда проводили каникулы исключительно дома? Хорошо ли стремиться никогда не задевать ничьих чувств? Что вы можете позволить себе без оглядки
на кого бы то ни было?

Т: Теперь давайте вернемся к первоначальным мыслям: "Я позвонила не во­время. Я не должна была ей звонить". Что вы скажете о них сейчас?

П: Не произошло ничего ужасного. Мама, наверное, немного обиделась, по­тому что соскучилась по мне и хотела, чтобы я провела все каникулы с нею. Но я не должна всегда исполнять ее желания и подавлять мои собственные. Мне кажется, она сможет это пережить.

В этом примере терапевт изменяет стандартные вопросы, чтобы помочь па­циентке проработать болезненную для нее ситуацию. Хотя анализ начинается с оценки достоверности автоматической мысли, позднее терапевт смещает ак­цент на лежащее в основе мысли подспудное убеждение (которое они обсуждали раньше в другом контексте): недопустимо обижать других людей.

В завершение дискуссии терапевт оценивает эффективность проведенной работы и определяет, требуется ли дальнейшая оценка автоматических мыс­лей. Для этого он спрашивает Салли: "Что вы скажете о них [первоначальных автоматических мыслях] сейчас?" Обратите внимание, что многие из вопросов, заданных терапевтом, были различными вариациями вопроса 2 (см. рис. 8.1) "Существует ли альтернативное объяснение?" (того, что Салли позвонила яко­бы "не вовремя", и того, почему обиделась ее мама (другое объяснение, помимо того, что во всем виновата пациентка)).

 

 

 

Оценивание автоматических мыслей                                                                      147

 

ВЫЯВЛЕНИЕ КОГНИТИВНЫХ ИСКАЖЕНИИ

 

Для когнитивных процессов пациентов, страдающих психиатрическими рас­стройствами, характерны систематические негативные искажения (Beck, 1976). Когда пациент высказывает свою дисфункциональную автоматическую мысль, терапевт отмечает (мысленно, вслух или в письменной форме) тип до­пущенной им ошибки. Самые распространенные типы искажения мышления представлены на рис. 8.2 (см. также Burns, 1980).

Тех пациентов, которые охотно выполняют интеллектуальное задание -придумывают названия разным тинам искажений своего мышления, можно смело ознакомить со сведениями, представленными на рис. 8.2.

Т: Мы поговорили о том, почему у людей, пребывающих в расстроенных чувствах, часто бывают мысли, которые не отражают правды или частично ошибочны. Теперь я хочу представить вам перечень самых распространенных