ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.04.2024
Просмотров: 220
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
циента сформировалась уверенность в правдивости его автоматической
152 Глава 8
мысли. В этом случае невозможно сформулировать хороший адаптивный ответ. Например.
Т: Салли, почему вы решили, что вашему брату на вас наплевать?
П: Он почти никогда не звонит мне. Звоню всегда я.
Т: А существуют ли доказательства обратного? Того, что он действительно беспокоится о вас, что он хочет поддерживать с вами хорошие отношения?
Прояви терапевт чуть больше настойчивости и внимания, он обнаружил бы у Салли другие доводы в поддержку ее проблемной автоматической мысли: ее брат на каникулах проводит больше времени со своей подругой, чем с сестрой, тон его голоса резок и нетерпелив, когда бы она ни позвонила и он не прислал ей поздравительную открытку ко дню рождения. Получив эти дополнительные сведения, терапевт помог бы Салли эффективнее взвесить доказательства и сформулировать альтернативные объяснения такого поведения се брата.
4. Автоматическая мысль по сути является глубинным убеждением пациента. Здесь пациент выявляет автоматическую мысль, которая в то же время представляет собой глубинное убеждение. Так, у Салли часто возникает мысль: "Я ни на что не способна". Пациентка настолько глубоко убеждена в собственной никчемности, что разовое оценивание не изменит ее восприятия, как не изменит и сопутствующих негативных эмоциональных реакций. Чтобы изменить глубинное убеждение Салли, терапевту придется применить множество других техник (см. главу 11, посвященную работе с глубинными убеждениями).
5. Пациент понимает "умом", что автоматическая мысль искажена, но "в душе" не верит этому. В этом случае терапевту необходимо выявить и исследовать убеждение, которое лежит в основе этой автоматической мысли.
Т: Насколько вы верите в то, что профессор не подумает, будто вы попусту отнимаете его время, а даже если и подумает, то помогать студентам - это его работа?
П: Наверное, это так, но...
Т: Но?
П: Хотя я и считаю, что он должен помочь, мне по-прежнему кажется, что он подумает, будто я отнимаю у него время.
Т: Ладно. Давайте предположим, что он действительно подумает, что вы
попусту отнимаете его время. Что в этом плохого?
Оценивание автоматических мыслей 153
Здесь терапевт выясняет, что на самом деле пациентка не верит в адаптивный ответ, и выявляет лежащее в основе ее сомнений убеждение: обратившись за помощью, я признаюсь в своей слабости.
6. Пациент не верит в пользу работы с автоматическими мыслями.
Т: Насколько вы верите, что профессор не подумает, будто вы попусту отнимаете его время, или, если он и подумает так, это его работа, за которую он получает зарплату?
П: Я верю, но...
Т: Но?
П: Мне по-прежнему кажется, что я должна разобраться во всем сама.
Т: Да у вас есть такая возможность. Но давайте посмотрим, вам лучше разобраться самой или обратиться за помощью к профессору?
Когда пациент не доверяет оцениванию автоматической мысли, он зачастую произносит утверждения в форме "да, но...": "Да, я верю, что это так, но...".
С утверждениями, принимающими форму "да, но...", необходимо работать так же, как и с другими автоматическими мыслями, - подвергать их рациональному оцениванию.
Подводя итог, нужно сказать следующее. Проделав работу с автоматической мыслью, терапевт просит пациента оценить степень доверия к новому, адаптивному утверждению - ответу на проблемную мысль, а также интенсивность негативных эмоций. Если пациент недостаточно уверен в новом ответе и по-прежнему испытывает дистресс, терапевт концептуализирует, почему работа с автоматической мыслью не привела к нужному результату, не помогла улучшить состояние пациента.
Поиску адаптивных ответов на автоматические мысли посвящена следующая глава.
Глава 9
ОТВЕТЫ НА АВТОМАТИЧЕСКИЕ МЫСЛИ
В предыдущей главе мы продемонстрировали способы помощи пациенту в оценивании его автоматических мыслей, а также критерии определения эффективности проведенного терапевтического вмешательства. Во многих случаях терапевт, стремясь выработать у пациента более адаптивный взгляд на мир, комбинирует вербальное взаимодействие с вмешательством другого рода. Это дополнительное вмешательство предполагает регистрацию дисфункциональных автоматических мыслей и ответов на них, оформленных в письменном виде. Записывание ключевых моментов терапевтической сессии не только способствует успеху терапии, но также позволяет пациенту вернуться к важным вопросам спустя недели и месяцы (и даже годы) после завершения лечения. В этой главе представлен бланк для работы с дисфункциональными мыслями (РДМ). Применение бланка РДМ позволяет пациентам в письменной форме оценивать свои автоматические мысли и формулировать на них более адаптивные ответы. Мы также коснемся других методов поиска ответов па дисфункциональные автоматические мысли.
БЛАНК ДЛЯ РАБОТЫ С ДИСФУНКЦИОНАЛЬНЫМИ
МЫСЛЯМИ (РДМ)
Рабочий бланк для работы с дисфункциональными мыслями (РДМ) (рис. 9.1) (Beck и др., 1979), помогает пациенту формулировать адаптивные ответы на автоматические мысли, избавляясь в результате от дисфории. Некоторые пациенты охотно соглашаются использовать этот бланк и применяют его последовательно и успешно. Другие испытывают различного рода сложности. Однако благодаря правильным указаниям и поддержке терапевта большинству пациентов удается применять бланк РДМ довольно регулярно. Рассудив, что пациента может утомить сама форма бланка, терапевт заменяет его простым перечнем вопросов, приведенных в главе 8, рис. 8.1.
155
156 Ответы автоматических мыслей
Пациент с большей вероятностью станет применять бланк РДМ, если терапевт правильно представит ему этот метод (даст логическое обоснование), докажет эффективность и потренируется вместе с ним. Вот условия, необходимые для эффективного применения пациентом бланка.
1. Прежде чем представить данную методику пациенту, терапевт должен сам освоить работу с бланком РДМ (на примере своих собственных автоматических мыслей).
2. Терапевт должен вводить бланк РДМ в терапевтическую работу в два этапа, на протяжении двух или более сессий. На стадии 1 пациент знакомится с первыми четырьмя колонками, на стадии 2 - с последними двумя.
3. Прежде чем знакомить пациента с бланком РДМ, терапевт должен убедиться, что пациент действительно усвоил когнитивную модель и уверен в ее действенности (и противном случае он не осознает ценности выявления и анализа автоматических мыслей).
4. Перед началом работы с бланком РДМ пациент должен продемонстрировать свое умение распознавать автоматические мысли и эмоции. Он должен четко различать такие понятия, как ситуация, эмоции, физиологический ответ организма и автоматические мысли. Если пациент путается в этих терминах, ему будет трудно работать с бланком РДМ, более того, он вряд ли получит от этот пользу. Поэтому прежде чем учить пациента заполнению этого бланка, терапевт должен и устной форме проанализировать с пациентом несколько ситуаций, связанных с ними автоматических мыслей и сопутствующих эмоций.
5. До начала работы со всеми колонками бланка пациент должен продемонстрировать успех в самостоятельном заполнении первых четырех колонок (на примерах нескольких различных ситуаций).
6. Прежде чем обучать пациента заполнению последних двух колонок, терапевт должен в устной форме оценить как минимум одну его автоматическую мысль и убедиться, что состояние пациента улучшилось.
7. Если пациенту не удается выполнить домашнее задание, предполагающее использование бланка РДМ, терапевту следует выявить автоматические мысли, касающиеся работы с бланком, оказать пациенту помощь в решении практических проблем, предложить применить бланк РДМ в качестве эксперимента, подумать над тем, чтобы рассказать пациенту о своей работе с бланком или мотивировать пациента другим способом.
Выявив проблемную ситуацию, терапевт вначале помогает пациенту распознать конкретные автоматические мысли и связанные с ними эмоции с помощью устного опроса. Он также может использовать эти примеры для
Ответы автоматических мыслей
157
разъяснения того, как работает бланк РДМ. Если терапевт представляет бланк без первого удачного выявления важной ситуации, автоматических мыслей и эмоций, он подвергает пациента риску утратить уверенность в себе, если в дальнейшем он не сможет правильно распознавать эти различные аспекты своего внутреннего мира.
В следующем примере терапевт представляет пациентке первые четыре колонки бланка РДМ.
Т: Салли, я хочу убедиться, что правильно понял вас. Ситуация была следующая: позвонила ваша школьная подруга Донна и сказала, что не сможет увидеться с вами на выходных. У вас возникла мысль: "Я ей больше не нужна", и вам стало грустно. Правильно?
П: Да.
Т: Хорошо. Сейчас мы оценим эту мысль, но сначала я хочу предложить вам одну полезную методику. Вот бланк для работы с дисфункциональными мыслями (РДМ). Он представляет собой структурированный способ формирования ответов на автоматические мысли, которые причиняют вам беспокойство. (Показывает пациентке бланк, представленный па рис. 9.1.)
П: Гм...
Т: Сегодня мы рассмотрим только первые четыре колонки, а последние две я вычеркну. Мы обратимся к ним в следующий раз. А сейчас, прежде чем мы начнем, я должен вам кое-что сообщить. Во-первых, я не буду обращать внимания на каллиграфию и грамматические ошибки.
П: (Улыбается.)
Т: Во-вторых, это действенная методика, однако чтобы освоить ее, вам придется потренироваться. Вначале вы будете допускать ошибки - так происходит со всеми. Эти ошибки также могут принести пользу: мы увидим, на чем вы споткнулись, и в следующий раз вы сделаете это лучше. Это понятно?
П: Да.
Т: Хорошо. Давайте возьмем для примера вашу мысль "Я ей больше не нужна". Первую колонку заполнить очень легко. Когда у вас возникла эта мысль.
П: Сегодня утром.
Т: Тогда в первой колонке отметьте сегодняшнюю дату и приблизите время, когда это произошло.
П: (Записывает.)
Т: Отметьте также и день недели, хорошо? Это пригодится, когда мы 8 немея к этой записи в дальнейшем. Во второй колонке опишите ситуацию. мысль, "Я ей больше не нужна", возникла у вас непосредственно во время говора или после него?
158 Ответы автоматических мыслей
152 Глава 8
мысли. В этом случае невозможно сформулировать хороший адаптивный ответ. Например.
Т: Салли, почему вы решили, что вашему брату на вас наплевать?
П: Он почти никогда не звонит мне. Звоню всегда я.
Т: А существуют ли доказательства обратного? Того, что он действительно беспокоится о вас, что он хочет поддерживать с вами хорошие отношения?
Прояви терапевт чуть больше настойчивости и внимания, он обнаружил бы у Салли другие доводы в поддержку ее проблемной автоматической мысли: ее брат на каникулах проводит больше времени со своей подругой, чем с сестрой, тон его голоса резок и нетерпелив, когда бы она ни позвонила и он не прислал ей поздравительную открытку ко дню рождения. Получив эти дополнительные сведения, терапевт помог бы Салли эффективнее взвесить доказательства и сформулировать альтернативные объяснения такого поведения се брата.
4. Автоматическая мысль по сути является глубинным убеждением пациента. Здесь пациент выявляет автоматическую мысль, которая в то же время представляет собой глубинное убеждение. Так, у Салли часто возникает мысль: "Я ни на что не способна". Пациентка настолько глубоко убеждена в собственной никчемности, что разовое оценивание не изменит ее восприятия, как не изменит и сопутствующих негативных эмоциональных реакций. Чтобы изменить глубинное убеждение Салли, терапевту придется применить множество других техник (см. главу 11, посвященную работе с глубинными убеждениями).
5. Пациент понимает "умом", что автоматическая мысль искажена, но "в душе" не верит этому. В этом случае терапевту необходимо выявить и исследовать убеждение, которое лежит в основе этой автоматической мысли.
Т: Насколько вы верите в то, что профессор не подумает, будто вы попусту отнимаете его время, а даже если и подумает, то помогать студентам - это его работа?
П: Наверное, это так, но...
Т: Но?
П: Хотя я и считаю, что он должен помочь, мне по-прежнему кажется, что он подумает, будто я отнимаю у него время.
Т: Ладно. Давайте предположим, что он действительно подумает, что вы
попусту отнимаете его время. Что в этом плохого?
Оценивание автоматических мыслей 153
Здесь терапевт выясняет, что на самом деле пациентка не верит в адаптивный ответ, и выявляет лежащее в основе ее сомнений убеждение: обратившись за помощью, я признаюсь в своей слабости.
6. Пациент не верит в пользу работы с автоматическими мыслями.
Т: Насколько вы верите, что профессор не подумает, будто вы попусту отнимаете его время, или, если он и подумает так, это его работа, за которую он получает зарплату?
П: Я верю, но...
Т: Но?
П: Мне по-прежнему кажется, что я должна разобраться во всем сама.
Т: Да у вас есть такая возможность. Но давайте посмотрим, вам лучше разобраться самой или обратиться за помощью к профессору?
Когда пациент не доверяет оцениванию автоматической мысли, он зачастую произносит утверждения в форме "да, но...": "Да, я верю, что это так, но...".
С утверждениями, принимающими форму "да, но...", необходимо работать так же, как и с другими автоматическими мыслями, - подвергать их рациональному оцениванию.
Подводя итог, нужно сказать следующее. Проделав работу с автоматической мыслью, терапевт просит пациента оценить степень доверия к новому, адаптивному утверждению - ответу на проблемную мысль, а также интенсивность негативных эмоций. Если пациент недостаточно уверен в новом ответе и по-прежнему испытывает дистресс, терапевт концептуализирует, почему работа с автоматической мыслью не привела к нужному результату, не помогла улучшить состояние пациента.
Поиску адаптивных ответов на автоматические мысли посвящена следующая глава.
Глава 9
ОТВЕТЫ НА АВТОМАТИЧЕСКИЕ МЫСЛИ
В предыдущей главе мы продемонстрировали способы помощи пациенту в оценивании его автоматических мыслей, а также критерии определения эффективности проведенного терапевтического вмешательства. Во многих случаях терапевт, стремясь выработать у пациента более адаптивный взгляд на мир, комбинирует вербальное взаимодействие с вмешательством другого рода. Это дополнительное вмешательство предполагает регистрацию дисфункциональных автоматических мыслей и ответов на них, оформленных в письменном виде. Записывание ключевых моментов терапевтической сессии не только способствует успеху терапии, но также позволяет пациенту вернуться к важным вопросам спустя недели и месяцы (и даже годы) после завершения лечения. В этой главе представлен бланк для работы с дисфункциональными мыслями (РДМ). Применение бланка РДМ позволяет пациентам в письменной форме оценивать свои автоматические мысли и формулировать на них более адаптивные ответы. Мы также коснемся других методов поиска ответов па дисфункциональные автоматические мысли.
БЛАНК ДЛЯ РАБОТЫ С ДИСФУНКЦИОНАЛЬНЫМИ
МЫСЛЯМИ (РДМ)
Рабочий бланк для работы с дисфункциональными мыслями (РДМ) (рис. 9.1) (Beck и др., 1979), помогает пациенту формулировать адаптивные ответы на автоматические мысли, избавляясь в результате от дисфории. Некоторые пациенты охотно соглашаются использовать этот бланк и применяют его последовательно и успешно. Другие испытывают различного рода сложности. Однако благодаря правильным указаниям и поддержке терапевта большинству пациентов удается применять бланк РДМ довольно регулярно. Рассудив, что пациента может утомить сама форма бланка, терапевт заменяет его простым перечнем вопросов, приведенных в главе 8, рис. 8.1.
155
156 Ответы автоматических мыслей
Пациент с большей вероятностью станет применять бланк РДМ, если терапевт правильно представит ему этот метод (даст логическое обоснование), докажет эффективность и потренируется вместе с ним. Вот условия, необходимые для эффективного применения пациентом бланка.
1. Прежде чем представить данную методику пациенту, терапевт должен сам освоить работу с бланком РДМ (на примере своих собственных автоматических мыслей).
2. Терапевт должен вводить бланк РДМ в терапевтическую работу в два этапа, на протяжении двух или более сессий. На стадии 1 пациент знакомится с первыми четырьмя колонками, на стадии 2 - с последними двумя.
3. Прежде чем знакомить пациента с бланком РДМ, терапевт должен убедиться, что пациент действительно усвоил когнитивную модель и уверен в ее действенности (и противном случае он не осознает ценности выявления и анализа автоматических мыслей).
4. Перед началом работы с бланком РДМ пациент должен продемонстрировать свое умение распознавать автоматические мысли и эмоции. Он должен четко различать такие понятия, как ситуация, эмоции, физиологический ответ организма и автоматические мысли. Если пациент путается в этих терминах, ему будет трудно работать с бланком РДМ, более того, он вряд ли получит от этот пользу. Поэтому прежде чем учить пациента заполнению этого бланка, терапевт должен и устной форме проанализировать с пациентом несколько ситуаций, связанных с ними автоматических мыслей и сопутствующих эмоций.
5. До начала работы со всеми колонками бланка пациент должен продемонстрировать успех в самостоятельном заполнении первых четырех колонок (на примерах нескольких различных ситуаций).
6. Прежде чем обучать пациента заполнению последних двух колонок, терапевт должен в устной форме оценить как минимум одну его автоматическую мысль и убедиться, что состояние пациента улучшилось.
7. Если пациенту не удается выполнить домашнее задание, предполагающее использование бланка РДМ, терапевту следует выявить автоматические мысли, касающиеся работы с бланком, оказать пациенту помощь в решении практических проблем, предложить применить бланк РДМ в качестве эксперимента, подумать над тем, чтобы рассказать пациенту о своей работе с бланком или мотивировать пациента другим способом.
Выявив проблемную ситуацию, терапевт вначале помогает пациенту распознать конкретные автоматические мысли и связанные с ними эмоции с помощью устного опроса. Он также может использовать эти примеры для
Ответы автоматических мыслей
157
разъяснения того, как работает бланк РДМ. Если терапевт представляет бланк без первого удачного выявления важной ситуации, автоматических мыслей и эмоций, он подвергает пациента риску утратить уверенность в себе, если в дальнейшем он не сможет правильно распознавать эти различные аспекты своего внутреннего мира.
В следующем примере терапевт представляет пациентке первые четыре колонки бланка РДМ.
Т: Салли, я хочу убедиться, что правильно понял вас. Ситуация была следующая: позвонила ваша школьная подруга Донна и сказала, что не сможет увидеться с вами на выходных. У вас возникла мысль: "Я ей больше не нужна", и вам стало грустно. Правильно?
П: Да.
Т: Хорошо. Сейчас мы оценим эту мысль, но сначала я хочу предложить вам одну полезную методику. Вот бланк для работы с дисфункциональными мыслями (РДМ). Он представляет собой структурированный способ формирования ответов на автоматические мысли, которые причиняют вам беспокойство. (Показывает пациентке бланк, представленный па рис. 9.1.)
П: Гм...
Т: Сегодня мы рассмотрим только первые четыре колонки, а последние две я вычеркну. Мы обратимся к ним в следующий раз. А сейчас, прежде чем мы начнем, я должен вам кое-что сообщить. Во-первых, я не буду обращать внимания на каллиграфию и грамматические ошибки.
П: (Улыбается.)
Т: Во-вторых, это действенная методика, однако чтобы освоить ее, вам придется потренироваться. Вначале вы будете допускать ошибки - так происходит со всеми. Эти ошибки также могут принести пользу: мы увидим, на чем вы споткнулись, и в следующий раз вы сделаете это лучше. Это понятно?
П: Да.
Т: Хорошо. Давайте возьмем для примера вашу мысль "Я ей больше не нужна". Первую колонку заполнить очень легко. Когда у вас возникла эта мысль.
П: Сегодня утром.
Т: Тогда в первой колонке отметьте сегодняшнюю дату и приблизите время, когда это произошло.
П: (Записывает.)
Т: Отметьте также и день недели, хорошо? Это пригодится, когда мы 8 немея к этой записи в дальнейшем. Во второй колонке опишите ситуацию. мысль, "Я ей больше не нужна", возникла у вас непосредственно во время говора или после него?
158 Ответы автоматических мыслей
Дата/время | Ситуация | Автоматические мысли | Эмоции | Адаптивный ответ | Результат |
| 1. Какое конкретно событие, либо поток мыслей и/или образов. либо воспоминаний пришли вам на ум? | 1. Какие мысли и/или представления возникли у вас? | 1. Что вы в тот момент чувствовали (грусть, тревогу, злость и т.д.)? | 1. (желательно) Какое когнитивное искажение вы допустили? | 1. Насколько теперь вы убеждены в истинности каждой автоматической мысли? |
2. Были ли у вас неприятные физические ощущения и если да, то какие именно? | 2. Насколько вы были убеждены в их истинности в тот момент, когда они возникали? | 2. Насколько ярко была выражена каждая из этих эмоций? | 2. Используйте вопросы, приведенные ниже, чтобы сформулировать ответ на автоматические мысли | 2. Какие эмоции вы сейчас испытываете? Насколько каждая из них интенсивна (В континууме 0-1 00%)? | |
| | | | 3. Насколько вы убеждены в каждом ответе? | 3. .Каковы будут ваши дальнейшие действия (или: что вы сделали)? |
Пятница, 23.02 10:00 | Телефонный разговор с Донной. | Я ей больше не нравлюсь. 90% | Грусть 80% | | |
вторник, 27.02 12:00 | Подготовка к экзамену. | Я никогда не выучу все это. 100% | Грусть 95% | ||
Четверг, 29. 02 Г 7:00 | Думала о завтрашнем занятии по экономике. | Меня могут вызвать, и я не смогу хорошо ответить. 80% | Тревога 80% | ||
| Заметила, что мое сердце колотится и мне сложно сосредоточиться. | Что со мной происходит? | Тревога 80% |