ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.04.2024

Просмотров: 220

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
циента сформировалась уверенность в правдивости его автоматической

 

 

152                                                                                                                      Глава 8

 

мысли. В этом случае невозможно сформулировать хороший адаптив­ный ответ. Например.

Т: Салли, почему вы решили, что вашему брату на вас наплевать?

П: Он почти никогда не звонит мне. Звоню всегда я.

Т: А существуют ли доказательства обратного? Того, что он действи­тельно беспокоится о вас, что он хочет поддерживать с вами хорошие отношения?

Прояви терапевт чуть больше настойчивости и внимания, он обнаружил бы у Салли другие доводы в поддержку ее проблемной автоматической мысли: ее брат на каникулах проводит больше времени со своей под­ругой, чем с сестрой, тон его голоса резок и нетерпелив, когда бы она ни позвонила и он не прислал ей поздравительную открытку ко дню рожде­ния. Получив эти дополнительные сведения, терапевт помог бы Салли эффективнее взвесить доказательства и сформулировать альтернатив­ные объяснения такого поведения се брата.

4. Автоматическая мысль по сути является глубинным убеждением па­циента. Здесь пациент выявляет автоматическую мысль, которая в то же время представляет собой глубинное убеждение. Так, у Салли часто возникает мысль: "Я ни на что не способна". Пациентка настолько глу­боко убеждена в собственной никчемности, что разовое оценивание не изменит ее восприятия, как не изменит и  сопутствующих негативных эмоциональных реакций. Чтобы изменить глубинное убеждение Салли, терапевту придется применить множество других техник (см. главу 11, посвященную работе с глубинными убеждениями).

5. Пациент понимает "умом", что автоматическая мысль искажена, но "в душе" не верит этому. В этом случае терапевту необходимо выявить и исследовать убеждение, которое лежит в основе этой автоматической мысли.

Т: Насколько вы верите в то, что профессор не подумает, будто вы по­пусту отнимаете его время, а даже если и подумает, то помогать студен­там - это его работа?

П: Наверное, это так, но...

Т: Но?

П: Хотя я и считаю, что он должен помочь, мне по-прежнему кажется, что он подумает, будто я отнимаю у него время.

Т: Ладно. Давайте предположим, что он действительно подумает, что вы
попусту отнимаете его время. Что в этом плохого?

 

 

 

Оценивание автоматических мыслей                                                                     153

 

Здесь терапевт выясняет, что на самом деле пациентка не верит в адаптивный ответ, и выявляет лежащее в основе ее сомнений убеждение: обратившись за помощью, я признаюсь в своей слабости.

6. Пациент не верит в пользу работы с автоматическими мыслями.

Т: Насколько вы верите, что профессор не подумает, будто вы попусту отнимаете его время, или, если он и подумает так, это его работа, за ко­торую он получает зарплату?

П: Я верю, но...

Т: Но?

П: Мне по-прежнему кажется, что я должна разобраться во всем сама.

Т: Да у вас есть такая возможность. Но давайте посмотрим, вам лучше разобраться самой или обратиться за помощью к профессору?

Когда пациент не доверяет оцениванию автоматической мысли, он за­частую произносит утверждения в форме "да, но...": "Да, я верю, что это так, но...".

С утверждениями, принимающими форму "да, но...", необходимо рабо­тать так же, как и с другими автоматическими мыслями, - подвергать их рациональному оцениванию.

Подводя итог, нужно сказать следующее. Проделав работу с автоматиче­ской мыслью, терапевт просит пациента оценить степень доверия к новому, адаптивному утверждению - ответу на проблемную мысль, а также интенсив­ность негативных эмоций. Если пациент недостаточно уверен в новом ответе и по-прежнему испытывает дистресс, терапевт концептуализирует, почему ра­бота с автоматической мыслью не привела к нужному результату, не помогла улучшить состояние пациента.

Поиску адаптивных ответов на автоматические мысли посвящена следую­щая глава.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
 

 

                                                                                                  
Глава 9

 

 

 

ОТВЕТЫ НА АВТОМАТИЧЕСКИЕ МЫСЛИ

 

 

 

 

 

В предыдущей главе мы продемонстрировали способы помощи пациенту в оценивании его автоматических мыслей, а также критерии определения эффективности проведенного терапевтического вмешательства. Во многих случаях терапевт, стремясь выработать у пациента более адаптивный взгляд на мир, комбинирует вербальное взаимодействие с вмешательством другого рода. Это дополнительное вмешательство предполагает регистрацию дисфунк­циональных автоматических мыслей и ответов на них, оформленных в пись­менном виде. Записывание ключевых моментов терапевтической сессии не только способствует успеху терапии, но также позволяет пациенту вернуться к важным вопросам спустя недели и месяцы (и даже годы) после завершения лечения. В этой главе представлен бланк для работы с дисфункциональными мыслями (РДМ). Применение бланка РДМ позволяет пациентам в письмен­ной форме оценивать свои автоматические мысли и формулировать на них бо­лее адаптивные ответы. Мы также коснемся других методов поиска ответов па дисфункциональные автоматические мысли.

 

 

БЛАНК ДЛЯ РАБОТЫ С ДИСФУНКЦИОНАЛЬНЫМИ

МЫСЛЯМИ (РДМ)

Рабочий бланк для работы с дисфункциональными мыслями (РДМ) (рис. 9.1) (Beck и др., 1979), помогает пациенту формулировать адаптивные ответы на автоматические мысли, избавляясь в результате от дисфории. Некоторые пациенты охотно соглашаются использовать этот бланк и применяют его по­следовательно и успешно. Другие испытывают различного рода сложности. Однако благодаря правильным указаниям и поддержке терапевта большин­ству пациентов удается применять бланк РДМ довольно регулярно. Рассудив, что пациента может утомить сама форма бланка, терапевт заменяет его прос­тым перечнем вопросов, приведенных в главе 8, рис. 8.1.

155
156               Ответы автоматических мыслей

 

Пациент с большей вероятностью станет применять бланк РДМ, если те­рапевт правильно представит ему этот метод (даст логическое обоснование), докажет эффективность и потренируется вместе с ним. Вот условия, необхо­димые для эффективного применения пациентом бланка.

1.  Прежде чем представить данную методику пациенту, терапевт должен сам освоить работу с бланком РДМ (на примере своих собственных ав­томатических мыслей).


2. Терапевт должен вводить бланк РДМ в терапевтическую работу в два этапа, на протяжении двух или более сессий. На стадии 1 пациент зна­комится с первыми четырьмя колонками, на стадии 2 - с последними двумя.

3. Прежде чем знакомить пациента с бланком РДМ, терапевт должен убе­диться, что пациент действительно усвоил когнитивную модель и уве­рен в ее действенности (и противном случае он не осознает ценности выявления и анализа автоматических мыслей).

4.  Перед началом работы с бланком РДМ пациент должен продемонстрировать свое умение распознавать автоматические мысли и эмоции. Он должен четко различать такие понятия, как ситуация, эмоции, физиоло­гический ответ организма и автоматические мысли. Если пациент пута­ется в этих терминах, ему будет трудно работать с бланком РДМ, более того, он вряд ли получит от этот пользу. Поэтому прежде чем учить пациента заполнению этого бланка, терапевт должен и устной форме проанализировать с пациентом несколько ситуаций, связанных с ними автоматических мыслей и сопутствующих эмоций.

5.  До начала работы со всеми колонками бланка пациент должен проде­монстрировать успех в самостоятельном заполнении первых четырех колонок (на примерах нескольких различных ситуаций).

6.  Прежде чем обучать пациента заполнению последних двух колонок, терапевт должен в устной форме оценить как минимум одну его автомати­ческую мысль и убедиться, что состояние пациента улучшилось.

7.  Если пациенту не удается выполнить домашнее задание, предполагаю­щее использование бланка РДМ, терапевту следует выявить автомати­ческие мысли, касающиеся работы с бланком, оказать пациенту помощь в решении практических проблем, предложить применить бланк РДМ в качестве эксперимента, подумать над тем, чтобы рассказать пациенту о своей работе с бланком или мотивировать пациента другим способом.

Выявив проблемную ситуацию, терапевт вначале помогает пациенту рас­познать конкретные автоматические мысли и связанные с ними эмоции с помощью устного опроса. Он также может использовать эти примеры для

 


Ответы автоматических мыслей    
           157

 

разъяснения того, как работает бланк РДМ. Если терапевт представляет бланк без первого удачного выявления важной ситуации, автоматических мыслей и эмоций, он подвергает пациента риску утратить уверенность в себе, если в дальнейшем он не сможет правильно распознавать эти различные аспекты сво­его внутреннего мира.

В следующем примере терапевт представляет пациентке первые четыре ко­лонки бланка РДМ.

Т: Салли, я хочу убедиться, что правильно понял вас. Ситуация была сле­дующая: позвонила ваша школьная подруга Донна и сказала, что не сможет увидеться с вами на выходных. У вас возникла мысль: "Я ей больше не нужна", и вам стало грустно. Правильно?

П: Да.

Т: Хорошо. Сейчас мы оценим эту мысль, но сначала я хочу предложить вам одну полезную методику. Вот бланк для работы с дисфункциональными мыс­лями (РДМ). Он представляет собой структурированный способ формирова­ния ответов на автоматические мысли, которые причиняют вам беспокойство. (Показывает пациентке бланк, представленный па рис. 9.1.)

П: Гм...

Т: Сегодня мы рассмотрим только первые четыре колонки, а последние две я вычеркну. Мы обратимся к ним в следующий раз. А сейчас, прежде чем мы начнем, я должен вам кое-что сообщить. Во-первых, я не буду обращать внима­ния на каллиграфию и грамматические ошибки.

П: (Улыбается.)

Т: Во-вторых, это действенная методика, однако чтобы освоить ее, вам при­дется потренироваться. Вначале вы будете допускать ошибки - так происходит со всеми. Эти ошибки также могут принести пользу: мы увидим, на чем вы споткнулись, и в следующий раз вы сделаете это лучше. Это понятно?

П: Да.

Т: Хорошо. Давайте возьмем для примера вашу мысль "Я ей больше не нужна". Первую колонку заполнить очень легко. Когда у вас возникла эта мысль.

П: Сегодня утром.

Т: Тогда в первой колонке отметьте сегодняшнюю дату и приблизите время, когда это произошло.

П: (Записывает.)

Т: Отметьте также и день недели, хорошо? Это пригодится, когда мы 8 немея к этой записи в дальнейшем. Во второй колонке опишите ситуацию. мысль, "Я ей больше не нужна", возникла у вас непосредственно во время говора или после него?

 

 

158               Ответы автоматических мыслей 

 

Дата/время

Ситуация

Автоматические

мысли

Эмоции

Адаптивный

ответ

Результат

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Какое конкретно событие, либо

поток мыслей

и/или образов.

либо воспоминаний пришли вам на ум?

1. Какие мысли

и/или представления

возникли у вас?

1. Что вы в тот момент

чувствовали

(грусть, тревогу, злость и т.д.)?

1. (желательно) Какое когнитивное искажение вы допустили?

1. Насколько теперь вы

убеждены в истинности

каждой автоматической

мысли?

 2. Были ли у вас

неприятные

физические

ощущения

и если да, то

какие именно?

2. Насколько вы

были убеждены

в их истинности

в тот момент,

когда они

возникали?

 2. Насколько ярко была выражена

каждая из этих эмоций?

2. Используйте вопросы, приведенные ниже, чтобы

сформулировать ответ на автоматические мысли

2. Какие эмоции вы сейчас

испытываете?

Насколько каждая из них интенсивна

(В континууме 0-1 00%)? 

 

 

 

 

 3. Насколько вы убеждены

в каждом ответе?

 

3. .Каковы будут ваши дальнейшие действия (или: что вы сделали)?

Пятница, 23.02

10:00

Телефонный

разговор с Донной.

Я ей больше не нравлюсь. 90%

Грусть 80%

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

вторник, 27.02

12:00

Подготовка

к экзамену.

Я никогда не выучу все это. 100%

Грусть 95%

 

Четверг, 29. 02

Г 7:00 

Думала о завтрашнем занятии по экономике.

Меня могут

вызвать, и я не

смогу хорошо

ответить. 80%

Тревога 80%

 

 

 

 

 

 

Заметила, что мое сердце колотится и

мне сложно

сосредоточиться.

Что со мной

происходит? 

Тревога 80%