ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.04.2024

Просмотров: 225

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
настроение улучшилось), терапевту не нужно будет еще больше повышать се мотивацию. Если же она не заполнит бланк РДМ, сделает это неправильно или ее настроение не улучшится, терапевт попытается определить, почему возник­ли трудности, и будет действовать в соответствии с полученными сведениями. В некоторых случаях следует внести практические предложения.

 

Ответы автоматических мыслей                                                                             165

 

П: Мне кажется, что на занятиях у меня появится много автоматических мыслей. Но тогда я не смогу сразу заполнить бланк...

Т: Это действительно так. А что если вы попробуете заранее предугадать типичные негативные мысли и заполнить бланк РДМ перед началом занятий? Или, может быть, вам стоит лишь кратко записать свои автоматические мысли, когда они возникнут во время уроков, а позднее преобразовать свои заметки в бланк РДМ. Что вам нравится больше?

П: Наверное, я попробую заполнить бланк заранее, и тогда я не стану так сильно нервничать. Но я же не ношу бланк постоянно с собой.

Т: Некоторые мои пациенты держат его в своем бумажнике или сумке. Может быть, это подойдет и вам?

П: Да. Но остается проблема - где мне заполнять его. Я же не хочу делать это у всех на виду.

Т: Вам придется проявить изобретательность. Можно заполнить его, сидя за своим письменным столом, или в автомобиле, или даже в ванной. Попробуйте что-нибудь придумать! А если у вас возникнут трудности или вы по-прежнему будете беспокоиться о том, чтобы ваш бланк не увидели окружающие, мы под­робнее поговорим об этом в следующий раз.

Если на следующей сессии пациент снова жалуется на беспокойство, свя­занное с заполнением бланка РДМ, терапевт выявляет сопутствующие авто­матические мысли и представления пациента. Последний может опасаться, что его заполненный бланк увидят окружающие, испытывать чувство безна­дежности, нежелание прилагать усилия, необходимые для улучшения своего состояния, или другие дисфункциональные идеи, которые препятствуют эф­фективному использованию бланка РДМ.

 

КОГДА БЛАНК РДМ НЕДОСТАТОЧНО ЭФФЕКТИВЕН

 

Как и с любыми другими техниками когнитивной терапии, не следует преуве­
личивать эффективность бланка РДМ. В какой-то момент большинство паци­ентов отмечают, что заполнение бланка не принесло ощутимого облегчения. Подчеркивая не только общую пользу работы с бланком, но и возможность возникновения подобных "тупиковых ситуаций" (каждую из которых можно рассматривать как шанс продолжить обучение и углубить свои навыки), те­рапевт предотвращает появление у пациента самообвинительных автоматиче­ских мыслей, а также негативных автоматических мыслей, касающихся тера­пии в целом, терапевта или работы с бланком РДМ.

В некоторых случаях пациенту следует привести объяснения, почему рабо­та с бланком РДМ оказалась неэффективной. Как описано в предыдущей главе,

 

166                                                                                                                        Глава 9 

 

оценивание автоматических мыслей (с помощью бланка или другим способом) может быть менее эффективным, чем ожидается, в следующих случаях. 

• Если пациенту пока не удается адаптивно отвечать на свои авто­матические мысли.

•  Если автоматические мысли пациента являются в то же время его глубинными убеждениями (или активизируют глубинное убеж­дение).

 Если оценивание автоматических мыслей и/или формулировка ответа на них оказались поверхностными.

•  Если пациент не верит в эффективность оценивания автоматиче­ской мысли.

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ СПОСОБЫ ПОИСКА ОТВЕТОВ

НА АВТОМАТИЧЕСКИЕ МЫСЛИ

 

В этой главе говорилось, что на автоматические мысли лучше отвечать в пись­менном виде. Однако это не касается каждой автоматической мысли. Некоторые пациенты (особенно страдающие обессивно-компульсивным расстройством личности) склонны переусердствовать с применением бланка РДМ, и их не­обходимо вовремя "переключать" на другие техники. Другие пациенты вовсе отказываются (или не могут) выполнять письменные задания. Вот альтерна­тивные методы поиска ответов на автоматические мысли, которые не требуют письменной работы.

1.  Мысленное заполнение бланка РДМ.

2.  Чтение ранее заполненного бланка РДМ или записей, сделанных во время терапевтической сессии, которые содержат автоматические мыс­ли, аналогичные тем, что присутствуют в данный момент, или схожие с ними.


3.  Диктовка содержания бланка РДМ кому-нибудь или просьба прочитать ранее заполненные бланки (в случае, если пациент не может читать или писать самостоятельно).

4. Перечитывание копинг-карточек (см. главу 12, раздел "Копинг-карточки").

5. Прослушивание аудиозаписи терапевтической сессии или ее части.

 

 

 

 

 
 

 
Ответы автоматических мыслей                                                                             167


Наконец, иногда вместо оценивания автоматической мысли полезнее попытаться решить конкретную проблему. Например, Салли сообщает о нали­чии у нее автоматической мысли "Я никогда не подготовлюсь к контроль­ной работе по экономике". Задавая ей осторожные наводящие вопросы терапевт делает вывод, что если Салли продолжит готовиться в том же духе она, скорее всего, действительно не усвоит материал в достаточной степе­ни. В этом случае целесообразно уделить часть терапевтической сессии на помощь пациентке в решении ее реальных проблем, включая обращение с просьбой (одолжить конспект) к сокурснику или к преподавателю, кон­спектирование прочитанного материала, занятия вместе с подругой и т.д. Подводя итог, следует сказать, что терапевт обучает пациента различным способам поиска ответов на его искаженные мысли. Своевременное введе­ние в работу бланка РДМ и доходчивое разъяснение всех нюансов, связан­ных с применением, повышает шансы на то, что пациент будет самостоя­тельно применять этот важный метод работы с автоматическими мыслями. Однако не следует забывать и о том, что существуют иные способы ответа на автоматические мысли, особенно полезные в тех случаях, когда нет воз­можности применить бланк РДМ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                    
Глава 10

 

 

ВЫЯВЛЕНИЕ И ИЗМЕНЕНИЕ

ПРОМЕЖУТОЧНЫХ УБЕЖДЕНИЙ

 

 

 

 

 

Предыдущие главы были посвящены выявлению и изменению автомати­ческих мыслей - конкретных слов или образов, которые появляются у пациента в какой-либо ситуации и вызывают дистресс. В этой главе мы рассмотрим более глубокие, зачастую нечетко выраженные, размытые идеи или представления пациента о себе, окружающих и мире в целом. На основе этих убеждений и возникают конкретные автоматические мысли. Большинство па­циентов не сообщают об этих идеях перед началом терапии, но терапевт может довольно легко выявить их, с тем чтобы проанализировать.

Как подчеркивалось в главе 2, убеждения можно разделить на две катего­рии: промежуточные (включающие отношения, правила и предположения) и глубинные (абсолютизированные, обобщенные, укоренившиеся представле­ния пациента о себе и окружающих). Изменить промежуточные убеждения труднее, чем автоматические мысли, но все же они более гибкие, чем глубин­ные убеждения.

Эта глава состоит из двух частей. В первой части описана когнитивная кон­цептуализация (первоначально представленная в главе 2) и показан процесс построения диаграммы когнитивной концептуализации. Значимость когнитив­ной концептуализации постоянно подчеркивается в данной книге. Это глав­ное средство терапевта в планировании терапии, приобретении опыта в вы­боре подходящего вида вмешательства и преодолении "тупиковых ситуаций" (возникающих, когда стандартное терапевтическое вмешательство не прино­сит ожидаемого результата). Вторая часть этой главы посвящена выявлению и изменению промежуточных убеждений пациента. Представленные техники также используются для выявления и изменения глубинных убеждений, работе над которыми посвящена следующая глава.

 

 

 

 

169

 

170                                                                                                                    Глава 10 

КОГНИТИВНАЯ КОНЦЕПТУАЛИЗАЦИЯ


Прежде чем перейти к убеждениям, терапевт и пациент работают над автомати­ческими мыслями. Однако уже с первой сессии терапевт начинает формулиро­вать концептуализацию данного терапевтического случая, которая логически объединяет выявленные у пациента автоматические мысли сболее глубокими структурами мышления - убеждениями. В противном случае, если терапев­ту не удается увидеть эту более широкую картину, шансы на успех терапии понижаются. Ошибка многих начинающих терапевтов заключается в том, что они часто переключаются с обсуждения одного убеждения на другое, вместо того чтобы выявить ключевые идеи пациента и последовательно над ними ра­ботать.

Поэтому как только терапевт получит данные о типичных автоматических мыслях пациента и эмоциональных реакциях, способах поведения и/или убеж­дениях, ему следует начать построение диаграммы когнитивной концептуа­лизации (рис. 10.1). С помощью диаграммы, помимо прочего, можно нагляд­но увидеть взаимосвязь между глубинными убеждениями, промежуточными убеждениями и текущими автоматическими мыслями пациента. Это своего рода когнитивная карта психопатологии пациента, позволяющая структури­ровать дальнейшие поступающие от него сведения. Стандартный бланк диа­граммы когнитивной концептуализации представлен на рис. 10.1. Обратите внимание на вопросы, - подсказки терапевту для заполнения диаграммы.

Вначале терапевт может владеть информацией, позволяющей заполнить только часть диаграммы. В этом случае некоторые поля можно оставить неза­полненными или же отметить в них свои предположения, обязательно помечая их знаком вопроса (чтобы не забыть о необходимости их проверки). Получая новые сведения о пациенте, терапевт постепенно заполняет все поля диаграм­мы (исправляя или подтверждая свои предположения). Стремясь показать пациенту более широкую картину его трудностей, терапевт обсуждает с ним некоторые пункты своей концептуализации, в некоторых случаях - устно, в других - строит диаграмму вместе с пациентом или же знакомит его с диа­граммой, заполненной ранее. Свои собственные предположения терапевт на­зывает гипотезами (или догадками) и просит пациента подтвердить их или опровергнуть. В большинстве случаев суждению пациента можно доверять.

Вначале целесообразно заполнить нижнюю часть диаграммы когнитивной концептуализации. Терапевт предлагает пациенту обсудить три