ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.04.2024

Просмотров: 215

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
нолях таблицы. Это занятия, доставляющие пациенту удовольствие (особенно пациентам, страдающим депрессией), повседневные дела, которые необходимо выполнить, социальная активность, выполнение домашнего задания, физиче­ская активность или занятия, которых пациент прежде избегал. Также терапевт предлагает пациенту вести параллельный учет активности, как описано выше (отмечая все занятия или только те, которые были запланированы заранее).

Если это целесообразно, терапевт предлагает пациенту предположить уро­вень удовольствия или чувства успеха, которыми будет сопровождаться тот или иной вид активности, и отметить это в таблице. Затем, выполнив запла­нированные занятия, в другой таблице пациент записывает действительный уровень испытанного им удовольствия и чувства успеха. Обсуждение и срав­нение этих показателей (ожидаемого и реального) может дать очень ценную информацию.

 

Дополнительные когнитивные и поведенческие техники                                        249

 

Т: Давайте сравним ваши предположения, отмеченные в первой таблице реальные результаты вашей деятельности, отмеченные во второй таблице.

П: (Кивает.)

Т: Так, посмотрим... Вы предполагали, что оценки запланированных вами трех встреч с друзьями будут очень низкими, большинство из них от 0 до 3 баллов. А как получилось на самом деле?

П: Лучше, чем я думала. Уровень удовольствия я оценила от 3 до 5 баллов

Т: О чем это говорит?

П: Наверное, я не очень хороший предсказатель. Я думала, что зря потрачу время, но ошиблась.

Т: Не хотите ли и на следующую неделю запланировать общение с дру­зьями?

П: Я уже так и сделала.

Т: Хорошо. Теперь вы понимаете, что происходило до начала терапии. Вы предполагали, что время, проведенное с друзьями, окажется для вас пол­ностью потерянным и вы не получите никакого удовольствия. Поэтому вы не только не проявляли инициативы, но и отказывались от их предложений. Похоже, что это домашнее задание помогло вам критически оценить эти идеи. Ваши негативные предположения не оправдались, общение с друзьями оказа­
лось приятным, и вы по собственной инициативе запланировали дальнейшие встречи. Правильно?

П: Да. Кажется, я начинаю понимать, что делаю множество негативных предсказаний. Но я вспомнила об одном случае, когда реально получила мень­ше удовольствия, чем предсказывала, и хочу поговорить об этом с вами.

Т: Что это был за случай?

П: Я предположила, что пробежку оценю в 4 балла по шкале удовольствия и во столько же по шкале успеха. А на самом деле оказалось, что я оценила ее в 2 балла.

Т: Как вы думаете, почему?

П: Не знаю.

Т: Вспомните свое настроение на пробежке.

П: В основном мне было грустно.

Т: О чем вы думали?

П: Не знаю. Я плохо себя чувствовала. У меня сразу же появилась одышка. Я не ожидала, что это окажется так сложно.

 

 

 

 

 

250                                                                                                                        Глава 12

 

Т: У вас были такие мысли: "Я плохо себя чувствую", "У меня одышка", "Это сложно"?

П: Да, именно так я и думала.

Т: Какие еще мысли у вас были?

П: Я вспоминала, как легко раньше мне удавалось пробегать большие рас­стояния - две или даже три мили, и без всякой одышки!

Т: О чем еще вы думали?

П: О том, что я действительно в плохой форме. Что мне потребуется мно­го усилий, чтобы вернуться к прежнему состоянию. Если это вообще мне удастся.

Т: Правильно ли я вас понял, что здесь, у меня в офисе, вам казалось, что занятие бегом окажется для вас умеренно приятным и будет сопровождаться умеренным чувством успеха. Но оказалось, что вы не получили радости от этой пробежки. Похоже, причиной этого были ваши мысли: "Это сложно", "У меня одышка", "Раньше это мне удавалось легко", "Я в плохой форме", "Неизвестно, смогу ли я вернуться к прежней форме". Из-за этих мыслей ваше настроение и самочувствие ухудшились. Правильно?

П: Да.

В представленном примере терапевт с помощью таблицы видов деятельно­сти оценивает ряд автоматических мыслей пациентки, которые помешали ей насладиться пробежкой и испытать чувство успеха. Далее терапевт помогает Салли выявить ее ключевую когницию: "Возможно, я никогда не смогу вер­нуться к прежнему состоянию". Он также обучает ее сравнивать теперешнее состояние с худшим, а не лучшим.

 


ОТВЛЕЧЕНИЕ И ПЕРЕКЛЮЧЕНИЕ ВНИМАНИЯ

 

Как описано в главе 8, в большинстве случаев целесообразна непосредствен­ная работа с дисфункциональными автоматическими мыслями пациента, с тем, чтобы изменить их. Однако иногда эта стратегия неосуществима, и тогда следует применить технику отвлечения, переключения внимания или чтения копинг-карточек.

Переключение внимания особенно полезно в ситуациях, когда пациенту не­обходимо сосредоточиться на выполнении определенных задач, например, на работе, в беседе или при управлении автомобилем. Терапевт обучает пациента переключать внимание на непосредственное занятие — осознанно концентри­роваться на составляемом отчете, на словах собеседников, на дорожной ситуа­ции. Терапевт предлагает пациенту опробовать эту стратегию непосредственно

 

 

Дополнительные когнитивные и поведенческие техники                                        251

 

на сессии, чтобы выяснить, как тому удавалось переключать внимание в прошлом или как, по его мнению, это получится в будущем.

Т: Итак, если на занятиях у вас возникают тревожные мысли, вы можете постараться правильно на них ответить. Но иногда полезно просто переклю­чить внимание. Бываю ли, что вы пытались сосредоточиться на том, что про­исходит в аудитории?

П: Гм... Да, наверное. Т: Каким образом?

П: Мне лучше всего удавалось сосредоточиться, когда я начинала много за­писывать - вести подробный конспект.

Т: Неплохо. На будущей неделе, если на занятиях вы начнете тревожиться и грустить, попробуйте ответить своим негативным мыслям или переключи­те свое внимание, подробно конспектируя лекцию. А может, у вас получится применить обе эти стратегии?

П: Хорошо.

Т: Как вы вспомните, что должны так поступить?

В другом случае, когда пациенту не удается избавиться от навязчивых от­рицательных эмоций и он не занят ничем определенным, полезно применить технику отвлечения. Как и в предыдущем примере, терапевт с помощью осто­рожных вопросов выясняет, как пациенту удавалось отвлекаться в прошлом, и, если необходимо, предлагает другие способы.

Т: Значит, вы заполнили бланк для работы с дисфункциональными мысля­ми (РДМ), но вам по-прежнему грустно?

П: Да.

Т: Возможно, чуть позже мы поговорим, почему ваше состояние не улуч­
шилось после работы с мыслями, но сейчас я хочу рассказать вам еще об одном способе справиться с тревогой. Хорошо?

П: (Кивает.)

Т: Скажите, Салли, вы когда-нибудь пробовали отвлечься, когда у вас был» плохое настроение? Как вы это делали?

П: Гм... Я включала телевизор.

Т: Это помогало?

П: Когда я забывалась, мне становилось лучше. Но иногда это было б полезно.

Т: Что еще вы пробовали?

 

 

 

 

 

 

 

252                                                                                                                        Глава 12

 

П: Иногда листала газету или разгадывала кроссворд, но это тоже не всегда помогало.

Т: Есть еще идеи?

П: ...Нет, наверное.

Т: Позвольте, я расскажу о других способах. Постарайтесь применить не­которые из них на будущей неделе. Итак, вы можете прогуляться на свежем воздухе или выйти на пробежку, позвонить по телефону своей подруге, убрать в комнате или на рабочем столе, навести порядок па книжных полках, подвести баланс по чековой книжке, сходить за покупками, навестить соседей. Как вам эти идеи? Приглянулась какая-нибудь?

П: Да, я постараюсь выйти на пробежку. Раньше я очень любила бег.

 

При дисфории желательно не просто избавить пациента от неприятных мыслей, научив его переключать внимание или отвлекаться. Чтобы добиться устойчивого улучшения состояния, пациентам необходимо применить ряд
техник (особенно если когнитивная реструктуризация невозможна или неэф­фективна). Однако имейте в виду, что некоторые пациенты склонны слишком полагаться на эти альтернативные техники, позволяющие им улучшить свое
состояние, в ущерб оцениванию и изменению дисфункциональных автомати­ческих мыслей. Иногда требуется краткое обсуждение, подобное приведенно­му ниже.

Т: Итак, если я правильно понял, вы всегда стараетесь прогнать плохие мысли.

П: Да.

Т: Исчезают ли полностью эти мысли, например о том, что вам не удастся что-то выполнить?

П: Нет, обычно они возвращаются.

Т: Значит, вы не избавляетесь от них полностью, а лишь загоняете вглубь, где они дожидаются очередной возможности проявить себя и ухудшить ваше состояние. Вы согласны?

П: Наверное, вы правы.

Т: На будущей неделе хотя бы несколько раз попробуйте не прогонять не­
угодные вам мысли, а действительно с ними поработать, оценить их так, как мы это делали сегодня на сессии.

П: Ладно.

Т: Даже если у вас не получится сразу же заполнить бланк для работы с дисфункциональными мыслями (РДМ), постарайтесь сделать это при первом удобном случае.

 

 

 

Дополнительные когнитивные и поведенческие техники                                        253

 

РЕЛАКСАЦИЯ

Многим пациентам полезно освоить техники релаксации, подробно описанные во многих источниках (Benson, 1975; Jocobson, 1974). Подобно всем остальным методикам, описанным в этой книге, техники релаксации необходимо предста­вить пациенту на сессии и обучить его их выполнению. Это дает возможность выявить и разрешить сопутствующие проблемы и повысить эффективность самостоятельного применения техник пациентом.

Терапевт также должен учитывать, что на некоторых пациентов техники релаксации могут произвести парадоксальный обратный эффект - усилить возбуждение, психическую напряженность и тревогу (Clark, 1989). Как всегда, терапевт предлагает пациенту применить технику релаксации в качестве экс­перимента: либо тревога снизится, либо возникнут новые тревожные мысли, с которыми следует поработать.

 

КОПИНГ-КАРТОЧКИ
Для составления копинг-карточек 7используются листки бумаги для записей размером примерно 8 x 12 см. Готовые копии г-карточки пациент хранит в пре­делах досягаемости - в ящике письменного стола, в бумажнике, кошельке - или прикрепляет на зеркале в ванной, на холодильнике или приборной панели своего автомобиля. Терапевт предлагает пациенту перечитывать копинг-карточки трижды в день и каждый раз в случае необходимости. Копинг-карточки могут быть нескольких типов, три из которых представлены ниже. Это запись ключевой автоматической мысли или убеждения с одной стороны карточки и адаптивного ответа - с другой стороны; описание поведенческих стратегий (вариантов действия) в определенной проблемной ситуации и составление ак­тивизирующих пациента самоинструкций.

 

Копинг-карточка 1-го типа: автоматическая мысль - адаптивный ответ

 

Если пациенту не удается оценить дисфункциональные мысли, а переключение внимания или отвлечение нежелательны, терапевт помогает пациенту составить копинг-карточку (рис. 12.4 и 12.5). Желательно убедить пациента