ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.04.2024
Просмотров: 192
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Кроме того, терапевт может предложить пациенту совместно составить спи преимуществ и недостатков выполнения домашнего задания. Если пациент трудно выявить свои мысли в отношении домашнего задания и/или выразит их, ему можно предложить заполнить форму, предназначенную для выявлены трудностей с домашним заданием (см. приложение Г).
И наконец, у некоторых пациентов необходимость выполнения домашнего задания может активизировать глубинные убеждения, например следующие
Выявив подобные убеждения, необходимо изменить их с помощью техник, описанных в главах 10 и 11.
Переоценка усилий, связаны* с выполнением домашнего задания
Некоторые пациенты склонны заранее преувеличивать неудобства или трудности, связанные с выполнением домашнего задания, или не осознают, что им предстоит заниматься домашним заданием лишь ограниченный период времени.
Т: Что может помешать вам несколько раз заполнить бланк РДМ на следующей неделе?
П: Не уверена, что я успею.
Т: Как вы думаете, сколько времени займет у вас это задание?
П: Не очень много. Может быть, десять минут. Но я буду очень занята. На следующей неделе у меня миллион дел.
Затем пациент и терапевт приступают к непосредственному решению проблемы, чтобы четко определить время для выполнения домашнего задания. Кроме того, терапевт может предложить пациенту аналогию, обратив его
314 Глава 14
внимание на то, что неудобство, связанное с выполнением домашнего задания, ограничено во времени.
Т: Конечно, это правда: вы будете очень заняты. Но представьте себе иную ситуацию: что вам необходимо ежедневно выполнять какое-то действие, чтобы спасти свою жизнь (или жизнь вашего ребенка/близкого вам человека/члена семьи)? Что если вам, например, необходимо было бы ежедневно делать переливание крови?
П: Ну конечно, я нашла бы на это время.
Т: Конечно, это не опасно для жизни - не выполнить домашнее задание, - но ведь суть та же! Мы можем четко оговорить время, но прежде всего осознай
те, что это не навсегда. Вам придется немного изменить свою жизнь, но лишь до тех пор, пока ваше самочувствие не улучшится.
С пациентом, который переоценивает количество сил, которые придется затратить на выполнение домашнего задания, терапевт проводит подобную беседу. В следующем примере у пациента присутствует дисфункциональное (и искаженное) представление о выполнении домашнего задания.
Т: Что может помешать вам на следующей неделе ежедневно выходить на прогулку?
П: (Вздыхает.) Не знаю, хватит ли у меня сил.
Т: Что вы представляете сейчас?
П: Я иду, нет, ползу по улице, еле переставляя ноги.
Т: Но послушайте, мы ведь говорили о том, чтобы гулять всего лишь по десять минут в день. По-моему, это задание кажется вам более сложным, чем мы запланировали.
В другой ситуации пациент верно повторил суть домашнего задания, но снова переоценил количество сил, требуемых на его выполнение. В этом случае сначала терапевт определяет проблему, выполняя модифицированный, краткий вариант предварительного проигрывания ситуации.
П: Не уверена, что у меня хватит сил выбраться с Максом (сыном) на прогулку в парк.
Т: Скажите, что для вас сложнее всего: выйти из дому, дойти до парка или гулять и парке?
П: Выйти из дому. У меня накопилось столько домашних дел, а кроме того, ребенка так долго собирать: надеть памперс, ботинки, усадить его в коляску, приготовить бутылочки... (Здесь терапевт предлагает пациентке решить проблему; одним из решений может быть следующее: приготовить все необходимое
Домашнее задание 315
для прогулки заранее, когда у пациентки больше сил и она не испытывает сильную усталость и упадок духа.)
Существует и третья возможность - установить домашнее задание для пациента в качестве эксперимента.
П: Не уверена, что у меня хватит сил на эти телефонные звонки.
Т: Поскольку нам уже пора прощаться, пусть это домашнее задание будет экспериментом. Запишите сейчас свои предположения, а в следующий раз расскажете мне, оправдались ли они. Согласны?
Перфекционизм
Многим пациентам требуется всего лишь простое напоминание, что им следу
ет избегать перфекционизма в выполнении домашнего задания.
Т: Салли, уверенность в себе — это такой же навык, как и работа на компьютере, и этому можно научиться. Со временем у вас будет получаться вес лучше и лучше. Поэтому, если у вас возникнут какие-либо сложности, не огорчайтесь. На следующей сессии мы обсудим, как вам достичь лучших результатов.
Другим пациентам, которые глубоко убеждены в необходимости все выполнять на "отлично", может потребоваться задание, которое предполагает ошибки.
Т: Мне кажется, что выполнить домашнее задание вам мешает перфекционизм - стремление к совершенству.
П: Да, наверное.
Т: Как насчет того, чтобы на этой неделе сознательно заполнить бланк РДМ небрежно? Вы можете делать помарки и ошибки, или не заполнить его полностью, или выполнять его лишь десять минут и ни минутой больше, или как-нибудь иначе.
Психологические проблемы, которые маскируются под практические сложности
Некоторые пациенты под предлогом нехватки времени, сил или возможно скрывают нежелание выполнять домашнее задание. Заподозрив такую возможность, терапевт должен исследовать ее прежде, чем обсуждать практическую проблему.
Т: Значит, вы не уверены, что сможете выполнить домашнее задание по причине [практической проблемы]. Давайте представим на минуту, что это препятствие исчезло. Насколько теперь вероятно, что вы выполните
316 Глава 14
домашнее задание? Мешает ли вам что-нибудь еще? Какие мысли у вас возникают?
Проблемы, обусловленные когнициями терапевта
Собственные мысли и убеждения терапевта могут помешать ему настойчиво побуждать пациента к выполнению домашнего задания. Ниже перечислены типичные дисфункциональные убеждения терапевта.
Терапевт должен распознать собственные мысли, возникающие в процессе определения домашнего задания или анализа неудачи с домашним заданием. Возможно, потребуется заполнить бланк РДМ, проконсультироваться с коллегой или супервизором. Терапевт должен напомнить себе, что он вряд ли окажет пациенту услугу, если позволит ему не выполнять домашнее задание и не приложит усилий, чтобы достичь с ним согласия.
Анализ домашнего задания
Чтобы пациент усвоил, что домашнее задание - это неотъемлемая часть терапии в целом, терапевт должен всегда уделять время анализу домашнего задания. Даже если пациент находится в кризисном состоянии или желает обсудить вопросы, не имеющие отношения к домашнему заданию, необходимо проявить настойчивость или, в крайнем случае, договориться обсудить домашнее задание в следующий раз.
Иногда домашнее задание тесно связано с темами повестки дня и/или целями терапевта. В этом случае большая часть сессии охватывает темы и вопросы домашнего задания. Анализ домашнего задания может занимать от пяти
Домашнее задание 317
до пятнадцати минут и перейти в определение нового домашнего задания на следующую неделю - например, продолжить задание ил и выполнить новое.
Подведем итог всему сказанному в этой главе. И терапевт, и пациент должны относиться к домашнему заданию как к неотъемлемой части терапии в целом. Правильно определенное и выполненное домашнее задание способствует улучшению состояния пациента и позволяет ему освоить техники когнитивной терапии, которые пригодятся ему после окончания курса терапии.
_____ Глава 15
ЗАВЕРШЕНИЕ ТЕРАПИИ
И ПРОФИЛАКТИКА РЕЦИДИВА
Цель когнитивной терапии - не только добиться ремиссии расстройства пациента, но и обучить его быть своим собственным терапевтом, а не полагаться во всем на специалиста. Взяв на себя ответственность за решение каждой проблемы пациента, терапевт рискует вызвать или усилить зависимость пациента и лишает его возможности проверить и закрепить приобретенные в процессе терапии умения и навыки.
В начале курса терапии сессии обычно проходят еженедельно. Затем, по мере того как состояние пациента улучшается, а он осваивает основные навыки когнитивной терапии, ее график меняется. Сессии проходят раз в две недели, а затем раз в три-четыре недели. Кроме того, терапевт предлагает пациенту встречи спустя три, шесть и двенадцать месяцев после окончания курса терапии (бустерные сессии).
В этой главе представлен алгоритм подготовки пациента к завершению терапии и возможному рецидиву расстройства, начиная с мер, принимаемых на самой первой сессии, и вплоть до завершающей бустерной сессии спустя год после окончания курса терапии.
ДЕЙСТВИЯ ТЕРАПЕВТА НА ПЕРВОЙ СЕССИИ
Терапевт начинает готовить пациента к завершению терапии и возможному рецидиву уже на первой сессии. Здесь важно выяснить, каковы у пациента ожидания относительно прогресса терапии: каких он ожидает улучшений, в течение какого периода времени, настроен ли он на непрерывное улучшение состояния или осознает, что неизбежны временные ухудшения.
Типичный характер изменений в ходе терапии пациенту можно представить в графическом виде.
319
320 Глава 15
На графике ясно видно, что периоды улучшений чередуются с ухудшениями, а стадии, когда нет заметных изменений, - с резкими колебаниями эмоционального состояния (рис. 15.1).
Подготовив пациента к возможным ухудшениям состояния, вы снизите ве
И наконец, у некоторых пациентов необходимость выполнения домашнего задания может активизировать глубинные убеждения, например следующие
Выявив подобные убеждения, необходимо изменить их с помощью техник, описанных в главах 10 и 11.
Переоценка усилий, связаны* с выполнением домашнего задания
Некоторые пациенты склонны заранее преувеличивать неудобства или трудности, связанные с выполнением домашнего задания, или не осознают, что им предстоит заниматься домашним заданием лишь ограниченный период времени.
Т: Что может помешать вам несколько раз заполнить бланк РДМ на следующей неделе?
П: Не уверена, что я успею.
Т: Как вы думаете, сколько времени займет у вас это задание?
П: Не очень много. Может быть, десять минут. Но я буду очень занята. На следующей неделе у меня миллион дел.
Затем пациент и терапевт приступают к непосредственному решению проблемы, чтобы четко определить время для выполнения домашнего задания. Кроме того, терапевт может предложить пациенту аналогию, обратив его
314 Глава 14
внимание на то, что неудобство, связанное с выполнением домашнего задания, ограничено во времени.
Т: Конечно, это правда: вы будете очень заняты. Но представьте себе иную ситуацию: что вам необходимо ежедневно выполнять какое-то действие, чтобы спасти свою жизнь (или жизнь вашего ребенка/близкого вам человека/члена семьи)? Что если вам, например, необходимо было бы ежедневно делать переливание крови?
П: Ну конечно, я нашла бы на это время.
Т: Конечно, это не опасно для жизни - не выполнить домашнее задание, - но ведь суть та же! Мы можем четко оговорить время, но прежде всего осознай
те, что это не навсегда. Вам придется немного изменить свою жизнь, но лишь до тех пор, пока ваше самочувствие не улучшится.
С пациентом, который переоценивает количество сил, которые придется затратить на выполнение домашнего задания, терапевт проводит подобную беседу. В следующем примере у пациента присутствует дисфункциональное (и искаженное) представление о выполнении домашнего задания.
Т: Что может помешать вам на следующей неделе ежедневно выходить на прогулку?
П: (Вздыхает.) Не знаю, хватит ли у меня сил.
Т: Что вы представляете сейчас?
П: Я иду, нет, ползу по улице, еле переставляя ноги.
Т: Но послушайте, мы ведь говорили о том, чтобы гулять всего лишь по десять минут в день. По-моему, это задание кажется вам более сложным, чем мы запланировали.
В другой ситуации пациент верно повторил суть домашнего задания, но снова переоценил количество сил, требуемых на его выполнение. В этом случае сначала терапевт определяет проблему, выполняя модифицированный, краткий вариант предварительного проигрывания ситуации.
П: Не уверена, что у меня хватит сил выбраться с Максом (сыном) на прогулку в парк.
Т: Скажите, что для вас сложнее всего: выйти из дому, дойти до парка или гулять и парке?
П: Выйти из дому. У меня накопилось столько домашних дел, а кроме того, ребенка так долго собирать: надеть памперс, ботинки, усадить его в коляску, приготовить бутылочки... (Здесь терапевт предлагает пациентке решить проблему; одним из решений может быть следующее: приготовить все необходимое
Домашнее задание 315
для прогулки заранее, когда у пациентки больше сил и она не испытывает сильную усталость и упадок духа.)
Существует и третья возможность - установить домашнее задание для пациента в качестве эксперимента.
П: Не уверена, что у меня хватит сил на эти телефонные звонки.
Т: Поскольку нам уже пора прощаться, пусть это домашнее задание будет экспериментом. Запишите сейчас свои предположения, а в следующий раз расскажете мне, оправдались ли они. Согласны?
Перфекционизм
Многим пациентам требуется всего лишь простое напоминание, что им следу
ет избегать перфекционизма в выполнении домашнего задания.
Т: Салли, уверенность в себе — это такой же навык, как и работа на компьютере, и этому можно научиться. Со временем у вас будет получаться вес лучше и лучше. Поэтому, если у вас возникнут какие-либо сложности, не огорчайтесь. На следующей сессии мы обсудим, как вам достичь лучших результатов.
Другим пациентам, которые глубоко убеждены в необходимости все выполнять на "отлично", может потребоваться задание, которое предполагает ошибки.
Т: Мне кажется, что выполнить домашнее задание вам мешает перфекционизм - стремление к совершенству.
П: Да, наверное.
Т: Как насчет того, чтобы на этой неделе сознательно заполнить бланк РДМ небрежно? Вы можете делать помарки и ошибки, или не заполнить его полностью, или выполнять его лишь десять минут и ни минутой больше, или как-нибудь иначе.
Психологические проблемы, которые маскируются под практические сложности
Некоторые пациенты под предлогом нехватки времени, сил или возможно скрывают нежелание выполнять домашнее задание. Заподозрив такую возможность, терапевт должен исследовать ее прежде, чем обсуждать практическую проблему.
Т: Значит, вы не уверены, что сможете выполнить домашнее задание по причине [практической проблемы]. Давайте представим на минуту, что это препятствие исчезло. Насколько теперь вероятно, что вы выполните
316 Глава 14
домашнее задание? Мешает ли вам что-нибудь еще? Какие мысли у вас возникают?
Проблемы, обусловленные когнициями терапевта
Собственные мысли и убеждения терапевта могут помешать ему настойчиво побуждать пациента к выполнению домашнего задания. Ниже перечислены типичные дисфункциональные убеждения терапевта.
Терапевт должен распознать собственные мысли, возникающие в процессе определения домашнего задания или анализа неудачи с домашним заданием. Возможно, потребуется заполнить бланк РДМ, проконсультироваться с коллегой или супервизором. Терапевт должен напомнить себе, что он вряд ли окажет пациенту услугу, если позволит ему не выполнять домашнее задание и не приложит усилий, чтобы достичь с ним согласия.
Анализ домашнего задания
Чтобы пациент усвоил, что домашнее задание - это неотъемлемая часть терапии в целом, терапевт должен всегда уделять время анализу домашнего задания. Даже если пациент находится в кризисном состоянии или желает обсудить вопросы, не имеющие отношения к домашнему заданию, необходимо проявить настойчивость или, в крайнем случае, договориться обсудить домашнее задание в следующий раз.
Иногда домашнее задание тесно связано с темами повестки дня и/или целями терапевта. В этом случае большая часть сессии охватывает темы и вопросы домашнего задания. Анализ домашнего задания может занимать от пяти
Домашнее задание 317
до пятнадцати минут и перейти в определение нового домашнего задания на следующую неделю - например, продолжить задание ил и выполнить новое.
Подведем итог всему сказанному в этой главе. И терапевт, и пациент должны относиться к домашнему заданию как к неотъемлемой части терапии в целом. Правильно определенное и выполненное домашнее задание способствует улучшению состояния пациента и позволяет ему освоить техники когнитивной терапии, которые пригодятся ему после окончания курса терапии.
_____ Глава 15
ЗАВЕРШЕНИЕ ТЕРАПИИ
И ПРОФИЛАКТИКА РЕЦИДИВА
Цель когнитивной терапии - не только добиться ремиссии расстройства пациента, но и обучить его быть своим собственным терапевтом, а не полагаться во всем на специалиста. Взяв на себя ответственность за решение каждой проблемы пациента, терапевт рискует вызвать или усилить зависимость пациента и лишает его возможности проверить и закрепить приобретенные в процессе терапии умения и навыки.
В начале курса терапии сессии обычно проходят еженедельно. Затем, по мере того как состояние пациента улучшается, а он осваивает основные навыки когнитивной терапии, ее график меняется. Сессии проходят раз в две недели, а затем раз в три-четыре недели. Кроме того, терапевт предлагает пациенту встречи спустя три, шесть и двенадцать месяцев после окончания курса терапии (бустерные сессии).
В этой главе представлен алгоритм подготовки пациента к завершению терапии и возможному рецидиву расстройства, начиная с мер, принимаемых на самой первой сессии, и вплоть до завершающей бустерной сессии спустя год после окончания курса терапии.
ДЕЙСТВИЯ ТЕРАПЕВТА НА ПЕРВОЙ СЕССИИ
Терапевт начинает готовить пациента к завершению терапии и возможному рецидиву уже на первой сессии. Здесь важно выяснить, каковы у пациента ожидания относительно прогресса терапии: каких он ожидает улучшений, в течение какого периода времени, настроен ли он на непрерывное улучшение состояния или осознает, что неизбежны временные ухудшения.
Типичный характер изменений в ходе терапии пациенту можно представить в графическом виде.
319
320 Глава 15
На графике ясно видно, что периоды улучшений чередуются с ухудшениями, а стадии, когда нет заметных изменений, - с резкими колебаниями эмоционального состояния (рис. 15.1).
Подготовив пациента к возможным ухудшениям состояния, вы снизите ве