ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.04.2024
Просмотров: 188
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Т: В прошлый раз я предложил вам пронести эксперимент с изменением графика терапевтических сессий. Вы обдумывали эту возможность? Как вы относитесь к тому, чтобы в дальнейшем какое-то время встречаться раз в две недели?
П: Да, я думала об этом, и очень тревожилась.
Т: А о чем вы думали?
П: Что я буду делать, если произойдет что-то неприятное? Если мне станет хуже, я не справлюсь со своим состоянием...
Т: Вы оценивали эти мысли?
П: Да. Я осознала, что я преувеличиваю, ведь это же еще не конец терапии. И я также вспоминала, что вы предложили звонить вам в случае необходимости.
326 Глава 15
Т: Верно. А вы представляли конкретную ситуацию, которая окажется для вас трудной?
П: Нет, не представляла.
Т: Давайте попробуем сделать это сейчас.
П: Хорошо. (Пациентка представляет терапевту воображаемую сложную ситуацию. Она рассказывает, как получает плохую оценку, выявляет сопутствующие автоматические мысли, находит на ню: адаптивные ответы и разрабатывает план дальнейших действий.)
Т: Хорошо. А теперь давайте поговорим о вашей второй автоматической мысли; о том, что если вам станет хуже, вы не справитесь со своим состоящем.
П: Наверное, это не совсем так. Вы помогли мне понять, что я смогу пережить ухудшение и справиться с ним. Но мне бы так этого не хотелось...
Т: Давайте представим, что ваша депрессия действительно усилилась, а до следующей сессии еще полторы недели. Как вы поступите?
П: Я могу применить какие-нибудь техники. Перечитать записи, сделанные о время терапии, убедиться, что я достаточно занята разными делами, почаще
Завершение работы и профилактика рецидивов 327
заполнять бланк РДМ. Где-то в блокноте у меня есть список того, что можно сделать.
Т: Может, вам стоит поискать этот список прямо сейчас?
П: Да. Мне будет лучше, если я полностью разберусь, какие у меня есть возможности.
Т: Хорошо. Давайте в качестве домашнего задания вы найдете этот список и заполните бланк РДМ для этих двух мыслей: "Что я буду делать, если произойдет что-то неприятное?" и "Если мне станет хуже, я не справлюсь со своим состоянием".
П: Хорошо.
Т: У вас есть еще какие-нибудь мысли, касающиеся изменения графика сессий?
П: Ну, есть еще одна. Мне будет не хватать наших встреч и разговоров каждую неделю.
Т: Мне тоже будет их не хватать. А есть кто-нибудь, с кем вы сможете поговорить, хотя бы немного?
П: Кое о чем я могу поговорить со своей соседкой по комнате. А еще я могу позвонить брату.
Т: Замечательные идеи! И их тоже можно добавить в список возможных вариантов действий.
П: Да, так и сделаю.
Т: И наконец, не забывайте, что это всего лишь эксперимент. Если он окажется неудачным, мы всегда сможем вернуться к прежним еженедельным сессиям.
Работа с беспокойством пациента по поводу
завершения терапии
Если эксперимент оказался успешным и пациенту удалось переключиться на график проведения сессий раз в две недели, терапевт предлагает следующее изменение: встречаться раз в месяц, теперь уже в качестве подготовки к завершению терапии. Как и раньше, терапевт подчеркивает, что это всего лишь эксперимент, и на каждой последующей сессии договаривается с пациентом, продолжать встречи по новому графику или вернуться к прежнему.
Подойдя к завершению терапии, важно выявить автоматические мысли пациента по этому поводу. Некоторые пациенты ожидают окончания терапии в радостном возбуждении и полны надежд, другие объяты страхом и даже злятся. Но у большинства пациентов в связи с предстоящим окончанием терапии
328 Глава 15
возникают смешанные чувства: их радует улучшение состояния, но пугает возможность рецидива. Некоторых пациентов огорчает предстоящая разлука с терапевтом.
Важно как признать чувства пациента, так и помочь ему ответить на все искаженные мысли. Желательно, чтобы терапевт сам искренне выразил свои чувства: некоторое сожаление по поводу постепенного прекращения отношений с пациентом, но в то же время - гордость за его успехи, достигнутые благодаря совместной работе, а кроме того, веру в пациента и его силы, надежду, что в будущем он сумеет преодолевать сложности. Поиск ответов на искаженные автоматические мысли и анализ преимуществ и недостатков завершения терапии проводится согласно тому же алгоритму, как и во время обсуждения мыслей в отношении изменения графика сессий.
Обзор материала, усвоенного в процессе терапии
Терапевт побуждает пациента перечитать и отредактировать все записи, сделанные во время терапевтических сессий, чтобы пользоваться ими в будущем. В качестве домашнего задания можно предложить пациенту составить конспект ключевых тезисов терапии и усвоенных навыков, а затем проанализировать его вместе с терапевтом.
Сессии самотерапии
Несмотря на то что в действительности лишь немногие пациенты проводят формальные сессии самотерапии, тем не менее план самотерапии (см. рис. 15.3) полезно обсудить с каждым пациентом. Можно предложить пациенту прово
дить сессии самотерапии, когда меняется график сессий (на менее частые). В этом случае у пациента есть возможность получить консультацию терапевта по поводу возникающих в процессе самотерапии проблем (нехватка времени, непонимание сути самотерапии и т.д.) и мыслей, которые препятствуют проведению самотерапии (например: "Это очень сложно", "Мне это не нужно", "У меня ничего не получится"). Терапевт помогает пациенту ответить на эти мысли и, кроме того, напоминает ему о преимуществах сессий самотерапии:
Завершение работы и профилактика рецидивов 329
330 Глава 15
Терапевт обращает внимание пациента на то, что с помощью сессий самотерапии тот сумеет предотвратить рецидив расстройства и применить все, чему он научился в процессе когнитивной психотерапии, чтобы во многих смыслах улучшить свою жизнь.
Терапевт изменяет стандартный план самотерапии (пример приведен на рис. 15.3) в соответствии с индивидуальными потребностями пациента. Многим пациентам необходимо представить систему напоминаний: "Вначале вам следует проводить сессии самотерапии раз в неделю. Затем - раз или два в месяц, затем раз в квартал, и наконец, раз в год. Как вы можете напоминать себе, что следует обращаться к плану самотерапии с такой периодичностью?"
Подготовка к возможным ухудшениям состояния
после завершения терапии
Как мы подчеркивали выше, терапевт начинает готовить пациента к возможным ухудшениям состояния с самого начала терапии. А подойдя к ее завершению, терапевт побуждает пациента определить стратегию поведения в случае рецидива после окончания терапии и составить соответствующую копинг-карточку. Пациент может составить копинг-карточку вместе с терапевтом непосредственно во время сессии или самостоятельно, в качестве домашнего задания (на рис. 15.4 приведен пример подобной копинг-карточки).
Желательно, чтобы в случае возникновения трудностей пациент попытался разрешать их самостоятельно, прежде чем обращаться за помощью к терапевту. Вполне возможно, что его попытка увенчается успехом. В противном случае во время очередной сессии терапевт разбирает с пациентом, что помешало
Завершение работы и профилактика рецидивов 331
успешному самостоятельному разрешению проблемы или предотвращению рецидива, и на будущее они разрабатывают иную стратегию поведения.
БУСТЕРНЫЕ СЕССИИ
Терапевт предлагает пациенту провести после окончания курса терапии несколько бустерных сессий. На то есть несколько причин.
И наконец, осознание того, что после окончания терапии состоятся бустерные встречи, смягчает тревогу пациента.
Для подготовки к бустерным сессиям терапевт предлагает пациенту ответить на ряд вопросов (рис. 15.5).
Как видно из следующего примера, общая цель терапевта при проведении бустерных сессий - оценить состояние пациента и наметить план дальнейшего закрепления достигнутых ранее результатов.
Т: Рад видеть вас. Из заполненною вами теста (Шкала депрессии Бека) видно, что вы чувствуете себя немного хуже, чем па момент завершения сессии.
П: Да, недавно я рассталась со своим парнем.
332 Глава 15
Т: Как жаль. Вы думаете, что вам стало хуже именно из-за этого?
П: Думаю, да. До прошлой недели я была в полном порядке.
Т: Хотите включить в повестку дня этот вопрос: разрыв отношений с прутом?
П: Хочу. И еще мои успехи, вернее, их отсутствие, в поиске временной работы на лето.
Т: Хорошо, Салли. Еще мне хотелось бы узнать, как в целом у вас дела. Какие за это время были трудности и как вы их преодолевали? Вы выполняли домашние задания по когнитивной терапии? А еще я предлагаю поговорить о проблемах, с которыми вы можете столкнуться в ближайшее время.
П: Хорошо.
Т: Давайте начнем с разрыва отношений. Расскажите, пожалуйста, как и