ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.04.2024

Просмотров: 276

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
менно это произошло? (Терапевт и пациент обсуждают эту ситуацию. Терапевт внимательно выслушивает Салли и выясняет, активизировались ли Ч лее старые дисфункциональные убеждения.) (Подводит итог.) Значит, ваши отношения ухудшились, и он сказал вам, что больше не хочет встречаться с вами? О чем вы думали, когда он это говорил?

П: Что он совсем меня не любит.

Т: Если он действительно вас не любит, что это значит для вас?

П: Это значит, что мне надо искать кого-нибудь другого.

Т: И что это означает для вас, что вам надо искать кого-нибудь другого?

Завершение работы и профилактика рецидивов                                              333
П: Это будет сложно.

Т: И что это означает для вас, что это будет сложно?

П: Наверное, это означает, что я не очень-то нравлюсь парням... Наверное я не очень привлекательная.

Т: Насколько вы были уверены в этом, что вы непривлекательны, когда ваш друг сказал вам, что хочет порвать с вами?

П: На 90%.

Т: А насколько вы уверены в этом сейчас?

П: Наверное, на 50 или 60%.

Т: В чем причина этой разницы?

П: По правде говоря, какая-то часть меня понимает, что мы не очень-то под­ходили друг другу.

Т: Значит, вам удалось изменить это старое представление о собственной непривлекательности?

П: Частично.

Т: Очень хорошо! А что из усвоенного во время терапии может помочь вам еще больше ослабить это представление о непривлекательности и укрепить мысль, что вы привлекательны?

П: Наверное, мне стоит заполнить бланк РДМ. И просмотреть свои записи, которые я сделала во время терапии. Там много об этом.

П: Вы правы. А вы уже думали заняться этим?

П: Да. Но тогда мне все показалось бесполезным.

Т: А что вы думаете сейчас?

П: Это помогало мне раньше и, значит, должно помочь снова.

Т: Что может помешать вам?

П: Ничего. Я сделаю это. Наверное, это поможет.

Т: А может ли мысль "Все это бесполезно" появиться снова, когда у вас возникнут трудности?

П: Может, конечно.

Т: Что вы можете сделать сейчас, чтобы повысить вероятность того, что вы проверите эту мысль?

П: Что я могу сделать сейчас?

Т: Да. Что вы можете сделать, чтобы напомнить себе, что у вас уже возникала эта мысль, но затем вы осознали, что она неправильна? 

 

 

 

334                                                                                                               Глава 15


 

П: Я должна записать ее и, возможно, повесить листок над письменным столом.

Т: Хорошо. Не хотите ли записать кое-что из того, что мы только что об­судили, - заполнение бланка РДМ по поводу мысли о непривлекательности, изучение записей, сделанных во время терапии, запись ответа на мысль "Все это бесполезно"?

Затем терапевт оценивает уровень депрессии пациентки, намечает повест­ку дня, обсуждает вопросы повестки дня и помогает пациентке определить домашнее задание. Терапевт убеждается, что депрессия Салли неглубока и что ухудшение возникло исключительно из-за разрыва отношений с другом. В противном случае терапевт уделил бы больше времени поиску причин ухуд­шения, выявлению и изменению дисфункциональных убеждений пациентки, ее мыслей и моделей поведения. Возможно, он предложил бы Салли прийти па дополнительную сессию или даже несколько сессий.

В нашем примере Салли легко удалось выразить свои автоматические мыс­ли и лежащие в их основе убеждения. Вместе с терапевтом они быстро разрабо­тали план изменения ее искаженных идей. Судя по всему, она хорошо освоила соответствующие навыки в ходе терапии и бустерная сессия была необходима ей в качестве напоминания, как их применять.

Резюмируя сказанное в этой главе, следует отметить, что предупреждение рецидива расстройства - задача, актуальная на протяжении всей терапии. Изменение режима проведения сессий и завершение терапии сопряжены с ри­ском возникновения ряда проблем, разрешение которых предполагает нахож­дение ответов на дисфункциональные мысли и убеждения пациента.


   _____                                                                                                             Глава 16

 

СОСТАВЛЕНИЕ ПЛАНА ЛЕЧЕНИЯ

На любом этапе терапевтического процесса терапевту следует определять, каким должен быть его следующий шаг, что ему говорить, что делать. Частично мы уже отвечали на эти вопросы. В этой же главе мы даем бо­лее четкие указания для принятия организационных решений и планирования терапии. По ходу лечения терапевт постоянно держит в уме вопрос: "Какова проблема пациента и чего я пытаюсь достичь?", а также учитывает цели каж­дой части сессии и терапии в целом.

В этой главе мы рассматриваем ряд вопросов, которые напрямую касаются эффективного планирования терапии: достижение широких терапевтических

целей, планирование вмешательства на протяжении сессий, разработка плана лечения, планирование отдельных сессий, принятие решения о том, стоит ли рассматривать проблему, а также изменение стандартного лечения для кон­кретных расстройств.
ДОСТИЖЕНИЕ ТЕРАПЕВТИЧЕСКИХ ЦЕЛЕЙ

В ШИРОКОМ СМЫСЛЕ
Прежде всего, терапевт стремится добиться ремиссии расстройства и предупре­дить рецидив. Обратите внимание: речь идет не только об избавлении пациен­та от симптомов расстройства и помощи ему в изменении дисфункциональных мыслей и поведения, но и обучении его, и мотивировании на продолжение самостоятельной работы после завершения терапии. Другими словами, терапевт учит пациента быть своим собственным терапевтом. Чтобы достичь этих глобальных терапевтических целей, терапевт должен выполнить следуют
1. Установить с пациентом прочный терапевтический альянс.

2. Разъяснить пациенту структуру и процесс терапии.
335

 

336                                                                                                               Глава 16

 


ПЛАНИРОВАНИЕ ВМЕШАТЕЛЬСТВА

НА ПРОТЯЖЕНИИ СЕССИЙ
Терапевт разрабатывает как общий план терапии, так и план каждой сессии. Терапию можно представить в трех фазах: начало, основная часть и заверше­ние. В начальной фазе лечения (см. главу 4) терапевт стремится: установить прочный терапевтический альянс; выявить и определить цели пациента в отно­шении терапии; работать над решением проблем пациента; обучить его когни­тивной модели; стимулировать поведенческую активность пациента (особенно если он страдает депрессией и избегает всякой активности и межличностного взаимодействия); разъяснить пациенту природу его расстройства; обучить па­циента выявлять и оценивать свои автоматические мысли, а также отвечать на них; социализировать пациента (побуждать его к выполнению домашнего задания, определению повестки дня, предоставлению обратной связи терапев­ту); познакомить пациента с копинг-стратегиями. На начальной стадии тера­пии терапевт часто принимает на себя ведущую роль в определении повестки дня и домашнего задания.

В основной (средней) фазе терапии терапевт продолжает работать над до­стижением указанных целей, но делает упор на выявлении, оценивании и из­
менении убеждений пациента. Он делится с пациентом своей когнитивной концептуализацией и применяет как "эмоциональные", так и "рациональные" техники, чтобы изменить его дисфункциональные убеждения. Кроме того, те­рапевт (в случае необходимости) помогает пациенту переформулировать его цели и обучает навыкам, которые необходимы для достижения целей, но раз-виты у пациента недостаточно.

В завершающей фазе лечения акцент смещается на подготовку к оконча­нию терапии и предупреждение рецидива расстройства (см. главу 15). К этому времени пациент становится гораздо активнее в терапии, играет ведущую роль

Составление плана лечения                                             337
в определении повестки дня, проведении техники решения проблем и обсуж­дении домашнего задания.
РАЗРАБОТКА ПЛАНА ЛЕЧЕНИЯ
Терапевт разрабатывает план лечения, основываясь на своем видении паци­ента, его симптомах и расстройствах по Осям 1 и 2. Он также руководствуется содержанием жалоб пациента. Например, Салли на первой терапевтической сессии представила свои четыре цели: улучшить успеваемость, меньше волно­ваться перед экзаменами, больше общаться и участвовать в различных меро­приятиях и/или найти работу на неполный рабочий день. Основываясь на ре­зультатах первичного обследования Салли и содержании этих целей, терапевт разрабатывает общий план лечения (рис. 16.1). На каждой сессии он работает над некоторыми аспектами плана, и их выбор обусловлен тем, чего удалось до­стичь на предыдущей сессии (и в ходе проведенной работы в целом), на ре­зультатах выполнения пациентом домашнего задания и темах, предложенных самой Салли для текущей повестки дня. Терапевт также рассматривает каж­дую конкретную проблему или цель и подвергает ее критическому анализу, мысленно или в письменной форме (рис. 16.2).

Разработав общий план лечения, терапевт придерживается его более или менее строго, в зависимости от своего опыта, а также пересматривает и изме­няет по мере необходимости. Так, анализируя конкретные проблемы пациента, терапевт изменяет план лечения согласно его индивидуальным потребностям. Все сказанное позволяет терапевту структурировать каждую отдельную сес­сию, поддерживать направление терапии от сессии к сессии и отслеживать ре­
зультаты лечения.
План лечения Салли
1. Улучшить способность к концентрации, поиск помощи в учебе, больше общаться с людьми, участвовать в школьных мероприятиях.

2.Помочь ей выявить и оценить автоматические мысли о себе, учебе, окружающих, терапии, особенно те, которые причиняют особое беспокойство или препятствуют решению проблем, а также сформулировать адаптивные ответы на них.

3.Изучить дисфункциональные убеждения, связанные с перфекционизмом и обращением за помощью к окружающим.

4.Обсудить ее склонность к самокритике и повысить ее самоуважение.

5. Помочь избавиться от чрезмерной потребности в отдыхе.
Рис. 16.1. План лечения Салли

 

 
338                                                                                                               Глава 16

 



ПЛАНИРОВАНИЕ ОТДЕЛЬНЫХ СЕССИЙ

Перед началом и в процессе каждой сессии терапевт задает себе ряд вопро­сов, чтобы сформировать полный план сессии в качестве руководства к про­ведению терапии. Основные вопросы следующие: "Чего я пытаюсь достичь?
Составление плана лечения                                             339
Каковы мои самые эффективные возможности?" Опытный терапевт отвечает на многие возникающие вопросы автоматически. Ниже мы приводим перечень вопросов, который может испугать начинающего терапевта, но, тем не менее представляет собой полезное руководство для более опытного специалиста желающего улучшить свою способность строить терапевтические сессии. Этот список рекомендуется читать перед сессией.
1. Просматривая перед началом новой сессии свои записи, сделанные во время предыдущей сессии, терапевт задает себе следующие вопросы.

а. Какое расстройство у пациента? Насколько сильно оно проявляется по сравнению с началом терапии?

б. Каким образом надо изменить (и надо ли) стандартную когнитивную