ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.04.2024

Просмотров: 183

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Выявив и четко очертив проблему, терапевт определяет, сколько време­ни и усилий следует ей уделить. Для этого он уточняет проблему, определяет свои возможности, принимает во внимание различные практические аспекты,
Составление плана лечения                                             345
а также текущую стадию терапии, и проводит всесторонний анализ проблемы. Далее подробно описаны эти пять шагов.
Сбор данных о проблеме
Когда пациент впервые заявляет о трудности или когда ее наличие проявляет­ся в ходе сессии, терапевт определяет, заслуживает ли она внимания и вмеша­тельства. Например, Салли вынесла на повестку дня новую проблему: бизнес ее отца идет на убыль, что огорчает девушку. Терапевт задает Салли несколь­ко вопросов, чтобы оценить, насколько полезно будет уделить существенную часть терапевтической сессии работе над этой проблемой.

Терапевт: Значит, вы хотели рассказать что-то о своем отце и его бизнесе?

Пациент: Да. В последнее время у него не ладились дела, и сейчас, похоже, его фирме грозит банкротство.

Т: (Уточняет сведения.) Если этот кризис приведет к банкротству, как это повлияет на вас?

П: Я буду очень огорчена. Конечно, мне не придется голодать, но... он столь­ко вложил в эту работу...

Т: (Определяет, присутствует ли искажение в мышлении пациентки.) Как вы думаете, что произойдет, если дело закончится банкротством?

П: Отец наверняка займется новым бизнесом. Он не тот человек, который может просто лежать на диване и ничего не делать.

Т: (Продолжает оценивать, не является ли мышление пациентки дисфунк­циональным.) Что в этом самое плохое для вас?

П: То, что папе будет очень сложно.

Т: Как вы чувствуете себя, когда думаете об этом?

П: Мне плохо... грустно...

Т: Насколько грустно?

П: На75%.

Т: (Проверяет, может ли пациентка представить себе продолжение ситуации.) Не кажется ли вам, что хотя вначале вашему отцу будет плохо, но временем его состояние изменится? Что он наверняка начнет новый бизнес и почувствует себя лучше?

П: Да, я думаю, что так оно и будет.

Т: Как вы думаете, нормальна ли ваша грусть в этой ситуации или она ком беспокоит вас?

346                                                                                                               Глава 16

П: Наверное, это нормальная реакция.

Т: (Уже определил, что дальнейшей работы эта проблема не требует.) Что-нибудь еще волнует вас в связи с этой ситуацией?

П: Нет.

Т: Жаль, что у вашего отца возникли такие проблемы. Держите меня в кур­се, как будут развиваться события.

П: Хорошо.

Т: А сейчас я предлагаю перейти к следующему пункту нашей повестки дня.

В следующем примере терапевт выясняет, что озвученная пациентом про­блема действительно требует терапевтического вмешательства.

Т: Салли, вы, кажется, хотели поговорить о своем жилье в следующем учеб­ном году?

П: Да. Я так расстроена. Мы с соседкой по комнате решили жить вместе. Но она говорит, что ей надоел студенческий городок. Поэтому нам придется искать квартиру в Уэст-Филл или в пригороде. А поскольку соседка по комна­те уезжает на весенние каникулы домой, этим придется заниматься мне.

Т: Вспомните, пожалуйста, когда вы были больше всего огорчены этой си­туацией? 

(Предполагая, что дистресс пациентки мог возникнуть по многим другим причинам: растерянность, злость на подругу и т.д., терапевт задает Салли во­просы, чтобы выявить автоматические мысли и эмоции, сопутствующие болез­ненной для нее ситуации.)

П: Вчера, когда я согласилась искать жилье во время ее отсутствия... А по­том поняла, что даже не знаю, с чего начать.

Т: Как вы себя чувствовали?

П: Подавленной... Мне было очень тревожно.

Т: О чем вы думали?

П: Я в полной растерянности. Я даже не знаю, с чего начать.

Т: (Стремится получить более полную картину; выясняет, не присутству­ют ли у пациентки другие важные автоматические мысли.) А о чем еще вы думали?

П: Я думала: "С чего мне начать? Я никогда не занималась ничем подобным. Может быть, обратиться к агенту но недвижимости? Или просто купить газету с объявлениями?"

Составление плана лечения                                              347
Т: (Продолжает выяснять наличие других важных мыслей.) А что вы думали о своей подруге?

П: Ничего особенного... Она сказала, что поможет мне, когда вернется. И что я могу отложить поиски квартиры до ее возвращения.

Т: Вы делали какие-то предположения?

П: Не знаю...

Т: (Приводит противоположный ожидаемому пример.) Представляли ли вы, что легко найдете хорошее жилье по подходящей цене?


П: Нет... нет, я думала: "Что если я найду квартиру, а потом окажется, что она кишит тараканами? Или что район опасный? Или там очень шумно?"

Т: Вы представляли себе все это?

П: Да (вздрагивает). Я представляла темную, грязную, вонючую каморку.
Оценка терапевтом своих возможностей
Получив более полную картину существующей проблемы, терапевт мысленно оценивает свои возможности.



 

 

 

 

 

 
348                                                                                                               Глава 16

 

 


Учет практических аспектов

Прежде чем определять дальнейшее направление терапии, терапевт оценивает ряд практических факторов, включая следующие.


Учет текущей стадии терапии

При принятии решения терапевт учитывает стадию терапии, на которой в данный момент находится пациент. Например, на первых сессиях терапевт не берется за очень сложные проблемы, особенно с депрессивными пациентами. В этом случае успех маловероятен. На ранних стадиях терапии, до того как пациент освоит хотя бы часть полезных навыков и техник, терапевт избегает обсуждения тем, которые могут затронуть болезненные глубинные убеждения пациента.

Первые сессии больше подходят для обсуждения и решения более простых проблем, поскольку именно на раннем этапе терапии терапевт в основном со­средоточен на помощи пациентам в оценивании их "простых" автоматических мыслей, а не укоренившихся, менее подверженных изменениям убеждений. Успех, достигнутый на первых сессиях, вдохновляет пациентов и внушает им надежду на успех терапии. Повышается их мотивация к дальнейшей работе.


Составление плана лечения                                             349
СМЕНА ТЕМЫ НА СЕССИИ
Иногда терапевту трудно оценить, насколько сложной окажется проблема и не активизирует ли дальнейшее обсуждение болезненное глубинное убеждение. В таких случаях терапевт может сначала
обратиться к проблеме, но затем, осо­знав, что его вмешательство больше не приносит успеха и/или состояние паци­ента ухудшилось, перейти к другой теме. Приведем пример диалога на одной из ранних сессий.

Т: Итак, переходим к следующему пункту повестки дня. Вы говорили, что хотите больше общаться с людьми. (Терапевт и пациентка подробно обсужда­ют эту цель.) Как вы можете общаться на следующей неделе?

П: (Неуверенной) ...Я могу поговорить с коллегами.

Т: (Отмечая подавленный вид пациентки.) О чем вы сейчас думаете?

П: Это бесполезно. Я никогда не смогу сделать это. Я уже пробовала рань­ше. (Злится.) Все мои терапевты говорили то же самое. Но, говорю вам, я не могу сделать этого! Ничего не получится!

На основе внезапной негативной реакции пациента терапевт делает пред­положение, что активизировалось глубинное убеждение. Он осознает, что про­должать сейчас в том же духе опасно, можно прийти к обратному результату. Поэтому терапевт отказывается от дальнейшего рассмотрения столь болезнен­ной для пациента проблемы и решает восстановить терапевтический альянс. Для этого он выявляет, а затем проверяет автоматические мысли пациента о самом терапевте (например, "Когда я спросил вас, как вы можете общаться на следующей неделе, что вы подумали обо мне?"). Позднее терапевт делает по­пытку вернуться к обсуждению этого вопроса (например, "Я рад, что вы по­нимаете, что я не собирался заставлять вас делать то, к чему вы еще не готовы. Вы хотите вернуться к вопросу об общении с людьми или отложим его на по­том (на другую сессию), а сейчас поговорим о трудностях с вашей подругой Элис?").

Подводя итог, на ранних стадиях терапии терапевт старается избегать о) суждения следующих проблем.



 

350                                                                                                               Глава 16

 


Сказанное не означает, что сложных проблем следует избегать всегда. Но к ним следует обращаться только после того, как состояние пациента хотя бы немного улучшится и он приобретет некоторые навыки для того, чтобы спра­виться с проблемой, а также сопутствующими ей дисфункциональными мыс­лями и убеждениями.

ИЗМЕНЕНИЕ СТАНДАРТНОГО ЛЕЧЕНИЯ

ДЛЯ КОНКРЕТНЫХ РАССТРОЙСТВ
Для терапевта важно еще до начала терапии иметь четкое понимание текущих симптомов пациента и его актуальных проблем, предшествующих событий и всей истории. Не менее важен диагноз по пяти осям согласно DSM-IV-TR 10. Эта книга посвящена стандартной когнитивной терапии при депрессии с со­путствующей тревожностью. Далее приведены краткие описания модифика­ций терапии при других расстройствах. В случае если у пациента наблюдается не простое однополюсное депрессивное расстройство, мы советуем терапевту ознакомиться со специальной литературой (см. ниже).

Составление плана лечения                                             351
1. Паническое расстройство. В терапии делается акцент на оценке и про­верке катастрофических искаженных толкований пациента, предполага­ющего, что безобидный фактор (или незначительная их совокупность) служит  признаком  происходящей  или  надвигающейся  катастрофы (Beck, 1987; Clark, 1989).

2.   Генерализованное тревожное расстройство. В терапии делается акцент на обучении пациента более реалистичной оценке угрозы опасности в разных ситуациях, а также на оценке и укреплении способности пациен­та справиться с угрожающими ситуациями (Beck & Emery, 1985; Виг.1ег и др., 1991; Clark, 1989).

3. Социальная фобия. Терапия строится на основе когнитивной перестрой­ки, обучения техникам снижения тревожности и вступления пациента в социальные контакты под руководством терапевта (Beck & Emery, 1985; Butler, 1989; Heimberg 1990)

4. Обсессивно - компулъсивное расстройство. Терапия основывается на про­ведении эксперимента и предупреждении стандартного для пациен­та эмоционального ответа. Терапевт подводит пациента к тому, чтобы опытным путем определить, что его проблема заключается в его мышле­нии, а не в действительных трудностях (которые пациент старается пре­дотвратить путем нейтрализации поведения и попыток контроля своих мыслей). Помимо прочего, терапевт помогает пациенту оценить, какова была бы вероятность подобного ответа, если бы в неблагоприятных об­стоятельствах оказался другой человек или сам пациент (