Файл: Понятие и признаки административного договора. 1 Понятие и публичноправовая природа административного договора.rtf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.04.2024
Просмотров: 45
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
План
Введение
Глава 1. Понятие и признаки административного договора
.1 Понятие и публично-правовая природа административного договора
.2 Признаки административного договора
Глава 2. Содержание и виды административного договора
.1.Содержание административного договора
.2.Цели административного договора
.3. Виды административного договора
Заключение
Источники
Введение
Данная курсовая работа посвящена изучению одной из важных форм осуществления управленческой деятельности органами исполнительной власти - административному договору. Руководствуясь этим можно предпринять попытку обосновать важность совершенствования правовых форм управленческой деятельности, в данным случае наиболее важный интерес вызывает административный договор, дальнейшее внедрение которого в повседневную практику управленческих органов приблизит их к желаемой цели.
Вызванный интерес к административно-правовым методам правового регулирования не уменьшает интереса к дальнейшему развитию и распространению договора как одного из важных действенных правовых регуляторов в жизни общества. Наблюдается не только увеличение количества используемых на практике договоров, но и появление все новых видов соглашений в самых разных отраслях права.
Сегодня государственные органы и организации заключают множество договоров и соглашений как внутриаппаратного типа, так и с негосударственными субъектами. Все более назревает необходимость теоретического осмысления правового режима таких договоров, выделение в их общей массе договорных форм публично-правового характера, исследование отраслевой и индивидуальной специфики административных договоров.
К сожалению, исследование проблем, связанных с определением понятия, признаков, форм административного договора на современном этапе в Российской Федерации осуществляется только на теоретическом (научном) уровне и не имеет своего законодательного регулирования. В России до настоящего времени не принят закон об административных договорах либо административно-процессуальный кодекс, в котором регламентировался бы административно-договорный процесс.
Отсутствие законодательного определения понятия "административный договор" обусловливается тем, что понятие "договор" является традиционным средством регулирования отношений между субъектами в отраслях частного права, в том числе в гражданском праве, которое, в свою очередь, предоставляет субъектам договорных отношений равные права при заключении договоров.
Актуализация вопроса об административном договоре связанна с следующими причинами:
) Необходимостью создания теоретической основы будущего законодательства об административных договорах;
) Возрастание количества заключаемых административными органами договоров, имеющих существенные расхождения в признаках с гражданско-правовыми договорами.
Целью курсовой работой является исследование возможностей договора быть формой управленческой деятельности исполнительных органов государственной власти, создание теоретических основ административного договора как института административного права.
Для достижения цели была поставлена задача следующая задача: изучить практику применения общеправовой категории договора в деятельности органов исполнительной власти.
В работе использованы общие и частные методы исследования, в том числе системно-правовой и сравнительный.
Глава 1. Понятие и признаки административного договора
.1 Понятие и публично-правовая природа административного договора
Особую важность приобретает проблема административного договора как одна из административно - правовых форм осуществления управленческой деятельности. Важность этой проблемы обусловлена возрастанием роли публичного права в регулировании общественных отношений, а также развитием договорных начал в публично-правовых отношениях.
Сегодня публично-правовые установления направлены не только на традиционное укрепление дисциплины, но и на повышение ответственности в сфере исполнительной власти, а также на создание правовых механизмов для решения управленческих задач, которые реализуются путем применения договорных инструментов как на уровне государственной администрации, так и на уровне органов местного самоуправления.
Публично - правовое регулирование осуществляется преимущественно на основе императивных предписаний и методов нормативной ориентации, которое оказывает властно - управленческое воздействие на волю и поведение физических и юридических лиц, побуждая и понуждая их к действию для достижения общих целей и удовлетворения публичных интересов.
На такую проблему как административный договор стоит смотреть не только с позиции материальных административно-правовых норм, которые устанавливают статутные положения, но и с позиций административно-процессуального права, так как административно-договорный процесс входит в структуру административного процесса. Нужно отметить, что административный договор представляет собой административно-процессуальное производство, которое, в первую очередь, имеет свою материальную часть.
Можно выделить некоторые особенности административного договора. Во-первых, административный договор является особым видом публичных договоров и поэтому имеет специфические признаки. Во-вторых, в публично-правовом договоре могут выступать не только субъекты, обладающие властными полномочиями, но и субъекты, не являющиеся носителями властно-регулирующих функций. В-третьих, административные договоры могут содержать в качестве обязательного элемента удовлетворение общественного либо государственного интереса.
До настоящего времени не было попыток создания модели нормативного акта, который регламентировал бы механизм заключения административных договоров. Нужно отметить, отсутствие более четких научных представлений об их роли в управленческой практике, отличительных признаках, содержании, процедуре заключения и исполнения отрицательно сказалось на процессе разработки законодательного акта об административных договорах.
В качестве примера административно-договорных отношений приводится административный договор в системе образования, который заключается между органами управления и подведомственным ему образовательным учреждением. Как отмечает Т.С. Красильников, основными условиями такого управленческого договора являются взаимные обязательства образовательного учреждения и его учредителя по выполнению социального заказа на образование.
Д.Н. Бахрах определяет административный договор как «основанный на административно-правовых нормах и выработанный в публичных интересах в результате добровольного согласования воли двух либо более субъектов административного права, одним из которых всегда выступает субъект административной власти, многосторонний акт, устанавливающий взаимные права и обязанности его участников.
По мнению А.Н.Колокольцева, административный договор - универсальный управленческий инструмент, успешно применяемый в праве европейских государств на протяжении десятков лет и апробируемый в настоящее время в России в сфере действия публично-правовых норм в рамках науки административного права для целей деятельности органов администрации.
.2 Признаки административного договора
В качестве основных признаков, которые характеризуют содержание административного договора можно выделить следующие:
) К административным договорам можно относит договоры, которые содержат специальные обязательства, выходящие в той или иной степени за рамки обычных гражданско-правовых договорных отношений. Органы исполнительной власти являясь субъектами таких договоров преследуют цель эффективного осуществления задач публичной службы, созданной, в первую очередь, для удовлетворения государственных или общественных интересов.
) В качестве административных договоров можно рассматривать и так называемые договоры о концессии публичной службы, с помощью которого орган исполнительной власти, а также местная администрация делегируют хозяйственным товариществам и обществам, сюда же можно отнести лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью, часть своих функций и полномочий, которых связаны с обеспечением жизненно важных общественных потребностей и интересов граждан, поддержанием порядка на соответствующих территориях.
) Административные договоры могут содержать контрольно-надзорные полномочия представителей исполнительных органов, а также экономические санкции в отношении коллективов предприятий, вступающих в договорные отношения.
) Также к административным договорам можно отнести контракты органов исполнительной власти с предприятиями - поставщиками различных видов продукции о предоставлении последним налоговых льгот, преимуществ при получении кредитов, особых бюджетных ассигнований. Основной задачей таких решений является обеспечение поставки в установленных размерах определенной продукции и товаров.
) Административными договорами между органами исполнительной власти и местной администрации о делегировании полномочий можно считать лишь те, которые предусматривают режим контроля со стороны делегирующего полномочия органа управления и устанавливают взаимную ответственность сторон в случае его неисполнения или ненадлежащего исполнения как органом, делегирующим соответствующие полномочия, так и органом, принимающим эти поручения к исполнении. В договоре могут устанавливаться экономические и иные санкции.
) В административном договоре публичный режим должен предусматривать следующие положения:
а) заключения административного договора со стороны органа исполнительной власти только в пределах его компетенции и таким должностным лицом, которое обладает специальными полномочиями: руководителем органа управления либо другим должностным лицом по специальной доверенности. Договор после его заключения должен быть утвержден компетентным руководящим органом, если стороной выступает коллегиальный орган управления.
б) Если административный договор не исполняется или исполняется ненадлежащем образом, то одним из участников договорных отношений орган исполнительной власти вправе расторгнуть договор в одностороннем порядке и применить к виновной стороне предусмотренные договором экономические и другие санкции;
в) Орган исполнительной власти, заключая административный договор, вправе контролировать его исполнение, знакомиться со всеми документами, проверять деятельность администрации и трудового коллектива предприятия либо учреждения, вступившего в договорные отношения. Способы осуществления контрольных функций должны быть установлены в договоре;
г) Если не нарушаются финансовые и другие существенные условия договора, то возможно одностороннее изменение договора, при внезапном возникновении соответствующих условий.
д) обжалование субъектами административно-договорных отношений и опротестование прокурорами административных договоров и административного правового режима их исполнения должно производиться в административных судах, а до их образования - в соответствующих арбитражных судах.
. Общие требования договорного права, зафиксированные гражданским законодательством целесообразно использовать для заключения и исполнения административных договоров. Речь может идти о форме договора.
. Как уже было сказано, административные договоры могут заключаться и в области действия социального права.
Группируя все выше сказанное можно сказать, что административный договор:
) Является разновидностью правового договора;
) Устанавливает административно-правовые нормы;
) Его правовая база содержится в конституции Российской Федерации и действующем законодательстве;
) Один из участников является государственным органом или должностным лицом;
) Договорные нормы рассчитаны на длительное действие;
) Заключается в соответствии со специальной процедуры;
) Не допускает отказ от исполнения договорных обязательств в одностороннем порядке;
) Несоблюдение норм административного договора влечет наступление юридических последствий.
Глава 2. Содержание и виды административного договора
.1 Содержание административного договора
Содержание административного договора представляет собой:
в узком смысле представляет собой совокупность условий, которые закрепляют права и обязанности сторон либо административно - правовые нормы;