Файл: Скотников В.А. Основы теории проходимости гусеничных мелиоративных тракторов [учеб. пособие].pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.04.2024
Просмотров: 119
Скачиваний: 0
Г л а в а 3. ПРОЦЕСС ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ГУСЕНИЧНЫХ ДВИЖИТЕЛЕЙ С ТОРФЯНЫМ ГРУНТОМ И ОБОСНОВАНИЕ ЕГО МОДЕЛИРОВАНИЯ
§ 3.1. Общие сведения о моделировании
Гусеничный трактор или машина взаимодействуют с грун том передачей на его поверхность через гусеницы нормальных и касательных нагрузок. Поэтому возможна замена трактора некоторой моделью, например в виде определенных сил, нагру жающих грунт подобно гусеницам натурной машины. Для мо делирования необходимо знать законы изменения нормальных и касательных давлений, действующих на поверхность грунта под опорными ветвями гусениц. Эти законы в виде эксперименталь
ных эпюр нормальных |
некасательных реакций известны |
для |
большинства гусеничных |
тракторов, |
|
В процессе взаимодействия гусениц с грунтом участвуют |
||
два объекта: грунт и трактор (машина). При физическом |
моде |
лировании один из объектов, например грунт, можно оставить натурным, а другой, например трактор, заменить моделью, кото
рая имитировала бы воздействие натурного |
трактора на |
грунт. |
|||
В этом случае |
будем иметь |
ф и з и ч е с к о е |
м о д е л и р о в а |
||
н и е процесса взаимодействия |
гусениц |
с грунтом. При |
м а т е |
||
м а т и ч е с к о м |
м о д е л и р о в а н и и |
необходимо |
заме |
нить моделями оба взаимодействующих объекта. Для этого тре буется прежде всего математически описать как закономерность воздействия гусениц на грунт, так и закономерность изменения напряжений и деформаций грунта под действием приложенной нагрузки. При любом моделировании нужно знать определенные исходные данные о натурном процессе. Поэтому рассмотрим вначале результаты экспериментально-теоретических исследова ний процесса взаимодействия гусениц с торфяным грунтом.
§3.2. Касательные реакции торфяного грунта
исопротивление передвижению болотоходных тракторов
Проходимость — это способность машин передвигаться по болоту с заданной полезной силой тяги при наибольшем общем или тяговом к.п.д. Из этого следует, • что, при прочих равных
73
условиях, проходимость машины тем выше, чем больше каса тельная сила тяги, которую способен развить движитель, и чем меньше сила сопротивления перекатыванию машины. Послед няя зависит в основном от глубины погружения гусениц в грунт. Касательная сила тяги равна сумме касательных реакций почвы, действующих на гусеницы, и зависит не только от свойств грун-
//
v
0 |
|
•/// 1 |
1 |
|
|
|
|
|
560 |
|
У/х/ |
А \ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
кг |
й^гвбоп |
YPTs6 |
|
|
|
|
|
|
XJ |
1 |
Рис. 3.1. |
Эпюры |
ка |
|||
0 |
|
I |
I |
|
сательных |
реакций |
||
|
|
грунта |
под гусеница |
|||||
560 |
|
|
\ |
™ |
ми трактора Т-100МБ |
|||
\& |
1 |
в зависимости от |
тя |
|||||
|
|
|
гового |
|
сопротивле |
|||
mo |
|
|
|
|
ния |
канавокопателя |
||
R |
|
'АЛ |
|
•КФН-1200 да торфе |
||||
|
|
|
||||||
|
|
|
•1 |
влажностью 80—82%. |
||||
|
кг |
|
|
|
|
|
|
та, но и от конструктивных особенностей гусеничного движите ля, от тягового режима работы машины. Независимо от типа и состояния грунта, а также положения центра давления машины существует два принципиально отличных вида этих эпюр:
1) волнообразные с резко выраженными пиками касатель ных реакций под осями опорных катков аналогично эпюрам нормальных давлений (рис. 3.1). Такой вид эпюр имеет место при больших тяговых нагрузках у движителей с отношением *к/*зв ^1,7— 2,5 на торфяных грунтах и с отношением /к Д3 в > >2,5 на минеральных грунтах.
В режиме малых тяговых нагрузок этот вид эпюр преобра зуется в пилообразный с пиками отрицательных (направленных против движения машины) и положительных (направленных в сторону движения) касательных реакций грунта по обе сто-
74
роны осей опорных катков и с нулевым значением реакций под осями катков. Под передним катком всегда имеется пик положи тельных касательных реакций;
2) треугольноподобная или параболическая эпюра каса тельных реакций почвы с местными небольшими пиками под ося ми катков. Такой вид эпюр характерен для жестких подвесок
|
i |
I |
к |
L l i e |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Рис. 3.2. Горизонтальная |
деформация почвы под действием ка |
|
|||||||||
|
|
|
сательных сил |
(по М. X . Пигулевскому).. |
|
|
|
|||||
и движителей |
с отношением |
lK/t3B |
^1,5—1,7 |
при больших |
тяго |
|||||||
вых |
нагрузках. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
при |
Указанный характер эпюр получен на минеральном |
грунте |
||||||||||
исследовании |
гусеничного |
движителя, |
имеющего |
звенья |
||||||||
с грунтозацепами. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
Из опыта известно, что звенья гусеницы сдвигаются не толь |
|||||||||||
ко вместе с |
поверхностным |
слоем грунта, но и скользят |
относи |
|||||||||
тельно этого слоя на некоторую величину 5г . |
|
|
|
|
||||||||
|
Из рис. |
3.2 следует, |
что |
полное скольжение |
звеньев |
Sn |
||||||
составляет часть от общего перемещения гусеницы |
Ц |
относи |
||||||||||
тельно неподвижных слоев |
|
грунта. Величина |
Ьь определяет со |
|||||||||
бой буксование |
гусениц. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
Величина |
Sn |
влияет |
|
как на касательные реакции |
почвы, |
так и непосредственно на глубину погружения гусениц в торф. Рассмотрим вначале влияние скольжения звена на касательные реакции грунта. •
Сопротивление грунта сжатию и сдвигу при взаимодействии с существующими конструкциями гусеничных звеньев использу ется далеко не полностью. Под гусеницами, звенья которых имеют грунтозацепы, происходит резание грунта в специфиче-
75
ск-их условиях. Специфичность обусловлена наличием нормаль ной нагрузки на грунт силой Q3 B со стороны звена и близким расположением так называемой «открытой стенки» N, в сторону которой происходит сдвиг грунта (рис. 3.3). Наличие нормаль ной нагрузки Q3 B не дает возможности выпирать грунту вверх при буксовании гусеницы (скольжение на величину S/), а на личие близлежащей «открытой стенки» обусловливает сдвиг грунта в сторону этой стенки. Из теории резания грунтов извест но, что «открытая стенка» значительно уменьшает сопротивление грунта резанию.
Рис. 3.3. Специфические условия работы груптозацепа (схема рабо ты и сил).
Процесс резания грунта состоит из трех этапов: пластиче ского сжатия грунта, сдвига — среза сжатой стружки, скольже ния сколотой стружки по грунтовой поверхности. При резании сплошной грунтовой среды (без наличия «открытой стенки») сдвиг стружки одного элемента грунта совпадает по времени с пластическим сжатием другого элемента, в результате чего повышается сопротивление грунта резанию. Характер динамограмм усилий резания в сплошнойсреде показан на рис. 3.4, а, где видно, что с увеличением пути резания 5 усилие практически
остается |
максимальным, периодически колеблясь в пределах |
15—30% |
максимума. При наличии «открытой стенки» вблизи |
режущего |
профиля (в данном случае вблизи груптозацепа) эта |
пы резания, перечисленные выше, следуют один за другим, т. е. существуют в разное время, и каждому этапу соответствует свое сопротивление грунта: сопротивление пластическому сжатию пе реходит в сдвиг, сменяющийся скольжением грунта по грунту. Поэтому усилие резания в этом случае, во-первых, имеет вели
чину максимума меньшую, чем при резании |
в сплошной среде, |
и, во-вторых, с увеличением пути резания 5 |
оно уменьшается, |
стремясь к некоторой постоянной величине, •обусловленной со противлением трения грунта по грунту (рис. 3.4, б ) .
Отсюда следует, что можно увеличить касательную реакцию Тав грунта на каждое гусеничное звено, если «открытую стен ку» отдалить на расстояние, например, 2t3a > 5П , где ее влия ние не сказывается на сопротивлении срезу, и если каждое звено имеет примерно одинаковую нормальную нагрузку Q3B.
76
Qse
|
|
|
|
|
|
|
600 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
500 |
/ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
a |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
г |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Ш |
|
|
|
|
|
|
|
|||
Г. кг |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
600 |
N Г |
ч |
Г |
|
|
500 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
ш |
|
|
200 |
2/ |
|
|
|
|
|
гг |
|
|
|||||
200 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
100 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
а |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
S.MM |
|
|
|
17.5 |
|
35,0 |
мм |
|
0 |
20 |
4050 |
80 |
100 |
|
150 |
|
|||
|
|
Рис. |
3.4. Характеристика |
сдвига |
|
среза |
грунта: |
|
|
||||||||
|
плоским |
профилем (по |
А. И. Зеленину); |
б |
— |
звеном |
гусеницы |
(по |
|||||||||
|
|
А. В. Васильеву); |
/ |
— |
Q 3 B |
=900 кгс; |
2 |
— |
Q3Q |
=300 |
кгх. |
|
|
||||
Опыты с разнесением грунтозацепов один от другого созда |
|||||||||||||||||
нием |
гусеницы |
оригинальной |
конструкции |
были |
проделаны |
||||||||||||
А. А. Жвиренасом |
на торфяниках и М. Г. Беккером |
на |
связных |
||||||||||||||
минеральных |
грунтах. |
Конст |
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||
руктивная |
схема |
|
гусеницы |
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||
М. Г. Беккера показана на рис. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||
3.5. Эта |
гусеница |
|
позволила |
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||
при прочих равных условиях в |
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||
сравнении с обычной |
конструк |
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||
цией |
создать |
тяговое |
усилие, |
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||
равное |
удвоенному |
весу |
гусе |
|
|
|
|
|
|
|
|
ничной машины.
Подобную расстановку грун тозацепов целесообразно при менять на машинах с широки ми резинометаллическими гу сеницами. Теперь рассмотрим влияние скольжения S„ на глу- ;
бину погружения гусениц. Для ;того рассмотрим гусеничный движитель, у которого
где 1К
Q3B
/к |
< 1; <2зв = const, |
|
и |
||
|
расстояние между осями двух соседних опорных катков; нормальная нагрузка на одно звено гусеницы.
77