Файл: Скотников В.А. Основы теории проходимости гусеничных мелиоративных тракторов [учеб. пособие].pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.04.2024

Просмотров: 119

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Г л а в а 3. ПРОЦЕСС ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ГУСЕНИЧНЫХ ДВИЖИТЕЛЕЙ С ТОРФЯНЫМ ГРУНТОМ И ОБОСНОВАНИЕ ЕГО МОДЕЛИРОВАНИЯ

§ 3.1. Общие сведения о моделировании

Гусеничный трактор или машина взаимодействуют с грун­ том передачей на его поверхность через гусеницы нормальных и касательных нагрузок. Поэтому возможна замена трактора некоторой моделью, например в виде определенных сил, нагру­ жающих грунт подобно гусеницам натурной машины. Для мо­ делирования необходимо знать законы изменения нормальных и касательных давлений, действующих на поверхность грунта под опорными ветвями гусениц. Эти законы в виде эксперименталь­

ных эпюр нормальных

некасательных реакций известны

для

большинства гусеничных

тракторов,

 

В процессе взаимодействия гусениц с грунтом участвуют

два объекта: грунт и трактор (машина). При физическом

моде­

лировании один из объектов, например грунт, можно оставить натурным, а другой, например трактор, заменить моделью, кото­

рая имитировала бы воздействие натурного

трактора на

грунт.

В этом случае

будем иметь

ф и з и ч е с к о е

м о д е л и р о в а ­

н и е процесса взаимодействия

гусениц

с грунтом. При

м а т е ­

м а т и ч е с к о м

м о д е л и р о в а н и и

необходимо

заме­

нить моделями оба взаимодействующих объекта. Для этого тре­ буется прежде всего математически описать как закономерность воздействия гусениц на грунт, так и закономерность изменения напряжений и деформаций грунта под действием приложенной нагрузки. При любом моделировании нужно знать определенные исходные данные о натурном процессе. Поэтому рассмотрим вначале результаты экспериментально-теоретических исследова­ ний процесса взаимодействия гусениц с торфяным грунтом.

§3.2. Касательные реакции торфяного грунта

исопротивление передвижению болотоходных тракторов

Проходимость — это способность машин передвигаться по болоту с заданной полезной силой тяги при наибольшем общем или тяговом к.п.д. Из этого следует, • что, при прочих равных

73


условиях, проходимость машины тем выше, чем больше каса­ тельная сила тяги, которую способен развить движитель, и чем меньше сила сопротивления перекатыванию машины. Послед­ няя зависит в основном от глубины погружения гусениц в грунт. Касательная сила тяги равна сумме касательных реакций почвы, действующих на гусеницы, и зависит не только от свойств грун-

//

v

0

 

•/// 1

1

 

 

 

 

 

560

 

У/х/

А \

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

кг

й^гвбоп

YPTs6

 

 

 

 

 

XJ

1

Рис. 3.1.

Эпюры

ка­

0

 

I

I

 

сательных

реакций

 

 

грунта

под гусеница­

560

 

 

\

ми трактора Т-100МБ

\&

1

в зависимости от

тя­

 

 

 

гового

 

сопротивле­

mo

 

 

 

 

ния

канавокопателя

R

 

'АЛ

 

•КФН-1200 да торфе

 

 

 

 

 

 

•1

влажностью 80—82%.

 

кг

 

 

 

 

 

 

та, но и от конструктивных особенностей гусеничного движите­ ля, от тягового режима работы машины. Независимо от типа и состояния грунта, а также положения центра давления машины существует два принципиально отличных вида этих эпюр:

1) волнообразные с резко выраженными пиками касатель­ ных реакций под осями опорных катков аналогично эпюрам нормальных давлений (рис. 3.1). Такой вид эпюр имеет место при больших тяговых нагрузках у движителей с отношением *к/*зв ^1,7— 2,5 на торфяных грунтах и с отношением /к Д3 в > >2,5 на минеральных грунтах.

В режиме малых тяговых нагрузок этот вид эпюр преобра­ зуется в пилообразный с пиками отрицательных (направленных против движения машины) и положительных (направленных в сторону движения) касательных реакций грунта по обе сто-

74


роны осей опорных катков и с нулевым значением реакций под осями катков. Под передним катком всегда имеется пик положи­ тельных касательных реакций;

2) треугольноподобная или параболическая эпюра каса­ тельных реакций почвы с местными небольшими пиками под ося­ ми катков. Такой вид эпюр характерен для жестких подвесок

 

i

I

к

L l i e

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 3.2. Горизонтальная

деформация почвы под действием ка­

 

 

 

 

сательных сил

(по М. X . Пигулевскому)..

 

 

 

и движителей

с отношением

lK/t3B

^1,5—1,7

при больших

тяго­

вых

нагрузках.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

при

Указанный характер эпюр получен на минеральном

грунте

исследовании

гусеничного

движителя,

имеющего

звенья

с грунтозацепами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Из опыта известно, что звенья гусеницы сдвигаются не толь­

ко вместе с

поверхностным

слоем грунта, но и скользят

относи­

тельно этого слоя на некоторую величину 5г .

 

 

 

 

 

Из рис.

3.2 следует,

что

полное скольжение

звеньев

Sn

составляет часть от общего перемещения гусеницы

Ц

относи­

тельно неподвижных слоев

 

грунта. Величина

Ьь определяет со­

бой буксование

гусениц.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Величина

Sn

влияет

 

как на касательные реакции

почвы,

так и непосредственно на глубину погружения гусениц в торф. Рассмотрим вначале влияние скольжения звена на касательные реакции грунта. •

Сопротивление грунта сжатию и сдвигу при взаимодействии с существующими конструкциями гусеничных звеньев использу­ ется далеко не полностью. Под гусеницами, звенья которых имеют грунтозацепы, происходит резание грунта в специфиче-

75


ск-их условиях. Специфичность обусловлена наличием нормаль­ ной нагрузки на грунт силой Q3 B со стороны звена и близким расположением так называемой «открытой стенки» N, в сторону которой происходит сдвиг грунта (рис. 3.3). Наличие нормаль­ ной нагрузки Q3 B не дает возможности выпирать грунту вверх при буксовании гусеницы (скольжение на величину S/), а на­ личие близлежащей «открытой стенки» обусловливает сдвиг грунта в сторону этой стенки. Из теории резания грунтов извест­ но, что «открытая стенка» значительно уменьшает сопротивление грунта резанию.

Рис. 3.3. Специфические условия работы груптозацепа (схема рабо­ ты и сил).

Процесс резания грунта состоит из трех этапов: пластиче­ ского сжатия грунта, сдвига — среза сжатой стружки, скольже­ ния сколотой стружки по грунтовой поверхности. При резании сплошной грунтовой среды (без наличия «открытой стенки») сдвиг стружки одного элемента грунта совпадает по времени с пластическим сжатием другого элемента, в результате чего повышается сопротивление грунта резанию. Характер динамограмм усилий резания в сплошнойсреде показан на рис. 3.4, а, где видно, что с увеличением пути резания 5 усилие практически

остается

максимальным, периодически колеблясь в пределах

15—30%

максимума. При наличии «открытой стенки» вблизи

режущего

профиля (в данном случае вблизи груптозацепа) эта­

пы резания, перечисленные выше, следуют один за другим, т. е. существуют в разное время, и каждому этапу соответствует свое сопротивление грунта: сопротивление пластическому сжатию пе­ реходит в сдвиг, сменяющийся скольжением грунта по грунту. Поэтому усилие резания в этом случае, во-первых, имеет вели­

чину максимума меньшую, чем при резании

в сплошной среде,

и, во-вторых, с увеличением пути резания 5

оно уменьшается,

стремясь к некоторой постоянной величине, •обусловленной со­ противлением трения грунта по грунту (рис. 3.4, б ) .

Отсюда следует, что можно увеличить касательную реакцию Тав грунта на каждое гусеничное звено, если «открытую стен­ ку» отдалить на расстояние, например, 2t3a > 5П , где ее влия­ ние не сказывается на сопротивлении срезу, и если каждое звено имеет примерно одинаковую нормальную нагрузку Q3B.

76


Рис. З.б. Конструктивная схема гусеницы с разнесенными грунтозацепами (по М. Г. Беккеру).

Qse

 

 

 

 

 

 

 

600

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

500

/

 

 

 

 

 

 

 

 

a

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ш

 

 

 

 

 

 

 

Г. кг

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

600

N Г

ч

Г

 

 

500

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ш

 

 

200

2/

 

 

 

 

 

гг

 

 

200

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

100

 

 

 

 

 

 

 

 

 

а

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

S.MM

 

 

17.5

 

35,0

мм

 

0

20

4050

80

100

 

150

 

 

 

Рис.

3.4. Характеристика

сдвига

 

среза

грунта:

 

 

 

плоским

профилем (по

А. И. Зеленину);

б

звеном

гусеницы

(по

 

 

А. В. Васильеву);

/

Q 3 B

=900 кгс;

2

Q3Q

=300

кгх.

 

 

Опыты с разнесением грунтозацепов один от другого созда­

нием

гусеницы

оригинальной

конструкции

были

проделаны

А. А. Жвиренасом

на торфяниках и М. Г. Беккером

на

связных

минеральных

грунтах.

Конст­

 

 

 

 

 

 

 

 

руктивная

схема

 

гусеницы

 

 

 

 

 

 

 

 

М. Г. Беккера показана на рис.

 

 

 

 

 

 

 

 

3.5. Эта

гусеница

 

позволила

 

 

 

 

 

 

 

 

при прочих равных условиях в

 

 

 

 

 

 

 

 

сравнении с обычной

конструк­

 

 

 

 

 

 

 

 

цией

создать

тяговое

усилие,

 

 

 

 

 

 

 

 

равное

удвоенному

весу

гусе­

 

 

 

 

 

 

 

 

ничной машины.

Подобную расстановку грун­ тозацепов целесообразно при­ менять на машинах с широки­ ми резинометаллическими гу­ сеницами. Теперь рассмотрим влияние скольжения S„ на глу- ;

бину погружения гусениц. Для ;того рассмотрим гусеничный движитель, у которого

где 1К

Q3B

< 1; <2зв = const,

и

 

расстояние между осями двух соседних опорных катков; нормальная нагрузка на одно звено гусеницы.

77