Файл: Скотников В.А. Основы теории проходимости гусеничных мелиоративных тракторов [учеб. пособие].pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.04.2024
Просмотров: 118
Скачиваний: 0
Т а б л . 3.3. Коэффициент / м
|
fM при отношении lK/t3B |
|
|
|
Тип болота |
0—2 |
2 - 4 |
|
|
|
|
|||
Осушенное |
0,06—0,1 |
0,07 |
—0,15 |
|
Неосушенное |
0,06—0,12 |
0,1 |
—0,18 |
|
Увеличение значений |
Д, с повышением |
отношения |
lKft3b |
объясняется возрастанием числа и величины угловых поворотов звеньев гусениц на опорной ветви, т. е. увеличением работы тре ния. Мощность Nr, теряемая на трение в шарнирах опорных
Рис. 3.6. Эпюра угловых поворотов |
гусеничных |
звеньев трактора ДТ-55А |
|||
|
•на торфяном грунте. |
|
|
|
|
ветвей гусениц, находится в следующей |
зависимости |
от числа |
z |
||
и угловых поворотов звеньев а з в : |
|
|
|
||
|
|
z |
|
|
|
^ = |
2^ш гш V ( V r ^ - ) , |
(3.4) |
|||
где р;ш — коэффициент трения шарнира; |
|
|
|||
Ли — радиус шарнира; |
|
|
|
|
|
Тг — текущее значение натяжения гусеницы на опорной |
|||||
ветви. |
|
|
|
|
|
Экспериментальная |
эпюра |
угловых |
поворотов |
звеньев |
на |
опорной ветви гусеницы трактора ДТ-55А показана на рис. 3.6.
Как |
видно, угол |
поворота |
азв достигает 30°. |
Рассмотрим |
||
факторы, |
влияющие |
на |
коэффициент |
fn, учитывающий потери |
||
на прессование грунта. |
Сила |
Pn=Qfn |
называется |
сопротивле |
||
нием смятию торфяного |
грунта. Часть |
касательной |
силы тяги, |
82
равная силе Рп, на пути движения машины совершает работу по вертикальному деформированию грунта нормальной нагруз
кой Q на глубину Л т а х (рис. 3.7). Составим |
равенство работ |
сил |
|||
Pn H Q . |
|
|
|
|
|
При движении с дифферентом А (наклоном трактора в про |
|||||
дольной плоскости) уравнение примет вид |
|
|
|||
Pn Lr y c cos А = |
Qhmax, |
|
|
||
откуда |
|
|
|
|
|
Рп |
= Q- L r |
y c cos Д |
|
|
|
Коэффициент |
|
|
|
|
|
Рп |
|
|
|
|
(3-5) |
|
L r y c |
cos A |
L rye |
||
|
|
||||
Таким образом, для |
определения |
сопротивления качению |
|||
болотоходного трактора" |
необходимо |
знать |
прежде всего |
наи |
большую осадку гусениц в грунт /гг а а х . Известно, что осад ка гусениц, так же как и каса тельная сила тяги, зависит от величины и характера нормаль
ных |
давлений, |
действующих |
|
|
под гусеницами |
болотоходных |
Рис. 3.7. Зависимость силы сопротив |
||
машин.. Поэтому |
следует |
изу |
ления смятию торфяного грунта от |
|
чить |
влияние различных |
кон |
глубины осадки. |
|
|
структивных и эксплуатационных параметров на величину и ха рактер нормальных давлений и глубину осадки гусениц.
§ 3.3. Основные параметры и закономерности взаимодействия
поверхности грунта с гусеницами движущихся машин (в вертикальной плоскости)
Нормальные нагрузки вызывают осадку гусениц в торфя ной грунт, определяя-их проходимость. В общей теории тракто ра при изложении сути процесса взаимодействия гусениц с грун том (в вертикальной плоскости) машина характеризуется таки ми параметрами, как среднее удельное давление р с р , центр давления, смещение хд центра давления относительно середины опорной поверхности гусениц и площадь опорных ветвей:
„ |
Q |
(З.б) |
|
; ув = |
|
|
|
Q |
83
где |
Q — |
нормальная нагрузка на гусеницы; |
|
||
В |
и L r y c |
— |
соответственно |
ширина и длина опорной. |
|
|
|
|
ветви гусениц; принимается равной рас |
||
|
|
|
стоянию между осями крайних опорных |
||
|
|
|
катков плюс длина шага звена; |
|
|
2 Му |
и 2 Мх |
— |
.суммы моментов всех внешних сил, |
дей |
|
|
|
|
ствующих на машину относительно .центра |
||
|
|
|
давления в продольной и поперечной плос |
||
|
|
|
костях; |
|
|
|
Уд — |
смещение центра давления в поперечной |
|||
|
|
|
плоскости*. |
|
|
В теории трактора допускается также, что нормальные дав |
|||||
ления могут распределяться вдоль |
длины опорной ветви |
гусе |
ницы только линейно и что эти давления возникают под всей гусеницей одновременно и действуют неопределенное время. В соответствии с названными допущениями и в зависимости от
положения центра давления краевые нормальные давления |
(рас |
||||||||||
положенные под крайними опорными катками) |
определяются по |
||||||||||
выражениям: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Ртах = |
Рср (1 + |
6vT ) = |
klh р с р , |
р т 1 п |
= р с р (1 — 6vT ) = femln |
р с р , |
(3.6а) |
||||
где k„T |
— теоретический |
коэффициент |
неравномерности |
рас |
|||||||
|
пределения давлений; |
|
|
|
|
|
|
||||
|
|
|
Kh |
= |
(1 + |
6vT ); |
|
|
|
|
|
vT |
—• теоретический |
коэффициент |
смещения центра |
дав |
|||||||
|
ления; |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
v |
= |
Х д |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
т |
|
L |
|
|
|
|
|
|
Допускается, |
что |
абсолютная |
величина |
v T |
должна |
быть |
|||||
в пределах 0 ^ vT г^'/б, иначе будет |
уменьшаться |
длина |
опорной |
||||||||
поверхности гусениц. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
Величины х3 |
и уа |
определяются в общей |
теории |
трактора |
при условии, что гусеницы опираются на горизонтальную, несми наемую поверхность.
Указанные параметры и допущения не отражают того, что машина движется, т. е. взаимодействует с грунтом вполне опре деленное время, что гусеницы оседают в грунт и их поверхность
не |
всегда горизонтальна. Указанные |
параметры .и |
допущения |
не |
учитывают также конструктивных |
особенностей |
движителя |
исвойств грунта.
*Центром давления принято называть точку приложения результирую щей нормальных реакций грунта.
84
Для более реальной и полной характеристики процесса нагружения поверхности грунта гусеницами введем дополнительно
к названным выше следующие параметры: |
|
1) продолжительность (период) взаимодействия |
гусениц, |
с поверхностью грунта; |
|
2) темп и характер (закономерность) нагружения во |
време |
ни любой элементарной полоски поверхности грунта под гусени цами трактора за период их взаимодействия.
v
МЫ
Рис. 3.8. Характер нагружения поверхности болота нормальным давлением со стороны гусениц движущихся машин:
а — действительная эпюра нормальных давлений; 6 — эпюра давлений, осредненных
на длине звена гусеницы.
Проанализируем характер распределения нормальных дав лений под гусеницами трактора при различных его положениях во время движения. Примем, что давления вдоль длины опор ной ветви гусениц распределяются по кривой а (рис. 3.8) и при ближенно по штриховой ломаной линии б.
Чтобы определить сущность и продолжительность (период) взаимодействия гусениц с грунтом, рассмотрим, как изменяется давление на грунт, например на участок под звеном 1, при пере мещении гусеничного трактора (перемещаем эпюру давлений) из положения / в положение I I , III и IV. В каждом из указанных четырех положений, соответствующих различным моментам вре мени, эпюры давлений р ; гусениц на грунт будут одинаковы. Но> положение звена 1 и участка dx меняется относительно эпюры давлений, так как трактор (эпюра) движется, а грунт непод вижен.
Поэтому в положении / на участок dx под звеном 1 дей ствует давление pv в положении II и / / / — соответственно дав-
85
ления рп и рщ, а в положении IV участок dx уже не нагружен никаким давлением, потому что окончилось взаимодействие зве н а / с грунтом. Причем в положении / трактора полоска dx по верхности грунта находится под давлением в течение времени
i = ~^~у в положении / / та же полоска испытывает давление
At |
It |
в течение г= — — , а в положении / / / — в течение г= |
— — . |
v |
v |
Таким образом, на пути движения трактора любой беско нечно малый участок длины dx поверхности грунта нагружается давлением pt, которое изменяется в соответствии с эпюрой нор мальных давлений и действует вполне определенный период вре мени, зависящий от длины гусениц и скорости их движения. Поэтому периодом взаимодействия гусениц с грунтом следует считать продолжительность контакта одного звена опорной вет ви с поверхностью грунта
|
|
|
Т = |
3,6 |
сек, |
(3.7) |
|
|
|
|
v |
|
|
где L r y c |
— |
длина |
опорной |
поверхности гусениц, |
равная рас |
|
|
— |
стоянию |
между |
осями |
крайних колес |
трактора, м\ |
v |
скорость движения трактора, км/ч. |
|
Существенным является то, что в общем случае под гусени цами движущихся машин в любой момент времени поверхность грунта нагружена неодинаково не только по величине давления, но и по продолжительности его действия. Под последним звеном поверхность грунта испытывает давление гусениц в течение все го периода 7"; звенья в середине опорной ветви нагружены в те чение 0,5 Т (половины периода), а под первым звеном поверх ность грунта только вступает в контакт с внешней нагрузкой. Таким образом, к любому рассматриваемому моменту времени каждое звено опорной ветви уже взаимодействовало с поверх ностью грунта с различной продолжительностью, зависящей от положения звена на опорной ветви гусениц.
Оценим численную величину периода взаимодействия. Су
ществующие размеры |
длин опорных ветвей |
гусениц |
болотоход |
ных машин находятся |
в пределах 2 4 3 0 ^ . L r y c |
^ 6 5 0 0 |
мм. Основ |
ные скорости движения этих машин по болоту, как видно из
табл. 3.4, |
составляют |
0,1 ^ и ^ 7 |
км/ч: Поэтому период взаимо |
|
действия |
гусениц с |
грунтом Т |
существующих |
болотоходных |
машин и тракторов не выходит за пределы 1 ^ 7 * ^ |
100 сек. У от |
дельных машин (например, канавокопатель Д |
-583) при движе |
нии со сверхнизкой скоростью период Г = 3 — 5 |
мин. |
Чтобы знать сущность темпа и характер (закономерность) нагружения гусеницами поверхности грунта за период Т их взаи модействия, рассмотрим реальные эпюры нормальных давлений
«6
Т а б л . 3.4. Периоды взаимодействия гусениц болотных тракторов с грунтом;
Марка трактора |
L r y c . м |
м |
V, км/ч |
t, сек |
|
|
|
||
ДТ-55 |
2430 |
|
0,1 |
87,5 |
|
|
|
0,3 |
29,2 |
|
|
|
1 |
8,75 |
|
|
|
3,2 |
2,74 |
|
|
|
5,7 |
1,53 |
|
|
|
7,9 |
1,1 |
ДТ-75Б |
2650 |
|
0,32 |
29,8 |
|
|
|
0,68 |
14 |
|
|
|
0,94 |
10,2 |
|
|
|
2,18 |
4,38 |
|
|
|
3,34 |
2,86 |
|
|
|
5,15 |
1,85 |
Т-100МБ |
2780 |
|
0,1 |
100 |
|
|
|
0,3 |
33,3 |
|
|
|
0,6 |
16,6 |
|
|
|
1 |
10 |
|
|
|
2,7 |
3,7 |
|
|
|
3,2 |
3,13 |
гусениц на торфяной грунт. Экспериментально установлено, что эпюры нормальных давлений любых гусениц движителей могут
быть разделены на два принципиально отличных |
вида: |
1) волнообразные эпюры (рис. 3.9) с резко |
выраженными |
пиками давлений под осями опорных катков. Этот вид эпюр ха
рактерен для гусеничных движителей с |
отношением |
шага / к |
опорных катков к шагу звеньев t3B равным |
lK/taB ^ 2 , 5 . |
|
2) треугольноподобные или трапециевидные и седлообраз |
||
ные эпюры (рйс. 3.10), образующиеся под |
гусеничными |
движи |
телями, у которых отношение lK/t3B ^ 2 . Наиболее характерные |
эпюры этого типа при различном направлении •смещения центра давления показаны так же на рис. 3.11. Перемещение эпюры давлений по поверхности грунта (в виде нескольких зафиксиро ванных во времени и пространстве положений эпюр давлений) показано на рис. 3.8.
Реальные эпюры получены экспериментально. Следователь но, форма эпюр учитывает и то, что гусеницы состоят из шар- нирно-сочленеиных звеньев, и то, что опорная ветвь гусеницы растянута силой предварительного натяжения и касательными реакциями грунта. Поэтому, когда будет найдено аналитическое
выражение |
для экспериментальной закономерности |
изменения |
|
нормальных |
давлений под гусеницами, оно |
будет |
отражать |
и влияние звенчатости гусениц и влияние их |
натяжения в той |
||
же степени, |
что и экспериментальная эпюра |
давлений. |
87