Файл: Скотников В.А. Основы теории проходимости гусеничных мелиоративных тракторов [учеб. пособие].pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.04.2024

Просмотров: 118

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Т а б л . 3.3. Коэффициент / м

 

fM при отношении lK/t3B

 

 

Тип болота

0—2

2 - 4

 

 

 

Осушенное

0,06—0,1

0,07

—0,15

 

Неосушенное

0,06—0,12

0,1

—0,18

 

Увеличение значений

Д, с повышением

отношения

lKft3b

объясняется возрастанием числа и величины угловых поворотов звеньев гусениц на опорной ветви, т. е. увеличением работы тре­ ния. Мощность Nr, теряемая на трение в шарнирах опорных

Рис. 3.6. Эпюра угловых поворотов

гусеничных

звеньев трактора ДТ-55А

 

•на торфяном грунте.

 

 

 

ветвей гусениц, находится в следующей

зависимости

от числа

z

и угловых поворотов звеньев а з в :

 

 

 

 

 

z

 

 

 

^ =

2^ш гш V ( V r ^ - ) ,

(3.4)

где р;ш — коэффициент трения шарнира;

 

 

Ли — радиус шарнира;

 

 

 

 

Тг — текущее значение натяжения гусеницы на опорной

ветви.

 

 

 

 

 

Экспериментальная

эпюра

угловых

поворотов

звеньев

на

опорной ветви гусеницы трактора ДТ-55А показана на рис. 3.6.

Как

видно, угол

поворота

азв достигает 30°.

Рассмотрим

факторы,

влияющие

на

коэффициент

fn, учитывающий потери

на прессование грунта.

Сила

Pn=Qfn

называется

сопротивле­

нием смятию торфяного

грунта. Часть

касательной

силы тяги,

82


равная силе Рп, на пути движения машины совершает работу по вертикальному деформированию грунта нормальной нагруз­

кой Q на глубину Л т а х (рис. 3.7). Составим

равенство работ

сил

Pn H Q .

 

 

 

 

 

При движении с дифферентом А (наклоном трактора в про­

дольной плоскости) уравнение примет вид

 

 

Pn Lr y c cos А =

Qhmax,

 

 

откуда

 

 

 

 

 

Рп

= Q- L r

y c cos Д

 

 

Коэффициент

 

 

 

 

 

Рп

 

 

 

 

(3-5)

 

L r y c

cos A

L rye

 

 

Таким образом, для

определения

сопротивления качению

болотоходного трактора"

необходимо

знать

прежде всего

наи­

большую осадку гусениц в грунт /гг а а х . Известно, что осад­ ка гусениц, так же как и каса­ тельная сила тяги, зависит от величины и характера нормаль­

ных

давлений,

действующих

 

под гусеницами

болотоходных

Рис. 3.7. Зависимость силы сопротив­

машин.. Поэтому

следует

изу­

ления смятию торфяного грунта от

чить

влияние различных

кон­

глубины осадки.

 

структивных и эксплуатационных параметров на величину и ха­ рактер нормальных давлений и глубину осадки гусениц.

§ 3.3. Основные параметры и закономерности взаимодействия

поверхности грунта с гусеницами движущихся машин (в вертикальной плоскости)

Нормальные нагрузки вызывают осадку гусениц в торфя­ ной грунт, определяя-их проходимость. В общей теории тракто­ ра при изложении сути процесса взаимодействия гусениц с грун­ том (в вертикальной плоскости) машина характеризуется таки­ ми параметрами, как среднее удельное давление р с р , центр давления, смещение хд центра давления относительно середины опорной поверхности гусениц и площадь опорных ветвей:

Q

(З.б)

 

; ув =

 

 

Q

83


где

Q

нормальная нагрузка на гусеницы;

 

В

и L r y c

соответственно

ширина и длина опорной.

 

 

 

ветви гусениц; принимается равной рас­

 

 

 

стоянию между осями крайних опорных

 

 

 

катков плюс длина шага звена;

 

2 Му

и 2 Мх

.суммы моментов всех внешних сил,

дей­

 

 

 

ствующих на машину относительно .центра

 

 

 

давления в продольной и поперечной плос­

 

 

 

костях;

 

 

 

Уд

смещение центра давления в поперечной

 

 

 

плоскости*.

 

 

В теории трактора допускается также, что нормальные дав­

ления могут распределяться вдоль

длины опорной ветви

гусе­

ницы только линейно и что эти давления возникают под всей гусеницей одновременно и действуют неопределенное время. В соответствии с названными допущениями и в зависимости от

положения центра давления краевые нормальные давления

(рас­

положенные под крайними опорными катками)

определяются по

выражениям:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ртах =

Рср (1 +

6vT ) =

klh р с р ,

р т 1 п

= р с р (1 — 6vT ) = femln

р с р ,

(3.6а)

где k„T

— теоретический

коэффициент

неравномерности

рас­

 

пределения давлений;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Kh

=

(1 +

6vT );

 

 

 

 

 

vT

—• теоретический

коэффициент

смещения центра

дав­

 

ления;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

v

=

Х д

 

 

 

 

 

 

 

 

 

т

 

L

 

 

 

 

 

 

Допускается,

что

абсолютная

величина

v T

должна

быть

в пределах 0 ^ vT г^'/б, иначе будет

уменьшаться

длина

опорной

поверхности гусениц.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Величины х3

и уа

определяются в общей

теории

трактора

при условии, что гусеницы опираются на горизонтальную, несми­ наемую поверхность.

Указанные параметры и допущения не отражают того, что машина движется, т. е. взаимодействует с грунтом вполне опре­ деленное время, что гусеницы оседают в грунт и их поверхность

не

всегда горизонтальна. Указанные

параметры .и

допущения

не

учитывают также конструктивных

особенностей

движителя

исвойств грунта.

*Центром давления принято называть точку приложения результирую­ щей нормальных реакций грунта.

84


Для более реальной и полной характеристики процесса нагружения поверхности грунта гусеницами введем дополнительно

к названным выше следующие параметры:

 

1) продолжительность (период) взаимодействия

гусениц,

с поверхностью грунта;

 

2) темп и характер (закономерность) нагружения во

време­

ни любой элементарной полоски поверхности грунта под гусени­ цами трактора за период их взаимодействия.

v

МЫ

Рис. 3.8. Характер нагружения поверхности болота нормальным давлением со стороны гусениц движущихся машин:

а — действительная эпюра нормальных давлений; 6 — эпюра давлений, осредненных

на длине звена гусеницы.

Проанализируем характер распределения нормальных дав­ лений под гусеницами трактора при различных его положениях во время движения. Примем, что давления вдоль длины опор­ ной ветви гусениц распределяются по кривой а (рис. 3.8) и при­ ближенно по штриховой ломаной линии б.

Чтобы определить сущность и продолжительность (период) взаимодействия гусениц с грунтом, рассмотрим, как изменяется давление на грунт, например на участок под звеном 1, при пере­ мещении гусеничного трактора (перемещаем эпюру давлений) из положения / в положение I I , III и IV. В каждом из указанных четырех положений, соответствующих различным моментам вре­ мени, эпюры давлений р ; гусениц на грунт будут одинаковы. Но> положение звена 1 и участка dx меняется относительно эпюры давлений, так как трактор (эпюра) движется, а грунт непод­ вижен.

Поэтому в положении / на участок dx под звеном 1 дей­ ствует давление pv в положении II и / / / — соответственно дав-

85

ления рп и рщ, а в положении IV участок dx уже не нагружен никаким давлением, потому что окончилось взаимодействие зве­ н а / с грунтом. Причем в положении / трактора полоска dx по­ верхности грунта находится под давлением в течение времени

i = ~^~у в положении / / та же полоска испытывает давление

At

It

в течение г= — — , а в положении / / / — в течение г=

— — .

v

v

Таким образом, на пути движения трактора любой беско­ нечно малый участок длины dx поверхности грунта нагружается давлением pt, которое изменяется в соответствии с эпюрой нор­ мальных давлений и действует вполне определенный период вре­ мени, зависящий от длины гусениц и скорости их движения. Поэтому периодом взаимодействия гусениц с грунтом следует считать продолжительность контакта одного звена опорной вет­ ви с поверхностью грунта

 

 

 

Т =

3,6

сек,

(3.7)

 

 

 

 

v

 

 

где L r y c

длина

опорной

поверхности гусениц,

равная рас­

 

стоянию

между

осями

крайних колес

трактора, м\

v

скорость движения трактора, км/ч.

 

Существенным является то, что в общем случае под гусени­ цами движущихся машин в любой момент времени поверхность грунта нагружена неодинаково не только по величине давления, но и по продолжительности его действия. Под последним звеном поверхность грунта испытывает давление гусениц в течение все­ го периода 7"; звенья в середине опорной ветви нагружены в те­ чение 0,5 Т (половины периода), а под первым звеном поверх­ ность грунта только вступает в контакт с внешней нагрузкой. Таким образом, к любому рассматриваемому моменту времени каждое звено опорной ветви уже взаимодействовало с поверх­ ностью грунта с различной продолжительностью, зависящей от положения звена на опорной ветви гусениц.

Оценим численную величину периода взаимодействия. Су­

ществующие размеры

длин опорных ветвей

гусениц

болотоход­

ных машин находятся

в пределах 2 4 3 0 ^ . L r y c

^ 6 5 0 0

мм. Основ­

ные скорости движения этих машин по болоту, как видно из

табл. 3.4,

составляют

0,1 ^ и ^ 7

км/ч: Поэтому период взаимо­

действия

гусениц с

грунтом Т

существующих

болотоходных

машин и тракторов не выходит за пределы 1 ^ 7 * ^

100 сек. У от­

дельных машин (например, канавокопатель Д

-583) при движе­

нии со сверхнизкой скоростью период Г = 3 — 5

мин.

Чтобы знать сущность темпа и характер (закономерность) нагружения гусеницами поверхности грунта за период Т их взаи­ модействия, рассмотрим реальные эпюры нормальных давлений

«6


Т а б л . 3.4. Периоды взаимодействия гусениц болотных тракторов с грунтом;

Марка трактора

L r y c . м

м

V, км/ч

t, сек

 

 

 

ДТ-55

2430

 

0,1

87,5

 

 

 

0,3

29,2

 

 

 

1

8,75

 

 

 

3,2

2,74

 

 

 

5,7

1,53

 

 

 

7,9

1,1

ДТ-75Б

2650

 

0,32

29,8

 

 

 

0,68

14

 

 

 

0,94

10,2

 

 

 

2,18

4,38

 

 

 

3,34

2,86

 

 

 

5,15

1,85

Т-100МБ

2780

 

0,1

100

 

 

 

0,3

33,3

 

 

 

0,6

16,6

 

 

 

1

10

 

 

 

2,7

3,7

 

 

 

3,2

3,13

гусениц на торфяной грунт. Экспериментально установлено, что эпюры нормальных давлений любых гусениц движителей могут

быть разделены на два принципиально отличных

вида:

1) волнообразные эпюры (рис. 3.9) с резко

выраженными

пиками давлений под осями опорных катков. Этот вид эпюр ха­

рактерен для гусеничных движителей с

отношением

шага / к

опорных катков к шагу звеньев t3B равным

lK/taB ^ 2 , 5 .

 

2) треугольноподобные или трапециевидные и седлообраз­

ные эпюры (рйс. 3.10), образующиеся под

гусеничными

движи­

телями, у которых отношение lK/t3B ^ 2 . Наиболее характерные

эпюры этого типа при различном направлении •смещения центра давления показаны так же на рис. 3.11. Перемещение эпюры давлений по поверхности грунта (в виде нескольких зафиксиро­ ванных во времени и пространстве положений эпюр давлений) показано на рис. 3.8.

Реальные эпюры получены экспериментально. Следователь­ но, форма эпюр учитывает и то, что гусеницы состоят из шар- нирно-сочленеиных звеньев, и то, что опорная ветвь гусеницы растянута силой предварительного натяжения и касательными реакциями грунта. Поэтому, когда будет найдено аналитическое

выражение

для экспериментальной закономерности

изменения

нормальных

давлений под гусеницами, оно

будет

отражать

и влияние звенчатости гусениц и влияние их

натяжения в той

же степени,

что и экспериментальная эпюра

давлений.

87