Файл: Методические реко.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.04.2024

Просмотров: 27

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Задания

1. Сопоставьте произведения Е. Евтушенко «Смири гордыню то есть гордым будь» и О. Хайяма «Не зли других и сам не злись» по тематике и проблематике.

2. Объясните позиции авторов.

3. Укажите фрагменты, в которых, на ваш взгляд, наиболее ярко выражена авторская позиция.

Евгений Евтушенко

Смири гордыню - то есть гордым будь. Штандарт - он и в чехле не полиняет. Не плачься, что тебя не понимают, -поймёт когда-нибудь хоть кто-нибудь.

Не самоутверждайся. Пропадёт, подточенный тщеславием, твой гений, и жажда мелких самоутверждений лишь к саморазрушенью приведёт.

У славы и опалы есть одна опасность - самолюбие щекочут.

Ты ордена не восприми как почесть, не восприми плевки как ордена.

Не ожидай подачек добрых дядь и, вытравляя жадность, как заразу,

не рвись урвать. Кто хочет всё и сразу, тот беден тем, что не умеет ждать.

Пусть даже ни двора и ни кола,

не возвышайся тем, что ты унижен.

Омар Хайям

Не зли других и сам не злись

Не зли других и сам не злись. Мы гости в этом бренном мире, А что не так, то ты смирись. Холодной думай головой.

Ведь в мире всё закономерно: Зло, излученное тобой,

К тебе вернется непременно!

26





Будь при деньгах свободен, словно нищий,

не будь без денег нищим никогда!

Завидовать? Что может быть пошлей! Успех другого не сочти обидой.

Уму чужому втайне не завидуй, чужую глупость втайне пожалей.

Не оскорбляйся мнением любым в застолье, на суде неумолимом.

Не добивайся счастья быть любимым, -умей любить, когда ты нелюбим.

Не превращай талант в козырный туз. Не козыри - ни честность, ни отвага.

Кто щедростью кичится - скрытый скряга, кто смелостью кичится - скрытый трус.

Не возгордись ни тем, что ты борец, ни тем, что ты в борьбе посередине, и даже тем, что ты смирил гордыню, не возгордись - тогда тебе конец.







Критерий оценивания

задания

Дескриптор

Бал л

Обучающийся

Определяет позицию автора через фрагменты текста

1

формулирует авторскую позицию

1

находит фрагменты, демонстрирующие авторскую позицию

1

обосновывает свое мнение

1

Сопоставляет произведения русской и мировой литературы

2

сопоставляет произведения по тематике

2

сопоставляет произведения по проблематике

2

находит и комментирует общие признаки

1

находит и комментирует отличительные признаки

1

делает вывод о нравственной и эстетической ценности обоих произведений

1

Всего баллов

10



27

Рубрика для предоставления информации родителям по итогам суммативного оценивания за раздел «Тема нравственного выбора»

ФИО учащегося _________________________________________

Критерий оценивания

Уровни учебных достижений учащихся

Низкий

Средний

Высокий

Определяет позицию автора

Затрудняется определить авторскую позицию.

Допускает ошибки в определении авторской позиции.

Демонстрирует понимание авторской позиции, обосновывает мнение, опираясь на текст произведения.

Сопоставляет произведения русской и казахской литературы с точки зрения нравственной и эстетической ценности, объясняя общие и отличительные признаки

Затрудняется сопоставить произведения по тематике, проблематике и жанру.

Допускает ошибки в сопоставлении произведения по тематике, проблематике и жанру.

Верно сопоставляет произведения и успешно применяет знания, используя цитаты из текста; обобщает информацию из художественных произведений и приводит чёткие, логически последовательные аргументы.



28

29