ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.04.2024
Просмотров: 29
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
19
Суммативное оценивание за раздел «Война в судьбах людей»
Подраздел Цель обучения
Критерий оценивания
Уровень мыслительных навыков
Время выполнения
Военная лирика
11.2.7 Определять способы выражения авторского отношения к героям, проблемам, сопоставляя позицию автора с собственным мнением
11.3.3 Сопоставлять произведения (или фрагменты) русской, казахской и мировой литературы с точки зрения нравственной и эстетической ценности, объясняя общие и отличительные признаки
Обучающийся
Определяет способы выражения авторского отношения к героям, проблемам
Сопоставляет произведения русской и казахской литературы с точки зрения нравственной и эстетической ценности, объясняя общие и отличительные признаки
Анализ Оценка 20 минут
Задания
1. Сопоставьте произведения А. Дементьева «Баллада о матери» и М. Алимбаева «Хроника 43-го» по тематике, по проблематике, выразительным средствам.
2. Объясните позиции авторов.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
3. Как авторы в стихотворениях передают чувства лирического героя?
АндрейДементьев «Баллада о матери» Постарела мать за тридцать лет,
А вестей от сына нет и нет.
Но она всё продолжает ждать, Потому что верит, потому что мать.
И на что надеется она?
Много лет, как кончилась война.
Много лет, как все пришли назад. Кроме мёртвых, что в земле лежат.
Сколько их в то дальнее село, Мальчиков безусых, не пришло!
…Раз в село прислали по весне Фильм документальный о войне.
Все пришли в кино — и стар и мал, Кто познал войну и кто не знал.
Перед горькой памятью людской Разливалась ненависть рекой.
Музафар Алимбаев «Хроника43-го» Кинохроника. Сталинград.
На экране – кромешный ад. Замер в ярости сельский клуб, Как спрессованной боли куб. Поело города, гложет огонь, За снарядом снаряд вдогон.
Замахнуться на Волгу поспеть?! Обезумел враг – это смерть! Истекает кровью река,
Рядовой боец РККА… Эта битва из тысячи битв,
Здесь хребет врагу перебит. Хрип:- В атаку! Шинель – в окоп. Бруствер. Очередь. Кадр – стоп. Триста тысяч солдат , как во сне Раздвигают грудью солёный снег,
И дрожит на ветру белый флаг, белый флаг, И фельдмаршал не может вздрогнуть никак Нам в лицо.
Полумрак. Тишина. Клуб. Медный голос победных труб. Краснозвёздных батыров ряд. Наклоняется в первый ряд.
20
Трудно было это вспоминать… Вдруг с экрана сын взглянул на мать.
Мать узнала сына в тот же миг, И пронёсся материнский крик:
Алексей! Алёшенька! Сынок! Алексей! Алёшенька! Сынок! Алексей! Алёшенька! Сынок! Словно сын её услышать мог.
Он рванулся из траншеи в бой. Встала мать прикрыть его собой.
Поглядеть бы им поскорей Матерей, сыновей, дочерей… Так и впился экран в зал
Так и смотрит глаза в глаза. Полумрак. Тишина. Клуб. Рвётся шепот с сухих губ:
- Мама, скоро кино конец? Мама, где же отец?..
- Дорогой мой, любимый сын, Тише, тише, ты не один.… Ещё много побед впереди. Мы увидим его. Подожди…
Перевод: А.Крестинского
Всё боялась вдруг он упадёт,
Но сквозь годы мчался сын вперёд.
— Алексей! — кричали земляки,
— Алексей, — просили, — Добеги…
Кадр сменился. Сын остался жить. Просит мать о сыне повторить.
Просит мать о сыне повторить. Просит мать о сыне повторить…
И опять в атаку он бежит,
Жив-здоров, не ранен, не убит.
Алексей, Алёшенька, сынок. Алексей, Алёшенька, сынок. Алексей, Алёшенька, сынок. Словно сын её услышать мог.
Дома всё ей чудилось кино.
Всё ждала — вот-вот сейчас в окно,
Посреди тревожной тишины Постучится сын её с войны.
21
Критерий оценивания | № задания | Дескриптор | Балл | |
Обучающийся | ||||
Определяет способы выражения авторского отношения к героям, проблемам | 1 | находит в тексте произведения художественные средства, с помощью которых передаются чувства героев | 1 | |
объясняет роль художественных средств и стилистических фигур в создании образов | 1 | |||
объясняет позиции авторов | 2 | |||
Сопоставляет произведения русской и казахской литературы с точки зрения нравственной и эстетической ценности, объясняя общие и отличительные признаки | 2 | сопоставляет произведения по тематике | 2 | |
сопоставляет произведения по проблематике | 2 | |||
находит и комментирует общие признаки | 1 | |||
находит и комментирует отличительные признаки | 1 | |||
комментирует использованные в текстах выразительные средства | 1 | |||
Всего баллов | 11 |
22
Рубрика для предоставления информации родителям по итогам суммативного оценивания за раздел «Война в судьбах людей»
ФИО учащегося __________________________________________
Критерий оценивания | Уровни учебных достижений учащихся | ||||||||||
Низкий | Средний | Высокий | |||||||||
Определяет способы выражения авторского отношения к героям, проблемам | Затрудняется выделить и определить способы выражения авторского отношения к героям, | Допускает ошибки в знании и понимании способов выражения авторского отношения к героям, проблемам. | Демонстрирует глубокое знание и понимание способов авторского отношения к героям, проблемам. | ||||||||
проблемам. | | | | | | ||||||
Сопоставляет произведения русской и казахской литературы с точки зрения нравственной и эстетической ценности, объясняя общие и отличительные признаки | | Верно сопоставляет произведения и успешно применяет знания, используя цитаты из текста; обобщает информацию из художественных произведений и приводит чёткие, логически последовательные аргументы. | |||||||||
Затрудняется сопоставить произведения по тематике, проблематике и жанру. | Допускает ошибки в сопоставлении произведения по тематике, проблематике, жанру. | ||||||||||
| | |