Файл: Силовые установки и промысловые механизмы маломерных судов рыбной промышленности (с двигателями до 100 л. с.) учеб. пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.04.2024
Просмотров: 130
Скачиваний: 0
гнезд 2 для установки цилиндровых втулок. На нижней полке картера имеются отверстия для крепления к судо вому фундаменту.
Блок-картер дизеля типа 412/14 представлен на рис. 30. Блок-картер 5 отлит из чугуна, цельный. Внутри него имеется шесть гнезд, в которые вставлены цилин дровые втулки, или гильзы 4. Втулки уплотняются в бло-
Рис. 30 Блок-картер дизеля. 412/14.
ке вверху притертым буртиком, а внизу двумя резиновы ми кольцами 3. Поперечные перегородки в нижней части блока имеют П-образный вырез для размещения чугун ных крышек рамовых (коренных) подшипников 1. Пер вый рамовый подшипник со стороны маховика 2 являет ся опорно-упорным. Поперечные перегородки для повы шения прочности изготавливают с ребрами жесткости. На верхней плоскости блока' укреплены шпильки 6 для крепления цилиндровых крышек. Снизу блок-картер за крывается поддоном.' Поддон стальной сварной, раз делен сообщающимися успокоительными перегород ками.
76
Клок цилиндров
Блок цилиндров представляет собой цельную конст рукцию, отлитую из чугуна или легких и прочных спла вов, и служит для установки в них цилиндровых втулок. Конструкция блока цилиндров в четырехтактных двига телях проще, чем в двухтактных. В блоке цилиндров
Рис. 31. Блок цилиндров дизеля ЗД6.
двухтактных двигателей помимо полостей для охлажда ющей воды должны быть полости для подвода проду вочного воздуха и отвода выхлопных газов (при контур ных схемах продувки).
Блок цилиндров дизеля ЗД6 показан на рис. 31. Он представляет собой цельную отливку, в гнезда которой вставлено шесть цилиндровых втулок 1. Внизу втулки уплотнены резиновыми' кольцами круглого 2 и прямо угольного 3 сечения.
Блок цилиндров (поперечный разрез) двухтактного дизеля Д19/30 показан на рис. 32. Блок цилиндра внутри имеет гнезда для установки цилиндровых втулок 7. Он
выполнен |
коробчатой |
формы |
и разделен |
внутренними |
перегородками на несколько |
полостей: /— воздушного |
|||
ресивера, |
3— картера, |
6— водяной рубашкой. Полость |
||
3 картера |
имеет поперечные |
перегородки |
с ребрами же |
сткости и выемками для снятия крышек рамовых под шипников. В стенках картера с боков находятся люки
77
для доступа к подшипникам. Полость 1 воздушного ре сивера имеет люки для осмотра, а внизу краник 2 для спуска попавшего с воздухом масла. Цилиндровая втул ка в гнездах блока уплотнена в верхней части цилиндро вой втулки медной прокладкой 8, а в средней части выше и ниже выпускных и продувочных окон — медными 5 и
Рис. 32. Блок цилиндров двухтактного дизеля Д19/30.
резиновыми 4 кольцами. Уплотнения необходимы для предотвращения попадания воды внутрь цилиндровой втулки и картера.
Ц и л и н д р о в а я в т у л к а является составной ча стью рабочего цилиндра. При работе двигателя она под вергается действию высоких давлений и температур га за, возникающих в результате сгорания топлива. Исходя из этого, цилиндровая втулка должна быть достаточно прочной и износоустойчивой. Для обеспечения нормаль ной работы смазки и двигателя в целом цилиндровая втулка охлаждается водой, циркулирующей в заруба--
78
шечном пространстве. Конструкция цилиндровой втулки и ее крепление в блоке цилиндров должны быть такими, чтобы обеспечивалось свободное расширение при нагре вании в осевом и радиальном направлениях.
По конструктивному выполнению втулки делятся на: изготовленные отдельно, которые затем вставляют в блок или цилиндр так, чтобы между втулкой и внут
ренней стенкой цилиндра образовалось пространство
а |
б |
Рис. 33. Цилиндровые втулки: |
|
а — «мокрая», |
б — «сухая» . |
для циркуляции охлаждающей воды, называемое зарубашечным, такие втулки принято называть «мокрыми» (рис. 33, а);
выполненные заодно целое с рубашкой охлажде ния;
изготовленные'отдельно, которые затем вставляют в расточенное гнездо блока или цилиндра плотно по всей поверхности так, чтобы не было контакта с охлаждаю щей водой; охлаждение втулки при этом осуществляет ся через стенку гнезда блока, такие втулки принято на зывать «сухими» (рис. 33, б).
В двигателях малой мощности наибольшее распрост ранение получили цилиндровые втулки первого типа («мокрые»). Такие втулки легче выполнить, а для изго товления их можно использовать металл более высокого качества, чем металл блока или рубашки охлаждения. . Эти втулки легко заменять в случае большого износа или повреждения, они легче охлаждаются и могут свободно
удлиняться и, наконец, отливка |
блока цилиндров |
без |
|||
цилиндровой втулки значительно проще. |
|
|
|||
В верхней |
части |
цилиндровой |
втулки |
первого |
типа |
с наружной |
стороны |
имеется фланцевое |
утолщение — |
79
буртик, которым она фиксируется при установке в блок, опираясь на опорный поясок в гнезде блока или рубаш ки. В нижней части снаружи на втулке расположен цент рирующий поясок с канавками для резиновых уплотнительных колец.
Втулки закрепляются в блоке цилиндров от осевого перемещения только в верхней части при установке ци линдровой крышки и могут свободно перемещаться вниз при расширении в результате нагревания.
Цилиндровые втулки изготавливают из чугуна пли стали. Внутренняя рабочая поверхность их после обра ботки шлифуется до блеска, а в некоторых случаях для увеличения срока службы чугунных втулок на нее нано сится тонкий слой (0,05—0,08 мм) пористого хрома. Для уменьшения износов стальных втулок рабочая поверх ность их цементируется или азотируется и закаляется токами высокой частоты. В быстроходных дизелях иног да для уменьшения кавитационных разрушений и кор розии втулок поверхность их со стороны воды покрыва ется тонким слоем твердого блестящего хрома или цин ком, свинцом или бакелитовыми лаками.
Крышки цилиндров
Крышка ограничивает объем рабочего цилиндра сверху и плотно закрывает цилиндровую втулку. Уплот
нение между крышкой |
цилиндра |
и |
верхним |
буртиком |
|
фланцевого |
утолщения |
втулки достигается постановкой |
|||
и плотным |
прилеганием медной, |
из |
сплава |
алюминия |
|
или медно-асбестовой прокладок. |
|
|
_ |
Цилиндровая крышка подвергается действию высо ких давлений и температур газа, возникающих в цилинд ре при сгорании топлива. В крышке располагаются вы пускной и всасывающий клапаны, топливные форсунки, пусковые воздушные клапаны, предохранительный клапан, индикаторный кран, запальные устройства и т. д.
Для поддержания температуры, обеспечивающей на дежную и безопасную работу, цилиндровая крышка охлаждается пресной или забортной водой, циркулирую щей в охлаждающих полостях. Конструкция цилиндро вой крышки вследствие многоцелевого назначения и тя желых условий работы оказывается довольно сложной.
80
Наиболее проста по устройству крышка двухтактных двигателей с щелевым газораспределением (так как от сутствуют всасывающий и выпускной клапаны), а более сложная конструкция крышки четырехтактного двигате ля с двумя всасывающими и двумя выпускными (че тырьмя) клапанами. Форма крышек может быть круг лая, квадратная или многоугольная. Для двигателей
з |
г |
1 |
Рис. 34. Цилиндровая крышка с вихре вой камерой дизеля 2410,5/13.
малой мощности с цилиндром диаметром меньше 200 мм часто изготавливают одну крышку на несколько цилинд ров (двигателя Ч 10,5/13) или одну на все цилиндры (дви гатель 6 ЧСП 15/18). Цилиндровые крышки изготавли вают из материала, имеющего высокие механические свойства, жаростойкого и с большим коэффициентом теплопроводности. Таким условиям удовлетворяют проч ные сплавы из алюминия, чугун и сталь.
Крышка крепится к блоку цилиндров или отдельному цилиндру шпильками, болтами или анкерными связями с натягом. Необходимая величина затяжки гаек крепле ния достигается специальными динамометрическими ключами. Усилия от давления газов на огневую поверх ность крышки передаются через шпильки крепления на блок или через анкерные связи на верхний картер или станину двигателя. Огневая поверхность цилиндровой
6—180 |
.31 |
|
крышки совместно с днищем |
поршня при положении его |
в в. м. т. образует объем камеры сгорания. |
|
Цилиндровая " крышка |
дизелей типа. 24 10,5/13; |
44 10,5/13 и 64 10,5/13 (рис. 34) общая на два цилиндра, отлита она из чугуна. В ней располагаются впускные и выпускные клапаны 1, втулки 10 клапанов, неохлаждаемые вставки 2 вихревых камер, свечи накаливания 4 и форсунка 5. Внутри крышки имеются полости для охлаж дающей воды, которая поступает из рубашки блока ци линдров через восемь отверстий в днище крышки, распо ложенных в плоскости стыка крышки с блок-картером. Вихревая камера изготовлена в форме шара и состоит из двух частей; верхняя отлита за одно целое с крышкой, а нижняя представляет собой неохлаждаемую вихревую вставку 2 с соединительным каналом. Вихревая неохлаждаемая вставка должна сохранять строго определен ное положение в крышке, поэтому она фиксируется штифтом 3. На верхней плоскости цилиндровой крышки укреплены чугунные стойки 7 для коромысел 6. Клапан ный механизм сверху закрыт чугунным колпаком 8, ко торый плотно через картонную прокладку 9 прижат к верхней плоскости крышки специальным зажимом.
ДЕТАЛИ МЕХАНИЗМА ДВИЖЕНИЯ
Поршень
Поршень воспринимает усилия от расширяющихся га зов в цилиндре двигателя и передает их через поршневой палец и шатун на коленчатый вал. Кроме того, днище поршня ограничивает снизу объем камеры сгорания и обеспечивает ее герметичность. В двухтактных двигате лях с щелевым распределением поршень к тому же яв ляется газораспределительным органом, так как он уп равляет открытием и закрытием выпускных и продувоч ных окон.
На поршень при работе двигателя действуют значи тельные тепловые и динамические нагрузки. Так, темпе ратура газа, с которым соприкасается днище поршня, может достигать 2000° К, а сила суммарного .давления, действующего на всю площадь, 10—20 т (104 —2-104 Н). Поршень при работе также нагревается в результате ра боты трения боковой поверхности о цилиндровую втулку.
82