Файл: Силовые установки и промысловые механизмы маломерных судов рыбной промышленности (с двигателями до 100 л. с.) учеб. пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.04.2024

Просмотров: 126

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Т а б л и ц а 2

Показатели

Цетановое число, не ме­ нее

Фракционный состав, °С* 10%, не ниже 50%, не выше 90%, не выше 96%, не выше

Вязкость, ест при 20° С при 50° С

Коксуемость, % не более Коксуемость, 10%-ного остатка, % не более Кислотность, мг, КОН 100 мл, не более

Содержание, % не более серы

водорастворимых кислот и щелочей механических приме­ сей воды

Зольность, % не более Испытание на медной пластинке Температура, °С

вспышки (в закры­ том тигле), не ниже застывания, не выше помутнения, не выше

 

Топливо (ГОСТ 4749—49)

д а

дз

дл

40

40

45

200

200

290

255

275

300

335

350

330

 

 

2,5—4,0

3,5—6,0

3,5—8,0

0,05

0,5

0,5

 

5

5

5

0,2

0,2

0,2

Отсутствуют

 

Отсутствует

 

0,01

| 0,02

0,02

Выдерживает

 

35

50

60

- 6 0

—45

—10

 

—35

— 5

* Дана температура, при которой перегоняется указанное коли­ чество (%) топлива.

висимости от свойств топлива и температуры горючей смеси в конце сжатия может иметь взрывной характер, когда скорость распространения волн достигает 2000— 3000 м/с, в то время как при нормальных условиях сго­ рания скорость распространения пламени не превыша­ ет 20 м/с. В результате этого давление и температура газа в цилиндре резко возрастают и могут достичь зна-

63


чений, при которых длительная работа двигателя ока­ жется опасной. Такое сгорание топлива принято назы­ вать детонацией.

Детонация при сгорании топлива вызывает появле­

ние

стуков, уменьшение мощности двигателя и перег­

рев

цилиндра. Для борьбы с детонацией необходимо

уменьшить степень сжатия или применять топливо, об­ ладающее антидетонацнонными свойствами. Для повы­ шения этих свойств к топливу добавляют специальные присадки —• антидетонаторы, наиболее распространен­ ным из них является тетраэ'тиловый свинец. Бензин с такой присадкой называется этилированным.

Антидетонационные свойства бензина оцениваются октановым числом. Октановое число соответствует процентному содержанию (по объему) пзооктана в сме­ си с гептаном, при котором эта смесь начинает детони­ ровать при одинаковых условиях с испытуемым топли­ вом. Детонационную стойкость пзооктана принимают равной 100 октановым единицам, а гептана — равной нулю. Смешивая эти вещества, можно получить смесь с любыми антидетонационными свойствами и, сравни­

вая ее

с

бензином,

определить

его

октановое число.

Если

при

испытании

топлива

его

антидётонационные

свойства окажутся равны смеси, состоящей из 93%

изооктана

и 7%

гептана, то октановое число испытуемо­

го бензина

равно

93.

 

 

 

 

 

 

Основными причинами

детонации

являются:

малый

избыток воздуха

(богатая смесь), высокая

температу­

ра в конце сжатия и

низкая

температура самовоспла­

менения топлива.

 

 

 

 

 

 

Сорта топлива, применяемые в судовых двигателях

внутреннего сгорания

и

их

основные характеристики

приведены в табл. 2.

 

 

 

 

 

 

Приемка и хранение топлива

 

 

 

 

Принимают топливо на судно в соответствии

с тре­

бованиями

«Правил

обслуживания

судовых

ДВС и

ухода за ними».

 

 

 

 

 

 

 

Приемка топлива на судно без сертификатов, ха­

рактеризующих

его качество, категорически

запреща­

ется. Срок давности лабораторного анализа на

топли­

во не должен превышать шести месяцев. „

 

 

64


Контроль за приемкой топлива и оформление доку­ ментации возлагается лично на старшего (главного) механика. Приемкой топлива от береговой нефтебазы (или от судна-бункеровщика) должен руководить тре­ тий механик или, по поручению старшего (главного) механика, вахтенный механик.

Основным документом для учета принятого топлива является накладная нефтебазы (судна-бункеровщика), которая должна быть оформлена подписями предста­ вителя нефтебазы (судна-бункеровщика) и принимав­ шего топливо механика. Копия накладной и паспорт (сертификат) на принятое топливо должны представ­ ляться старшим (главным) механиком в МСС судовла­ дельца (механико-судовую службу).

Перед приемкой необходимо замерить остатки топ­ лива в топливных цистернах и танках, открыть за­ глушки на вентиляционных трубах, установить запор­ ные клапаны топливного трубопровода в положение, обеспечивающее прием топлива только в намеченные цистерны и танки, установить на палубе у приемного патрубка поддон с песком и пенный огнетушитель, под­ готовить к действию все имеющиеся на судне противо­ пожарные средства, установить на палубе таблички с надписью о запрещении курения; назначить вахтерного у места приемки топлива на судне.

Во время приемки топлива следят за наполнением топливных танков и цистерн, производя периодические промеры и руководствуясь показаниями соответствую­ щих приборов.

При

приемке

топлива

должна быть установлена

связь с

береговой

нефтебазой (судном-бункеровщиком)

для передачи указаний об

изменении режима или о

прекращении подачи топлива.

Перед приемкой следует получить сертификат на топливо и проверить соответствие его характеристик, указанным в заводской инструкции по эксплуатации дизеля. При обнаружении несоответствия характери­ стик выдаваемого топлива требованиям заводской ин­ струкции по эксплуатации дизеля, а также в случае его значительного загрязнения и обводнения приемка топ­ лива на судно не допускается.

В

процессе приемки топлива на судно

принимаю­

щий

обязан осуществлять систематический

визуальный

5—180

65


и посредством экспресслабораторнн контроль его ка­ чества.

При обнаружении несоответствия качества топлива предъявляемым к нему требованиям прием топлива прекращают, составляют соответствующий акт и отби­ рают пробы обеими сторонами (выдающей и прини­ мающей) для последующего анализа.

Топливные танки и цистерны чистят не реже одного раза в год. При этом необходимо принимать меры по­ жарной безопасности и защиты лиц, работающих в

танках и цистернах, от отравления

газами.

 

 

Внутренние поверхности топливных

танков и

ци­

стерн

окрашивают

специальной

краской,

не разрушаю­

щейся

под

действием

топлива.

Запрещается

окраши­

вать

внутренние

поверхности

металлических

топлив­

ных

танков и цистерн красками, разведенным

па

олифе.

 

 

 

 

 

 

 

 

Учет расхода и запаса

топлива

 

 

 

 

 

Расход

топлива

контролирует

механик.

Наличие

топлива на судне отмечают в машинном журнале каж­ дые сутки.

Механик по представляемым сведениям должен сравнить фактический расход топлива с заданными нор­

мами. Механик обязан

составлять,

а

по прибытии

из

рейса — представлять в

МСС

судовладельца

теплотех­

нический и топливный отчеты, которые должны

служить

основными документами

для

учета

выполнения

норм

расхода топлива и достигнутой экономии.

 

 

 

 

К топливному отчету

должны быть

приложены

на­

кладные и сертификаты на полученное топливо.

 

 

 

Запас топлива на судне состоит

из

основного

запа­

са, который должен быть достаточным

для

выполнения

перехода судна из порта до района

промысла

(или

из

района промысла до порта), и

аварийного,

составляю­

щего 20% от основного.

 

 

 

 

 

 

 

 

При использовании на судне различных сортов топ­ лива запас его исчисляется по каждому сорту.

Топливо перед поступлением к дизелю очищают от технических примесей и воды. Для этого применяют следующее оборудование: подогреватели, отстойные

66


цистерны, фильтры и сепараторы. Запрещается пода­ вать к дизелям топливо, содержащее механические примеси и воду. В случае отсутствия на судне от­ стойных цистерн производят двойную сепарацию топлива.

СМАЗОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

Свойства и сорта смазочных материалов

Цель смазки двигателей внутреннего сгорания — обеспечивать минимальный износ трущихся деталей за счет максимального снижения потерь на трение и от­ вода тепла от поверхностей трения; предохранить по­ верхности трущихся деталей от коррозии; отводить от трущихся поверхностей продукты износа, нагар и меха­ нические примеси.

В процессе работы двигателя смазочное масло на­ ходится в условиях действия высоких температур, дав­ лений, влияния кислорода воздуха и продуктов сгора­ ния. Совместное влияние этих факторов вызывает вы­ горание, окисление масла и образование нагара. Мас­ ло, применяемое для смазки, должно удовлетворять следующим требованиям: масляничность и вязкость его должны быть • такими, чтобы обеспечить жидкостную смазку трущихся деталей при любом нагрузочном и скоростном режиме работы двигателя; вязкость его должна изменяться незначительно при изменении тем­ пературы в системе смазки и температуры трущихся поверхностей; испаряемость должна быть небольшой, температура вспышки — высокая; хорошая текучесть при низких температурах; высокие антикоррозийные свойства; высокая чистота.

Основными физико-химическими свойствами смазоч­ ных масел (аналогично топливу) являются: вязкость, температура вспышки, температура застывания, кис­ лотное число, наличие воды и механических примесей, зольность, коксуемость.

Из опыта эксплуатации двигателей внутреннего сгорания известно, что для уменьшения износов, нага-

рообразования

и коррозии деталей естественных ка­

честв

масла

недостаточно. Для улучшения

свойств

масла

в него

добавляют специальные вещества

(суль-

5*

67

фонаты, солн, салициловые кислоты, впннполы, полпметакрилаты и др.), которые называются присадками.

В зависимости от действия, оказываемого на масло, различают следующие присадки:

моющие — которые препятствуют отложению нагара на поверхностях деталей. Нагар и продукты окисления отводятся от смазываемых деталей циркулирующим маслом, а затем при прохождении через фильтры они удаляются из масла. В качестве моющих присадок при­ меняются растворимые в масле мыла различных метал­ лов жирных или нафтеновых кислот;

антикоррозийные и антиокислительные, замедляю­ щие окислительные процессы, происходящие в масле, и уменьшающие в связи с этим накопление в нем кис­ лот. При меньшем содержании кислот в масле значи­ тельно уменьшается коррозия шеек коленчатого вала, цилиндровой втулки и подшипников; •.

вязкостные, способствующие сохранению постоян­ ной вязкости при изменении температуры; раньше в ка­

честве вязкостных присадок

использовали

натураль­

ный каучук, в настоящее время

применяют

полимерные

вещества;

 

 

 

 

понижающие

температуру застывания

масла (дес-

прессаторы);

 

 

 

 

повышающие

маслянистость

и прочность

масляной

пленки;

 

 

 

 

многофункциональные, выполняющие сразу

несколь­

ко функций, например, антиокислительные, антикорро­ зийные, моющие, антизадирные и пр.

От правильного выбора сорта масла для смазки двигателя во многом зависит его моторесурс, надеж­ ность в работе и долговечность. При выборе масла не­ обходимо учитывать основные показатели работы дви­ гателя: быстроходность, максимальное давление сго­ рания, степень наддува, температуру в системах смаз­ ки и охлаждения, конструктивные особенности. Кроме того, при выборе сорта масла необходимо учитывать сорт топлива, на котором работает двигатель и матери­ ал, из которого изготовлены основные детали (поршень,

втулка, подшипник и др.),

а также условия, в которых

-эксплуатируется двигатель

(Арктика, тропики и т. д.).

Для быстроходных двигателей небольшой мощности применяют в основном авиационные и дизельные масла

6S