Файл: Силовые установки и промысловые механизмы маломерных судов рыбной промышленности (с двигателями до 100 л. с.) учеб. пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.04.2024
Просмотров: 126
Скачиваний: 0
Т а б л и ц а 2
Показатели
Цетановое число, не ме нее
Фракционный состав, °С* 10%, не ниже 50%, не выше 90%, не выше 96%, не выше
Вязкость, ест при 20° С при 50° С
Коксуемость, % не более Коксуемость, 10%-ного остатка, % не более Кислотность, мг, КОН 100 мл, не более
Содержание, % не более серы
водорастворимых кислот и щелочей механических приме сей воды
Зольность, % не более Испытание на медной пластинке Температура, °С
вспышки (в закры том тигле), не ниже застывания, не выше помутнения, не выше
|
Топливо (ГОСТ 4749—49) |
|
д а |
дз |
дл |
40 |
40 |
45 |
200 |
200 |
290 |
255 |
275 |
|
300 |
335 |
350 |
330 |
|
|
2,5—4,0 |
3,5—6,0 |
3,5—8,0 |
0,05 |
0,5 |
0,5 |
|
||
5 |
5 |
5 |
0,2 |
0,2 |
0,2 |
Отсутствуют |
|
|
Отсутствует |
|
|
0,01 |
| 0,02 |
0,02 |
Выдерживает |
|
|
35 |
50 |
60 |
- 6 0 |
—45 |
—10 |
|
—35 |
— 5 |
* Дана температура, при которой перегоняется указанное коли чество (%) топлива.
висимости от свойств топлива и температуры горючей смеси в конце сжатия может иметь взрывной характер, когда скорость распространения волн достигает 2000— 3000 м/с, в то время как при нормальных условиях сго рания скорость распространения пламени не превыша ет 20 м/с. В результате этого давление и температура газа в цилиндре резко возрастают и могут достичь зна-
63
чений, при которых длительная работа двигателя ока жется опасной. Такое сгорание топлива принято назы вать детонацией.
Детонация при сгорании топлива вызывает появле
ние |
стуков, уменьшение мощности двигателя и перег |
рев |
цилиндра. Для борьбы с детонацией необходимо |
уменьшить степень сжатия или применять топливо, об ладающее антидетонацнонными свойствами. Для повы шения этих свойств к топливу добавляют специальные присадки —• антидетонаторы, наиболее распространен ным из них является тетраэ'тиловый свинец. Бензин с такой присадкой называется этилированным.
Антидетонационные свойства бензина оцениваются октановым числом. Октановое число соответствует процентному содержанию (по объему) пзооктана в сме си с гептаном, при котором эта смесь начинает детони ровать при одинаковых условиях с испытуемым топли вом. Детонационную стойкость пзооктана принимают равной 100 октановым единицам, а гептана — равной нулю. Смешивая эти вещества, можно получить смесь с любыми антидетонационными свойствами и, сравни
вая ее |
с |
бензином, |
определить |
его |
октановое число. |
Если |
при |
испытании |
топлива |
его |
антидётонационные |
свойства окажутся равны смеси, состоящей из 93%
изооктана |
и 7% |
гептана, то октановое число испытуемо |
||||||
го бензина |
равно |
93. |
|
|
|
|
|
|
Основными причинами |
детонации |
являются: |
малый |
|||||
избыток воздуха |
(богатая смесь), высокая |
температу |
||||||
ра в конце сжатия и |
низкая |
температура самовоспла |
||||||
менения топлива. |
|
|
|
|
|
|
||
Сорта топлива, применяемые в судовых двигателях |
||||||||
внутреннего сгорания |
и |
их |
основные характеристики |
|||||
приведены в табл. 2. |
|
|
|
|
|
|
||
Приемка и хранение топлива |
|
|
|
|
||||
Принимают топливо на судно в соответствии |
с тре |
|||||||
бованиями |
«Правил |
обслуживания |
судовых |
ДВС и |
||||
ухода за ними». |
|
|
|
|
|
|
|
|
Приемка топлива на судно без сертификатов, ха |
||||||||
рактеризующих |
его качество, категорически |
запреща |
||||||
ется. Срок давности лабораторного анализа на |
топли |
|||||||
во не должен превышать шести месяцев. „ |
|
|
64
Контроль за приемкой топлива и оформление доку ментации возлагается лично на старшего (главного) механика. Приемкой топлива от береговой нефтебазы (или от судна-бункеровщика) должен руководить тре тий механик или, по поручению старшего (главного) механика, вахтенный механик.
Основным документом для учета принятого топлива является накладная нефтебазы (судна-бункеровщика), которая должна быть оформлена подписями предста вителя нефтебазы (судна-бункеровщика) и принимав шего топливо механика. Копия накладной и паспорт (сертификат) на принятое топливо должны представ ляться старшим (главным) механиком в МСС судовла дельца (механико-судовую службу).
Перед приемкой необходимо замерить остатки топ лива в топливных цистернах и танках, открыть за глушки на вентиляционных трубах, установить запор ные клапаны топливного трубопровода в положение, обеспечивающее прием топлива только в намеченные цистерны и танки, установить на палубе у приемного патрубка поддон с песком и пенный огнетушитель, под готовить к действию все имеющиеся на судне противо пожарные средства, установить на палубе таблички с надписью о запрещении курения; назначить вахтерного у места приемки топлива на судне.
Во время приемки топлива следят за наполнением топливных танков и цистерн, производя периодические промеры и руководствуясь показаниями соответствую щих приборов.
При |
приемке |
топлива |
должна быть установлена |
связь с |
береговой |
нефтебазой (судном-бункеровщиком) |
|
для передачи указаний об |
изменении режима или о |
прекращении подачи топлива.
Перед приемкой следует получить сертификат на топливо и проверить соответствие его характеристик, указанным в заводской инструкции по эксплуатации дизеля. При обнаружении несоответствия характери стик выдаваемого топлива требованиям заводской ин струкции по эксплуатации дизеля, а также в случае его значительного загрязнения и обводнения приемка топ лива на судно не допускается.
В |
процессе приемки топлива на судно |
принимаю |
щий |
обязан осуществлять систематический |
визуальный |
5—180 |
65 |
и посредством экспресслабораторнн контроль его ка чества.
При обнаружении несоответствия качества топлива предъявляемым к нему требованиям прием топлива прекращают, составляют соответствующий акт и отби рают пробы обеими сторонами (выдающей и прини мающей) для последующего анализа.
Топливные танки и цистерны чистят не реже одного раза в год. При этом необходимо принимать меры по жарной безопасности и защиты лиц, работающих в
танках и цистернах, от отравления |
газами. |
|
|
||||||
Внутренние поверхности топливных |
танков и |
ци |
|||||||
стерн |
окрашивают |
специальной |
краской, |
не разрушаю |
|||||
щейся |
под |
действием |
топлива. |
Запрещается |
окраши |
||||
вать |
внутренние |
поверхности |
металлических |
топлив |
|||||
ных |
танков и цистерн красками, разведенным |
па |
|||||||
олифе. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Учет расхода и запаса |
топлива |
|
|
|
|
|
|||
Расход |
топлива |
контролирует |
механик. |
Наличие |
топлива на судне отмечают в машинном журнале каж дые сутки.
Механик по представляемым сведениям должен сравнить фактический расход топлива с заданными нор
мами. Механик обязан |
составлять, |
а |
по прибытии |
из |
||||
рейса — представлять в |
МСС |
судовладельца |
теплотех |
|||||
нический и топливный отчеты, которые должны |
служить |
|||||||
основными документами |
для |
учета |
выполнения |
норм |
||||
расхода топлива и достигнутой экономии. |
|
|
|
|
||||
К топливному отчету |
должны быть |
приложены |
на |
|||||
кладные и сертификаты на полученное топливо. |
|
|
|
|||||
Запас топлива на судне состоит |
из |
основного |
запа |
|||||
са, который должен быть достаточным |
для |
выполнения |
||||||
перехода судна из порта до района |
промысла |
(или |
из |
|||||
района промысла до порта), и |
аварийного, |
составляю |
||||||
щего 20% от основного. |
|
|
|
|
|
|
|
|
При использовании на судне различных сортов топ лива запас его исчисляется по каждому сорту.
Топливо перед поступлением к дизелю очищают от технических примесей и воды. Для этого применяют следующее оборудование: подогреватели, отстойные
66
цистерны, фильтры и сепараторы. Запрещается пода вать к дизелям топливо, содержащее механические примеси и воду. В случае отсутствия на судне от стойных цистерн производят двойную сепарацию топлива.
СМАЗОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Свойства и сорта смазочных материалов
Цель смазки двигателей внутреннего сгорания — обеспечивать минимальный износ трущихся деталей за счет максимального снижения потерь на трение и от вода тепла от поверхностей трения; предохранить по верхности трущихся деталей от коррозии; отводить от трущихся поверхностей продукты износа, нагар и меха нические примеси.
В процессе работы двигателя смазочное масло на ходится в условиях действия высоких температур, дав лений, влияния кислорода воздуха и продуктов сгора ния. Совместное влияние этих факторов вызывает вы горание, окисление масла и образование нагара. Мас ло, применяемое для смазки, должно удовлетворять следующим требованиям: масляничность и вязкость его должны быть • такими, чтобы обеспечить жидкостную смазку трущихся деталей при любом нагрузочном и скоростном режиме работы двигателя; вязкость его должна изменяться незначительно при изменении тем пературы в системе смазки и температуры трущихся поверхностей; испаряемость должна быть небольшой, температура вспышки — высокая; хорошая текучесть при низких температурах; высокие антикоррозийные свойства; высокая чистота.
Основными физико-химическими свойствами смазоч ных масел (аналогично топливу) являются: вязкость, температура вспышки, температура застывания, кис лотное число, наличие воды и механических примесей, зольность, коксуемость.
Из опыта эксплуатации двигателей внутреннего сгорания известно, что для уменьшения износов, нага-
рообразования |
и коррозии деталей естественных ка |
||
честв |
масла |
недостаточно. Для улучшения |
свойств |
масла |
в него |
добавляют специальные вещества |
(суль- |
5* |
67 |
фонаты, солн, салициловые кислоты, впннполы, полпметакрилаты и др.), которые называются присадками.
В зависимости от действия, оказываемого на масло, различают следующие присадки:
моющие — которые препятствуют отложению нагара на поверхностях деталей. Нагар и продукты окисления отводятся от смазываемых деталей циркулирующим маслом, а затем при прохождении через фильтры они удаляются из масла. В качестве моющих присадок при меняются растворимые в масле мыла различных метал лов жирных или нафтеновых кислот;
антикоррозийные и антиокислительные, замедляю щие окислительные процессы, происходящие в масле, и уменьшающие в связи с этим накопление в нем кис лот. При меньшем содержании кислот в масле значи тельно уменьшается коррозия шеек коленчатого вала, цилиндровой втулки и подшипников; •.
вязкостные, способствующие сохранению постоян ной вязкости при изменении температуры; раньше в ка
честве вязкостных присадок |
использовали |
натураль |
||
ный каучук, в настоящее время |
применяют |
полимерные |
||
вещества; |
|
|
|
|
понижающие |
температуру застывания |
масла (дес- |
||
прессаторы); |
|
|
|
|
повышающие |
маслянистость |
и прочность |
масляной |
|
пленки; |
|
|
|
|
многофункциональные, выполняющие сразу |
несколь |
ко функций, например, антиокислительные, антикорро зийные, моющие, антизадирные и пр.
От правильного выбора сорта масла для смазки двигателя во многом зависит его моторесурс, надеж ность в работе и долговечность. При выборе масла не обходимо учитывать основные показатели работы дви гателя: быстроходность, максимальное давление сго рания, степень наддува, температуру в системах смаз ки и охлаждения, конструктивные особенности. Кроме того, при выборе сорта масла необходимо учитывать сорт топлива, на котором работает двигатель и матери ал, из которого изготовлены основные детали (поршень,
втулка, подшипник и др.), |
а также условия, в которых |
-эксплуатируется двигатель |
(Арктика, тропики и т. д.). |
Для быстроходных двигателей небольшой мощности применяют в основном авиационные и дизельные масла
6S