Файл: Силовые установки и промысловые механизмы маломерных судов рыбной промышленности (с двигателями до 100 л. с.) учеб. пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.04.2024

Просмотров: 141

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ному фильтру 8

тонкой очистки под давлением около

0,5 кгс/см2 (5-104

Па) .

Насос 4 ручной прокачки топлива служит для запол­ нения системы перед пуском и удалением из нее воздуха. Топливо после фильтров тонкой очистки поступает к на­ сосу 5 высокого давления блочного типа, который имеет привод от кулачкового валика, связанного через муфту

ипередающий механизм с коленчатым валом двигате­ ля. В блоке топливного насоса установлено шесть плун­ жерных насосов, которые под высоким давлением пода­ ют топливо к форсункам / двигателя по трубопроводу 3. Топливо, просочившееся через неплотности между иглой

икорпусом иглы форсунки, отводится от форсунок по трубопроводу 2 во всасывающую магистраль - топливоподкачивающего насоса 6. Для слива топлива из корпу­ са насоса имеется трубка 7. На одном валу с приводом

топливного насоса установлен центробежный регуля­ тор 9.

Топливоподкачивающие насосы

Топливоподкачивающие насосы предназначены для подачи топлива из расходно-отстойной цистерны через фильтры к топливным насосам высокого давления. При верхнем расположении расходно-отстойных цистерн в машинном отделении высота его не всегда позволяет обеспечить необходимый напор для преодоления сопро­ тивления топливных фильтров и, кроме того, поступле­ ние топлива ухудшается с понижением температуры. Топливоподкачивающие насосы делятся на лопастные, или коловратные, поршневые и шестеренчатые. Привод топливоподкачивающих насосов у двигателей небольшой мощности осуществляется от коленчатого вала двигате­ ля через передающий механизм.

Коловратный

топливоподкачивающий насос

марки

БНК-12ТК устанавливают на быстроходных

дизелях

64 15/18 (ЗД6)

(рис. 54). Если эксцентрично установлен­

ный в стакане 19 ротор 2 со вставленными в его четыре прорези свободно перемещающимися лопатками 18 вра­ щать, например, по часовой стрелке, то лопатки под дей­

ствием

центробежных сил будут прижиматься к

внут­

ренней

поверхности стакана, попеременно вдавливаясь

в прорези ротора или выходя из них. В результате

этого

Ш


объем между лопатками при положении их в А и Б бу­ дет возрастать, а в положении В и Г уменьшаться. При увеличении объема между лопатками возникает разре­ жение, поэтому туда через отверстие Д засасывается топ­ ливо, которое, перемещаясь при вращении ротора в по­

ложение В и Г, начинает вытесняться

за счет уменьше^

ния объема через отверстие Е.

. -

Стакан 19 укрепляется в корпусе насоса 20. Ротор 2 вращается в бронзовом подшипнике Лопатки внутри ротора упираются на свободно плавающий палец 3. При­ вод насоса осуществляется от коленчатого вала через хвостовик 5, уплотненный кольцом 6, шайбой 7 и саль­ никовой гайкой 4. Корпус насоса имеет крышку 8, с по­ мощью которой он крепится к дизелю. Пружина 9 обес­ печивает постоянное плотное прилегание буртика хво­ стовика через шайбу к уплотнительному кольцу.

.112

Производительность коловратного топливоподкачи­ вающего насоса больше, чем потребление топлива дизе­

лем, поэтому

избыток топлива

перепускается

из нагне­

тательной

магистрали

во всасывающую

с помощью ре­

дукционного

клапана

17. Регулировка

редукционного

клапана

производится

 

 

 

 

на

давление

0,5—0,7

 

1—'3

 

кгс/см2

 

(5-104 —7-Ю4

 

 

Па)

за счет

изменения

 

1 1

ш

 

натяжения пружины 16

 

 

при вворачивании и вы­

 

 

 

ворачивании

 

регули­

 

 

 

ровочного

 

винта

12.

 

 

 

 

Вращение

регулирово­

 

 

 

 

чного

винта

 

произво­

t

 

 

 

дится квадратным

сте­

 

 

 

\"XT,

 

 

ржнем,

который встав­

 

 

ляется в отверстие вин­

 

 

 

 

та. Квадратный

стер­

 

 

 

 

жень

 

имеет

 

круглую

Рис.

55. Схема

работы

поршневого

головку 10 с

прорезью

топливоподкачивающего

насоса.

под

отвертку.

Регули­

 

 

 

 

ровочный винт закрепляется от самопроизвольного отво­ рачивания колпачком 11.

Для прохода топлива к фильтрам и насосам высокого давления при заполнении системы топливом в корпусе насоса на тарелке редукционного клапана имеется спе­ циальный заливочный клапан 13. Он открывается под действием давления поступающего топлива через вход­ ное отверстие насоса и отверстия в тарелке редукцион­ ного клапана. Заливочный клапан нагружен очень сла­ бой пружиной 14, которая упирается на шайбу 15.

Поршневой топливоподкачивающий насос установ­ лен на дизелях 412/14. Принципиальная схема его устройства и работы показана на рис. 55. При набега­ нии эксцентрика на толкатель 3 поршенек 2 перемещает­ ся вниз, вытесняя топливо из полости пружины в по­ лость над поршеньком. Всасывающий клапан 1 при этом закрыт, а нагнетательный клапан 4 открыт. При сбегании эксцентрика с толкателя поршенек под действием пружины перемещается вверх и вытесняет топливо из полости над поршеньком в топливную магистраль. Если производительность насоса окажется больше, чем может

8—180

ИЗ


потребить дизель, то поршенек остановится иа какой-то части хода, поддерживая давление в системе, соответ­ ствующее давлению пружины, т. е. насос подает столько топлива, сколько нужно для нормальной работы дизеля. В момент движения поршенька вверх в полости пружи­ ны под поршеньком создается разрежение и туда через открытый всасывающий клапан / поступает топливо,

а нагнетательный клапан 4 при этом закрыт.

 

 

При следующем ходе толкателя

 

процессы повторяются.

 

 

 

 

Ручной

топливоподкачивающий

 

насос

(рис.

56)

состоит

из

цилинд­

 

рического корпуса 5, внутри которо­

 

го установлен поршенек 4. Он сое­

 

динен со штоком, имеющим кнопку

 

1 для ручного привода. Сверху кор­

 

пус

насоса

закрывается

резьбовой

 

крышкой 6. Шток соединяется с кно­

 

пкой с помощью штифта 2. При ра­

 

боте дизеля ручной топливоподкачи­

 

вающий насос выключен из работы

 

путем навинчивания кнопки ручного

 

привода на резьбовую шейку крыш­

 

ки корпуса насоса. При этом сталь­

 

ной шарик, завальцрванный в дни­

 

ще поршенька,

плотно

прижимает­

 

ся

к

всасывающему отверстию в

 

корпусе насоса

и разъединяет по­

Рис. 56. Ручной

лость

рабочего

цилиндра

ручного

топливоподкачива­

насоса

с камерой впускного

клапа­

ющий насос.

на. Работа ручного топливоподкачи-

 

вающего насоса происходит следую­

щим образом: кнопку /

после отвинчивания

от

крышки

корпуса необходимо оттянуть вверх. Поршенек 4 с по­ мощью штока 3 также переместится вверх, а в полость цилиндра под поршенек за счет разрежения начнет по­ ступать топливо через всасывающий клапан приводного топливоподкачивающего насоса в отверстие в корпусе 5.

При перемещении кнопки вниз топливо под действием движущегося поршенька вытесняется через нагнетатель­ ный клапан в топливную магистраль.

114


Топливные фильтры

Для очистки топлива от механических примесей (пыль, песок, окалина) применяют различные фильтры. Фильтрация топлива осуществляется в несколько этапов, поэтому фильтры по назначению делятся на фильтры грубой очистки топлива, фильтры тонкой очистки при низком давлении и фильтры тонкой очистки при высо­ ком давлении.

Ф и л ь т р ы г р у б о й о ч и с т к и

т о п л и в а

уста­

навливают между расходноотстойной

цистерной

и топ-

ливоподкачивающим насосом. Они служат для предва­ рительной очистки топлива и удерживают более крупные механические примеси (размеры частиц 0,05—0,15 мм). Фильтры грубой очистки изготавливаются сетчатыми, проволочными щелевыми и пластинчатыми щелевыми.

Сетчатые фильтры представляют собой металличе­ ский корпус, внутри которого расположен фильтрующий элемент, состоящий из латунной сетки с ячеей 0,12X0,12, припаянной к каркасу. Латунная сетка с каркасом обра­ зуют съемный патрон, который можно вынимать из кор­ пуса фильтра для очистки и промывки. Как правило, устанавливают два фильтра, чтобы они могли работать раздельно или вместе. Переключение фильтров осуще­ ствляется с помощью трехходового крана.

Проволочные щелевые фильтры имеют фильтрую­ щий элемент, выполненный из профилированной прово­ локи или металлической ленты, плотно навитой на кар­ кас так, что между витками за счет специальных высту­ пов высотой 0,04—0,14 мм образуется узкая щель.

Устройство

фильтрующего

элемента

показано

на

рис. 57. Лента

1 из латунной

проволоки

с выступами

2,

расположенными на одной ее стороне, плотно навита на гофрированный стакан 6. Из-за выступов между витка­ ми образуются щели 5. Топливо поступает с наружной стороны фильтрующего элемента и проходит через щели между витками. Отводится топливо по каналам 7, обра­ зованным навивкой фильтрующего элемента и гофрами стакана. Для очистки от загрязнений 3 имеется скре­ бок 4. Очищают фильтр проворачиванием фильтрующего элемента.

Пластинчатые щелевые фильтры имеют фильтрую­ щий элемент в виде пакета тонких круглых пластин, на-

8*

115