Файл: Силовые установки и промысловые механизмы маломерных судов рыбной промышленности (с двигателями до 100 л. с.) учеб. пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.04.2024

Просмотров: 140

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

бранных на стальном стержне (рис. 58). Круглые пла­ стины 3 набирают на подвижный валик 6. Между пла­ стинами 3 с помощью прокладок / образуется щель,

6 7

Рис. 57. Фильтрующий элемент ленточного ще­ левого фильтра.

высота которой зависит от толщины прокладок. Пласти­ ны и прокладки плотно сжимаются гайкой, наворачивае­ мой на валик 6. В

Рис. 58. Фильтрующий элемент плас­ тинчатого щелевого фильтра.

щели между пласти­ нами устанавливают скребки 2 с проклад­ ками 4, насаженны­ ми i-ia неподвижный стержень 5. Топли­ во к фильтрующему элементу подводит­ ся снаружи, поэтому все загрязнения ос­ таются на его по­ верхности. Очистка фильтра производит­ ся поворачиванием фильтрующего эле­ мента с помощью ру­ коятки. При поворо­ те пластин 3 скреб­ ки удаляют загряз­ нения из щелей, ко­ торые осаждаются в

116

нижней части корпуса фильтра, а затем отводятся через

отверстие

с резьбовой пробкой.

 

 

Ф и л ь т р ы

 

т о н к о й о ч и с т к и т о п л и в а

слу­

жат для задержания более мелких механических

частиц

с

размерами

более

 

5—15

мкм. Фильтры

 

тонкой

очистки

 

при

 

низком давлении

ус­

 

танавливают

 

меж­

 

ду

топливоподкачи-

 

вающим

насосом и

 

топливными

насоса­

 

ми

высокого

давле­

 

ния,, а фильтры

тон­

 

кой очистки при

вы­

 

соком

давлении

 

между

насосом

 

вы­

 

сокого

давления

и

 

форсункой или непо­

 

средственно

в

кор­

 

пусе форсунки.

 

 

 

Фильтры тонкой очистки при низком давлении имеют объ­ емный фильтрую­ щий элемент, кото­ рый изготавливают из пористых мате­ риалов: фетра, вой­ лока и искусствен­ ных заменителей.

Рис. 59. Фильтр тонкой очистки топли ва низкого давления.

Устройство войлочного фильтра тонкой ^очистки бы­

строходного дизеля

6ЧСП 15/18 (ЗД6)

показано на

рис. 59. Фильтрующий элемент состоит

из пятнадцати

войлочных пластин 8

и 9, которые набирают на стальной

цилиндр 10, имеющий большое количество мелких от­ верстий. Топливо 'поступает на фильтрующий элемент снаружи, проходит через толщу пластин, очищается и отводится из внутренней части цилиндра 10 через при­ емную трубку 5. Чтобы ворсинки фетра не попали вме­ сте с топливом внутрь цилиндра, на него надет чехол 15 из плотной шелковой ткани. Фильтрующий пакет снизу закрыт нажимной пластиной 11, а сверху — пласти-

117


ной 7. Фильтрующий пакет при сборке фильтра надевает­ ся на стяжную шпильку 3, ввернутую в дно стакана фильтра 1 головкой 13. Для разобщения полостей фильт­ рованного и нефильтрованного топлива в нижней части стакана 1 установлен войлочный сальник 12 в металли­ ческой обойме. Сальник поджимается к фильтрующему пакету пружиной 14. В верхней части фильтрующий па­ кет уплотнен сальниковым'кольцом 6. Стакан / фильтра после установки в него фильтрующего пакета, сальников и поджимной пружины закрыт сверху крышкой 2, кото­ рая прижимается к стакану с помощью гайки 4, навора­ чиваемой на шпильку 3. Уплотнение соединения стакана с крышкой достигается с помощью пробковой прокладки, расположенной в кольцевой выточке крышки.

Топливо из фильтра забирается трубкой 5, располо­ женной в средней части фильтра, чтобы исключить по­ падание воздуха в систему. Скопление воздуха в систе­ ме между насосом высокого давления и форсункой мо­ жет привести к прекращению подачи топлива в цилиндр, так как давление воздуха не в состоянии преодолеть сопротивление пружины или форсунки. Воздух,, посту­

пающий

в

корпус фильтра вместе

с топливом,

скапли­

вается

под

крышкой,

а затем периодически удаляет­

ся через

отверстия,

закрываемые

резьбовыми

проб­

ками.

 

 

 

 

 

На дизеле устанавливают два фильтра тонкой очист­ ки, включенных параллельно. Включение и выключение фильтров осуществляется с помощью клапанов, располо­ женных на крышке.

Фильтр тонкой очистки топлива при высоком давле­ нии служит для предохранения форсунки от случайного

•попадания в

нее механических примесей, которые мо­

гут вызвать

засорение топлнвораспылнвающих отвер­

стий. Наибольшее распространение получили щелевые фильтры.

Топливные насосы высокого давления

Топливные насосы высокого давления служат для по­ дачи топлива в цилиндры под высоким давлением в стро­ го определенных и равных количествах в соответствии с нагрузкой двигателя.

118


В дизелях малой мощности наибольшее распростра­ нение получила система непосредственного вспрыска топлива с помощью плунжерных насосов золотникового типа, имеющих механический кулачковый привод (рис. 60). Плунжер 7 насоса плотно вставлен в гильзу

или втулку 2 с зазором, не пре­

 

 

вышающим

0,001—0,003

мм.

 

 

Такая

точная

пригонка дости­

 

 

гается

взаимной

притиркой, и

 

 

в связи с этим заменять плун­

 

 

жер можно только вместе со

 

 

втулкой. Плунжер

перемеща­

 

 

ется во втулке вверх под дей­

 

 

ствием

толкателя

и

кулачка

 

 

валика привода

топливных на­

 

 

сосов,

а вниз

под

действием

 

 

пружины.

В

верхней

части

 

 

плунжер

имеет

отсечную ко­

 

 

сую кромку в и вертикальную

 

 

перепускную

канавку г.

Пере­

 

 

мещаясь

вверх

и вниз,

плун­

 

 

жер

действует

как

поршень,

 

 

подавая

топливо к

форсунке.

 

 

В

 

нижней

части

плунжер

 

 

соединен с поворотной

втулкой

 

 

/, зубчатый

венец

9

которой

 

 

входит в зацепление с зубча­

 

 

той

рейкой

8.

 

Перемещением

 

 

зубчатой рейки влево или впра­

 

 

во достигается

 

поворот

плун­

 

 

жера вокруг своей оси. При по­

Рис.

60. Топливоподаю-

вороте

плунжера

изменяется

щая

секция насоса зо­

момент открытия отсечной ко­

лотникового типа,

сой кромкой в отверстия б под­

 

 

вода

топлива

на втулке,

т. е. происходит золотниковое

регулирование цикловой подачи топлива. Поэтому такие насосы называются золотниковыми.

На плунжерной втулке вверху имеются отверстие а для входа топлива внутрь втулки и отверстие б для вхо­ да топлива внутрь втулки и для перепуска отсечного топлива. Плунжерная втулка установлена в гнездо кор­ пуса насоса блочного типа и вместе с корпусом 3 нагне­ тательного клапана 6 прижимается к выточке гнезда

119



резьбовым штуцером 5 подвода топлива к форсунке. От проворачивания в гнезде корпуса плунжерная втулка стопорится пустотелым винтом, конусный конец которого упирается в отверстие а.

При движении плунжера вверх из нижнего положе­ ния его верхняя кромка не сразу перекрывает топливоподающие отверстия а и б, поэтому топливо из прост­ ранства над плунжером перетекает обратно в топливо-

Рис. 61. Различные положения плунжера топливного насоса.

подводящую систему. Но как только верхняя кромка плунжера перекроет топливоподводящие отверстия, то топливо начнет поступать через клапан 6, преодолевая сопротивление пружины 4, к форсунке. При дальнейшем движении плунжера вверх его отсечная косая нижняя кромка в откроет топливоподводящее отверстие б и тог­ да топливо из пространства над плунжером по верти­ кальной перепускной канавке г перетечет вниз в топливоподводящую систему. Подача топлива к форсунке при этом прекратится.

На рис. 61 показаны различные положения плунжера

топливного насоса во втулке. Положение /

соответству­

ет началу максимальной

подачи

топлива, а положе­

ние I I — концу. Величина

цикловой

подачи

топлива на­

сосом зависит от длины пути движения плунжера с мо­ мента закрытия верхней кромкой в топливоподводящих отверстий а я б и открытия топливоподводящего и пере­ пускного отверстия б отсечной косой нижней кромкой. После открытия топливоподводящего и перепускного от­ верстия б поступление топлива к форсунке прекращает­ ся несмотря на то, что плунжер еще движется вверх. По-

120

ложения плунжера

/ / / и IV соответствуют началу и кон­

цу частичной подачи топлива, а положение

V, при

котором плунжер

устанавливается так, что его

верти­

кальная перепускная канавка г совпадает с топливоподводящим и перепускным отверстием б, соответствует ну­ левой подаче. Зубчатая рейка топливного насоса многоцилиндровых двигателей входит в зацепление с зубчатыми венцами поворотных втулок всех насосов, поэтому количество подаваемого в течение цикла топли­ ва изменяется одновременно во всех цилиндрах.

Нагнетательный клапан насоса служит для разъеди­ нения системы форсунки и насоса по окончании подачи топлива и обеспечивает резкую отсечку его в форсунке в конце впрыска. Нагнетательный клапан имеет цилинд­ рический поясок, который плотно притирается к корпусу. При уменьшении давления топлива в конце впрыска кла­ пан под действием пружины садится на седло и цилинд­

рический

поясок, перемещаясь вниз,

отсасывает

часть

топлива

из нагнетательной

системы в

результате

чего

объем ее увеличивается.

Вследствие

этого давление

в трубопроводе от насоса до форсунки быстро умень­ шается, поэтому запорная игла форсунки под действием пружины резко садится на седло, и подача топлива пре­ кращается. Цилиндрический поясок нагнетательного кла­ пана иначе еще называют разгрузочным пояском.

Плунжерные насосы золотникового типа (рассмот­ ренной конструкции) обеспечивают регулировку коли­ чества подаваемого топлива за счет поворота плунжера только по концу подачи. Начало подачи топлива не зави­ сит от угла поворота плунжера и соответствует моменту запирания верхней кромкой топливоподводящих отвер­ стий а и б (см. рис. 60).

Топливные форсунки

Форсунка служит для распыливания топлива в каме­ ре сгорания и равномерного распределения капель топ­

лива внутри ее объема. Форсунки делятся на

открытые

и закрытые.

 

Открытые форсунки имеют топливораспылитель с од­

ним или несколькими отверстиями, который

ничем не

разобщен с нагнетательным трубопроводом и цилиндром. Топливо распыливается сразу по мере поступления его

121