Файл: Ретман А.А. Автоматика и автоматизация портовых перегрузочных работ учебник.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.04.2024
Просмотров: 98
Скачиваний: 0
Ч а с т ь п е р в а я
ОСНОВЫ АВТОМАТИКИ
ГЛАВА I
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОМАТИЧЕСКИХ СИСТЕМАХ
§1. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ
Ав т о м а т и к а является составной частью технической ки бернетики — науки об управлении и связях в различных устрой ствах, изучающей общие закономерности сложных динамических систем управления технологическими и производственными про
цессами. |
|
у п р а в л е н и е — это |
управление |
тех |
||||
А в т о м а т и ч е с к о е |
||||||||
ническими системами без |
непосредственного |
участия |
человека. |
|||||
Автоматические системы, |
используемые |
в |
современной |
технике, |
||||
очень разнообразны, |
однако в любой системе |
можно |
выделить |
|||||
две основные части: |
управляемый объект |
и |
управляющее |
уст |
||||
ройство. |
о б ъ е к т — заданная |
часть |
автоматической |
|||||
У п р а в л я е м ы й |
||||||||
системы, устройство |
или |
совокупность |
устройств, которые |
осу |
ществляют производственный процесс и нуждаются в специально
организованном управлении, т. е. в |
воздействии |
управляющего |
||||||
устройства. |
Примером |
управляемого |
объекта |
может |
служить |
|||
кран или отдельные его механизмы либо группа кранов. |
|
|
||||||
У п р а в л я ю щ е е |
у с т р о й с т в о |
в отличие |
от управляемого |
|||||
объекта не задано, а искусственно создается из |
различных |
эле |
||||||
ментов таким образом, |
чтобы |
обеспечить оптимальное 1 управле |
||||||
ние. О п т и м а л ь н о е |
у п р а в л е н и е — это |
управление, |
обеспе |
|||||
чивающее |
наивыгоднейшее значение |
определенного критерия, |
||||||
например |
производительности |
перегрузочной |
машины. |
Установ |
||||
ленный критерий характеризует эффективность управления |
при |
|||||||
заданных ограничениях. |
|
|
|
|
|
|
С этой целью управляющее устройство воздействует на управ ляемый объект в соответствии с заданной программой, называе
мой |
а л г о р и т м о м |
у |
п р а в л е н и я . |
|
|
Управляемый объект |
в сочетании с управляющим |
устройст |
|||
вом |
является |
с и с т е м о й а в т о м а т и ч е с к о г о |
у п р а в л е |
||
н ия |
(САУ), |
которая |
обеспечивает либо требуемое |
постоянное |
значение управляемой величины, либо изменяет ее по некоторому
1 Оптимальный — наилучший, наиболее благоприятный, наиболее соответст вующий.
7
закону. Закон изменения управляемой величины может быть за
ранее задан или формируется |
в процессе работы системы. Част |
ный случай САУ — с и с т е м а |
а в т о м а т и ч е с к о г о р е г у л и |
р о в а н и я .
На рис. 1 представлена достаточно универсальная блок-схема сложной системы автоматического управления производственными процессами. Эта система может обеспечивать оптимальное управ ление работой объекта вне зависимости от внешних воздействий на него и без участия человека.
Управляющие сигналы
Рис. 1. Блок-схема автоматического управления:
Увых — устройство вывода информации; СРУ — счетно-решающее |
устройство; |
ПУ — проме |
||
жуточные устройства; О — объект управления; On — оператор; |
Увх — устройство |
ввод» |
||
информации; ЗУ — запоминающее устройство; |
УС — устройство сравнения Л |
с В; |
САЗ — |
|
средства автоматической |
защиты; Д — датчики |
|
|
Работа оператора сводится к тому, что через устройство вво да информации Увх он передает в запоминающее устройство ЗУ всю информацию, необходимую для работы управляемого объек та О. К такой информации относятся: показатели нормального режима работы А объекта, программа управления (алгоритм) его работой, программа вывода контрольной информации.
В процессе работы информация о действительном режиме ра боты В объекта управления поступает от контролирующих уст ройств по каналу обратной связи в устройство сравнения УС, ку да из запоминающего устройства ЗУ поступают также программа контроля и показатели нормального режима работы. В зависимо сти от программы контроля осуществляется непрерывное или пе риодическое сравнение информации В и информации А, а резуль таты сравнения поступают в счетно-решающее устройство СРУ. В это же устройство из ЗУ поступает алгоритм управления. Счет но-решающее устройство в результате сопоставления и анализа
8
полученной информации вырабатывает оптимальное решение, ко торое в виде управляющих сигналов поступает на управляемый объект О, изменяя режим его работы.
Устройство вывода информации УВых также в соответствии с программой вывода непрерывно или периодически обеспечивает передачу информации о состоянии объекта ОУ, отклонениях от нормального режима и о принятых мерах оператору.
Если считать процесс ввода оператором всей необходимой ин формации в управляющее устройство управляющим воздействи ем, то получение им информации может быть воспринято как обратная связь, с помощью которой оператор осуществляет конт роль за работой системы и необходимую наладку. Система, име ющая обратную связь, называется з а м к н у т о й .
Понятие «автоматическое управление» может иметь более уз кую трактовку. В этом случае имеются в виду методы и средства автоматизации переключений в линиях пневматических, гидрав лических и электрических приводов, а также переключений, с помощью которых осуществляются операции пуска, разгона, регу лирования скорости, торможения, реверсирования и синхрониза
ции движения. Такое |
автоматическое управление обычно не име |
ет обратной связи и |
называется н е з а м к н у т о й с и с т е мо й . |
Внастоящее время автоматизация производственных процес сов в различных отраслях народного хозяйства достигла разных уровней: от автоматической сигнализации до самонастраиваю щихся систем. Автоматические устройства могут выполнять раз личные функции: автоматическую сигнализацию и контроль, ав томатическую блокировку и защиту, автоматический пуск и раз гон, регулирование скорости, торможение и остановку двигателей, автоматическое поддерживание определенного ■режима, програм мное управление.
Всистемах автоматики, как это показано на рис. 1, применя ются различные автоматические устройства; несмотря на это, в любой системе можно выделить характерные общие составные
части — элементы. Э л е м е н т о м называется часть автоматиче ской системы, выполняющей определенные самостоятельные функ ции. К таким элементам относятся чувствительные, промежуточ ные и исполнительные элементы.'В свою очередь промежуточные элементы могут быть усилительными, преобразовательными, вы числительными и др.
Из различных сочетаний элементов строится любая система автоматики, подобно тому как из стандартных узлов можно смон
тировать машины различной конструкции. |
|
применением |
||
так |
Рассмотрение |
систем автоматики облегчается |
||
называемых |
ф у н к ц и о н а л ь н ы х |
схем, которые отража |
||
ют |
взаимодействие отдельных элементов |
автоматики |
в процессе |
их работы. Графически каждый элемент в функциональной схеме изображается прямоугольником, а существующие между ними связи — стрелками, направление которых соответствует направле нию прохождения сигнала. Только сравнительный орган принято
9
обозначать кружком с двумя перекрещивающимися линиями вну три. Внутреннее содержание каждого элемента не конкретизиру
ется, а функциональное |
назначение зашифровывается буквенными |
||
символами, |
например, |
О — управляемый ^объект, |
СО срав |
нительный |
орган, И У — измеряющее устройство, УО |
управля |
ющий орган, ИО — исполнительный |
орган. |
|
|
|
|
|
||
Функциональная схема автоматического контроля представле |
||||||||
на на рис. 2, а. Информация от контролируемого |
объекта |
О |
по |
|||||
|
ступает к измеряющему устрой |
|||||||
|
ству ИУ, |
а от него — к управляю |
||||||
|
щему органу УО, |
в данном |
слу |
|||||
|
чае— к |
оператору, в виде показа |
||||||
|
ния |
измеряемой |
величины |
либо |
||||
|
в виде звукового или светового |
|||||||
|
сигнала. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Наиболее простую задачу ре |
||||||
|
шает автоматическая сигнализа |
|||||||
|
ция, которая является разновид |
|||||||
|
ностью |
автоматического |
контро |
|||||
|
ля. Данная система обеспечива |
|||||||
|
ет только сигнализацию о под |
|||||||
Рис. 2. Функциональные схемы: |
держании какого-либо парамет |
|||||||
а — автоматического контроля; 6 — авто |
ра на заданном уровне или о до |
|||||||
матического управления; в — автоматиче |
стижении |
им |
заданного |
уровня. |
||||
ского регулирования |
Это позволяет |
освободить |
опера |
|||||
|
тора от непрерывного и утомительного наблюдения за процессом изменения контролируемой величины.
Так, зажигание зеленой лампочки на главном воздушном автоматическом выключателе (называемом автоматом) в кабине крановщика сигнализирует о том, что автомат по какой-либо причине отключился.
Автоматический контроль позволяет дистанционно непрерывно контроли ровать, например, температуру жидкости в системе охлаждения двигателя; та ким образом, водитель освобожден от необходимости непрерывно измерять степень нагрева двигателя.
На рис. 2,6 представлена функциональная схема незамкнутой системы автоматического управления в более узком смысле этого понятия. Как видно из схемы, такое автоматическое управление не имеет обратной связи. В этом случае автоматическое управле ние заключается в автоматическом воздействии на исполнитель ный орган ИО с помощью командных импульсов, подаваемых либо оператором, либо управляющим органом УО.
Автоматическое управление может быть местным и дистанци онным. М е с т н о е у п р а в л е н и е перегрузочной машиной ха
рактерно расположением управляющего |
органа непосредственно |
на машине. При д и с т а н ц и о н н о м |
у п р а в л е н и и управля |
ющее устройство находится вне машины на некотором расстоянии от нее. Разновидностью дистанционного управления является централизованное управление, т. е. управление несколькими ма
10