Файл: Ретман А.А. Автоматика и автоматизация портовых перегрузочных работ учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.04.2024

Просмотров: 98

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Ч а с т ь п е р в а я

ОСНОВЫ АВТОМАТИКИ

ГЛАВА I

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОМАТИЧЕСКИХ СИСТЕМАХ

§1. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ

Ав т о м а т и к а является составной частью технической ки­ бернетики — науки об управлении и связях в различных устрой­ ствах, изучающей общие закономерности сложных динамических систем управления технологическими и производственными про­

цессами.

 

у п р а в л е н и е — это

управление

тех­

А в т о м а т и ч е с к о е

ническими системами без

непосредственного

участия

человека.

Автоматические системы,

используемые

в

современной

технике,

очень разнообразны,

однако в любой системе

можно

выделить

две основные части:

управляемый объект

и

управляющее

уст­

ройство.

о б ъ е к т — заданная

часть

автоматической

У п р а в л я е м ы й

системы, устройство

или

совокупность

устройств, которые

осу­

ществляют производственный процесс и нуждаются в специально

организованном управлении, т. е. в

воздействии

управляющего

устройства.

Примером

управляемого

объекта

может

служить

кран или отдельные его механизмы либо группа кранов.

 

 

У п р а в л я ю щ е е

у с т р о й с т в о

в отличие

от управляемого

объекта не задано, а искусственно создается из

различных

эле­

ментов таким образом,

чтобы

обеспечить оптимальное 1 управле­

ние. О п т и м а л ь н о е

у п р а в л е н и е — это

управление,

обеспе­

чивающее

наивыгоднейшее значение

определенного критерия,

например

производительности

перегрузочной

машины.

Установ­

ленный критерий характеризует эффективность управления

при

заданных ограничениях.

 

 

 

 

 

 

С этой целью управляющее устройство воздействует на управ­ ляемый объект в соответствии с заданной программой, называе­

мой

а л г о р и т м о м

у

п р а в л е н и я .

 

Управляемый объект

в сочетании с управляющим

устройст­

вом

является

с и с т е м о й а в т о м а т и ч е с к о г о

у п р а в л е ­

н ия

(САУ),

которая

обеспечивает либо требуемое

постоянное

значение управляемой величины, либо изменяет ее по некоторому

1 Оптимальный — наилучший, наиболее благоприятный, наиболее соответст­ вующий.

7


закону. Закон изменения управляемой величины может быть за­

ранее задан или формируется

в процессе работы системы. Част­

ный случай САУ — с и с т е м а

а в т о м а т и ч е с к о г о р е г у л и ­

р о в а н и я .

На рис. 1 представлена достаточно универсальная блок-схема сложной системы автоматического управления производственными процессами. Эта система может обеспечивать оптимальное управ­ ление работой объекта вне зависимости от внешних воздействий на него и без участия человека.

Управляющие сигналы

Рис. 1. Блок-схема автоматического управления:

Увых — устройство вывода информации; СРУ — счетно-решающее

устройство;

ПУ — проме­

жуточные устройства; О — объект управления; On — оператор;

Увх — устройство

ввод»

информации; ЗУ — запоминающее устройство;

УС — устройство сравнения Л

с В;

САЗ

средства автоматической

защиты; Д — датчики

 

 

Работа оператора сводится к тому, что через устройство вво­ да информации Увх он передает в запоминающее устройство ЗУ всю информацию, необходимую для работы управляемого объек­ та О. К такой информации относятся: показатели нормального режима работы А объекта, программа управления (алгоритм) его работой, программа вывода контрольной информации.

В процессе работы информация о действительном режиме ра­ боты В объекта управления поступает от контролирующих уст­ ройств по каналу обратной связи в устройство сравнения УС, ку­ да из запоминающего устройства ЗУ поступают также программа контроля и показатели нормального режима работы. В зависимо­ сти от программы контроля осуществляется непрерывное или пе­ риодическое сравнение информации В и информации А, а резуль­ таты сравнения поступают в счетно-решающее устройство СРУ. В это же устройство из ЗУ поступает алгоритм управления. Счет­ но-решающее устройство в результате сопоставления и анализа

8


полученной информации вырабатывает оптимальное решение, ко­ торое в виде управляющих сигналов поступает на управляемый объект О, изменяя режим его работы.

Устройство вывода информации УВых также в соответствии с программой вывода непрерывно или периодически обеспечивает передачу информации о состоянии объекта ОУ, отклонениях от нормального режима и о принятых мерах оператору.

Если считать процесс ввода оператором всей необходимой ин­ формации в управляющее устройство управляющим воздействи­ ем, то получение им информации может быть воспринято как обратная связь, с помощью которой оператор осуществляет конт­ роль за работой системы и необходимую наладку. Система, име­ ющая обратную связь, называется з а м к н у т о й .

Понятие «автоматическое управление» может иметь более уз­ кую трактовку. В этом случае имеются в виду методы и средства автоматизации переключений в линиях пневматических, гидрав­ лических и электрических приводов, а также переключений, с помощью которых осуществляются операции пуска, разгона, регу­ лирования скорости, торможения, реверсирования и синхрониза­

ции движения. Такое

автоматическое управление обычно не име­

ет обратной связи и

называется н е з а м к н у т о й с и с т е мо й .

Внастоящее время автоматизация производственных процес­ сов в различных отраслях народного хозяйства достигла разных уровней: от автоматической сигнализации до самонастраиваю­ щихся систем. Автоматические устройства могут выполнять раз­ личные функции: автоматическую сигнализацию и контроль, ав­ томатическую блокировку и защиту, автоматический пуск и раз­ гон, регулирование скорости, торможение и остановку двигателей, автоматическое поддерживание определенного ■режима, програм­ мное управление.

Всистемах автоматики, как это показано на рис. 1, применя­ ются различные автоматические устройства; несмотря на это, в любой системе можно выделить характерные общие составные

части — элементы. Э л е м е н т о м называется часть автоматиче­ ской системы, выполняющей определенные самостоятельные функ­ ции. К таким элементам относятся чувствительные, промежуточ­ ные и исполнительные элементы.'В свою очередь промежуточные элементы могут быть усилительными, преобразовательными, вы­ числительными и др.

Из различных сочетаний элементов строится любая система автоматики, подобно тому как из стандартных узлов можно смон­

тировать машины различной конструкции.

 

применением

так

Рассмотрение

систем автоматики облегчается

называемых

ф у н к ц и о н а л ь н ы х

схем, которые отража­

ют

взаимодействие отдельных элементов

автоматики

в процессе

их работы. Графически каждый элемент в функциональной схеме изображается прямоугольником, а существующие между ними связи — стрелками, направление которых соответствует направле­ нию прохождения сигнала. Только сравнительный орган принято

9



обозначать кружком с двумя перекрещивающимися линиями вну­ три. Внутреннее содержание каждого элемента не конкретизиру­

ется, а функциональное

назначение зашифровывается буквенными

символами,

например,

О — управляемый ^объект,

СО срав­

нительный

орган, И У — измеряющее устройство, УО

управля­

ющий орган, ИО — исполнительный

орган.

 

 

 

 

 

Функциональная схема автоматического контроля представле­

на на рис. 2, а. Информация от контролируемого

объекта

О

по­

 

ступает к измеряющему устрой­

 

ству ИУ,

а от него — к управляю­

 

щему органу УО,

в данном

слу­

 

чае— к

оператору, в виде показа­

 

ния

измеряемой

величины

либо

 

в виде звукового или светового

 

сигнала.

 

 

 

 

 

 

 

 

Наиболее простую задачу ре­

 

шает автоматическая сигнализа­

 

ция, которая является разновид­

 

ностью

автоматического

контро­

 

ля. Данная система обеспечива­

 

ет только сигнализацию о под­

Рис. 2. Функциональные схемы:

держании какого-либо парамет­

а — автоматического контроля; 6 — авто­

ра на заданном уровне или о до­

матического управления; в — автоматиче­

стижении

им

заданного

уровня.

ского регулирования

Это позволяет

освободить

опера­

 

тора от непрерывного и утомительного наблюдения за процессом изменения контролируемой величины.

Так, зажигание зеленой лампочки на главном воздушном автоматическом выключателе (называемом автоматом) в кабине крановщика сигнализирует о том, что автомат по какой-либо причине отключился.

Автоматический контроль позволяет дистанционно непрерывно контроли­ ровать, например, температуру жидкости в системе охлаждения двигателя; та­ ким образом, водитель освобожден от необходимости непрерывно измерять степень нагрева двигателя.

На рис. 2,6 представлена функциональная схема незамкнутой системы автоматического управления в более узком смысле этого понятия. Как видно из схемы, такое автоматическое управление не имеет обратной связи. В этом случае автоматическое управле­ ние заключается в автоматическом воздействии на исполнитель­ ный орган ИО с помощью командных импульсов, подаваемых либо оператором, либо управляющим органом УО.

Автоматическое управление может быть местным и дистанци­ онным. М е с т н о е у п р а в л е н и е перегрузочной машиной ха­

рактерно расположением управляющего

органа непосредственно

на машине. При д и с т а н ц и о н н о м

у п р а в л е н и и управля­

ющее устройство находится вне машины на некотором расстоянии от нее. Разновидностью дистанционного управления является централизованное управление, т. е. управление несколькими ма­

10