Файл: Ретман А.А. Автоматика и автоматизация портовых перегрузочных работ учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.04.2024

Просмотров: 100

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

шинами с одного центрального пульта, как это имеет место в поточно-транспортных системах, например в установке для пере­ грузки апатитового концентрата в Мурманском порту.

Разновидностями автоматического управления являются а в-

т о м а т и ч е с к а я б л о к и р о в к а и а в т о м а т и ч е с к а я з а ­

щит а ,

которые предохраняют от неверного включения или защи­

щают

электродвигатель при неправильных приемах работы опе­

ратора.

 

 

 

 

р е г у л и р о в а н и е

является

состав­

 

А в т о м а т и ч е с к о е

ной частью автоматического управления в широком

понимании

этого

термина и

осуществляется

 

 

 

 

 

 

на базе автоматического контро­

 

 

 

 

 

 

ля,

информация

от которого пре­

 

 

 

 

 

 

образуется в управляющие сиг­

 

 

 

 

 

 

налы с помощью регуляторов.

 

 

 

 

 

 

ся

Р е г у л я т о р о м

 

называет­

 

 

 

 

 

 

устройство,

предназначенное

 

 

 

 

 

 

для

автоматического

 

изменения

 

 

 

 

 

 

регулируемой величины

по

за­

 

 

 

 

 

 

данному закону или для поддер­

 

 

 

 

 

 

жания ее на определенном уро­

 

 

 

 

 

 

вне.

 

 

объект

в

соче­

 

 

 

 

 

 

 

Управляемый

Рис. 3. Функциональная схема си­

тании

со средствами

автоматиче­

стемы

автоматического

регулирова­

ского

контроля

и

регулятором

ния

температуры теплоносителя:

О — объект;

ИУ — термодатчик;

СО

является

с и с т е м о й

а в т о м а ­

сравнительный

орган; УО — электродвига­

т и ч е с к о г о

р е г у л и р о в а ­

тель совместно с заслонкой;

ИО — за­

слонка;

ОС — обратная

связь

(связь

н и я (САР).

 

 

 

 

 

между заслонкой и ползунком потенцио­

 

Функциональная

 

схема

ав­

метра); БП — блок

питания

томатического

регулирования

 

 

собой цепей.

Одна

(рис.

2, в) состоит из

двух

замкнутых между

цепь

(объект — исполнительное устройство — управляющий

ор­

ган) осуществляет контроль, и на

основании

контроля

вторая

цепь

(управляющий

 

орган — исполнительное

устройство — объ­

ект) осуществляет регулирование.

 

определенный

процесс

 

При

автоматическом

регулировании

поддерживается с необходимой точностью или изменяется по за­ данному закону в течение требуемого времени, несмотря на воз­ мущающие воздействия. Сущность автоматического регулирова­ ния заключается в том, что воздействие на исполнительный орган осуществляется на основе сопоставления получаемых результа­ тов процесса регулирования с заданными. В некоторых конструк­ циях функции контроля и регулирования объекта совмещены в одном приборе без устройства сравнения.

Функциональная схема системы автоматического регулирова­

ния,

например,

температуры теплоносителя

(рис.

3),

сложнее схе­

мы,

приведенной на рис. 2, в, так как содержит

большее количе­

ство

элементов,

связанных между собой

прямой

и обратной

связью.

 

 

 

 

п


Обратные связи могут быть положительными и отрицательны­ ми, жесткими и гибкими. В зависимости от рода выходной вели­ чины, на изменение которой реагирует обратная связь, различают

обратные связи

по скорости, току, напряжению и т. п. При п о-

л о ж и т е л ь н о й

о б р а т н о й с в я з и

возрастание

регулируе­

мой величины

на

выходе

сопровождается увеличением

общего

управляющего сигнала, подаваемого на вход системы;

при о т р и ­

ц а т е л ь н о й

о б р а т н о й

с в я з и

увеличение регулируемой

величины вызывает уменьшение подаваемого сигнала

на

входе.

Если обратная

связь осуществляется между выходом

и

входом

одного какого-либо элемента САР, такая связь называется мест­ ной, или внутренней, обратной связью, а связь, соединяющая вы­ ход и вход всей системы, называется главной обратной связью. По количеству обратных связей различают одноконтурные и мно­ гоконтурные системы автоматического регулирования.

Каждая автоматическая система состоит из отдельных эле­ ментов, выполняющих самостоятельную функцию, например из­ мерение и преобразование контролируемой величины выполняет датчик, усиление выходного сигнала, снимаемого с датчика, вы­ полняет усилитель. Вместе с тем и преобразователь, входящий в датчик, и усилитель относятся к промежуточным элементам. Раз­ личные соединения элементов, которые могут иметь разные кон­ структивные формы, схемы или принцип действия, характеризуют назначение автоматической системы. Соответствующими физиче­ скими величинами можно охарактеризовать состояние элемента, входящего в систему, или всю систему. Такими физическими ве­ личинами являются для электрических систем значения напряже­ ния, тока и их производные, для механических — величины пере­ мещения, скорости, ускорения.

Чтобы охарактеризовать состояние элемента или системы, сравнивают величины на входе элемента или системы с соответ­ ствующими величинами на выходе. В общем случае на выходную величину, кроме входной, могут воздействовать и другие факто­ ры, например, выходное напряжение генератора зависит не толь­ ко от изменения сопротивления реостата в цепи обмотки воз­ буждения, но и от частоты вращения, тока нагрузки и других величин.

Зависимость выходной величины элемента хВых автоматиче­ ской системы от входной хвх в установившемся режиме называ­

ется

с т а т и ч е с к о й х а р а к т е р и с т и к о й

элемента.

Статиче­

ские

характеристики могут быть одно- и двухтактными (реверсивны­

ми),

когда

знак выходной величины (направление перемещения,

полярность

напряжения постоянного

или

фаза

напряже­

ния

переменного тока) изменяется на

противоположный при

изменении знака входной величины. Статическая характеристика или семейство статических характеристик полностью определяют поведение элемента автоматики в установившемся режиме. Ана­

литически статическую характеристику можно описать уравне­ нием.

12


Если статическая характеристика элемента выражается ли­ нейной функцией, такой элемент называется л и н е й н ы м и его уравнение (уравнение прямой) имеет вид

 

•^ВЫХ= й + k /Хъх,

(1)

где а — постоянная

величина

с

размерностью

хВых;

к — постоянная

величина

с

размерностью

хВЫх!хву..

Величина k называется

п е р е д а т о ч н ы м ч и с л о м , или

коэффициентом усиления; она показывает, во сколько раз изме­

нилась выходная величина по сравнению с

входной величиной

при передаче ее через данный элемент. Величина k,

численно

равная тангенсу угла наклона, определяет наклон линейной

ха­

рактеристики элемента к оси абсцисс. Если

а =0, уравнение

ли­

нейной зависимости (уравнение прямой) примет вид

 

 

Хвых = к 1 Х в х -

 

 

( 2)

Если же статическая характеристика выражается нелинейной

функцией, такой элемент называется н е л и н е й н ы м .

Статиче­

ские характеристики большинства реальных элементов

нелиней­

ны. Решение нелинейных дифференциальных

уравнений

значи­

тельно сложнее, чем линейных, а иногда их вообще нельзя решить в аналитической форме. Поэтому нелинейные уравнения стремят­ ся линеаризовать.

При изменении входной величины или возмущающем воздей­ ствии элемент автоматической системы работает в неустановившемся, в переходном, т. е. в динамическом режиме. Математиче­

ское описание элемента в неустановившемся режиме

в

общем

виде:

 

 

 

 

 

 

 

X s u x ~ f (% Bxt),

 

( 3 )

т. е. значение

выходной величины является функцией

входной

величины

и

времени. Такое уравнение называется д и н а м и ч е ­

с к о й х а р а к т е р и с т и к о й

элемента.

поведение

Если

дифференциальное

уравнение, описывающее

элемента в динамике, является линейным, то элемент или систе­ ма, в которую входит этот элемент, называются линейными. Если же динамика работы хотя бы одного элемента описывается нели­ нейным дифференциальным уравнением, то сам элемент и вся система, в которую входит этот элемент, называются нели­ нейными.

Любая автоматическая система может быть представлена в виде набора типовых элементов, которые могут соединяться меж­ ду собой последовательно и параллельно. Для исследования ди­ намических свойств автоматических систем необходимо знать дифференциальные уравнения элементов, входящих в систему.

Сравнение различных элементов по математическому описа­ нию показывает, что ряд различных по конструкции, по своим схемам, принципу действия и назначению элементов описывается дифференциальными уравнениями одного типа, т. е. обладает

13


одинаковыми

динамическими

свойствами. Например, на рис. 4

изображены

механическое

(а)

и электрическое

(б) устройства,

описываемые

однотипными

дифференциальными

уравнениями.

Элементы с одинаковыми динамическими свойствами называют­

ся

д и н а м и ч е с к и м з в е н о м и характеризуются

передаточ­

ной

функцией. Под п е р е д а т о ч н о й ф у н к ц и е й

W понима­

ется отношение изображения выходной величины звена к изобра­ жению функции входной величины при нулевых начальных усло­

виях и других воздействиях, равных нулю.

делятся на

Типовые звенья любой автоматической системы

три большие группы: позиционные, интегрирующие и

дифферен­

цирующие. При этом один реальный элемент системы не всегда

тождествен одному звену.

В некоторых

случаях один

элемент

приходится заменять сочетанием нескольких звеньев.

 

а)

Ю 1

и

 

■ ="ЛЛМ АЛА/—

 

CZ

иг

-

 

 

 

 

 

О-3

'•а

Рис. 4. Примеры механического (а) и электрического (б) устройств, описывае­ мых общим дифференциальным уравнением

К п о з и ц и о н н ы м относятся звенья с линейной зависимо­ стью между входной и выходной величинами в установившемся режиме. К этой группе относятся: безынерционные (редуктор без учета его упругости и люфта, усилитель напряжения на сопро­ тивлениях без учета емкости и индуктивности); апериодические первого порядка, иногда называемые апериодическими, или инер­ ционными (электрический или гидравлический двигатель, если их механические характеристики выражаются параллельными лини­ ями); апериодические второго порядка (электродвигатель посто­ янного тока с независимым возбуждением, гидроусилитель); ко­

лебательные (гироскоп);

консервативные (механическая переда­

ча при условии, что

отсутствует трение);

неустойчивые

позиционные; звенья с чистым запаздыванием, крторое, не изме­

няя формы входного сигнала, сдвигает его

по

времени

на

вели­

чину, называемую временем чистого запаздывания.

режиме

Если выходная величина звеньев в установившемся

пропорциональна интегралу по времени от

входной, такая

груп­

па звеньев называется и н т е г р и р у ю щ е й ,

а звенья могут быть

идеальными интегрирующими

(гидравлический

двигатель), ин­

тегрирующими с замедлением

(электро- и

гидродвигатель

при

учете инерционного запаздывания).

Если же выходная величина звеньев в установившемся режи­ ме пропорциональна производной по времени от входной величи­ ны, звенья такой группы называются д и ф ф е р е н ц и р у ю щ и ­

14


ми и бывают идеальными (тахогенератор) и с замедлением (гидравлический демпфер с пружиной).

Взаимосвязь звеньев в автоматических системах и динамиче­

ские свойства

выражаются

с т р у к т у р н о й с х е мо й .

На рис. 5

представлена

структурная

схема системы автоматического регу­

лирования температуры теплоносителя, функциональная

схема

которой изображена на рис.

3. На структурной схеме элементы

регулятора и объекта регулирования, как и на функциональной схеме, изображаются в виде прямоугольников. При исследовании динамики САР отвлекаются от конкретной физической природы регулируемой величины и аппаратуры. Эта схема изображает лишь математическую модель процесса регулирования. На струк­ турной схеме какое-либо устройство может быть представлено несколькими звеньями (прямоугольниками) и, наоборот, несколь­ ко однотипных устройств могут быть изображены как одно звено.

Рис. 5. Структурная схе­

ма

системы

автоматиче­

ского регулирования тем­

пературы

теплоносителя:

W0— функция

объекта регу­

лирования;

 

Wt — функция

главной

обратной

связи;

W2— функция

органа сравне­

ния;

1Г3 — функция

усилите­

ля;

Wt — функция двигателя

с заслонкой;

Ws — функция

дополнительной

обратной

 

 

связи

 

Разделение САР на звенья осуществляется в зависимости от передаточной функции W, которая указывается внутри каждого прямоугольника (звена). Связи между звеньями изображаются стрелками, направление которых соответствует направлению воз­ действия. Регулируемая величина обозначается у, а величина, воздействующая на объект регулирования, обозначается лщ Про­ межуточные значения воздействующих величин одного органа регулятора на другой выражены через х и х2, х3 и я5, а задающая величина х0-

Вспомогательные элементы реальной системы, как и блок пи­ тания, на структурной схеме не показывают, так как они не вли­ яют на ее динамические свойства.

§ 2. КЛАССИФИКАЦИЯ И ХАРАКТЕРИСТИКА СИСТЕМ АВТОМАТИКИ

Все системы автоматики можно классифицировать по различ­ ным признакам: принципу действия, характеру сигналов, мате­ матическому описанию, виду используемой энергии и др.

Классификация САР по принципу действия приведена на рис. 6. Как следует из схемы, все системы автоматического регу­ лирования разделены на три класса: незамкнутые, замкнутые и самонастраивающиеся. Каждый класс состоит из групп.

15