Файл: Ретман А.А. Автоматика и автоматизация портовых перегрузочных работ учебник.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.04.2024
Просмотров: 100
Скачиваний: 0
шинами с одного центрального пульта, как это имеет место в поточно-транспортных системах, например в установке для пере грузки апатитового концентрата в Мурманском порту.
Разновидностями автоматического управления являются а в-
т о м а т и ч е с к а я б л о к и р о в к а и а в т о м а т и ч е с к а я з а |
|
щит а , |
которые предохраняют от неверного включения или защи |
щают |
электродвигатель при неправильных приемах работы опе |
ратора. |
|
|
|
|
р е г у л и р о в а н и е |
является |
состав |
|||||||
|
А в т о м а т и ч е с к о е |
|||||||||||||
ной частью автоматического управления в широком |
понимании |
|||||||||||||
этого |
термина и |
осуществляется |
|
|
|
|
|
|
||||||
на базе автоматического контро |
|
|
|
|
|
|
||||||||
ля, |
информация |
от которого пре |
|
|
|
|
|
|
||||||
образуется в управляющие сиг |
|
|
|
|
|
|
||||||||
налы с помощью регуляторов. |
|
|
|
|
|
|
||||||||
ся |
Р е г у л я т о р о м |
|
называет |
|
|
|
|
|
|
|||||
устройство, |
предназначенное |
|
|
|
|
|
|
|||||||
для |
автоматического |
|
изменения |
|
|
|
|
|
|
|||||
регулируемой величины |
по |
за |
|
|
|
|
|
|
||||||
данному закону или для поддер |
|
|
|
|
|
|
||||||||
жания ее на определенном уро |
|
|
|
|
|
|
||||||||
вне. |
|
|
объект |
в |
соче |
|
|
|
|
|
|
|||
|
Управляемый |
Рис. 3. Функциональная схема си |
||||||||||||
тании |
со средствами |
автоматиче |
стемы |
автоматического |
регулирова |
|||||||||
ского |
контроля |
и |
регулятором |
ния |
температуры теплоносителя: |
|||||||||
О — объект; |
ИУ — термодатчик; |
СО — |
||||||||||||
является |
с и с т е м о й |
а в т о м а |
сравнительный |
орган; УО — электродвига |
||||||||||
т и ч е с к о г о |
р е г у л и р о в а |
тель совместно с заслонкой; |
ИО — за |
|||||||||||
слонка; |
ОС — обратная |
связь |
(связь |
|||||||||||
н и я (САР). |
|
|
|
|
|
между заслонкой и ползунком потенцио |
||||||||
|
Функциональная |
|
схема |
ав |
метра); БП — блок |
питания |
||||||||
томатического |
регулирования |
|
|
собой цепей. |
Одна |
|||||||||
(рис. |
2, в) состоит из |
двух |
замкнутых между |
|||||||||||
цепь |
(объект — исполнительное устройство — управляющий |
ор |
||||||||||||
ган) осуществляет контроль, и на |
основании |
контроля |
вторая |
|||||||||||
цепь |
(управляющий |
|
орган — исполнительное |
устройство — объ |
||||||||||
ект) осуществляет регулирование. |
|
определенный |
процесс |
|||||||||||
|
При |
автоматическом |
регулировании |
поддерживается с необходимой точностью или изменяется по за данному закону в течение требуемого времени, несмотря на воз мущающие воздействия. Сущность автоматического регулирова ния заключается в том, что воздействие на исполнительный орган осуществляется на основе сопоставления получаемых результа тов процесса регулирования с заданными. В некоторых конструк циях функции контроля и регулирования объекта совмещены в одном приборе без устройства сравнения.
Функциональная схема системы автоматического регулирова
ния, |
например, |
температуры теплоносителя |
(рис. |
3), |
сложнее схе |
мы, |
приведенной на рис. 2, в, так как содержит |
большее количе |
|||
ство |
элементов, |
связанных между собой |
прямой |
и обратной |
|
связью. |
|
|
|
|
п
Обратные связи могут быть положительными и отрицательны ми, жесткими и гибкими. В зависимости от рода выходной вели чины, на изменение которой реагирует обратная связь, различают
обратные связи |
по скорости, току, напряжению и т. п. При п о- |
|||||
л о ж и т е л ь н о й |
о б р а т н о й с в я з и |
возрастание |
регулируе |
|||
мой величины |
на |
выходе |
сопровождается увеличением |
общего |
||
управляющего сигнала, подаваемого на вход системы; |
при о т р и |
|||||
ц а т е л ь н о й |
о б р а т н о й |
с в я з и |
увеличение регулируемой |
|||
величины вызывает уменьшение подаваемого сигнала |
на |
входе. |
||||
Если обратная |
связь осуществляется между выходом |
и |
входом |
одного какого-либо элемента САР, такая связь называется мест ной, или внутренней, обратной связью, а связь, соединяющая вы ход и вход всей системы, называется главной обратной связью. По количеству обратных связей различают одноконтурные и мно гоконтурные системы автоматического регулирования.
Каждая автоматическая система состоит из отдельных эле ментов, выполняющих самостоятельную функцию, например из мерение и преобразование контролируемой величины выполняет датчик, усиление выходного сигнала, снимаемого с датчика, вы полняет усилитель. Вместе с тем и преобразователь, входящий в датчик, и усилитель относятся к промежуточным элементам. Раз личные соединения элементов, которые могут иметь разные кон структивные формы, схемы или принцип действия, характеризуют назначение автоматической системы. Соответствующими физиче скими величинами можно охарактеризовать состояние элемента, входящего в систему, или всю систему. Такими физическими ве личинами являются для электрических систем значения напряже ния, тока и их производные, для механических — величины пере мещения, скорости, ускорения.
Чтобы охарактеризовать состояние элемента или системы, сравнивают величины на входе элемента или системы с соответ ствующими величинами на выходе. В общем случае на выходную величину, кроме входной, могут воздействовать и другие факто ры, например, выходное напряжение генератора зависит не толь ко от изменения сопротивления реостата в цепи обмотки воз буждения, но и от частоты вращения, тока нагрузки и других величин.
Зависимость выходной величины элемента хВых автоматиче ской системы от входной хвх в установившемся режиме называ
ется |
с т а т и ч е с к о й х а р а к т е р и с т и к о й |
элемента. |
Статиче |
||
ские |
характеристики могут быть одно- и двухтактными (реверсивны |
||||
ми), |
когда |
знак выходной величины (направление перемещения, |
|||
полярность |
напряжения постоянного |
или |
фаза |
напряже |
|
ния |
переменного тока) изменяется на |
противоположный при |
изменении знака входной величины. Статическая характеристика или семейство статических характеристик полностью определяют поведение элемента автоматики в установившемся режиме. Ана
литически статическую характеристику можно описать уравне нием.
12
Если статическая характеристика элемента выражается ли нейной функцией, такой элемент называется л и н е й н ы м и его уравнение (уравнение прямой) имеет вид
|
•^ВЫХ= й + k /Хъх, |
(1) |
||
где а — постоянная |
величина |
с |
размерностью |
хВых; |
к — постоянная |
величина |
с |
размерностью |
хВЫх!хву.. |
Величина k называется |
п е р е д а т о ч н ы м ч и с л о м , или |
коэффициентом усиления; она показывает, во сколько раз изме
нилась выходная величина по сравнению с |
входной величиной |
||
при передаче ее через данный элемент. Величина k, |
численно |
||
равная тангенсу угла наклона, определяет наклон линейной |
ха |
||
рактеристики элемента к оси абсцисс. Если |
а =0, уравнение |
ли |
|
нейной зависимости (уравнение прямой) примет вид |
|
|
|
Хвых = к 1 Х в х - |
|
|
( 2) |
Если же статическая характеристика выражается нелинейной |
|||
функцией, такой элемент называется н е л и н е й н ы м . |
Статиче |
||
ские характеристики большинства реальных элементов |
нелиней |
||
ны. Решение нелинейных дифференциальных |
уравнений |
значи |
тельно сложнее, чем линейных, а иногда их вообще нельзя решить в аналитической форме. Поэтому нелинейные уравнения стремят ся линеаризовать.
При изменении входной величины или возмущающем воздей ствии элемент автоматической системы работает в неустановившемся, в переходном, т. е. в динамическом режиме. Математиче
ское описание элемента в неустановившемся режиме |
в |
общем |
|||
виде: |
|
|
|
|
|
|
|
X s u x ~ f (% Bxt), |
|
( 3 ) |
|
т. е. значение |
выходной величины является функцией |
входной |
|||
величины |
и |
времени. Такое уравнение называется д и н а м и ч е |
|||
с к о й х а р а к т е р и с т и к о й |
элемента. |
поведение |
|||
Если |
дифференциальное |
уравнение, описывающее |
элемента в динамике, является линейным, то элемент или систе ма, в которую входит этот элемент, называются линейными. Если же динамика работы хотя бы одного элемента описывается нели нейным дифференциальным уравнением, то сам элемент и вся система, в которую входит этот элемент, называются нели нейными.
Любая автоматическая система может быть представлена в виде набора типовых элементов, которые могут соединяться меж ду собой последовательно и параллельно. Для исследования ди намических свойств автоматических систем необходимо знать дифференциальные уравнения элементов, входящих в систему.
Сравнение различных элементов по математическому описа нию показывает, что ряд различных по конструкции, по своим схемам, принципу действия и назначению элементов описывается дифференциальными уравнениями одного типа, т. е. обладает
13
одинаковыми |
динамическими |
свойствами. Например, на рис. 4 |
||
изображены |
механическое |
(а) |
и электрическое |
(б) устройства, |
описываемые |
однотипными |
дифференциальными |
уравнениями. |
Элементы с одинаковыми динамическими свойствами называют
ся |
д и н а м и ч е с к и м з в е н о м и характеризуются |
передаточ |
ной |
функцией. Под п е р е д а т о ч н о й ф у н к ц и е й |
W понима |
ется отношение изображения выходной величины звена к изобра жению функции входной величины при нулевых начальных усло
виях и других воздействиях, равных нулю. |
делятся на |
Типовые звенья любой автоматической системы |
|
три большие группы: позиционные, интегрирующие и |
дифферен |
цирующие. При этом один реальный элемент системы не всегда
тождествен одному звену. |
В некоторых |
случаях один |
элемент |
приходится заменять сочетанием нескольких звеньев. |
|
||
а) |
Ю 1 |
и |
|
■ ="ЛЛМ АЛА/— |
|
CZ |
иг |
- |
|
||
|
|
|
|
|
О-3 |
'•—а |
Рис. 4. Примеры механического (а) и электрического (б) устройств, описывае мых общим дифференциальным уравнением
К п о з и ц и о н н ы м относятся звенья с линейной зависимо стью между входной и выходной величинами в установившемся режиме. К этой группе относятся: безынерционные (редуктор без учета его упругости и люфта, усилитель напряжения на сопро тивлениях без учета емкости и индуктивности); апериодические первого порядка, иногда называемые апериодическими, или инер ционными (электрический или гидравлический двигатель, если их механические характеристики выражаются параллельными лини ями); апериодические второго порядка (электродвигатель посто янного тока с независимым возбуждением, гидроусилитель); ко
лебательные (гироскоп); |
консервативные (механическая переда |
|
ча при условии, что |
отсутствует трение); |
неустойчивые |
позиционные; звенья с чистым запаздыванием, крторое, не изме
няя формы входного сигнала, сдвигает его |
по |
времени |
на |
вели |
|
чину, называемую временем чистого запаздывания. |
режиме |
||||
Если выходная величина звеньев в установившемся |
|||||
пропорциональна интегралу по времени от |
входной, такая |
груп |
|||
па звеньев называется и н т е г р и р у ю щ е й , |
а звенья могут быть |
||||
идеальными интегрирующими |
(гидравлический |
двигатель), ин |
|||
тегрирующими с замедлением |
(электро- и |
гидродвигатель |
при |
учете инерционного запаздывания).
Если же выходная величина звеньев в установившемся режи ме пропорциональна производной по времени от входной величи ны, звенья такой группы называются д и ф ф е р е н ц и р у ю щ и
14
ми и бывают идеальными (тахогенератор) и с замедлением (гидравлический демпфер с пружиной).
Взаимосвязь звеньев в автоматических системах и динамиче
ские свойства |
выражаются |
с т р у к т у р н о й с х е мо й . |
На рис. 5 |
представлена |
структурная |
схема системы автоматического регу |
|
лирования температуры теплоносителя, функциональная |
схема |
||
которой изображена на рис. |
3. На структурной схеме элементы |
регулятора и объекта регулирования, как и на функциональной схеме, изображаются в виде прямоугольников. При исследовании динамики САР отвлекаются от конкретной физической природы регулируемой величины и аппаратуры. Эта схема изображает лишь математическую модель процесса регулирования. На струк турной схеме какое-либо устройство может быть представлено несколькими звеньями (прямоугольниками) и, наоборот, несколь ко однотипных устройств могут быть изображены как одно звено.
Рис. 5. Структурная схе
ма |
системы |
автоматиче |
||
ского регулирования тем |
||||
пературы |
теплоносителя: |
|||
W0— функция |
объекта регу |
|||
лирования; |
|
Wt — функция |
||
главной |
обратной |
связи; |
||
W2— функция |
органа сравне |
|||
ния; |
1Г3 — функция |
усилите |
||
ля; |
Wt — функция двигателя |
|||
с заслонкой; |
Ws — функция |
|||
дополнительной |
обратной |
|||
|
|
связи |
|
Разделение САР на звенья осуществляется в зависимости от передаточной функции W, которая указывается внутри каждого прямоугольника (звена). Связи между звеньями изображаются стрелками, направление которых соответствует направлению воз действия. Регулируемая величина обозначается у, а величина, воздействующая на объект регулирования, обозначается лщ Про межуточные значения воздействующих величин одного органа регулятора на другой выражены через х и х2, х3 и я5, а задающая величина х0-
Вспомогательные элементы реальной системы, как и блок пи тания, на структурной схеме не показывают, так как они не вли яют на ее динамические свойства.
§ 2. КЛАССИФИКАЦИЯ И ХАРАКТЕРИСТИКА СИСТЕМ АВТОМАТИКИ
Все системы автоматики можно классифицировать по различ ным признакам: принципу действия, характеру сигналов, мате матическому описанию, виду используемой энергии и др.
Классификация САР по принципу действия приведена на рис. 6. Как следует из схемы, все системы автоматического регу лирования разделены на три класса: незамкнутые, замкнутые и самонастраивающиеся. Каждый класс состоит из групп.
15