Файл: Ретман А.А. Автоматика и автоматизация портовых перегрузочных работ учебник.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.04.2024
Просмотров: 146
Скачиваний: 0
А-А
6 - 6
Рис. 93. Ограничитель массы груза портального крана «Коммунар:
Ограничитель представляет собой фигурный угловой рычаг 14, посаженный на ось 15, которая имеет опоры, а потому рычаг вместе с ней может поворачиваться относительно опор. На ниж нем плече рычага на подшипниках установлены направляющие
Рис. 94, Ограничитель массы груза портального крана «Ганц»
ролики 13, которые огибаются канатами грейфера. Рычаг опира ется на втулки 10 и 9, имеющие цапфы, так что в этих узлах об разуется шарнир. Втулки подпираются пружинами И и 12.
При подъеме допустимого по массе груза равнодействующая усилий в обоих канатах уравновешивается пружиной 11, кото рая свое реактивное усилие передает на колонну 1 крана. При перегрузке крана равнодействующая 7? поворачивает рычаг отно сительно опор оси 15 против часовой стрелки. Тем самым рычаг
138
своим |
давлением |
переместит |
обе втулки. При этом пружи |
на 11 |
сожмется, |
а пружина 12 |
заставит двигаться воздушный |
цилиндр 4 с прикрепленным к нему штоком 5, который свободно проходит через втулку 9 и имеет на конце навинченный диск 8.
Диск воздействует на концевой выключатель 7 и отключит обе лебедки.
Регулирование момента отключения лебедок осуществляется перемещением корпуса выключателя вдоль его зажима 6. Воз
душный цилиндр перемещается по поршню 3, набранному из дис ков, посаженных на шток,
который |
закреплен |
на |
ко |
||
лонне 1 крана. Амортиза |
|||||
ция |
толчков |
демпфером |
|||
происходит из-за |
того, |
что |
|||
в штоке |
поршня |
имеется |
|||
отверстие, которое сообща |
|||||
ет поршневую полость ци |
|||||
линдра |
через |
регулируе |
|||
мую |
|
дросселирующую |
|||
пробку 2 с атмосферой. Та |
|||||
ким образом, толчки и |
|||||
рывки |
смягчают |
воздушная |
|||
подушка в цилиндре и пру |
|||||
жина |
12. |
|
|
|
|
Ограничители массы могут быть сблокированы с сигнальными |
устройствами (рис. 95).
Блок 4, огибаемый канатом 9, эксцентрично установлен на не подвижной оси 6. Блок с помощью переходной планки 5 связан тягой 3 с уравновешивающей пружиной 12 и тягой 7 — с гидрав
лическим демпфером 8. Гайками 13 пружина |
регулируется |
так, |
|
чтобы уравновесить равнодействующую усилий |
в |
канате. |
При |
подъеме груза благодаря эксцентриситету блок |
под |
давлением |
равнодействующей поворачивается по часовой стрелке, увлекая вверх тягу 3 и сжимая пружину. При этом в зависимости от мас сы поднимаемого груза последовательно замыкаются контакты 1, а именно: если груз по массе меньше предельного, в кабине кра новщика загорается зеленая сигнальная лампочка, при предель ной массе — красная, при перегрузке до 10% раздается звуковой сигнал и при перегрузке более 10% планка 11 при своем движе нии воздействует на размыкающий блок-контакт 10 цепи управ ления электродвигателем, и механизм подъема выключается. Перемещение тяги 3 ограничивает шарнирно соединенная с ней серьга 2.
Одновременно с поворотом блока срабатывает гидравлический демпфер, смягчая толчки и колебания системы. Он представляет собой небольшого диаметра цилиндр 14, внутри которого нахо дятся два поршенька 15 с регулируемыми калиброванными отвер стиями в торцах. Фигурная пружина 16 связывает оба поршенька между собой и прижимает их к кулачку 18, который посажен на
139
ось рычага 17, присоединенного к тяге 7. Полость цилиндра за полнена жидкостью с малой вязкостью, которая при повороте блока и движении поршеньков перетекает из одной полости цилиндра в другую через отверстия в торцах поршеньков.
Уравновешивание усилия в канатах выполняют не только ци линдрические пружины, но и плоские, как, например, в ограни
чителе, изображенном на рис. 96. |
|
шарниром |
8 |
соединяется |
|||||
Блок 2 |
установлен на раме, |
и она |
|||||||
с корпусом |
5 выключателя. Шарнир |
1 и серьга |
6 |
прикрепляют |
|||||
|
|
ограничитель |
к |
каркасу крана. |
|||||
|
|
Равнодействующая усилий в ка |
|||||||
|
|
нате 3 уравновешивается паке |
|||||||
|
|
том |
плоских |
пружин-4. При пере |
|||||
|
|
грузке |
крана |
повышенное |
дав |
||||
|
клеЬсдне |
ление на блок поворачивает ра |
|||||||
|
му, |
что приводит |
к |
прогибу |
па |
||||
|
|
кета |
|
пружин |
|
и |
перемещению |
||
|
|
штока 7. Если масса груза со |
|||||||
|
|
ответствует предельной или не |
|||||||
|
|
значительно превышает ее, об |
|||||||
|
|
этом |
предупреждают |
световой и |
|||||
|
|
звуковой сигналы. При опасной |
|||||||
|
|
перегрузке ход штока увеличи |
|||||||
|
|
вается, и это приводит к размы |
|||||||
|
|
канию цепи управления элект |
|||||||
Рис. 96. Ограничитель массы груза |
родвигателями, в результате че |
||||||||
го лебедки выключаются. |
|
||||||||
портального крана «Вельман» |
В |
гидравлических |
ограничи- |
||||||
|
• |
||||||||
|
телях |
усилие от массы поднима |
емого груза воспринимается диафрагменным или поршневым дат
чиком. |
Такой |
ограничитель с диафрагменным |
датчиком состоит |
|
из корпуса 5, |
закрытого |
крышкой 2 (рис. 97). |
В нем помещена |
|
гибкая |
выполненная из |
маслостойких материалов диафрагма 4. |
Через пробку 3 в корпус заливается жидкость с объемным коэф фициентом расширения, близким к коэффициенту расширения металла корпуса. В корпусе имеется еще одна пробка для выпу ска воздуха.
Нагрузка R от массы поднимаемого груза воспринимается толкателем 6, передается на диафрагму, в результате чего созда ется давление жидкости, пропорциональное нагрузке. Датчик трубопроводом сообщается с манометром 1, который регистриру ет величину давления жидкости. Его градуировка приспособлена и для показа массы поднимаемого груза. При массе груза, пре вышающей допустимую, стрелка манометра оказывается в таком положении, что размыкаются размыкающие контакты, и это при водит к обесточиванию и остановке электродвигателя механизма подъема груза.
Кроме рассмотренных механических и гидравлических ограни чителей массы груза, на кранах встречаются и электрические,
140
причем они могут быть включены в передаточный механизм или в электрическую схему механизма подъема. Действие этих огра ничителей основано на том, что известна закономерность измене
ния нагрузки на канаты |
в период пуска (разгона) и торможения |
||
с учетом ее неравномерности из-за |
действия |
дополнительных |
|
инерционных сил. |
|
|
|
Действие ограничителя, вклю |
- |
{ |
|
ченного в передаточный |
меха- |
Рис. 97. Диафрагменный ограничитель |
Рис. 98. Ограничитель массы груза |
массы груза |
крана «Демаг» |
На ином принципе, отличном от ранее рассмотренных, осно
вано |
действие ограничителя массы груза, изображенного на |
рис. |
98. |
Ограничитель состоит из корпуса 3, внутри которого находит ся силоизмерительное кольцо 2. Прибор включается в систему грузовых канатов. При предельной нагрузке кольцо сжимается или растягивается, деформируясь примерно на 0,4 мм. Этого до статочно, чтобы сработал один из четырех независимых друг от друга прецизионных микровыключателей 1, что приведет к вы ключению грузовой лебедки. Точность срабатывания составляет ±2,5% предельно допустимой нагрузки. Приведенный прибор имеет те преимущества, что кольцо не подвергается механическо му износу, имеет малый гистерезис, нечувствительно к воздейст вию пыли, влаги и агрессивных паров, если оно помещено в гер метичный корпус.
Ограничители грузового момента применяют на кранах, у ко торых грузоподъемность непостоянна и изменяется в зависимости от вылета стрелы.
О г р а н и ч и т е л и г р у з о в о г о м о ме н т а , включаемые в систему грузовых канатов, чрезвычайно разнообразны. На пор тальных кранах используют рычажные ограничители грузового типа (рис. 99).
141
Ограничитель состоит из блока 1, установленного на одном плёче двуплечего рычага 2. Другое плечо тягой связано с рыча
гом 3 и с зубчатым сектором 9, который может |
воздействовать |
на выключатель 8. Поскольку грузоподъемность |
крана является |
функцией вылета стрелы, ограничитель имеет |
корректирующее |
устройство. Оно обеспечивает срабатывание ограничителя на лю бом вылете при предельной грузоподъемности, соответствующей
данному вылету. Таким корректирующим устройством |
является |
кулиса 6, прикрепленная к стреле 5, и угловой рычаг |
7 с гру |
зом 4. |
|
Рис. 99. Ограничитель грузового |
моменРис. 100. Ограничитель |
грузового |
та крана |
момента крана МАН |
|
Размеры плеч рычагов, |
конфигурация кулисы и масса |
груза |
рассчитаны так, что при качании стрелы в зависимости от ее вы лета груз будет перемещаться вдоль рычага 3 и тем самым из
менять |
момент относительно оси |
О — поворота рычага. Чтобы |
система |
ограничителя находилась |
в равновесии, необходимо соот |
ветствующее на каждом вылете стрелы изменение момента отно сительно той же оси О от давления каната на блок, т. е. от массы поднимаемого груза. Поэтому при подъеме груза, масса
которого превысит предельно допустимую, |
рычаг |
2 |
развернется |
против часовой стрелки, а зубчатый сектор |
заставит |
сработать |
|
концевой выключатель. |
является |
ограничи |
|
Другой конструктивной разновидностью |
|||
тель момента, представленный на рис. 100. |
Его |
направляющий |
блок / установлен на оси 2 с эксцентричными хвостовиками, на которых ось может поворачиваться. На ней закреплен трехплечий рычаг 3. На одном плече рычага помещен противовес 4, уравно вешивающий собственную массу рычага и блок; к другому плечу присоединена тяга, связанная с конечным выключателем 10, а на третьем плече находится груз 9, который тягой связан с рыча гом 7, жестко скрепленным в данном случае с балансиром б стрелового противовеса.
При каком-то вылете стрелы груз 9 на рычаге занимает опре деленное положение и создает относительно оси момент сил. Он уравновешивается моментом сил от давления каната 5 на блок относительно той же оси. Если же масса груза превысит допусти
142