Файл: Ретман А.А. Автоматика и автоматизация портовых перегрузочных работ учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.04.2024

Просмотров: 146

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

А-А

6 - 6

Рис. 93. Ограничитель массы груза портального крана «Коммунар:

Ограничитель представляет собой фигурный угловой рычаг 14, посаженный на ось 15, которая имеет опоры, а потому рычаг вместе с ней может поворачиваться относительно опор. На ниж­ нем плече рычага на подшипниках установлены направляющие

Рис. 94, Ограничитель массы груза портального крана «Ганц»

ролики 13, которые огибаются канатами грейфера. Рычаг опира­ ется на втулки 10 и 9, имеющие цапфы, так что в этих узлах об­ разуется шарнир. Втулки подпираются пружинами И и 12.

При подъеме допустимого по массе груза равнодействующая усилий в обоих канатах уравновешивается пружиной 11, кото­ рая свое реактивное усилие передает на колонну 1 крана. При перегрузке крана равнодействующая 7? поворачивает рычаг отно­ сительно опор оси 15 против часовой стрелки. Тем самым рычаг

138

своим

давлением

переместит

обе втулки. При этом пружи­

на 11

сожмется,

а пружина 12

заставит двигаться воздушный

цилиндр 4 с прикрепленным к нему штоком 5, который свободно проходит через втулку 9 и имеет на конце навинченный диск 8.

Диск воздействует на концевой выключатель 7 и отключит обе лебедки.

Регулирование момента отключения лебедок осуществляется перемещением корпуса выключателя вдоль его зажима 6. Воз­

душный цилиндр перемещается по поршню 3, набранному из дис­ ков, посаженных на шток,

который

закреплен

на

ко­

лонне 1 крана. Амортиза­

ция

толчков

демпфером

происходит из-за

того,

что

в штоке

поршня

имеется

отверстие, которое сообща­

ет поршневую полость ци­

линдра

через

регулируе­

мую

 

дросселирующую

пробку 2 с атмосферой. Та­

ким образом, толчки и

рывки

смягчают

воздушная

подушка в цилиндре и пру­

жина

12.

 

 

 

 

Ограничители массы могут быть сблокированы с сигнальными

устройствами (рис. 95).

Блок 4, огибаемый канатом 9, эксцентрично установлен на не­ подвижной оси 6. Блок с помощью переходной планки 5 связан тягой 3 с уравновешивающей пружиной 12 и тягой 7 — с гидрав­

лическим демпфером 8. Гайками 13 пружина

регулируется

так,

чтобы уравновесить равнодействующую усилий

в

канате.

При

подъеме груза благодаря эксцентриситету блок

под

давлением

равнодействующей поворачивается по часовой стрелке, увлекая вверх тягу 3 и сжимая пружину. При этом в зависимости от мас­ сы поднимаемого груза последовательно замыкаются контакты 1, а именно: если груз по массе меньше предельного, в кабине кра­ новщика загорается зеленая сигнальная лампочка, при предель­ ной массе — красная, при перегрузке до 10% раздается звуковой сигнал и при перегрузке более 10% планка 11 при своем движе­ нии воздействует на размыкающий блок-контакт 10 цепи управ­ ления электродвигателем, и механизм подъема выключается. Перемещение тяги 3 ограничивает шарнирно соединенная с ней серьга 2.

Одновременно с поворотом блока срабатывает гидравлический демпфер, смягчая толчки и колебания системы. Он представляет собой небольшого диаметра цилиндр 14, внутри которого нахо­ дятся два поршенька 15 с регулируемыми калиброванными отвер­ стиями в торцах. Фигурная пружина 16 связывает оба поршенька между собой и прижимает их к кулачку 18, который посажен на

139



ось рычага 17, присоединенного к тяге 7. Полость цилиндра за­ полнена жидкостью с малой вязкостью, которая при повороте блока и движении поршеньков перетекает из одной полости цилиндра в другую через отверстия в торцах поршеньков.

Уравновешивание усилия в канатах выполняют не только ци­ линдрические пружины, но и плоские, как, например, в ограни­

чителе, изображенном на рис. 96.

 

шарниром

8

соединяется

Блок 2

установлен на раме,

и она

с корпусом

5 выключателя. Шарнир

1 и серьга

6

прикрепляют

 

 

ограничитель

к

каркасу крана.

 

 

Равнодействующая усилий в ка­

 

 

нате 3 уравновешивается паке­

 

 

том

плоских

пружин-4. При пере­

 

 

грузке

крана

повышенное

дав­

 

клеЬсдне

ление на блок поворачивает ра­

 

му,

что приводит

к

прогибу

па­

 

 

кета

 

пружин

 

и

перемещению

 

 

штока 7. Если масса груза со­

 

 

ответствует предельной или не­

 

 

значительно превышает ее, об

 

 

этом

предупреждают

световой и

 

 

звуковой сигналы. При опасной

 

 

перегрузке ход штока увеличи­

 

 

вается, и это приводит к размы­

 

 

канию цепи управления элект­

Рис. 96. Ограничитель массы груза

родвигателями, в результате че­

го лебедки выключаются.

 

портального крана «Вельман»

В

гидравлических

ограничи-

 

 

телях

усилие от массы поднима­

емого груза воспринимается диафрагменным или поршневым дат­

чиком.

Такой

ограничитель с диафрагменным

датчиком состоит

из корпуса 5,

закрытого

крышкой 2 (рис. 97).

В нем помещена

гибкая

выполненная из

маслостойких материалов диафрагма 4.

Через пробку 3 в корпус заливается жидкость с объемным коэф­ фициентом расширения, близким к коэффициенту расширения металла корпуса. В корпусе имеется еще одна пробка для выпу­ ска воздуха.

Нагрузка R от массы поднимаемого груза воспринимается толкателем 6, передается на диафрагму, в результате чего созда­ ется давление жидкости, пропорциональное нагрузке. Датчик трубопроводом сообщается с манометром 1, который регистриру­ ет величину давления жидкости. Его градуировка приспособлена и для показа массы поднимаемого груза. При массе груза, пре­ вышающей допустимую, стрелка манометра оказывается в таком положении, что размыкаются размыкающие контакты, и это при­ водит к обесточиванию и остановке электродвигателя механизма подъема груза.

Кроме рассмотренных механических и гидравлических ограни­ чителей массы груза, на кранах встречаются и электрические,

140


причем они могут быть включены в передаточный механизм или в электрическую схему механизма подъема. Действие этих огра­ ничителей основано на том, что известна закономерность измене­

ния нагрузки на канаты

в период пуска (разгона) и торможения

с учетом ее неравномерности из-за

действия

дополнительных

инерционных сил.

 

 

 

Действие ограничителя, вклю­

-

{

ченного в передаточный

меха-

Рис. 97. Диафрагменный ограничитель

Рис. 98. Ограничитель массы груза

массы груза

крана «Демаг»

На ином принципе, отличном от ранее рассмотренных, осно­

вано

действие ограничителя массы груза, изображенного на

рис.

98.

Ограничитель состоит из корпуса 3, внутри которого находит­ ся силоизмерительное кольцо 2. Прибор включается в систему грузовых канатов. При предельной нагрузке кольцо сжимается или растягивается, деформируясь примерно на 0,4 мм. Этого до­ статочно, чтобы сработал один из четырех независимых друг от друга прецизионных микровыключателей 1, что приведет к вы­ ключению грузовой лебедки. Точность срабатывания составляет ±2,5% предельно допустимой нагрузки. Приведенный прибор имеет те преимущества, что кольцо не подвергается механическо­ му износу, имеет малый гистерезис, нечувствительно к воздейст­ вию пыли, влаги и агрессивных паров, если оно помещено в гер­ метичный корпус.

Ограничители грузового момента применяют на кранах, у ко­ торых грузоподъемность непостоянна и изменяется в зависимости от вылета стрелы.

О г р а н и ч и т е л и г р у з о в о г о м о ме н т а , включаемые в систему грузовых канатов, чрезвычайно разнообразны. На пор­ тальных кранах используют рычажные ограничители грузового типа (рис. 99).

141


Ограничитель состоит из блока 1, установленного на одном плёче двуплечего рычага 2. Другое плечо тягой связано с рыча­

гом 3 и с зубчатым сектором 9, который может

воздействовать

на выключатель 8. Поскольку грузоподъемность

крана является

функцией вылета стрелы, ограничитель имеет

корректирующее

устройство. Оно обеспечивает срабатывание ограничителя на лю­ бом вылете при предельной грузоподъемности, соответствующей

данному вылету. Таким корректирующим устройством

является

кулиса 6, прикрепленная к стреле 5, и угловой рычаг

7 с гру­

зом 4.

 

Рис. 99. Ограничитель грузового

моменРис. 100. Ограничитель

грузового

та крана

момента крана МАН

Размеры плеч рычагов,

конфигурация кулисы и масса

груза

рассчитаны так, что при качании стрелы в зависимости от ее вы­ лета груз будет перемещаться вдоль рычага 3 и тем самым из­

менять

момент относительно оси

О — поворота рычага. Чтобы

система

ограничителя находилась

в равновесии, необходимо соот­

ветствующее на каждом вылете стрелы изменение момента отно­ сительно той же оси О от давления каната на блок, т. е. от массы поднимаемого груза. Поэтому при подъеме груза, масса

которого превысит предельно допустимую,

рычаг

2

развернется

против часовой стрелки, а зубчатый сектор

заставит

сработать

концевой выключатель.

является

ограничи­

Другой конструктивной разновидностью

тель момента, представленный на рис. 100.

Его

направляющий

блок / установлен на оси 2 с эксцентричными хвостовиками, на которых ось может поворачиваться. На ней закреплен трехплечий рычаг 3. На одном плече рычага помещен противовес 4, уравно­ вешивающий собственную массу рычага и блок; к другому плечу присоединена тяга, связанная с конечным выключателем 10, а на третьем плече находится груз 9, который тягой связан с рыча­ гом 7, жестко скрепленным в данном случае с балансиром б стрелового противовеса.

При каком-то вылете стрелы груз 9 на рычаге занимает опре­ деленное положение и создает относительно оси момент сил. Он уравновешивается моментом сил от давления каната 5 на блок относительно той же оси. Если же масса груза превысит допусти­

142