ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.04.2024

Просмотров: 8

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Вводный урок
На работе будет нужда уметь управлять продуктом и понимать финансовую сторону вопроса. Смотреть на рентабельность проекта, на его сроки окупаемости, правильно его оценивать, с денежными потоками.

Нужно уметь понимать информацию, которую предоставляют финансовые отделы и финансовые аналитики, после улучшать показатели фирмы и развивать бизнес-модель. Мы должны грамотно распоряжаться своими средствами и финансами, рисками и доходностями.

Основные концепции: активы и пассивы, виды активов, денежные потоки, риск и доходность, диверсификация.

Активы (Assets) - приносящее выгоду дело, на котором мы зарабатываем. В семейном бюджете выгоду приносит машина, квартира, дача, депозиты, средства на брокерском счете. Пассивы (Passives) - не приносящее выгоду дело, уменьшающее наши доходы. Различные кредиты, потребительство, автокредиты, ипотека, рассрочки и пр.

В компании тоже есть активы и пассивы: оборотные средства (регулярно / постоянно используемые), материалы и сырье, долгосрочные активы (основные средства - здания, сооружения), пассивы компании (долгосрочные кредиты).

Какой-то вид актива может быть и пассивом - машина (обслуживаемая за собственный счет - пассив, сданная в аренду - актив). При покупке квартиры - житие в ней за собственный счет есть пассив, сдача ее в аренду есть актив.

Мнение учителя - активом является то, что можно продать, и получить за это деньги. Квартиру можно продать почти всегда. Актив есть собственность. Пассив есть убыток, его нельзя продать, а только оплачивать. Активы бывают материальные и нематериальные. Реальные активы имеют физические свойства, это объект (здание, скважина, оборудование, машина, станок).

Нереальный актив не имеет физических свойств (патенты, авторские права, товарные знаки, цифровое искусство). Это все влияет на стоимость компании, но именно эти активы подвержены колебаниям и переоценкам за счет того, что какой-то патент может стоить дороже / дешевле, товарный знак при регулярном использовании (пиар, вклады в бренд) может быть переценен.

Материальные активы легче оцениваются, т. к. можно увидеть свойства объекта, но при этом они подвержены постоянному износу или же амортизации. Финансовые активы - денежные эквиваленты, наличные (депозит быстро превращается в наличность и быстро используется в различных транзакциях) или безналичные, степень ликвидности различается. Акция / облигация являются менее ликвидными, их в начале нужно продать, деньги в пользование появляются значительно позже.


При приобретении активов будут возникать первоначальные вложения (в нулевом периоде, текущий момент) и в будущем уже денежные потоки (cash flow). Вложения могут быть разные, например, проект (покупка франшизы - 2 млн., первоначальные инвестиции на помещение, его ремонт, обустройство - 10 млн., роялти каждый год за пользование франшизы - 7%, срок оформления - 10 лет, право пролонгации, итого стартовые вложения - 13 млн.).

Прогнозирование денежные потоков - не обойдется без статистики, будет много формул, будет подключаться статистика, математика, формулы можно сделать в Excel’е. Потоки можно рассматривать и на примере реального, и на примере финансового актива.

Облигации являются очень надежными, у них есть свой срок погашения и фиксированные доходы. С ними прогнозировать потоки будет легче. Она обращается на рынке и ее можно купить по цене 1100 рублей. Это наши начальные вложения. Она живет 5 лет, это срок ее погашения, все эти годы она приносит купонные доходы. Это 75 рублей в год. В конце будет крупный платеж, номинал в 1000 рублей. Проект вышел в плюс.

Все денежные потоки хочется сложить, чтобы понять, какой суммарный доход получился с того или иного проекта / актива, и покрывает ли он наши изначальные вложения. Допустим, вложились в проект на 1 млн рублей, он живет 3 года, и каждый год прогнозируемая прибыль равна 2 млн рублей. Просто отнять 1 млн от всех 6ти будет некорректно.

Например, в кошельке есть и тысяча рублей, и тысяча долларов. Можно ли сложить эти 2 номинала и сказать, что в кошельке 2 тысячи долларов? Так вот, как и валюты разные, так и временные рамки тоже, каждый год конкретно отличается от другого. Все будущие денежные потоки нужно как-то сконвертировать в одну единицу измерения. Ее можно будет считать и со всем сравнивать.

Процесс называется дисконтированием (Time Value of Money, TVoM - Ценность Сегодняшних Денег, ЦСД). Она выше и больше, чем будущие деньги. Получить тысячу сейчас - выгодно, через месяц или год - уже нет. Часто отвечают, что это верно, так как «пока дают - надо брать». Не факт, что через год эти деньги будут. Но дисконтирование не про это.

Еще один частый ответ - инфляция. Но вот если все денежные потоки уже скорректированы, проиндексированы на инфляцию, то получается, что по итогу обесценивание не должно нас беспокоить. Последний вариант - валютные колебания. Рубль нередко обесценивается.

Ближе к сути - сегодня деньги можно уже вложить под какой-то процент, и пока пройдет период времени, тысяча увеличится, придут проценты сверху. Дисконтирование как раз про то, что чем раньше получаются деньги, тем быстрее они инвестируются, и тем больше доход. Все деньги из будущего необходимо конвертировать.


Формула: Present Value = Future Value / (1 + % Bid|R|It). Формулу можно перевернуть, зная, сколько денег сегодня на руках. Пример со вкладом: есть 100 тыс. рублей, хочется их разместить под процент, например, 5% годовых, и разместить под 1 год. Вернется + 5 тыс. рублей. Переворот формулы: Future Value = (1 + % Rt) * Present Value.

Между рисками и доходностями существует положительная связь. Чем выше риски, тем выше и доходность. Если риски растут, за них нужна компенсация, дополнительная доходность / премия. Доходность = (Доход / Вложения) * 100%. Например, облигация, как вложение, размером в 900 рублей. Через год будет номинал в 1000 рублей. Доходность составила 1,11%.

Или на депозите в 100000 рублей. Через год вернется + 5000 рублей. Доходность составила 5%. Риски - статистический показатель, стандартное отклонение или «ошибка» (standard division), это показывает волатильность, т. е. значение переменной отклоняется от своего среднего значения.

Например, доходы в России :). Есть средняя величина доходов, и потом уже надо брать доходы каждого гражданина в стране, и сравнивать со средним. Конечно, будет разброс, только он является волатильностью, это и есть standard division. Разброс будет маленьким при заказе такси в приложении «Яндекс Такси» или «City Mobile». Там ожидание в среднем 3-5 минут. Волатильность маленькая.

В зависимости от имеющегося актива, будет разный риск. Например, депозит достаточно надежный способ вложения, потому что все доходы по депозиту - фиксированы, разброса нет. Вклад на сумму 100 тыс. рублей, под 9 процентов годовых, ежемесячный доход будет 750 рублей.

Ценная бумага, например, акция - более рискованно, чем депозит, разброс в доходах и дивидендных платежах больше. Потому что компания - это рискованно, прибыль варьируется от состояния рыночной конъектуры, поэтому в квартал дивиденд может быть и высокий, и низкий. Риск отмены дивидендов тоже есть. Доходы в будущем не фиксированы и очень волатильны.

Есть взаимосвязанные переменные. Это корреляция, измеряется от -1 до 1, имеет сторгую статистическую формулу. Q-variance (К-вариоляция) - a и b на стандартные отклонения. Корреляция «+1» - две переменные, какими бы они не были, a и b, они будут «ходить» относительно друг друга, меняться 1 к 1му. a + 10% = b + 10%.

Это огромные риски для инвесторов, потому что убыток в одном, значит убыток и в другом. Мы, как инвесторы, должны стремиться к подбору активов, компаний, у которых корреляция отрицательная / негативная.

Корреляция «-1» - a + 10% = b - 10%. Примеры положительной корреляции: увеличение доходов населения, продаж иномарок, квартир, дорогие товары. Летом, например, растет температура, а вместе с ней продажи на мороженое, холодные напитки, квас, кола. В учебе - если посещается больше лекций и выполняется больше заданий, то повышается и итоговый балл.


Примеры отрицательной корреляции: макроэкономика (растет ВВП, объем производства товаров и услуг, и падает безработица), при росте производства расширяется фирма, нанимает сотрудников, банки понижают ставки по кредитам - растет желание людей взять кредит и растет объем выдачи кредита.

Примеры нулевой корреляции: подорожала гречка, но авиабилеты продаются также. Корреляция не показывает причинно-следственную связь. Например, есть две переменные - потребление сыра и количество смертей в нашей стране. «Сыр надо запретить». Или наоборот, растет рождаемость, «Будем раздавать всем сыр, пусть размножаются». Очевидно, выводы ошибочны.

Скрытая переменная, например, это численность населения. Все становится еще понятнее, логичнее, и очевиднее, и не все есть сыр. Стоит снова упомянуть диверсификацию. «Нельзя класть все яйца в одну корзину». Лучше разложить их по разным. Меньше потерь. Также в инвестиции.

Вклады в разные акции, предприятия, проекты, фарму и прочее. Риски инвестиционного портфеля уменьшаются. Диверсификация в производстве - компания вкладывается в разработку широкой продукции, линейки, старается переориентировать свои рынки сбыта, работая по разным странам, регионам.

Развитие различных экосистем: Сбербанк - услуги такси, по доставке, логистика; Jonson & Jonson - дивиденд-аристократ, защитный актив, более 250 дочерних компаний, продает медицинское оборудование, лекарственные препараты, санитарно-гигиенические продукты. Одно подразделение уйдет, а другое будет работать и компенсировать убытки.

Основные виды финансовой отчетности
Будут рассмотрены 4 основных формы финансовой отчетности: бухгалтерский баланс, отчет о финансовых результатах / о прибыли и убытках, отчет о движении денежных средств, отчет об изменении капитала.

Финансовая отчетность отражает финансово-хозяйственную деятельность компании и ее финансовые результаты. При работе в стратегическом отделе компании и имея должность главного топового менеджера компании, нужно обязательно понимать, как обстоят дела в компании и в каком она состоянии.

Даже в отделе проектного менеджмента потребуется это знать, чтобы понимать, есть ли какие-либо средства развития дальнейших проектов, какие уже сейчас есть долговые обязательства, ликвидности, чтобы хватило денег на развитие новых проектов. Очевидно, это нужно всем в компании, например, в налоговой надо сверять всё, чтобы правильно отразить и посчитать по итогу, забрать нужное количество налогов.


Чтобы банк доверил кредит компании, ему нужно проверить все ее финансовые отчетности. Это позволяет дать кредит под правильными условиями, учитывая все риски и перспективы.

Также это информация, полезная инвесторам - «нам» важно выбрать компанию, у которой стабильный бизнес, и все в порядке. Контрагенты, поставщики, клиенты, желающие заключить долгосрочный контракт - всем им важно и нужно знать, что финансовое состояние компании стабильно.

Финансовая отчетность акционерных компаний - отчетность таких компаний ведется публично, чтобы показывать всю свою деятельность «прозрачно». Это находится, например, на их сайте, в разделе «Акционерам / Раскрытие информации». Можно найти все отчетности акционерных российских компаний на сайте-агрегаторе «Центр раскрытия информации» и «disclosure.ru».

Если компания сообщается на московской бирже, то можно найти ее финансовую отчетность в соответствующем отделе сайта этой биржи. В России 2 вида финансовой отчетности - РСБУ (Российские Стандарты Бухгалтерского Учёта - для налоговой) и МСФО (Международный Стандарт Финансовой Отчетности).

На последнем можно сравнивать компании России и зарубежные компании. Важно сконцентрироваться на 4ех формах:

  1. Бухгалтерский баланс - форма финансовой отчетности, показывающая характеристики активов и пассивов компании, измеряемых в денежном эквиваленте. Баланс должен обязательно выполняться. Сумма всех денежных величин активов - сумма всех денежных величин пассивов.

В активах оборотных средств, высоколиквидные средства (дебиторская задолженность, т. е. клиентов по продукции и услугам, в т. ч. запасы и деньги), во избежание кассовых разрывов, а также менее ликвидные средства, как основные (срок использования - больше года, это заводы, оборудования, помещения и цеха).

Пассивы делятся на капитал и резервы, там же стартовые средства и не рассортированная прибыль. Обязательства в пассивах делятся на краткосрочные и долгосрочные.

Например, компания «Магнит»: в текущем году всегда будет отчетность за прошлый, потому что за сейчас она только формируется, ее еще нет в готовом виде. Она не прошла аудит, но здесь будет описание всех активов и пассивов. В активах есть такая строка, как goodwill, т. е. нематериальный актив, отражающий бренд компании, деловую репутацию.

Под маркой Магнит уже есть очень много продуктов (наподобие «Каждый день», «Красная цена», «365 дней», «Первым делом», «То, что надо» и прочие дешевые бренды от конкретных сетей магазинов). Goodwill можно переоценивать в большую или меньшую сторону, богатырский баланс часто меняется. Под конец года активы = пассивы, баланс сведен.