Файл: Механизация вспомогательных операций в разведочном бурении..pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.04.2024
Просмотров: 157
Скачиваний: 1
|
1. Наличие жесткой кинематической, связи направляющих мачты |
с |
кареткой и элеватором затрудняет проведение работ, связанных |
с |
выносом колонковых и бурильных труб из бурового здания. |
|
2. В некоторых геологических организациях Казахстана и Си |
бири широко распространен метод, когда на время проведения спуско-подъемных операций ведущая штанга опускается в шурфт Жесткая связь каретки с направляющими мачты не позволяет про изводить отвод бурового станка от оси скважины с ведущей штангой, соединенной с талевым блоком. Для обеспечения проведения работ по указанной технологии необходимо ведущую штангу соединять
сталевым блоком с помощью фарштуля и троса длиной 3—3,5 м.
3.В геологических организациях Сибири и Казахстана широко используется дизельный привод бурового станка, установка кото рого в здании МР-5А не предусмотрена.
4.Буровое здание обеспечивает укрытие бурового оборудования
и рабочего места от непогоды, однако |
не защищает буровую |
||||||
бригаду от |
воздействия низких температур. |
||||||
|
|
Техническая |
характеристика |
мачты |
|||
Глубина |
|
бурения, |
м |
|
|
|
300 |
Наклон скважины к горизонту, град |
70—90 |
||||||
Грузоподъемность (при двухкратпом запасе прочнос |
|||||||
ти), т: |
|
|
|
|
|
|
|
на кропблоке |
|
|
|
8 |
|||
на талевом блоке |
|
|
4 |
||||
Талевая оснастка |
|
|
|
|
І Х 2 |
||
Высота установки, |
м |
|
|
|
|
||
в рабочем положении |
|
|
14,6 |
||||
от пола до осп кронблока |
13,7 |
||||||
в транспортном |
положении |
4,2 |
|||||
Длина свечи, м |
|
|
|
|
9,5 |
||
Размеры |
бурового |
здания, |
м |
|
5,5X4 |
||
Вес, кг: |
|
|
|
|
|
|
|
мачты |
|
|
|
|
780 |
||
мачты в сборе |
(ферма |
мачты, подкос, |
кронблок, |
||||
|
лестницы, |
площадка |
и растяжки) |
1450 |
|||
основания |
|
|
|
|
1830 |
||
бурового здания |
|
|
2550 |
||||
подкоса |
|
|
|
|
215 |
||
, Общий |
вес з'становки, кг: |
|
|
|
|||
без оборудовання |
|
|
С500 |
||||
с |
оборудованием |
|
|
9000 |
|||
Ширина колеи саней, м |
|
|
2 |
||||
Дорожный просвет, м |
|
|
• |
0,460 |
|||
Удельное |
давление |
на грунт, кгс/см2 |
0,350 |
Мачта МРУГУ-2. Буровая мачта МРУГУ-2 разработана Полевской геологоразведочной партией Уральского геологического управления.
Мачта предназначена для подъема и спуска бурильного инстру мента и обсадных труб при бурении станками типа ЗИФ-300 верти кальных и наклонных скважин глубиной до 500 м. Мачту можно
также применять и для бурения гидрогеологических скважин боль шого диаметра глубиной 100—150 м.
Мачта комплектуется с буровым корпусом БК-2А, габаритные
размеры которого позволяют |
использовать буровое оборудование |
как с электрическим, так и |
с дизельным приводом. |
Для осуществления спуско-подъемных операций при наклонном бурении применяются направляющий трос и каретка, удержива ющие элеватор на оси скважины.
Мачта |
(рис. 49) изготовляется из газовых труб (ГОСТ 3262—62) |
|
с несущей |
трубой 6 |
диаметром 140 мм. Мачта состоит из стрелы 3, |
основания |
мачты 1, |
опорных сошек 11, боковой опоры 12, задней |
опоры 7. На стреле смонтированы укосина 2, кронблоки 5 и прием ник бурильных труб 10. Основание мачты и опорные сошки имеют регулировочные домкраты 8, при помощи которых мачта устанавли вается на требуемый угол бурения.
Задняя опора служит для поддержания мачты в транспортном положении, укосина — для подъема и укладки стрелы мачты, а также для выполнения вспомогательных погрузо-разгрузочных опе раций.
Для большей устойчивости бурового корпуса против опрокиды вания на боковой опоре смонтирован домкрат 9.
Конструкция кронблока позволяет производить спуско-подъем- ные операции как на прямом канате, так и с использованием талевого
блока 4. |
Два рабочих блока 5 на мачте обеспечивают |
необходи |
|||||||||
мый угол навивки каната на барабан лебедки, |
предохраняя |
канат |
|||||||||
от преждевременного износа. |
|
|
|
||||||||
|
|
|
|
|
Техническая характеристика мачты |
|
|
||||
|
Высота мачты от пола |
буровой до кронблоч- |
|
|
|
||||||
|
ной рамы, м |
|
|
|
12 |
|
|
||||
|
Максимальная грузоподъемность, тс: |
|
|
|
|||||||
|
|
на крюке |
|
|
|
7 |
|
|
|||
|
|
на |
столе укосины |
|
1,4 |
|
|
||||
|
Талевая |
оснастка |
|
|
1 X 1 или 2 X 1 |
|
|||||
|
Высота буровой установки в транспортном |
|
|
|
|||||||
|
положении, |
м |
|
|
|
4,3 |
|
|
|||
|
Угол |
установки |
мачты, |
град |
9 0 — 6 5 |
|
|
||||
|
Вес |
мачты в сборе, кг . . |
1147 |
|
|
||||||
|
Тип бурового корпуса |
|
|
деревянный, |
|
||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
каркасно-щито- |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
вой, утепленный, |
||
|
Вес бурового корпуса без мачты п оборудова |
разборный |
|
||||||||
|
|
|
|
||||||||
|
ния, |
кг |
|
|
|
|
5400 |
|
|
||
Мачта с буровым корпусом транспортируется без разборки |
|||||||||||
трактором |
Т-100. |
|
|
|
|
|
|
||||
В Уральском геологическом управлении работает более 50 буро |
|||||||||||
вых |
установок |
с |
мачтами |
МРУГУ-2. Опыт |
внедрения |
показал, |
|||||
что |
за счет |
|
сокращения |
времени на монтажно-демонтажные |
работы |
годовая экономия от внедрения одной мачты составляет 1400 руб./год.
Мачта
il
Мачты МРУГУ-2 изготовляются Фрунзенским ремонтно-механи- ческим заводом Управления геологии Совета Министров Киргизской ССР.
Мачта МНБ-1. Буровая мачта МНБ-1 разработана Оренбург ским геологическим управлением и предназначена для подъема и спуска бурильного инструмента и обсадных труб при колонковом бурении наклонных и вертикальных гео
логоразведочных скважин |
станками ти |
па ЗИФ на глубину 300 |
м. |
Мачта монтируется на общем металличе ском основании с буровым корпусом, в ко тором размещается основное и вспомога тельное оборудование с приводом как от электродвигателя, так и от двигателя вну треннего сгорания.
Рпс. 50. Мачта МНБ-1.
Для удобства перевозки стрела мачты опускается и закрепля ется в горизонтальном положении.
Мачта (рис. 50) состоит из стрелы 7, А-образной рамы 6, опоры рамы 3, винта наклона 4, опоры винта наклона 2, нижней рамы (основания) 1, приемника бурильных труб 8 и монтажной стрелы 5.
Стрела мачты изготовлена из труб диаметром 219 мм и уста новлена на оси, закрепленной в верхней части А-образной рамы. Вверху мачты размещается кронблок, имеющий два ролика диа метром 300 мм. Для удержания комплекта свечей на стреле устано влен специальный приемник бурильных труб.
Стрела из транспортного положения в рабочее поднимается ле бедкой станка посредством троса и монтажной стрелы 5. В поднятом положении стрела закрепляется с А-образной рамой специальным фиксатором. А-образная сварная рама мачты изготовлена из труб диаметром 89 мм и выполнена в виде фермы треугольной формы. На ней закреплены стрела, два направляющих ролика для рабочей ветви каната и кронштейн для шарнирного соединения верхнего
конца трубы винта наклона. Ноги рамы шарнирно соединяются с опорами. Опоры рамы изготовлены из труб диаметром 219 мм, приваренных к основанию. В верхней части опор закреплены оси, которыми опоры шарнирно соединены с А-образной рамой.
Винт наклона служит для установки мачты под требуемым углом к горизонту. Одновременно он является упором против опрокиды вания мачты. Верхним концом винт шарнирно закреплен с верхней частью А-образной рамы. Нижний конец винта соединен с гайкоймаховиком, установленной на упорных подшипниках. Опора винта наклона изготовлена из труб диаметром 325 мм и приварена к плите, закрепленной на основании. Для создания жесткости к опоре по средством сварки прикреплены четыре косынки. Опоры рамы и винта наклона смоптированы на жестком основании, изготовленном из швеллеров. Основание расположено под полом и опирается на полозья санного тппа, на которых устанавливается буровой корпус
скомплектом бурового оборудования.
Мачта транспортируется трактором в неразобранном виде вместе с корпусом и оборудованием. При транспортировке на большие расстояния мачта может разбираться на отдельные узлы.
|
Техническая характеристика |
мачты |
|
|
||
Высота мачты от пола буровой |
до осп кронбло- |
|
|
|||
ка, |
м |
|
|
|
|
12,5 |
Высота мачты в транспортном положении, |
м . . |
|
5,5 |
|||
Угол |
бурения к горизонту, |
град |
|
|
90—60 |
|
Установка угла бурения |
|
|
. |
с |
помощью |
|
|
|
|
|
|
винта наклона |
|
Грузоподъемность на крюке, |
т |
|
|
|
5,0 |
|
Диаметр стрелы мачты, мм |
|
|
|
|
219,0 |
|
Подъем и опускание стрелы мачты |
|
осуществляет |
||||
|
|
|
|
|
ся |
лебедкой |
|
|
|
|
|
|
станка |
|
|
|
|
|
ЗИФ-300 |
|
Расстояние между опорами рамы мачты, м |
. . . |
|
3,75 |
|||
Размеры бурового корпуса м |
|
|
|
4,5X6,2 |
||
Вес мачты в сборе, кг |
|
|
|
|
1200 |
|
Вес мачты с буровым корпусом |
и оборудовани |
|
|
|||
ем, |
кг |
|
|
|
|
9000 |
Для применения полуавтоматических элеваторов мачта оснащена направляющим тросом.
Мачта изготовлялась механическими мастерскими Оренбургского геологического управления.
Мачта МРУГУ-3. Буровая мачта МРУГУ-3 разработана Ураль ским геологическим управлением и предназначена для спускоподъемных операций при бурении вертикальных и наклонных геоло горазведочных скважин.
Конструкция и грузоподъемность мачты позволяют использо вать ее с буровыми станками типа ЗИФ-650А, СБА-500 и СБА-800 при бурении скважин глубиной до 800 м.
Мачта комплектуется с буровым корпусом БК, позволяющим использовать перечисленные станки как с электрическим, так и
ыд
Рис. 51. Мачта МРУГУ - 3 .
1 — регулировочные домкраты;
2 — стрела мачты; 3 — огра ждения; 4 — растяжки; 5 — рабочая площадка; 6 — шарнир
поворота верхней |
части мачты; |
7 — распорка; |
8 — основание |
мачты; 9 — переходная площад
ка; |
10 |
— кронблок; 11 |
— лест |
||||
ница; |
|
12 |
— |
свечеприемник; |
|||
13 |
— канат; |
— |
14 — подъемный |
||||
канат; |
|
IS |
грузоподъемная |
||||
укосина; |
16 |
— |
задняя |
опора; |
|||
17 |
— опорная |
|
сошка; |
18 |
— |
||
опоры |
регулировочных |
винтов; |
|||||
19 |
— боковая |
опора; 20 |
— дом |
||||
краты; |
21 |
— шарниры; |
22 |
— |
канат.
с дизельным приводами и передвижным стеллажом СП-300А для комплекта труб, сменного оборудования и материалов.
Мачта выполнена в виде пространственной четырехгранной фермы из газовых труб по ГОСТ 3262—62.
Мачта (рис. 51) состоит из стрелы 2, основания 8, двух регули ровочных домкратов 1, боковой опоры 19, опорной сошки 17 с регу лировочными винтами и задней опоры 16, поддерживающей стрелу мачты в транспортпом положении.
На стреле мачты смонтированы свечеприемник 12, кронблок 10, лестница 11 с ограждением 3, рабочая площадка 5 и переходная площадка 9.
Свечеприемник имеет переменную глубину кармана, что облег чает производство спуско-подъемных операций при бурении наклон ных скважин. Четыре ролика на кронблоке позволяют создать на конструкцию мачты симметричную нагрузку при закреплении не подвижного конца талевой оснастки на полу буровой вышки.
Конструкция кронблочной рамы дает возможность раздвигать ветви рабочего каната на расстоянии, соответствующие требованиям различных буровых станков.
Мачта оснащена лестницей тоннельного типа, которая соединя ется с рабочей площадкой переходом. Наклон мачты при бурении наклонных скважин осуществляется в поперечной плоскости буро вого корпуса одновременным вращением регулировочных винтов домкратов и винтов опорной сошки.
Для придания большей устойчивости буровой установке при наклонном бурении предусмотрены два домкрата 20, расположенные в плоскости боковой опоры мачты. Для этой же цели использованы четыре канатные растяжки 4. Задняя опора мачты выполнена «ка чающейся», т. е. при трапспортном положеппи мачты она занимает наклонное положение, а в рабочем положении поднимается почти вертикально канатом 22, соединяющим заднюю опору со стрелой мачты.
Для увеличения маневренности буровой установки верхняя секция стрелы мачты в транспортном положении может поворачи ваться вокруг шарнира 6, при этом свечеприемник и рабочая пло щадка откидываются на шарнирах. При наклонном бурении для на правления полуавтоматического элеватора на стреле мачты монти руется направляющий трос и каретка.
При монтаже сначала монтируется основание мачты и регули ровочные домкраты, верхняя плоскость рамы основания устанавли вается в горизонтальном положении. Далее устанавливается боко вая опора 19 с распорками 7, при этом необходимо обеспечить, чтобы оси шаровых опор находились в одной вертикальной плоскости с осями соответствующих фланцев на раме основания. Стрела мачты
2 собирается из трех секций на земле, шарнирами |
21 соединяется |
|
с основанием мачты и укладывается на вспомогательные |
козлы. |
|
После этого монтируется задняя опора, а затем |
опорная |
сошка. |
При этом шаровые опоры должны иметь люфт. |
|
|