Файл: Механизация вспомогательных операций в разведочном бурении..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.04.2024

Просмотров: 153

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

кроиблок, свечеприемник 4, тросовая направляющая 5, по которой перемещается каретка 3, обеспечивающая проведение спуско-подъем­ ных операций при наклонном бурении.

тт.

 

 

 

 

Рпс.

43. Вышка В-18.

1

основание:

2

фонарь

вышки; 3 — лестница маршевая; 4 — оттяжки;

5

полати; в,

7

лестница тоннельного типа;

8 — подкронблочная рама;

 

 

9

— кронштейн;

ю — площадка;

11 — лестница.

Портал 1 шарнирно соединяется с основанием. Вышка под задан­ ный угол бурения устанавливается при помощи винтов, вмонтиро­ ванных в одну пару ног портала, вторая пара ног может поворачи­ ваться в шарнирной опоре.

Опускание вышки в транспортное положение и наклон ее в рабо­ чее положение производятся в двух взаимно-перпендикулярных плоскостях, что позволяет сократить размеры бурового здания.

Вышка поднимается и опускается трактором.

 

Техническая характеристика

вышкп

Высота вышкп от пола до оси кронблока, м

. .

12,8

Глубина

бурения, м

 

150

Длина свечн, м

 

9

Талевая

оснастка

 

1 X 1

Высота в транспортном положении, м

 

4,2

Наклон

вышкп

 

во взапмно-пер-

 

 

 

пендпкулярных

 

 

 

плоскостях

8 Заказ 2023

ИЗ


Вышка Канской ГРП. Буровой металлический копер высотой 12 м предназначен для проведения спуско-подъемных операций при буре­ нии разведочных скважин глубиной до 500 м под углом 90—75° к горизонту.

Копер (рис. 45) представляет собой пространственную металличе­ скую конструкцию с открытой передней гранью и состоит из трех секций, соединенных фланцами. Высота каждой секции копра 4 м. Первая и вторая от низа секции разбираются на отдельные панели. В связи с незначительым весом и небольшими размерами третья сек­ ция выполнена неразборной.

Если плоскость передних ног 2 установлена строго вертикально, то плоскость задних ног 3 наклонена к горизонтальной плоскости под углом 75°. В случае, если плоскость задних ног установить вер­ тикально, что допускают шарнирное соедипеиие передних ног и спе­ циальное соединение домкратов задних ног 4 с рамой, то плоскость передних ног будет наклонена к горизонту под углом 75°. При изме­ нении угла наклона с 90 на 75° проекция центра тяжести на горизон­ тальную плоскость не выходит из плоскости нижнего основания. Нижнее основание 1 представляет собой раму-салазки, состоящие из четырех полозьев, которые изготовляются из труб нефтяного сорта­ мента диаметром 146/130 мм.

Два крайних полоза служат основанием бурового копра, два цептральных полоза, соединенные между собой трубами диаметром 146/130, являются основанием бурового агрегата. Центральные полозья соединяются с крайними при помощи шарнирных звеньев.

Передние ноги соединяются с основанием шарнирно. Для крепле­ ния задних ног к основанию приварены направляющие, в которых крепится и может перемещаться ласточкин хвост с шаровым подпят­ ником. Домкрат 4 одной стороной ввинчивается во втулку задней ноги, а второй конец, имея шаровую пяту, упирается в подпятник ласточкиного хвоста и крепится при помощи двух полуфланцев. К опорным фланцам верхних концов ног крепится кропблок 8 с двумя роликами.

Буровой копер оснащен полатями, которые при установке копра под определенным углом могут принимать горизонтальное положение. Полати крепятся к копру при помощи шарнирных соединений и тро­ сов 7 с регулирующими приспособлениями.

Лестницы 5 представляют собой сварную конструкцию из углового проката и прутковой стали. Лестницы крепятся к копру с помощью хомутов и болтов.

Буровой копер позволяет транспортировать установку как в со­ бранном виде, так и с разборкой на отдельные узлы. Он монтируется на земле с последующим подъемом лебедкой или трактором'по методу Духнииа.

Техническая характеристика

вышкн

Грузоподъемность,

т

10

Длина свечи, м . .

9

Глубина бурения,

м

500


 

Высота,

м

 

 

 

 

 

 

Угол бурения к горизонтальной плоскости,

 

 

 

град . .

 

 

 

9 0 - 7 5

 

Тип копра

 

 

Металлический с от­

 

 

 

 

 

 

крытой передиен

 

 

 

 

 

 

 

гранью.

 

 

 

 

 

 

Разборный

на сек­

 

Вес

копра, кг

 

 

ции

и на

панели

 

 

 

 

1900

 

Вес

основания, кг

 

 

 

2200

 

 

Размеры

основашія, м

 

 

 

4 X 6

 

 

Клиренс,

м

и рабочее

поло-

0,4

 

 

Наклон в транспортное

 

 

 

жеипя . . . .

 

 

в одпой плоскости

 

Талевая

оснастка

 

 

 

2 X 1

 

 

 

ОСОБЕННОСТИ КОНСТРУКЦИИ БУРОВЫХ МАЧТ

 

Передвижные буровые мачты позволяют сократить затраты

времени

и средств на выполнение

вспомогательных,

транспортных

и

моптажно-демонтажных

работ.

В

геологических

организациях

в

последние

годы применялись выпускавшиеся

промышленностью

мачты МР-1А и МР-2А конструкции СКВ Министерства геологии

СССР. Мачта МР-1А предназначена для станков типа ЗИФ-300, мачта МР-2А — для станков тина ЗИФ-650А. Эти мачты предназна­ чены только для вертикального бурения. Они применяются в Ка­ захстане, на Украине, Сахалине и в других районах страны. В тресте Днепрогеология мачты МР-2А отработали по 6—7 лет, выдержав за это время в среднем по 60—65 перевозок. Мачты по два раза под­

вергались

капитальному ремонту, полозья основания заменялись

по 2—3

раза.

Большой опыт эксплуатации мачт МР-1А и МР-2А выявил ряд недостатков в их конструкции и изготовлении.

1. Непригодность для работы в зимних условиях в районах Севера, Сибири и Казахстана. Сама мачта в заводском изготовлении плохо утеплена, большая высота основания от земли требует зна­

чительного

количества отеплительного материала. Подгонка щи­

тов тепляка низкого качества, а в процессе перевозки образуется

множество

щелей.

 

2. При

перевозках даже на небольшие расстояния необходимо

мачту опускать в транспортное положение, так как перевозка

буро­

вой установки с поднятой мачтой грозит ей опрокидыванием

вслед­

ствие узкой колеи полозьев основания.

 

Несмотря на отмеченные недостатки, опыт эксплуатации

пере­

движных

буровых мачт показал высокую эффективность их приме­

нения в соответствующих условиях. Затраты времени на монтажнодемоитажные работы, достигавшие 8% в балансе рабочего времени бурового станка при использовании стационарных вышек, сократи­ лись до 2% с применением передвижных буровых мачт. Значительно снизились транспортные и другие эксплуатационные расходы.

8*

1 1 5


Рис. 46. Мачта к буро­ вой установке СБУЭ-150-ЗИВ.

1 — установка

генератора;

2 — установка

насоса;

3

опора

мачты

передняя;

4 — автомашина

ЗИЛ-157;

5 — мачта; 6 — рама

уста­

новки;

7 — укрытие;

8

винтовой

подъемник;

0

кронблок; 10 — свечеприемник; 11 — электрообору­ дование; 12 — опора мачты задняя; 13 — управление ручное; 14 — ротор; is — механизм ПО-47В; 16 —

домкрат установочный.

Однако производственным организациям часто невыгодно исполь­ зовать серийные передвижные мачты, которые имеют чрезмерно высокую стоимость, амортизационные отчисления перекрывают эко­ номию, получаемую при их применении. Вместе с этим указанные мачты не приспособлены к наклонному бурению. Эти обстоятельства приводят к тому, что многие территориальные геологические упра­ вления проектируют и изготовляют передвижные буровые мачты своими силами.

В табл. 19 приведены основные параметры технической харак­ теристики существующих буровых мачт, из которой видно, что величина грузоподъемности на единицу металлоемкости наиболее высокая у мачты МРУГУ-3.

Ниже описаны наиболее распространенные конструкции буровых мачт.

Мачта к буровой установке СБУЭ-150-ЗИВ. Самоходная буро­ вая установка СБУЭ-150-ЗИВ (рис. 46) представляет собой комплекс­ ный буровой агрегат, предназначенный для бурения геологоразве­ дочных вертикальных и наклонных скважин в мягких и твердых породах. Все оборудование и мачта смонтированы на автомобиле ЗИЛ-157.

Ферма мачты 5 крепится к кронштейнам ротора 14 и вместе с ро­ тором может поворачиваться на необходимый угол, бурения с по­ мощью винтового подъемника 8.

В верхней части кронштейна имеется шарнир, вокруг которого мачта может поворачиваться в транспортное положение. К передней грани мачты крепится желоб, служащий в качестве направляющих

Т а б л и ц а 19

Сравнительная характеристика мачт

Мачты

Показатели

<

1

ГУ-1

>>

2-ГУ s»

<

ft

Высота от пола до осп кронблока, м

13,6

12,5

12,0

13,8

Угол наклона мачты к горизонту,

 

 

 

 

град

 

 

90

90—65

9 0 - 6 5

9 0 - 7 0

Длина свечи номинальная, м . . .

9,0

9,0

9,0

9,5

Грузоподъемность, т

 

10

6,6

8,0

8,0

Вес мачты,

т

 

1,55

0,9

1,15

1,45

Общий вес,

т

к весу

1.5

7,0

6,6

6,500

Отношение

грузоподъемности

6І4

7.3

6,9

5,5

Отношение

грузоподъемности

к об-

1,33

0,94

1,2

1,23

 

 

 


 

 

 

 

П р о д о л ж е и и е

т а б л . If)

 

 

 

 

 

Мачты

 

 

 

Показатели

 

 

 

СО

О

 

 

 

 

•<

 

ш

 

 

 

 

и

и*

1

 

 

 

 

І

>>

и

 

 

 

 

 

Он

к

 

 

 

 

S

 

S

я

н

Высота от пола до оси кроиблока, м

12,5

19,0

18,0

18,0

32,0

Угол наклона мачты к горизонту,

9 0 - 6 0

 

 

90—75

90

град

 

 

90

9 0 - 7 5

Длина свечи поминальная, м

. . .

9,0

13,5

13,0

13,0

24,5-18,5

Грузоподъемность, т

 

8,0

20,0

20,0

20,0

52

Вес мачты,

т

 

1,2

2,75

2,0

2,8

12,0

Общий вес,

т

 

6,500

11

8,5

10,5

21,0

Отношение

грузоподъемности к весу

6,6

7,3

10

 

4,3

Отношение

грузоподъемности

к об­

7,1-

 

 

 

 

 

щему весу

 

1,23

1,18

2,35

1,9

2,5

для талевой системы. На высоте около 5 м от земли шарнирно уста­ навливается дуга 10 (свечепрнемник). В верхней части мачты мон­ тируется кронблок. Винтовой подъемник состоит из двух секции. Нижняя секция с редуктором из двух конических шестерен шарнирно крепится к раме установки. Верхняя секция шарнирно крепится

кферме мачты.

Врабочем положении вся установка раскрепляется четырьмя домкратами 16. В транспортном положении верхняя часть мачты

опирается на переднюю опору 3.

В транспортное положение мачта опускается следующим образом. Из рабочего положения (наклонного) мачта выводится вместе с ротором в вертикальное положение. Ротор 14 и задняя опора мачты

12 закрепляются в этом положении. Извлекаются пальцы, крепящие ноги мачты к задней опоре 12. После этого механизмом подачи инструмента и кареткой опускают мачту в транспортное положение. Поднимается мачта в обратной последовательности.

Мачта

имеет ряд недостатков:

 

 

1)

неудобен подъем мачты с помощью механизма подачи и спе­

циальной

каретки;

 

 

 

2)

имеются случаи разрыва цепей механизма

подачи;

3)

отмечается недостаточная прочность задней опоры мачты,

особенно

при наклонном

бурении.

 

 

 

 

 

Техническая характеристика мачты

 

 

Номинальная глубина бурения,

м

150

 

Диаметр бурильных труб, мм

 

42

 

Длина

свечи, м

 

 

6

 

Длина

ведущей

штанги,

м

 

6,3

 

Угол

 

бурения

к горизонту, град

,

90—60