Файл: Механизация вспомогательных операций в разведочном бурении..pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.04.2024
Просмотров: 162
Скачиваний: 1
Для подъема стрелы в рабочее положение грузоподъемная укосппа 15 устанавливается в вертикальное положение, канат 14 за крепляется за крюк трактора, который останавливается по линии подъема не ближе чем иа 25 м от опоры мачты. Далее стрела мачты поднимается в рабочее положение плавным движением трактора вперед.
Для того чтобы при переходе стрелы мачты через центр тяжести не произошло удара по фланцам, с противоположной стороны мачта придерживается тросом при помощи трактора, автомашины или специальной лебедки. После подъема мачты в рабочее положение (фланцы стрелы мачты и опоры стягиваются болтами) грузоподъем ная укосина открепляется от стрелы мачты, на канате 13 отводится в сторону и кладется иа крышу бурового корпуса. Для фиксации мачты в заданном положении домкраты устанавливаются в «распор» п закрепляются контргайками.
Мачта переводится в транспортное положение в порядке, обрат ном подъему.
|
|
|
Техническая |
характеристика |
мачты |
|
|
|||
Тпп |
конструкции |
|
|
|
|
трубчатая, |
четы- |
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
рехграннная |
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ферма |
|
Высота от пола буровой до |
осп |
кронблока, |
м |
18 |
|
|||||
Грузоподъемность, |
т |
|
|
|
|
|
|
|||
|
па |
крюке |
|
|
|
|
|
10 |
|
|
|
па |
кронблоке |
|
|
|
|
|
20 |
|
|
|
стрелы |
укоспны |
|
|
|
|
3 |
|
||
Талевая |
оснастка . |
. • |
|
|
1 X 1 |
или |
2 X 1 |
|||
Угол наклона ствола |
мачты |
к горизонту, град |
90—75 |
|
||||||
Вес |
мачты, кг |
|
|
|
|
|
2000 |
|
||
Высота |
установки |
в |
транспортном положе |
|
|
|||||
нии, |
м |
|
|
|
|
|
|
4,3 |
|
|
Длина установки в транспортном |
положении, |
|
|
|||||||
м |
|
|
|
|
|
|
|
|
14 |
|
Удельное давление |
на грунт, кгс/см2 . . . . |
|
0,3 |
|
||||||
Способ |
транспортировки |
|
|
без |
разборки, |
|||||
|
|
|
|
|
|
|
|
одним |
плл |
двумя |
|
|
|
|
|
|
|
|
тракторами |
Т-100 |
|
|
|
Б у р о в о й |
к о р п у с |
|
|
|
||||
Тип |
конструкции |
|
|
|
|
деревянный, |
||||
|
|
|
|
|
|
|
|
крупнопанель |
||
|
|
|
|
|
|
|
|
ный, |
разборный, |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
на металлических |
||
Габаритные |
размеры, |
мм: |
|
|
|
санях |
|
|||
|
|
|
|
|
||||||
|
длпна |
|
|
|
|
|
|
7400 |
|
|
|
ширина |
|
|
|
|
|
|
4000 |
|
|
|
высота |
|
|
|
|
|
2000-f-2300 |
|||
Ширина |
колеи саней, |
м |
|
|
|
2,2 |
|
|||
Вес |
корпуса, |
кг |
|
|
|
|
|
4500 |
|
Оснащенность оборудования: буровой станок ЗИФ-650А, СБА500 и СБА-800; буровой насос ЗИФ-Р 200/40; НГР-250/50; свече-
9* |
131 |
разворот ПО-49А, РТ-1200; генератор для привода штангоразворота
иосвещеиия; полуавтоматический элеватор — любого типа.
Буровая мачта МНБ-650. Буровая мачта МНБ-650 разработана Оренбургским геологическим управлением.
Мачта предназначена для подъема, спуска и поддержания па весу колонны бурильных и обсадных труб при бурении вертикаль ных п наклонных геологоразведочных скважин алмазными корон ками глубиной до 800—900 м и твердосплавными коронками до глубины 650 м.
Металлическая А-образная мачта (рис. 52) — это конструкция, состоящая из двух сходящихся у кронблока стрел, каждая из ко торых собирается из двух труб (6 и 11 — левая стрела, 10 ж 16 — правая стрела) разных диаметров (219 и 245 мм) и представляющая собой телескопическую пару. Каждая стрела имеет узел телескопи ческого соединения, предназначенный для жесткого фиксирования с одновременным центрпрованием труб. Правая стрела в верхней части жестко соединена с рамой кронблока, левая стрела соединена шарнирно. Нижние части стрел мачты шарнирами опираются на две серьги 4 и 21, сваренные из труб, которые в свою очередь через шарниры наклона мачты 3 я 22 опираются па две опоры 2 и 23,
жестко смонтированные |
па сварном |
металлическом осиовашга 1. |
Для поддержания пакета |
бурильных |
свечей применяется замкну |
тый О-образный свечеприемник 8, который является связью между стрелами, увеличивающей общую жесткость мачты.
|
Подъем спаренных стрел мачты при переводе ее в рабочее поло |
|
жение п опускание стрел при переводе ее в транспортное |
положение |
|
производится через систему блоков и две А-образные |
стрелы I S |
|
и |
20 прп помощи трактора с тяговым усилием па крюке не менее |
|
5 |
тс. |
|
Прп бурении наклонных скважин применяется гибкая направля ющая, позволяющая при спуско-подъемных операциях использо вать полуавтоматические элеваторы. Степень натяжения направля ющей осуществляется натяжным устройством, представляющим собой винтовую пару с рукояткой и роликом, который устанавлива ется так, чтобы натянутый направляющий канат был параллелен оси скважины.
Для увеличения устойчивости мачты применяются четыре тро совых растяжки 12. Натяжение растяжек регулируется стяжными муфтами. При бурении вертикальных скважин, а также при подъеме и опускании стрел мачты шарниры наклона мачты 3 и 22 стопорятся двумя фиксаторами. Во избежание сдвига основания при подъеме и опускании стрел мачты трактором на жесткий буксир основания устанавливается сошник.
Буровая мачта МНБ-650 комплектуется утепленным буровым корпусом, в котором размещается все необходимое буровое обо рудование. Перед монтажом буровой мачты планируется пло щадка на новой точке и мачта устанавливается по азимуту скважины.
Рпс. 52. |
Буровая мачта |
МНБ-650. |
|
|
1 — основание; г — опора левая; |
з, 22 — шарнирный |
узел; 4 — серьга левая; |
5 — |
палец |
серьги; 6 — труба нижняя левая; |
7 — домкрат винтовой; 8 — свечеприемник; |
9 — |
узел |
телескопического соединения; 10 — труба верхняя правая; 11 — труба верхняя левая; 12 —
растяжки; 13 — кронблок; |
14 |
— тоннельная лестница; 15 |
— хомут; 16 — труба нижняя |
|
правая; 17, 19 — канат; |
18 — |
стрела подъема верхняя; |
20 — стрела подъема ниж |
|
няя; |
21 |
— |
серьга правая; 23 — опора правая. |
Для приведения буровой мачты МНБ-650 из транспортного положення в рабочее освобождается хомут 15, закрепляющий спа ренные и сложепные по длине стрелы мачты в серповидном седле опоры стрел, ослабляются шлицевые гайки узла телескопического соединения стрел (на 2,5—3 нитки по резьбе), устанавливается ры- чажно-захватное приспособление (если оно было снято) и выдвига ется верхняя часть стрел с кропблоком до срабатывания упоров
пдвух собачек, предохраняющих от полного выдвижения верхней части стрел. Под раму кронблока подводится опора, нижний конец которой опирается на автомобильный домкрат. С помощью домкрата
попоры кронблок поднимается на 15—20 мм с целью выбирания провисания стрелы мачты. После этого «собачка» на рычажио-за- хватном приспособлении перебрасывается п производится обратная подача верхней части стрел (до контактирования торцов верхних труб с упорами). На верхней и нижней горизонтально расположен ных стрелах фиксирующие кольца по скошенным пазам надвига ются па упоры и поджимаются натяжными винтами. Отпущенные шлпцевые гайкп закрепляются натяжными внптамп, поджимаются фиксирующие кольца, которые затем законтриваются. К верхней части стрелы мачты 10 монтируются два кронштейна, к которым прикрепляются две секции тоннельной лестницы. На буксир санейоснования устанавливается сошник, опускаемый затем в проделан ное углубление в грунте. Проверяется надежность крепления ка натов, правильность выполненной оснастки для подъема стрел мачты. После этого конец каната падежпо прикрепляется к трактору (с тя говым усилием на крюке не менее 5 тс).
Плавным движением трактора (без рывков) на первой скорости поднимаются спаренные стрелы мачты до положения, когда оси стрел образуют угол около 6° к вертикали. В этом положении мачта расчаливается растяжками.
Пальцами диаметром 18 мм раскрепляются стрелы между собой (во избежание паденпя пальцы должны быть закреплены на цепочках к стреле). Левая стрела отводится влево и двумя пальцами скрепля ется с левой серьгой. Свечеприемник прикрепляется двумя хому тами к правой стреле и производится талевая оснастка.
Наклон мачты МНБ-650 на заданный угол бурения создают два винтовых домкрата 7, для чего расшплинтовываются п выбиваются нижние пальцы у фиксаторов, нижние части фиксаторов выводятся из проушин, оттягиваются нижние части подкосов-домкратов н свин чиваются с винтов. После этого ослабляются две растяжки со сто роны, противоположной стороне наклона, навинчиваются домкраты на винты и одновременно устанавливается и натягивается направляющая.
Для приведения мачты в транспортное положение свечеприемник освобождается от бурильных свечей, мачта выводится в вертикаль ное положение при помощи подкосов-домкратов с обязательной страховкой растяжками. При помощи двух фиксаторов мачта за крепляется в вертикальном положении. Свечеприемник освобожда ется от правой стрелы и опускается вниз, проверяется оснастка
т
полиспаста стрелы подъема, выводится канат и надежно прикрепля ется к трактору. Движением трактора на одной из низших передач канат натягивается и надежно затормаживается. Затем дверцы люка бурового корпуса открываются, освобождается соединение нижней части левой стрелы 6 и плавно опускается нижняя часть стрелы до вертикального положения прп поддержке заранее закреп ленной веревкой. РІспользуя привязанную веревку, подводится левая стрела к правой и закрепляется двумя пальцами.
Домкраты устанавливаются в положение, при котором исключено задевание ими за люк при опускании стрел, освобождаются рас тяжки от якорей и плавным движением трактора (тяговое усилие на крюке должно быть не менее 5 тс) в сторону мачты на низшей передаче стрелы опускаются до горизонтального положения. После этого снимаются две секции тоннельной лестницы с верхней части правой стрелы 10. Ослабляются две шлицевые гайки (па 2,5—3 нитки по резьбе) и освобождаются шесть упоров (по три па каждой стреле). Прп помощи рычажно-захватного приспособления до от каза вдвигаются верхние части стрел в нижние и затягиваются шлицевымп гайками.
На небольшие расстояния (до 300 м) -в условиях ровной мест ности (отсутствие боковых уклонов свыше 3°) мачта может перево зиться без опускания стрел. Стрелы должны быть установлены в вертикальное положение и закреплены двумя фиксаторами. При этом обязательна страховка двумя тракторами за растяжки (стра хующие тракторы должны находиться от мачты не менее 30 м).
Перевозка мачты на расстояние до 4 км допускается с опущен ными в горизонтальное положение стрелами без снятия двух верх них секций лестниц и без складывания стрел по длине. При этом необходимо снижать скорость движения до минимума на неровно стях почвы, вызывающих колебания стрелы.
При перевозке на расстояние более 4 км (на санях и иа трайллере) мачту необходимо полностью привести в транспортное положение.
При |
ограничении |
высоты |
(наличие линий |
электропередач и |
||
др.) стрелы |
подъема 18 и 20 опускаются. |
|
|
|||
|
|
Техническая характеристика мачты |
|
|
||
Грузоподъемность, |
т |
|
|
|
||
|
на крюке |
|
|
|
10 |
|
|
па кронблоке |
|
|
|
20 |
|
Угол бурения скважпн к горизонту, град |
|
75—90 |
||||
Высота мачты, м |
|
|
|
|
||
|
от пола до осп кроиблока |
|
18 |
|||
|
в транспортном положении |
|
4,52 |
|||
Размеры |
бурового корпуса, |
м |
|
7X4,6 |
||
Размеры |
основания, |
м |
|
|
8,3X4,6 |
|
Вес мачты без бурового корпуса и оборудования, т |
. . |
6 |
||||
В |
том числе: |
|
|
|
|
|
|
санп-осповаппе с опорами, серьгами и стрелами |
|
||||
|
подъема |
|
|
|
3,20 |
|
|
стрелы мачты |
с кропблоком |
|
1,76 |
||
|
подкосы-домкраты |
|
|
0,32 |
Буровая мачта БМ-2. Буровая мачта БМ-2 высотой Н-32 (рис. 50) предназначена для подъема н спуска бурильного или аварийного инструмента п обсадных труб при разведочном бурении вертикальпых скважин глубиной до 2000 м, а также для размещения и укры тия буровой бригады и оборудования. Ствол мачты 3 состоит из пространственной четырехгранной фермы 1100 X 1400 мм, опира ющейся на А-образный портал 8. Для применения бурильных труб
Аз
Рнс. 53. Мачта БМ-2.
1 — кронблок мачты; г — оттяжка; з — ствол мачты; 4 — верхние полати; 5 —
поддерживаюпщй
канат; |
в — канатная |
|||
петля; |
7 |
— |
укосина; |
|
S — портал; |
|
9 — |
||
подкос; |
10 |
— |
основа |
|
ние; |
11 |
— |
нижние |
|
полати; |
|
12 |
— |
оття |
жки |
мачты; |
13, |
||
14 — оттяжки |
крон- |
|||
блока. |
|
нескольких диаметров мачта имеет полати 4 я 11, расположенные на высоте 23,2 м для свечей длиной 24,6 м и на высоте 17,3 м для свечей длиной 18,5 м. Чтобы обеспечить возможность передачи на мачту только центрально сжимающих нагрузок, применяется кронблок мачты 1 качающего типа, уравновешенный 4-мя канат ными оттяжками 13 и 14.
Для придания мачте устойчивого положения служат подкосы 9. Портал, подкосы и буровое здание мачты опираются на металличе ское разборное основание 10, заменяющее собой бетонный фунда-