Файл: Механизация вспомогательных операций в разведочном бурении..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.04.2024

Просмотров: 162

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Для подъема стрелы в рабочее положение грузоподъемная укосппа 15 устанавливается в вертикальное положение, канат 14 за­ крепляется за крюк трактора, который останавливается по линии подъема не ближе чем иа 25 м от опоры мачты. Далее стрела мачты поднимается в рабочее положение плавным движением трактора вперед.

Для того чтобы при переходе стрелы мачты через центр тяжести не произошло удара по фланцам, с противоположной стороны мачта придерживается тросом при помощи трактора, автомашины или специальной лебедки. После подъема мачты в рабочее положение (фланцы стрелы мачты и опоры стягиваются болтами) грузоподъем­ ная укосина открепляется от стрелы мачты, на канате 13 отводится в сторону и кладется иа крышу бурового корпуса. Для фиксации мачты в заданном положении домкраты устанавливаются в «распор» п закрепляются контргайками.

Мачта переводится в транспортное положение в порядке, обрат­ ном подъему.

 

 

 

Техническая

характеристика

мачты

 

 

Тпп

конструкции

 

 

 

 

трубчатая,

четы-

 

 

 

 

 

 

 

 

рехграннная

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ферма

 

Высота от пола буровой до

осп

кронблока,

м

18

 

Грузоподъемность,

т

 

 

 

 

 

 

 

па

крюке

 

 

 

 

 

10

 

 

па

кронблоке

 

 

 

 

 

20

 

 

стрелы

укоспны

 

 

 

 

3

 

Талевая

оснастка .

. •

 

 

1 X 1

или

2 X 1

Угол наклона ствола

мачты

к горизонту, град

90—75

 

Вес

мачты, кг

 

 

 

 

 

2000

 

Высота

установки

в

транспортном положе­

 

 

нии,

м

 

 

 

 

 

 

4,3

 

Длина установки в транспортном

положении,

 

 

м

 

 

 

 

 

 

 

 

14

 

Удельное давление

на грунт, кгс/см2 . . . .

 

0,3

 

Способ

транспортировки

 

 

без

разборки,

 

 

 

 

 

 

 

 

одним

плл

двумя

 

 

 

 

 

 

 

 

тракторами

Т-100

 

 

Б у р о в о й

к о р п у с

 

 

 

Тип

конструкции

 

 

 

 

деревянный,

 

 

 

 

 

 

 

 

крупнопанель­

 

 

 

 

 

 

 

 

ный,

разборный,

 

 

 

 

 

 

 

 

на металлических

Габаритные

размеры,

мм:

 

 

 

санях

 

 

 

 

 

 

 

длпна

 

 

 

 

 

 

7400

 

 

ширина

 

 

 

 

 

 

4000

 

 

высота

 

 

 

 

 

2000-f-2300

Ширина

колеи саней,

м

 

 

 

2,2

 

Вес

корпуса,

кг

 

 

 

 

 

4500

 

Оснащенность оборудования: буровой станок ЗИФ-650А, СБА500 и СБА-800; буровой насос ЗИФ-Р 200/40; НГР-250/50; свече-

9*

131


разворот ПО-49А, РТ-1200; генератор для привода штангоразворота

иосвещеиия; полуавтоматический элеватор — любого типа.

Буровая мачта МНБ-650. Буровая мачта МНБ-650 разработана Оренбургским геологическим управлением.

Мачта предназначена для подъема, спуска и поддержания па весу колонны бурильных и обсадных труб при бурении вертикаль­ ных п наклонных геологоразведочных скважин алмазными корон­ ками глубиной до 800—900 м и твердосплавными коронками до глубины 650 м.

Металлическая А-образная мачта (рис. 52) — это конструкция, состоящая из двух сходящихся у кронблока стрел, каждая из ко­ торых собирается из двух труб (6 и 11 — левая стрела, 10 ж 16 — правая стрела) разных диаметров (219 и 245 мм) и представляющая собой телескопическую пару. Каждая стрела имеет узел телескопи­ ческого соединения, предназначенный для жесткого фиксирования с одновременным центрпрованием труб. Правая стрела в верхней части жестко соединена с рамой кронблока, левая стрела соединена шарнирно. Нижние части стрел мачты шарнирами опираются на две серьги 4 и 21, сваренные из труб, которые в свою очередь через шарниры наклона мачты 3 я 22 опираются па две опоры 2 и 23,

жестко смонтированные

па сварном

металлическом осиовашга 1.

Для поддержания пакета

бурильных

свечей применяется замкну­

тый О-образный свечеприемник 8, который является связью между стрелами, увеличивающей общую жесткость мачты.

 

Подъем спаренных стрел мачты при переводе ее в рабочее поло­

жение п опускание стрел при переводе ее в транспортное

положение

производится через систему блоков и две А-образные

стрелы I S

и

20 прп помощи трактора с тяговым усилием па крюке не менее

5

тс.

 

Прп бурении наклонных скважин применяется гибкая направля­ ющая, позволяющая при спуско-подъемных операциях использо­ вать полуавтоматические элеваторы. Степень натяжения направля­ ющей осуществляется натяжным устройством, представляющим собой винтовую пару с рукояткой и роликом, который устанавлива­ ется так, чтобы натянутый направляющий канат был параллелен оси скважины.

Для увеличения устойчивости мачты применяются четыре тро­ совых растяжки 12. Натяжение растяжек регулируется стяжными муфтами. При бурении вертикальных скважин, а также при подъеме и опускании стрел мачты шарниры наклона мачты 3 и 22 стопорятся двумя фиксаторами. Во избежание сдвига основания при подъеме и опускании стрел мачты трактором на жесткий буксир основания устанавливается сошник.

Буровая мачта МНБ-650 комплектуется утепленным буровым корпусом, в котором размещается все необходимое буровое обо­ рудование. Перед монтажом буровой мачты планируется пло­ щадка на новой точке и мачта устанавливается по азимуту скважины.


Рпс. 52.

Буровая мачта

МНБ-650.

 

 

1 — основание; г — опора левая;

з, 22 — шарнирный

узел; 4 — серьга левая;

5

палец

серьги; 6 — труба нижняя левая;

7 — домкрат винтовой; 8 — свечеприемник;

9 —

узел

телескопического соединения; 10 — труба верхняя правая; 11 — труба верхняя левая; 12 —

растяжки; 13 — кронблок;

14

— тоннельная лестница; 15

— хомут; 16 — труба нижняя

правая; 17, 19 — канат;

18

стрела подъема верхняя;

20 — стрела подъема ниж­

няя;

21

серьга правая; 23 — опора правая.

Для приведения буровой мачты МНБ-650 из транспортного положення в рабочее освобождается хомут 15, закрепляющий спа­ ренные и сложепные по длине стрелы мачты в серповидном седле опоры стрел, ослабляются шлицевые гайки узла телескопического соединения стрел (на 2,5—3 нитки по резьбе), устанавливается ры- чажно-захватное приспособление (если оно было снято) и выдвига­ ется верхняя часть стрел с кропблоком до срабатывания упоров

пдвух собачек, предохраняющих от полного выдвижения верхней части стрел. Под раму кронблока подводится опора, нижний конец которой опирается на автомобильный домкрат. С помощью домкрата

попоры кронблок поднимается на 15—20 мм с целью выбирания провисания стрелы мачты. После этого «собачка» на рычажио-за- хватном приспособлении перебрасывается п производится обратная подача верхней части стрел (до контактирования торцов верхних труб с упорами). На верхней и нижней горизонтально расположен­ ных стрелах фиксирующие кольца по скошенным пазам надвига­ ются па упоры и поджимаются натяжными винтами. Отпущенные шлпцевые гайкп закрепляются натяжными внптамп, поджимаются фиксирующие кольца, которые затем законтриваются. К верхней части стрелы мачты 10 монтируются два кронштейна, к которым прикрепляются две секции тоннельной лестницы. На буксир санейоснования устанавливается сошник, опускаемый затем в проделан­ ное углубление в грунте. Проверяется надежность крепления ка­ натов, правильность выполненной оснастки для подъема стрел мачты. После этого конец каната падежпо прикрепляется к трактору (с тя­ говым усилием на крюке не менее 5 тс).

Плавным движением трактора (без рывков) на первой скорости поднимаются спаренные стрелы мачты до положения, когда оси стрел образуют угол около 6° к вертикали. В этом положении мачта расчаливается растяжками.

Пальцами диаметром 18 мм раскрепляются стрелы между собой (во избежание паденпя пальцы должны быть закреплены на цепочках к стреле). Левая стрела отводится влево и двумя пальцами скрепля­ ется с левой серьгой. Свечеприемник прикрепляется двумя хому­ тами к правой стреле и производится талевая оснастка.

Наклон мачты МНБ-650 на заданный угол бурения создают два винтовых домкрата 7, для чего расшплинтовываются п выбиваются нижние пальцы у фиксаторов, нижние части фиксаторов выводятся из проушин, оттягиваются нижние части подкосов-домкратов н свин­ чиваются с винтов. После этого ослабляются две растяжки со сто­ роны, противоположной стороне наклона, навинчиваются домкраты на винты и одновременно устанавливается и натягивается направляющая.

Для приведения мачты в транспортное положение свечеприемник освобождается от бурильных свечей, мачта выводится в вертикаль­ ное положение при помощи подкосов-домкратов с обязательной страховкой растяжками. При помощи двух фиксаторов мачта за­ крепляется в вертикальном положении. Свечеприемник освобожда­ ется от правой стрелы и опускается вниз, проверяется оснастка

т


полиспаста стрелы подъема, выводится канат и надежно прикрепля­ ется к трактору. Движением трактора на одной из низших передач канат натягивается и надежно затормаживается. Затем дверцы люка бурового корпуса открываются, освобождается соединение нижней части левой стрелы 6 и плавно опускается нижняя часть стрелы до вертикального положения прп поддержке заранее закреп­ ленной веревкой. РІспользуя привязанную веревку, подводится левая стрела к правой и закрепляется двумя пальцами.

Домкраты устанавливаются в положение, при котором исключено задевание ими за люк при опускании стрел, освобождаются рас­ тяжки от якорей и плавным движением трактора (тяговое усилие на крюке должно быть не менее 5 тс) в сторону мачты на низшей передаче стрелы опускаются до горизонтального положения. После этого снимаются две секции тоннельной лестницы с верхней части правой стрелы 10. Ослабляются две шлицевые гайки (па 2,5—3 нитки по резьбе) и освобождаются шесть упоров (по три па каждой стреле). Прп помощи рычажно-захватного приспособления до от­ каза вдвигаются верхние части стрел в нижние и затягиваются шлицевымп гайками.

На небольшие расстояния (до 300 м) -в условиях ровной мест­ ности (отсутствие боковых уклонов свыше 3°) мачта может перево­ зиться без опускания стрел. Стрелы должны быть установлены в вертикальное положение и закреплены двумя фиксаторами. При этом обязательна страховка двумя тракторами за растяжки (стра­ хующие тракторы должны находиться от мачты не менее 30 м).

Перевозка мачты на расстояние до 4 км допускается с опущен­ ными в горизонтальное положение стрелами без снятия двух верх­ них секций лестниц и без складывания стрел по длине. При этом необходимо снижать скорость движения до минимума на неровно­ стях почвы, вызывающих колебания стрелы.

При перевозке на расстояние более 4 км (на санях и иа трайллере) мачту необходимо полностью привести в транспортное положение.

При

ограничении

высоты

(наличие линий

электропередач и

др.) стрелы

подъема 18 и 20 опускаются.

 

 

 

 

Техническая характеристика мачты

 

 

Грузоподъемность,

т

 

 

 

 

на крюке

 

 

 

10

 

па кронблоке

 

 

 

20

Угол бурения скважпн к горизонту, град

 

75—90

Высота мачты, м

 

 

 

 

 

от пола до осп кроиблока

 

18

 

в транспортном положении

 

4,52

Размеры

бурового корпуса,

м

 

7X4,6

Размеры

основания,

м

 

 

8,3X4,6

Вес мачты без бурового корпуса и оборудования, т

. .

6

В

том числе:

 

 

 

 

 

санп-осповаппе с опорами, серьгами и стрелами

 

 

подъема

 

 

 

3,20

 

стрелы мачты

с кропблоком

 

1,76

 

подкосы-домкраты

 

 

0,32


Буровая мачта БМ-2. Буровая мачта БМ-2 высотой Н-32 (рис. 50) предназначена для подъема н спуска бурильного или аварийного инструмента п обсадных труб при разведочном бурении вертикальпых скважин глубиной до 2000 м, а также для размещения и укры­ тия буровой бригады и оборудования. Ствол мачты 3 состоит из пространственной четырехгранной фермы 1100 X 1400 мм, опира­ ющейся на А-образный портал 8. Для применения бурильных труб

Аз

Рнс. 53. Мачта БМ-2.

1 — кронблок мачты; г — оттяжка; з — ствол мачты; 4 — верхние полати; 5 —

поддерживаюпщй

канат;

в — канатная

петля;

7

укосина;

S — портал;

 

9 —

подкос;

10

основа­

ние;

11

нижние

полати;

 

12

оття­

жки

мачты;

13,

14 — оттяжки

крон-

блока.

 

нескольких диаметров мачта имеет полати 4 я 11, расположенные на высоте 23,2 м для свечей длиной 24,6 м и на высоте 17,3 м для свечей длиной 18,5 м. Чтобы обеспечить возможность передачи на мачту только центрально сжимающих нагрузок, применяется кронблок мачты 1 качающего типа, уравновешенный 4-мя канат­ ными оттяжками 13 и 14.

Для придания мачте устойчивого положения служат подкосы 9. Портал, подкосы и буровое здание мачты опираются на металличе­ ское разборное основание 10, заменяющее собой бетонный фунда-