Файл: Механизация вспомогательных операций в разведочном бурении..pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.04.2024
Просмотров: 158
Скачиваний: 1
Высота мачты от рамы установки |
до |
осп |
кронблока, |
мм |
|
|
8260 |
Высота размещения полатей от земли, |
мм |
Около |
|
|
|
|
5000 |
Максимальное усилие в канате, |
кгс |
|
2500 |
Талевая оснастка |
|
|
1X1 |
Вес мачты в сборе, кг |
|
|
492 |
Вес фермы мачты, кг |
|
|
280 |
Мачта МРУГУ-1. Буровая мачта МРУГУ-1 разработана Ураль ским геологическим управлением.
Мачта предназначена для подъема и спуска бурильного инстру мента и обсадных труб при бурении вертикальных и наклонных
Рпс. 47. МРУГУ - 1 .
і |
— |
шарнир |
основания; |
2 — основание |
мачты; |
з — стрела |
монтажная; |
||
4 |
— |
стрела; |
б — |
укосина; |
в — опора |
подвижная; |
7 — труба |
телескопиче |
|
ская; 8 — опора |
неподвижная; 9 — домкрат регулировочный; 10 — хомуты; |
||||||||
|
|
|
|
Л — свечеприемнпк; |
12 — |
перекладина. |
|
скважин глубиной до 300 м станком типа ЗИФ-300 с электропри водом.
Спуско-подъемные операции при наклонном бурении произво дятся с использованием направляющего троса и каретки, задержи вающих элеватор по оси скважины. Элеватор с кареткой связаны таким образом, что обеспечивают нормальные условия при прове дении работ «на вынос».
Мачта (рис. 47) представляет собой пространственную металло конструкцию, имеющую в поперечном сечении трехгранную форму. Мачта состоит из стрелы 4, основания мачты 2, опоры подвижной 6,
трубы телескопической 7 и опоры неподвижной 8. На стреле смон тированы укосина 5 и свеченриемник 11 с перекладиной 12, позволя ющей изменять глубину кармана свечеприемиика. В верхней части стрелы монтируется кронблок таким образом, что одна ветвь ка ната проходит по оси скважины, а другая — по середине барабана лебедки станка. Такое расположение роликов кронблока обеспечи вает нормальную навивку каната на барабан лебедки без примене ния оттяжных и направляющих роликов. Конструкция кронблока позволяет производить спуско-подъемные операции только на пря мом канате.
Неподвижная опора 8 служит для поддержания мачты в транспорт ном положении. Угол наклона мачты регулируется двумя домкратами S, шарнирно закрепленными между основанием мачты и основанием установки. Крепление фермы мачты при заданном угле наклона осуществляется подвижной опорой 6, один конец которой соеди няется с мачтой шарнирно, а другой — крепится на неподвижной опоре 8 в двух телескопических шарнирах, обеспечивающих кре пление подвижной опоры в промежуточных положениях через 1° угла наклона мачты от 90 до 65°.
Укосина 5 предназначена для выполнения вспомогательных погрузо-разгрузочных операций.
Все оборудование и мачта смонтированы на передвижном де
ревянном |
основании. |
|
|
|
|
|
Техническая характеристика |
мачты |
|
||
Тип конструкции |
|
|
|
трубчатая |
|
|
|
|
|
|
трехгранная |
|
|
|
|
|
ферма |
Грузоподъемность |
на крюке, т |
|
6,6 |
||
Грузоподъемность |
укосины, т |
|
1,5 |
||
Высота мачты в рабочем положении от пола бу |
|
||||
ровой до осп кронблока, м |
|
12,5 |
|||
Угол |
наклона мачты, |
град |
|
90—65 |
|
Талевая оснастка |
|
|
|
па прямом |
|
|
|
|
|
|
канате |
Вес мачты в сборе, |
кг |
|
900 |
||
Высота установки л транспортном положении, м |
4,3 |
||||
Габаритные размеры бурового здания для лес |
|
||||
ных гористых и таежных местностей, м . . . . |
3,4X6,5 |
||||
Габаритные размеры |
бурового здания для |
степ |
|
||
ных и лесостепных местностей, м |
|
4,2X7,0 |
|||
Способ подъема мачты |
|
трактором |
пли лебедкой станка
Мачта МР-5А. Мачта МР-5А предназначена для проведения спуско-подъемных операций при бурении вертикальных и наклон ных (от 90 до 70° к горизонту) разведочных скважин станками ЗИФ300М и СБА-500 с электроприводом, размещения основного и вспо могательного оборудования, перевозки всего оборудования без де монтажа, а также укрытия рабочего места от непогоды.
г 120
Мачта МР-5А (рис. 48) |
состоит из |
собственно |
мачты 7, подкоса |
S с винтовым домкратом, |
основания |
1 и каркаса |
6. |
Мачта представляет собой сварную пространственную металли ческую ферму с открытой передней гранью, во внутренней части которой, являющейся свечеприемииком, размещается пакет свечей. Она состоит из верхней и нижней секций, соединенных между собой болтами через фланцы. Нижняя секция имеет шарниры, которыми мачта соединяется с основанием. В верхней секции монтируется двухроликовый кронблок 12. Для предотвращения переподъема талевого блока на верхней секции мачты на расстоянии 1,5 м от
кронблока |
установлен конечный выключатель ВК |
-311, который |
при наезде |
роликов каретки на его рычаг отключает |
электродвига |
тель стайка. Передние йоги мачты изготовлены из швеллеров и вы полняют роль направляющих каретки 10.
На каретке монтируется талевый блок и подвешивается полу автоматический элеватор 13. Для подъема бурового снаряда из скважины элеватор надевают на верхнюю замковую муфту и под нимают вверх на величину свечи.
После установки снаряда на подкладную вилку и отвинчивания свечи нижний конец ее вручную заносится на подсвечник 17 (при наклонном бурении он заносится туда сам под действием силы соб ственного веса).
При движении каретки вниз элеватор освобождается от свечи и она под действием отражателя элеватора (при вертикальном бу рении) или под действием силы собственного веса (при наклонном бурении) падает в свечеприемник мачты. Далее цикл повторяется.
Для спуска бурового снаряда в скважину каретка опускается вниз, к устью скважины. Элеватор вручную надевается на свечу,, стоящую на подсвечнике. Во время движения каретки вверх эле ватор скользит по свече и вытаскивает ее из пакета.
При наезде роликов серьги элеватора на копиры 23 он вместе со свечой выводится на ось оскважины. После свинчивания свечи буровая колонна опускается в скважину. Далее цикл повторяется.
В рабочем положении, вертикальном или наклонном, мачта под держивается подкосом S, секции которого шарнирно соединены;, верхня я с мачтой, а нижняя с основанием. Из транспортного по ложения до угла 65—70° мачта поднимается трактором с помощью' стрелы подъема. Мачта устанавливается в рабочее положение (70— 90°) винтовым домкратом подкоса, винт которого через коническую' пару приводится в движение от рукоятки. Усилие на рукоятке не превышает 10 кгс, так что один рабочий легко справляется с подъе мом мачты.
Мачта переводится в транспортное положение в обратной по следовательности. С одной скважины на другую, расположеннуюна небольшом расстоянии, мачта может транспортироваться тракто ром С-100 без опускания фермы мачты в транспортное положепие. При перевозке по сильно пересеченной местности и при наличии воздушных электролиний ферма мачты опускается в транспортное-
|
|
Рис. |
48. |
Мачта МР-5А. |
|
|
|
|
||
1 |
— основание; 2 — лестница |
па здание; |
з — электрооборудование; |
4 — деревянные |
кон |
|||||
струкции здания; 5 — ограждение; в — каркас; 7 — ферма мачты; * — подкос; |
э — лестница; |
|||||||||
10 |
— каретка; 11 — растяжка; |
12 — кронблок; 13 — элеватор; 14 — оснастка |
для |
подъема |
||||||
и опускания мачты; IS — наголовник; |
16, |
18 |
— трап; 17 |
— подсвечник; |
19 — |
дышло; |
||||
20 |
— механизм свипчивания |
бурильных |
труб; |
21 — буровой |
станок; |
22 — |
насос; 23 |
— |
||
|
|
копиры. |
|
|
|
|
|
|
положение. При перевозке на дальние расстояния вся установка разбирается на отдельные транспортабельные блоки или перевозится единым блоком на трайлере.
. Основание выполнено в виде передвижного своеобразного ме таллического фундамента, на котором монтируются все узлы уста новки, а также размещаются станок, насос, механизм свинчивания, развинчивания бурильных труб и другой производственный инстру мент и инвентарь.
Буровое здание состоит из металлического разборного каркаса панельного типа и деревянных щитов. Панели сварены из угольни ков. Они крепятся между собой и к балкам основания болтами.
В здании имеются две двери и монтажные ворота. Крыша имеет проем, позволяющий переводить мачту из транспортного положения в рабочее и обратно и производить операции с бурильными, обсад ными и колонковыми трубами при работе на вынос. Этот проем
перекрывается |
рядом крышек, которые могут в зависимости |
от |
||
угла |
наклона |
мачты |
перемещаться и плотно перекрывать |
все |
щели. |
|
|
|
|
На |
крышу, |
имеющую ограждение, ведет лестница-стремянка |
2. |
|
С крыши до кронблока |
можно подняться по тоннельной летиице |
9, |
идущей по правой стороне мачты. С этой же лестницы производятся засыпка дроби, работа с сальником и другие операции. Со стороны
входной |
двери к зданию приставляется трап 18. |
Для |
сцепления с трактором при перевозках установка комплек |
туется |
дышлом 19. |
Мачты МР-5А серийно изготовлялись на Актюбинском геологоремонтном заводе. В настоящее время мачты МР-5А работают в ор ганизациях Министерства геологии РСФСР, Министерства геологии Украины, Министерства геологии Казахстана и Министерства геологии Узбекистана.
За период эксплуатации в производственных организациях в 1966—1967 гг. были выявлены преимущества мачта МР-5А перед металлическими четырехногими и треногими копрами, заключа ющиеся в следующем.
1. Мачта МР-5А со скважины на скважину перевозится единым блоком без опускания фермы мачты в транспортное положение. Перевозка на большие расстояния (более 200 км) производится единым блоком на трейлере. Это позволило, по данным Правобе режной и Западно-Казахстанской экспедиций, сократить затраты времени на монтаж, демонтаж и перевозку бурового оборудования
в2,5—3 раза.
2.Применение отдельных средств механизации (полуавтомати ческий элеватор, механизм для свинчивания и развинчивания бу рильных труб и полуавтоматическая укладка свечей в пакет) позво лило сократить затраты времени на производство спуско-подъемных и вспомогательных операций.
Вместе с этим в процессе эксплуатации был отмечен ряд недо статков в конструкции мачты МР-5А.