Файл: Лариков Е.А. Узлы и детали механизмов приборов. Основы теории и расчета.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.04.2024

Просмотров: 109

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

где п — число оборотов в минуту;

h— время работы подшипника в ч;

С— коэффициент работоспособности, для каждого типа под­ шипника приводится в каталоге;

kCK — скоростной

коэффициент. .

от размеров и конструк­

Значение

коэффициента С зависит

ции подшипника

(рис. 136).

kCK

 

 

 

 

п >>

Скоростной

коэффициент

вводят в

расчет

при

•> 10 ООО об/мин, его зависимость

от скорости

вращения указана

 

 

 

 

 

 

на

рис. 137.

 

 

 

с

 

 

 

 

7

 

Условную нагрузку Qy подсчи­

7000

 

 

 

 

тывают

по уравнению

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6000

Радиальные

 

 

 

Qy

= (R + mA)kK.kB.kr,

(252)

5000

//

 

 

 

 

 

 

 

однорядные 1

 

 

 

 

 

 

 

то

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

V

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3000

 

/

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

^Радиально-

 

 

 

 

 

 

 

2000

 

 

упорные

 

 

 

 

 

 

 

 

( магнетные)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1000,

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

о3

 

 

7

8

Омм

 

10000

20000

п,о5/мин

Рис. 136. Зависимость

коэффи­

 

Рис.

137. Зависимость

скорост­

циента С от

внутреннего

диа­

 

ного коэффициента от

скорости

 

 

метра

подшипника

 

 

 

 

вращения

подшипника

где

R и А — радиальная

и

осевая

нагрузки

в кгс;

 

 

 

т

коэффициент

приведения

нагрузки,

для радиаль­

 

 

 

 

ных подшипников т = 1,5, для радиально-упор-

kK,

kB, kT

 

ных

т = 0,7;

 

 

 

 

 

 

 

 

— коэффициенты,

учитывающие

 

вращающееся

 

 

 

 

кольцо

подшипника

(kK);

характер

нагрузки

Момент

 

(kB);

температуру

(к^) и режимы

работы.

сопротивления

трения, возникающий при работе ша­

рикоподшипников

(рис. 138), определяют,

используя

выражение

 

 

 

 

М т

= М 0 - +(1,5Л + 1,25Я)А-5а-,

 

(253)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

где М0

— момент

трения

ненагруженного

подшипника;

A,

R — осевая

и

радиальная

нагрузки

в гс;

 

 

 

 

k — коэффициент

трения

качения

в см;

 

 

 

 

DQ

— диаметр

 

окружности

центров

шариков

в см;

 

йш

— диаметр

шарика

в см;

 

 

 

 

 

 

 

М0 — момент трения

ненагруженного

подшипника в гс.см.

Зависимость М0

от диаметра шарика dm

для подшипников раз­

ных

классов точности приведена

на рис. 139.

 

 

 

317


Его можно также подсчитать, пользуясь эмпирическим соот­ ношением [33]

M0=~Cdm,

коэффициент С зависит от типа шарикоподшипника.

b

МпМ -см

\ \ \ \ \ \ ч 1

3 '

т

( "

1

 

••'/у -f//>

 

:

О)

 

Рис. 138.

Шарикоподшипники:

Рис. 139. Зависимость момента тре­

а

р а д и а л ь н ы е ; 6 — р а д н а л ь н о - у д а р -

ния

ненагруженного подшипника от

 

 

иые

 

диаметра шарика йш

 

Иногда

применяют более

простые

зависимости, включая М„

и

заменяя

условную нагрузку (1,5 А + 1,25#) радиальными или

 

 

г

 

 

2 г'

 

 

'/777/.X)

 

 

' А

Рис. 140. Схема

действия сил, возникающих в шарикопод­

 

 

шипниках:

а

— р а д и а л ь н ы й

подшипник; б — р а д и а л ь н о - у п о р н ы й п о д ш и п н и к ;

 

 

в — у п о р н ы й п о д ш и п н и к

осевыми

силами в соответствии со схемами (рис. 140), тогда

МkR^-

"ш

или

(254)

Cos a d„.

 

318


Величина М0 может быть соизмеримой с сопротивлением тре­ ния от нагрузок R и А, даже превосходит ее (например, в пре­ цизионных подшипниках), поэтому пренебрегать ею не рекомен­ дуется.

При работе шарикоподшипников возникают явления не только чистого качения, но также проскальзывания (шарики о сепаратор,

777777А7~7}.

 

.

• Щ

6)

'в)

Рис. 141.

Насыпные

шарикоподшипники

шарики о кольцо и т. д.) и сопротивление движению смазки, особенно ощутимое при и низких температурах. Проскальзывание

зависит

от формы рабочих тел шарикоподшипников,

определяю­

щих размер

и форму площадки их контакта (начальный контакт

в точке

или по

линии).

 

Например, в

насыпных

 

подшипниках

[42] про­

 

скальзывание тем силь­

 

нее, чем больше поверх­

 

ности

соприкосновения

 

шарика

с цапфой и чем

 

хуже фиксация

шарика

кач

(рис. 141, а, б,

в).

 

Для уменьшения трения можно рекомен­ довать схему, изобра­ женную на рис. 141, а. Для такого прямоуголь­ ного (по форме корпу­ са) подшипника момент трения будет минималь­ ным, если ось вала А—А (прямая, соеди­ няющая точки сопри­ косновения шарика

Рис. 142. Кинематика прямоугольного шарико­ подшипника:

о) — угловые скорости

с подшипником) и образующая поверхности вала (касательная к шарику) пересекаются в 'одной точке (рис. 142). Несоблю­ дение этого правила приводит к значительному увеличению момента трения, не учитываемого выражением (253). У стандарт­ ных подшипников такое увеличение момента стараются предотвра-. тить выбором оптимальных форм рабочих тел и их взаимном рас­ положением.

319


Зависимости, позволяющие подсчитать моменты трения, воз­ никающие вследствие проскальзывания, под влиянием смазки и т. д., пока не установлены.

70.УПРУГИЕ ОПОРЫ

Упругие опоры выполняют из тонких пружин разной формы сечений (рис. 143 и 104), соединяющих подвижную часть ^непод­ вижной. Сами пружины могут быть как металлическими (сталь, бронза, нейзильбер и т. д.), так и неметаллическими (кварц,

F

*"1

т е й подвесов; д — к р е п л е н и я п о д в е с о в

г)

 

германий, кремний и т. д.). Для изготовления металлических опор преимущественно используют стандартные металлические ленты или проволоку.

Все большее распространение, например, в силоизмерительных устройствах, в высокочувствительных малонагруженных прибо­ рах и т. д. приобретают неметаллические материалы (см. п. 62).

Взаимное относительное перемещение деталей, соединенных упругой опорой, обеспечивается,упругими деформациями пружин, работающих на-изгиб или кручение (см. рис. 104).

Такие опоры допускают значительные нагрузки. Их приме­ няют в приборах как с малым, так и большим вращающим момен-

320

100 750 Ч.мкм
Рис. 144. График зависимости между весом подвижной системы и диаметром нити под­ веса
(э.кгс/мм2

том. Они удовлетворительно работают при вибрациях. Упругие опоры используются главным образом в подвижных системах, совершающих колебательное движение при необходимости обе­ спечения минимального трения в опоре (чувствительность). Прак­ тически в этих опорах отсутствуют трение (величина трения упругости очень мала) и зазоры. Они не боятся загрязнений, надежны в ра­ боте.

Недостатками опор являются ограниченная величина перемещения и woo невысокая точность на­ правления.

При работе упругих опор возникают значи­ тельные неустранимые по­ грешности, в основном связанные с непостоянст­ вом упругих свойств мате­ риалов (п. 62). Изменение жесткости пружины при постоянном значении из­ меряемого параметра, вы­ званное гистерезисом, по­ следействием или темпе­ ратурной погрешностью приводит к изменению пе­ ремещения всей упругой опоры, т. е. к изменению сигнала, снимаемого с вы­ хода системы. При этом происходит изменение мас­ штаба преобразования из­ меряемого параметра в вы­ ходной сигнал.

Это изменение принято называть изменением мас­ штабного коэффициента.

Погрешность, вызванную

этим

изменением, называют

погреш­

ностью

от непостоянства

масштабного коэффициента.

Гистере­

зис и

последействие (особенно

пластические) приводят также

к тому, что при начальном (чаще всего нулевом) значении измеряемого параметра меняется исходное положение упругого подвеса. Измерительная система фиксирует это в форме смещения начала отсчета. Появляющаяся в результате погрешность полу­ чила название «непостоянство нуля». Она возникает в начале от­ счета и проявляется во всех показаниях прибора.

21 Е . А . Л а р и к о в

321


В тех случаях, когда сигналом измерительной системы служит напряжение, возникающее в пружине (см. п. 66), погрешности появляются в основном из-за релаксации напряжений и прояв­ ляются в форме нелинейности упругой характеристики.

Как уже указывалось (п. 62), значительного снижения упру­ гих погрешностей можно добиться, применяя монокристалличес­ кие материалы. Температурные погрешности их не превосходят погрешности металлических или кварцевых пружин. Оптимальные параметры упругой системы сравнительно просто подбираются графически (рис. 144). В качестве примера рассмотрим упругую систему гравиметра (см. рис. 109)ссапфировыми монокристаллическимн растяжками, кварцевым основанием. Угол закрутки системы

ср = 380°.

Вращающий

момент М = 300 • 10~6

мгс-мм. Зная

значения

температурных

коэффициентов кварца а к

и сапфира а с

и температурного коэффициента модуля сдвига р, можно выбрать оптимальный вес подвижной системы Q при известных размерах сечения монокристалла (d) и его прочности (или наоборот, при известном Q можно подобрать оптимальное сечение), используя графические построения (рис. 144).

Температурные погрешности могут быть выражены через из­ менение вращающего момента ДМ или через изменение показаний

гравиметра Ag = Они являются следствием изменения от

температуры: 1) длины плеча маятника а (ДМ г , Д^а ); 2) модуля сдвига нити (ДМ 2 , Ag2), 3) натяжения нити из-за различного при­ ращения длины сапфировой нити и кварцевого основания, а также вследствие деформации основания, вызванного этим изменением натяжения нити Д ^ (ДМ3 , Ag3).

Для данной системы

Д^з = -^jp- = 20,4 мгл/град,

где k — чувствительность гравиметра.

Для изготовления монокристаллических упругих подвесов гравиметров могут быть рекомендованы материалы, приведенные в табл. 15.

Следует обратить внимание на то обстоятельство, что такие подвесы могут,быть выполнены вместе с основанием. Это позволяет значительно уменьшить температурные погрешности подвижных систем и упростить регистрацию показаний за счет применения полупроводниковых тензодатчиков.

Кроме того, можно уменьшить влияние характера крепления упругих элементов на выходной сигнал, так как в данном случае непосредственно измеряются сами деформации упругих элементов, а не их результат в виде угловых или линейных перемещений.