ния, опоры скольжения все еще широко используются и в машино строении, и в приборостроении.
Преимущества опор скольжения проявляются: 1) при работе особо быстроходных валов (из-за долговечности опор); 2) при необходимости обеспечения особо точного направления осей (за счет индивидуального изготовления); 3) при работе особо тяжелонагруженных валов, а также валов, работающих в условиях тряски или вибрации; 4) при необходимости обеспечения малых габаритов, а также возможности разъема опор; 5) при работе в воде или агрессивных средах, при загрязненных смазках, когда опоры качения не работоспособны; 6) в особо легких малонагруженных измерительных устройствах, при необходимости иметь наимень шие моменты трения в условиях незначительных скоростей враще ния осей; 7) в простых малонагруженных и медленно вращающихся неответственных валах и осях машин и приборов, где использова ние опор качения не оправдано.
Опоры скольжения обеспечивают: достаточную точность, на дежность и долговечность работы механизма; плавность вращения и бесшумность; простоту и компактность конструкции, минималь ную стоимость и простоту изготовления.
При стационарных режимах и обеспечении жидкостного тре ния опоры скольжения лучше нежели опоры качения работают при динамических нагрузках и допускают почти неограниченные скорости вращения (число оборотов опор качения ограничено). Если исключена возможность обеспечения чисто жидкостного трения, то основным недостатком опор скольжения являются относительно большие потери на трение и износ.
|
В зависимости от геометрической формы рабочих поверхностей |
и |
их расположения |
опоры |
скольжения |
классифицируются так: |
1) |
цилиндрические, |
2) торцовые, 3) |
конические, |
4) сфери |
ческие. |
|
|
|
|
|
Расчет опор скольжения |
производят |
с учетом их |
геометрии |
(цилиндрические, конические и т. д.), характера трения (полу сухое, граничное и т. д.), условий работы (скорость вращения и, температура t, вибрации и т. д.) и т. п. Размеры и моменты сопро тивления трения опор, работающих в условиях полусухого, гра ничного и полужидкостного трения, определяют, исходя из кри
териев прочности |
[ог]иэ, [ а ] к , или [р] [ p v ] (табл. 21). Расчет опор |
по критериям [р] |
или [pv] называют условным расчетом подшип |
ников. При проектировании опор с жидкостным трением разли чают гидростатические подшипники и опоры, работающие в усло виях гидродинамического трения (последние рассчитывают по гидродинамической теории Петрова Н. П.) Опоры такого типа в работе не рассматриваются. Размеры малонагруженных опор, работающих в условиях полусухого, граничного, полужидкост ного трения выбирают из конструктивных соображений. В послед нем случае основное внимание обращают на определение момента сопротивления трения.