Файл: Лариков Е.А. Узлы и детали механизмов приборов. Основы теории и расчета.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.04.2024

Просмотров: 136

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
— живая сила удара,

 

 

 

Продолжение табл. 20

С х е ма опоры и принятые о б о з н а ч е н и я

Ф о р м у л ы д л я расчета

Р е к о м е н д а ц и и по в ы б о р у

П р и м е ч а н и е

м а т е р и а л а

где Аг:

2g

здесь vm a x максимальная скорость соударе­ ния (см. расчет цилиндрических опор, работающих в условиях вибрации)

Ах

— кинетическая

энергия

flmax

максимальная

скорость соударения

g — ускорение силы тяжести

Для вертикально рас­ положенной опоры

а) при статических ус­ ловиях работы

о-тах = 0.617 X

з / А а

X

-к /

б) при работе в усло­ виях вибраций

о-тах = 0,779 X

5

л ;

X У

{'En + Як )

Для горизонтально расположенного керна

а) при статических ус­ ловиях работы

о-тах = 0,617 X

Подпятники

(подуш­

Наблюдается

 

замет­

ки)

чаще

всего

делают

ное

вскатывание

опоры

из

синтетических

кам­

Осевой зазор

у верти­

ней — агата,

рубина,

кально

расположенного

корунда. В грубых при­

керна не должен

превы­

борах

можно для под­

шать 0,02—0,03 мм, у го­

пятников

применять

ризонтальной опоры до­

бронзы, латуни

и т. д.

ходить до 0,1 мм

 

Рабочие

поверхности

Угол при вершине ко­

обрабатывают

по

9—

нуса

шпиля обычно ра­

10-му

классу

чистоты

вен 60°, при вершине ко­

 

 

 

 

 

 

нуса

 

подпятника его

 

 

 

 

 

 

берут 90°

 

 

 

 

 

 

 

 

гк

= 0,025-^0,2 мм

 

 

 

 

 

 

 

 

k = 3-^10

 

 

 

 

 

 

 

При

работе

в

усло­

 

 

 

 

 

 

виях

вибраций г к

увели­

 

 

 

 

 

 

чивают

 

 

 

R(

1

\2

1

 

 

ГпJ

Г 1 J- 1 1 2

U n

sin а =

/ 5 [ 2 r K ( f e - l ) - 6 ]

где б — осевой зазор б) при работе в усло­

виях вибраций Ошах = 0,779 X

X

 

 

Гп I

 

 

 

Г

l + / c t g o

{Е„ + £К)

 

 

 

 

 

2g sin а

 

Момент

сопротивления

трения

 

 

 

М с о п р 0

+ Мкач

+

+ мвск

+ м с к

Предельное значение

угла вскатывания

опре­

деляется

 

соотношением

авск.пред = arctg s i n а >

при этом угол поворота керна Фпред определяется

_

гк

так фпред — ' п «век. пред

Момент сопротивления

трения скольжения при

буксовании

 

•Мск. букс=

RfrКC 0 S а вск

Для предохранения опоры от повреждений при ударах и тряске применяют пружины, смягчающие действие удара на опору


Схема опоры н п р и н я т ы е о б о з н а ч е н и я

Конические опоры Одинарная коническая пята

Лг = *-/$°

Силы реакции

— п р и

переносе оси

dB . d4 — диаметр

втулки

и цапфы,

а в - а ц — температурные

коэффициенты мате­

риалов

втулки

и цапфы

Ф о р м у л ы д л я расчета

Мск = —^— fr = RfrK sin а ' '

от радиальной силы R,

3

Р е к о м е н д а ц и и по в ы б о р у м а т е р и а л а

Л-;ск = 0,407 —4=г- л ~

У0"max

от осевой силы А

Расчет на прочность аналогичен расчету ци­ линдрических опор. Ом дает величину dcp;

d c p -

2

Величина минимально­

го зазора б,

исключаю­

щего защемление при изменении температуры на At, определяется соот­ ношением

6 = rfB(l ± а в Д г ) —

— ± а ц Д 0 Моменты сопротивле­

ния трения определяют­ ся по среднему диаме­ тру dcp по соотношениям, принятым для цилиндри­

ческих

опор

 

^ с о п р =

-Л^о КОН "Ь

+ Мкач

+ ;И В С К

-J- АГск

 

 

 

2

^ с о п р ^ М0 к о н -\—— Я X

X Г R

 

+ А

1 /dc p

L cos a

sin а . ' с р

Материалы применя­ ют теже, что и для ци­ линдрических опор.

Рабочие поверхности обрабатываются до 9— 10-го класса чистоты

Продолжение табл. 20

П р и м е ч а н и е

При нагрузках и раз­ мерах, одинаковых с ци­ линдрическими опорами, момент трения больше Опора приспособлена для восприятия осевых А и радиальных R нагру­

зок

Обеспечивает точное центрирование и герме­ тичность

При износе допускает регулировку

Очень чувствительна к изменению температу­ ры


ния, опоры скольжения все еще широко используются и в машино­ строении, и в приборостроении.

Преимущества опор скольжения проявляются: 1) при работе особо быстроходных валов (из-за долговечности опор); 2) при необходимости обеспечения особо точного направления осей (за счет индивидуального изготовления); 3) при работе особо тяжелонагруженных валов, а также валов, работающих в условиях тряски или вибрации; 4) при необходимости обеспечения малых габаритов, а также возможности разъема опор; 5) при работе в воде или агрессивных средах, при загрязненных смазках, когда опоры качения не работоспособны; 6) в особо легких малонагруженных измерительных устройствах, при необходимости иметь наимень­ шие моменты трения в условиях незначительных скоростей враще­ ния осей; 7) в простых малонагруженных и медленно вращающихся неответственных валах и осях машин и приборов, где использова­ ние опор качения не оправдано.

Опоры скольжения обеспечивают: достаточную точность, на­ дежность и долговечность работы механизма; плавность вращения и бесшумность; простоту и компактность конструкции, минималь­ ную стоимость и простоту изготовления.

При стационарных режимах и обеспечении жидкостного тре­ ния опоры скольжения лучше нежели опоры качения работают при динамических нагрузках и допускают почти неограниченные скорости вращения (число оборотов опор качения ограничено). Если исключена возможность обеспечения чисто жидкостного трения, то основным недостатком опор скольжения являются относительно большие потери на трение и износ.

 

В зависимости от геометрической формы рабочих поверхностей

и

их расположения

опоры

скольжения

классифицируются так:

1)

цилиндрические,

2) торцовые, 3)

конические,

4) сфери­

ческие.

 

 

 

 

 

Расчет опор скольжения

производят

с учетом их

геометрии

(цилиндрические, конические и т. д.), характера трения (полу­ сухое, граничное и т. д.), условий работы (скорость вращения и, температура t, вибрации и т. д.) и т. п. Размеры и моменты сопро­ тивления трения опор, работающих в условиях полусухого, гра­ ничного и полужидкостного трения, определяют, исходя из кри­

териев прочности

[ог]иэ, [ а ] к , или [р] [ p v ] (табл. 21). Расчет опор

по критериям [р]

или [pv] называют условным расчетом подшип­

ников. При проектировании опор с жидкостным трением разли­ чают гидростатические подшипники и опоры, работающие в усло­ виях гидродинамического трения (последние рассчитывают по гидродинамической теории Петрова Н. П.) Опоры такого типа в работе не рассматриваются. Размеры малонагруженных опор, работающих в условиях полусухого, граничного, полужидкост­ ного трения выбирают из конструктивных соображений. В послед­ нем случае основное внимание обращают на определение момента сопротивления трения.

309


Значения [р] и [pv]

 

 

Таблица

21

 

 

 

 

 

 

 

К о э ф ф и ц и е н т

[ Р ]

[ р и ]

 

'

 

С о ч е т а н и я м а т е р и а л о в

т р е н и я

в к г с м / с м

г

- с

в к г с / с м 0

 

 

с к о л ь ж е н и я .

 

 

 

 

 

Сталь—закаленная сталь

0,16—0,18

150

 

 

 

 

Сталь—бронза оловянистая . . . .

0,16-0,15

50—150

100—200

 

 

 

0,14—0,19

50—100

 

 

 

 

Сталь—алюминий

0,07—0,18

 

 

 

 

 

Сталь—дюралюминий

0,17—0,19

 

 

 

 

 

Сталь—агат, рубин, корунд • • • •

0,13—0,15

150

 

 

 

 

Сталь—текстолит

0,22—0,27

200—250

 

 

 

 

Сталь—гетннакс

0,20—0,25

 

 

 

 

 

Момент сопротивления цилиндрических опор. В современной литературе для определения момента трения М т р цилиндрической опоры, нагруженной радиальной силой, рекомендуется равен­ ство

М т р = k(yK)Rfd,

(240)

где k к ) — коэффициент, определяющий зависимость Мтр

от угла

охвата (2срк) цапфы втулкой (рис. 128, 129), при 2<рк = 0

ft(q>K) = 1/2,

при 2фк = я & (срк) = 2/я;

 

R — радиальная

нагрузка;

 

/—коэффициент

трения скольжения материалов опоры;

d — диаметр цапфы.

Рис. 128. Цилиндрическая опора, нагруженная радиальной силой:

а — о п о р а из а б с о л ю т н о т в е р д ы х м а т е р и а л о в , б — о п о р а , в ы п о л н е н н а я б е з з а з о р о в , в — материалы в т у л к и и цапфы д е ф о р м и р о в а л и с ь , з а з о р из ­ менился

Выражение (240)_ позволяет подсчитать только величину момента трения скольжения в цилиндрической опоре. Но этот момент не полностью определяет величину момента сопротивле­ ния, возникающего в цилиндрической опоре. Действительный мо­ мент сопротивления [17], [25] на 30—40% превышает рассчи­ танный по формуле (240). Он зависит от следующих составляющих:

310


момента трения скольжения, собственного момента сопротивле­ ния опоры и момента трения качения.

Собственный момент сопротивления М0 опоры вызван сцепле- „ нием твердых частиц поверхностей опоры, разрывом пленок на рабочих поверхностях и отрывом этих пленок от-поверхностей. Этот момент возникает при трогании, затем после выхода цапфы из состояния покоя величина М0 резко уменьшается, достигая

некоторого определенного для данной опоры и данных условий ее работы значения. При установившемся скольжении величина М0 изменяется незначительно.

В настоящее время отсутствуют экспериментальные данные для определения величины М0. Можно только предположить, что М0. изменяется прямо пропорционально изменению величины ради­ альной нагрузки и геометрическим размерам рабочей поверхности опоры. Величина М0 зависит также от состояния рабочей'поверхности, наличия и свойств смазки. При малых нагрузках, когда момент трения скольжения мал, величины Мск и М0 сравнимы. В этом случае неучет М0 при определении момента сопротивления ведет к большим ошибкам расчета.

311

При вскатывании цапфы по втулке (рис. 129) возникает момент трения качения Мк, величина которого может быть определена по формуле

 

Мк

= R cos а/г,

(241)

где R — радиальная

нагрузка;

 

а — у г о л вскатывания

цапфы по

втулке;

k—коэффициент

трения

качения.

 

Так как угол вскатывания

невелик,

то можно считать, что

 

 

Мк

« kR.

 

При работе опор чистое скольжение или чистое качение не воз­ никает. В опорах качения имеет место проскальзывание, в опорах

 

 

скольжения

 

качение.

 

 

На определенных

этапах

 

 

работы

опоры

отдельные

 

 

составляющие

момента со­

 

 

противления

могут

при­

 

 

нимать существенное

зна­

 

 

чение

 

или

стремиться к

 

 

нулю,

как

например,

мо­

 

 

мент

трения

скольжения

Рис.

130. Схема сил, возникающих при ра­

при

вскатывании

опоры,

 

боте в цилиндрической опоре

когда

 

угол

 

вскатывания

 

 

приближается

к

предель­

ному

значению. Поэтому, видимо,

можно

рекомендовать

вели­

чину

момента сопротивления цилиндрической

опоры

Мсопр,

 

учи­

тывая возможность изменения и даже полного исчезновения отдельных его составляющих, подсчитывать по формуле

Мсопр = М0 + kR + k (Фк) Rf d.

(242)

Момент трения в опоре, нагруженной радиальной R и осевой силой А (рис. 130), определяется выражением

^сопр =

* (Фк) Rfd +

- g - M g - ^ r

+ ~nfArCM,

 

(243)

t

 

скольжения

на торце

с диаметрами

где / — коэффициент трения

кольца D и d;

 

 

 

 

гсф — радиус

закругления опорной

поверхности

цапфы

(рис. 130).

 

опор Мсопр,

 

 

Момент сопротивления

конических

к о и .

Момент

трения скольжения одинарной конической опоры (рис. 131) сле­

дует

определять

по

формуле

 

 

 

 

 

Мсоп

 

= — (

+ -^-) f dСCD,

v (244)

 

 

сопр.кон

п

уCos а

' sin а / ' Р '

'

где

R — радиальная

нагрузка;

 

 

 

А — осевая

нагрузка;

 

 

 

312