Файл: Коробов Г.Ю. Совершенствование снабжения с применением ЭВМ.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.04.2024

Просмотров: 85

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

требности на товарный выпуск, что позволяет выбирать наиболее выгодные варианты при специфицировании фондов. Информация, содержащаяся в форме РВ, отра­ жает потребность в материалах на подетальную произ­ водственную программу с выделением справочных дан­ ных о потребности на товарный выпуск по каждой детали (узлу) и итогов по каждому участку и служит основанием для выдачи лимитов цехам. Данные формы РЕ используются для определения затрат материалов в стоимостном выражении на единицу, продукции по цеху и предприятию в целом. В форме РТ содержатся данные о стоимости материалов на товарный выпуск в плановом периоде (месяц, квартал, год).

2.АВТОМАТИЗИРОВАННЫЕ СИСТЕМЫ ПЛАНИРОВАНИЯ

ИУПРАВЛЕНИЯ В ОРГАНИЗАЦИЯХ СНАБЖЕНИЯ

ИВ ПЛАНОВЫХ ОРГАНАХ

Существующая система управления народным хозяй­ ством и планирования предполагает четкое распределе­ ние всего комплекса решаемых задач по уровням плани­ рования и управления соответственно функциям, вы­ полняемым каждой ступенью этой иерархии. По мере возрастания уровня планирования и управления происхо­ дит укрупнение функций, агрегирование информации и со­

става задач. Это

в равной мере относится к

управлению

и планированию

любой отрасли народного

хозяйства,

включая и материально-техническое снабжение. Если на низшем уровне снабжения — базах и складах — решает­ ся наибольшее количество задач, то на верхней ступени решаются задачи планирования и управления основными функциями снабжения. Принцип четкого распределения задач по уровням планирования и управления приобре­ тает особо важное значение в условиях применения экономико-математических методов и средств вычисли­ тельной техники, при создании и функционировании авто­ матизированной системы управления материально-техни­ ческим снабжением.

В условиях действия АСУ на складах и базах с по­ мощью средств вычислительной техники решаются зада­ чи по составлению планов поставок и реализации, планов централизованных перевозок грузов и загрузки авто­ транспорта, планированию и управлению текущими и

304


страховыми запасами; задачи по учету поступления и от­ грузки материалов, составлению графиков поставок и су­ точных планов отгрузок, учету движения материалов и размещению их на складе; задачи по управлению транспортно-складскими процессами, по автоматизиро­ ванному поиску материалов, продукции и комплектова­ нию заказов; задачи бухгалтерского учета и отчетности, оплата и выписка счетов и др. Соответствующая инфор­ мация о работе но обеспечению предприятий средствами производства, о состоянии запасов на базах и складах

ит. д. передается территориальным управлениям.

Втерриториальных управлениях материально-техни­ ческого снабжения, на которые возложена основная работа с потребителями, складами, базами и предприятия­ ми, автоматизированным способом решаются такие зада­ чи, как определение сводной специфицированной потреб­ ности в продукции и ее распределение по потребителям; выбор транзитной или складской форм снабжения; пла­ нирование, нормирование и управление запасами; конт­ роль за поставками и реализацией продукции; маневри­ рование ресурсами и управление резервами, децентрали­ зованными заготовками продукции, мобилизацией внутренних резервов; расчеты за продукцию, учет и от­ четность.

Всоюзглавснабсбытах и союзглавкомплектах с по­ мощью средств вычислительной техники обрабатывается информация территориальных управлений и решаются такие задачи снабжения определенными видами средств производства, как определение потребителей в них; рас­ четы межпродуктовых балансов и распределение по фон­ додержателям; размещение заказов на продукцию по поставщикам; прикрепление к ним потребителей, комп­ лектование строек и занарядка продукции; определение оптимальных прямых длительных хозяйственных связей; контроль реализации и поставок продукции; учет и от­ четность.

На высшем уровне планирования и управления мате­ риально-техническим снабжением в Госснабе СССР авто­ матизированным способом решаются задачи распределе­ ния продукции по номенклатуре Госснаба; контроля за выполнением планов поставок важнейшей продукции; планирования и управления подведомственными орга­ низациями.

20. Зак. 990

305


Внедрение экономико-математических методов и элек­ тронно-вычислительной техники на всех уровнях плани­ рования и управления создает условия для объединения всех функций и звеньев материально-технического снаб­ жения в единый взаимоувязанный комплекс и для орга­ низации его деятельности на качественно новой, научной основе. Это позволит обеспечить значительное повышение эффективности не только самой системы материальнотехнического снабжения за счет снижения транспортных расходов, издержек обращения и т. п., по и обслуживае­ мых отраслей народного хозяйства за счет их бесперебой­ ного обеспечения средствами производства, а следова­ тельно, за счет ритмичной работы промышленности, роста производительности труда, улучшения использования основных и оборотных фондов.

В последнее время ведется разработка и внедрение автоматизированных систем плановых расчетов по мате­ риально-техническому обеспечению народного хозяйства в Госплане СССР и в Госпланах союзных республик. Эти системы представляют собой упорядоченные комплексы взаимодействующих и автономных экономических эле­ ментов, которые в совокупности со специалистами, тех­ ническими средствами и логико-операционными процеду­ рами призваны обеспечить принятие целевых плановых решений по материально-техническому обеспечению раз­ вития хозяйства страны и республик с наименьшими за­ тратами общественно необходимого труда.

В Госпланах союзных республик они создаются как комплекс всех взаимосвязанных в республике расчетов потребности в материальных ресурсах и их распределе­ ния в виде функциональных и территориальных ведом­ ственных блоков по всем уровням планирования — от предприятий до Госплана республики. В состав функцио­ нальных блоков входят блоки планирования материаль­ ных ресурсов на нужды производства, на ремонтно-эк- сплуатационные нужды, на нужды капитального строи­ тельства и блок разработки материальных балансов. Территориально-ведомственные блоки выделяются по принципу ведомственного, отраслевого.и территориально­ го подразделений народного хозяйства. Автоматизиро­ ванные системы плановых расчетов в материально-техни­ ческом снабжении создаются как системы оптимального планирования и предусматривают внедрение оптимиза-

306


ционных методов поэтапно. На первом этапе внедряется автоматизированная система расчетов потребности в ма­ териальных ресурсах и их распределения по министер­ ствам и ведомствам с одновременным расчетом несколь­ ких вариантов. Второй этап предусматривает разработку вопросов комплексного планирования материальных ре­ сурсов с одновременным решением вопросов взаимной замены материалов и выполнением отдельных элементов оптимизации. На третьем этапе решаются все вопросы оптимизации планирования материальных ресурсов.

Большой опыт разработки и внедрения автоматизи­ рованной системы плановых расчетов в материально-тех­ ническом снабжении накоплен в Госплане Украинской ССР. Здесь внедрена автоматизированная система рас­ четов потребности республики в материальных ресурсах на производственно-эксплуатационные нужды и их' рас­ пределения по министерствам и ведомствам.

Представление о системе дает перечень задач, кото­ рые решаются ею. В системе производятся расчеты по­ требности республики в прокате черных металлов, изде­ лиях дальнейшего передела, трубах, метизах, цветных металлах, лесных материалах, бумажной продукции, хи­ микатах, резинотехнических изделиях, кабельной про­ дукции и строительных материалах на производство продукции по народнохозяйственному плану, планам ми­ нистерств, ведомств и их подразделений. Определяется потребность в материалах, средневзвешенные нормы и процент их снижения по отраслям, группам, подгруппам, видам продукции и отдельным изделиям, а также потреб­ ность министерств, ведомств и их подразделений в мате­ риалах. Выполняются оперативные пересчеты потребно­ сти, средневзвешенных норм и процента их снижния по отраслям, группам, подгруппам, видам продукции и от­ дельным изделиям, а также пересчеты в разрезе мини­ стерств и ведомств. В системе производится распределе­ ние материальных ресурсов по министерствам, ведом­ ствам и их подразделениям в разрезе отраслей, групп, подгрупп, видов продукции и отдельных изделий, опера­ тивные пересчеты планов распределения, а также расче­ ты потребности и расчеты к планам распределения для наиболее крупных министерств в разрезе управлений и подведомственных им предприятий на год и с разбивкой по кварталам. -

20*

307


Расчеты потребности в материальных ресурсах выпол­ няются на уровне Госплана республики, а все нижестоя­ щие звенья системы освобождаются от расчетов. Такой порядок централизованных расчетов не ущемляет пред­ ставленных предприятиям и министерствам прав, ибо нормативно-информационная система, на основе которой производятся расчеты, представляет собой данные о нор­ мах и проектах планов, составленные на предприятиях и проверенные в вышестоящих организациях. При разра­ ботке норм и проектов планов предприятия и министерст­ ва реализуют свои права по использованию резервов, про­ работке планов и разработке мероприятий по экономии материальных ресурсов. А выполняемые централизованно расчеты сводятся к обработке установленных предприя­ тиями и министерствами норм расхода и проектов планов производства. В то же время централизованные расчеты освобождают нижестоящие звенья от громоздких и тру­ доемких расчетов, создают плановым работникам условия для работы над составлением мероприятий по повыше­ нию эффективности производства.

Полученные расчеты потребности анализируются Гос­ планом республики, в случае необходимости в них вно­ сятся коррективы, после чего выполняется пересчет по­ требности по заявочному варианту, а укрупненный расчет представляется в Госплан СССР. Одновременно послед­ нему передается информация о нормах расхода и планах производства в укрупненных группировках продукции по номенклатуре народнохозяйственного плана. На основа­ нии этих данных в Госплане СССР производятся центра­ лизованные расчеты потребности в материальных ресур­ сах в целом по народному хозяйству страны в разрезе отраслей, строк плана и фондодержателей. После соот­ ветствующих изменений рассчитывается окончательный вариант проекта плана, который представляется на рас­ смотрение и утверждение Совету Министров СССР.

После утверждения плана осуществляется вторая ста­ дия планирования: детализация и доведение плана до нижестоящих звеньев. В Госплане СССР производятся расчеты потребности к плану распределения материаль­ ных ресурсов в целом по народному хозяйству страны в разрезе отраслей и строк плана, по министерствам, ве­ домствам и союзным республикам. После получения фон­ дов Госплан республики выполняет расчеты к плану рас-

308