требности на товарный выпуск, что позволяет выбирать наиболее выгодные варианты при специфицировании фондов. Информация, содержащаяся в форме РВ, отра жает потребность в материалах на подетальную произ водственную программу с выделением справочных дан ных о потребности на товарный выпуск по каждой детали (узлу) и итогов по каждому участку и служит основанием для выдачи лимитов цехам. Данные формы РЕ используются для определения затрат материалов в стоимостном выражении на единицу, продукции по цеху и предприятию в целом. В форме РТ содержатся данные о стоимости материалов на товарный выпуск в плановом периоде (месяц, квартал, год).
2.АВТОМАТИЗИРОВАННЫЕ СИСТЕМЫ ПЛАНИРОВАНИЯ
ИУПРАВЛЕНИЯ В ОРГАНИЗАЦИЯХ СНАБЖЕНИЯ
ИВ ПЛАНОВЫХ ОРГАНАХ
Существующая система управления народным хозяй ством и планирования предполагает четкое распределе ние всего комплекса решаемых задач по уровням плани рования и управления соответственно функциям, вы полняемым каждой ступенью этой иерархии. По мере возрастания уровня планирования и управления происхо дит укрупнение функций, агрегирование информации и со
става задач. Это |
в равной мере относится к |
управлению |
и планированию |
любой отрасли народного |
хозяйства, |
включая и материально-техническое снабжение. Если на низшем уровне снабжения — базах и складах — решает ся наибольшее количество задач, то на верхней ступени решаются задачи планирования и управления основными функциями снабжения. Принцип четкого распределения задач по уровням планирования и управления приобре тает особо важное значение в условиях применения экономико-математических методов и средств вычисли тельной техники, при создании и функционировании авто матизированной системы управления материально-техни ческим снабжением.
В условиях действия АСУ на складах и базах с по мощью средств вычислительной техники решаются зада чи по составлению планов поставок и реализации, планов централизованных перевозок грузов и загрузки авто транспорта, планированию и управлению текущими и
страховыми запасами; задачи по учету поступления и от грузки материалов, составлению графиков поставок и су точных планов отгрузок, учету движения материалов и размещению их на складе; задачи по управлению транспортно-складскими процессами, по автоматизиро ванному поиску материалов, продукции и комплектова нию заказов; задачи бухгалтерского учета и отчетности, оплата и выписка счетов и др. Соответствующая инфор мация о работе но обеспечению предприятий средствами производства, о состоянии запасов на базах и складах
ит. д. передается территориальным управлениям.
Втерриториальных управлениях материально-техни ческого снабжения, на которые возложена основная работа с потребителями, складами, базами и предприятия ми, автоматизированным способом решаются такие зада чи, как определение сводной специфицированной потреб ности в продукции и ее распределение по потребителям; выбор транзитной или складской форм снабжения; пла нирование, нормирование и управление запасами; конт роль за поставками и реализацией продукции; маневри рование ресурсами и управление резервами, децентрали зованными заготовками продукции, мобилизацией внутренних резервов; расчеты за продукцию, учет и от четность.
Всоюзглавснабсбытах и союзглавкомплектах с по мощью средств вычислительной техники обрабатывается информация территориальных управлений и решаются такие задачи снабжения определенными видами средств производства, как определение потребителей в них; рас четы межпродуктовых балансов и распределение по фон додержателям; размещение заказов на продукцию по поставщикам; прикрепление к ним потребителей, комп лектование строек и занарядка продукции; определение оптимальных прямых длительных хозяйственных связей; контроль реализации и поставок продукции; учет и от четность.
На высшем уровне планирования и управления мате риально-техническим снабжением в Госснабе СССР авто матизированным способом решаются задачи распределе ния продукции по номенклатуре Госснаба; контроля за выполнением планов поставок важнейшей продукции; планирования и управления подведомственными орга низациями.
Внедрение экономико-математических методов и элек тронно-вычислительной техники на всех уровнях плани рования и управления создает условия для объединения всех функций и звеньев материально-технического снаб жения в единый взаимоувязанный комплекс и для орга низации его деятельности на качественно новой, научной основе. Это позволит обеспечить значительное повышение эффективности не только самой системы материальнотехнического снабжения за счет снижения транспортных расходов, издержек обращения и т. п., по и обслуживае мых отраслей народного хозяйства за счет их бесперебой ного обеспечения средствами производства, а следова тельно, за счет ритмичной работы промышленности, роста производительности труда, улучшения использования основных и оборотных фондов.
В последнее время ведется разработка и внедрение автоматизированных систем плановых расчетов по мате риально-техническому обеспечению народного хозяйства в Госплане СССР и в Госпланах союзных республик. Эти системы представляют собой упорядоченные комплексы взаимодействующих и автономных экономических эле ментов, которые в совокупности со специалистами, тех ническими средствами и логико-операционными процеду рами призваны обеспечить принятие целевых плановых решений по материально-техническому обеспечению раз вития хозяйства страны и республик с наименьшими за тратами общественно необходимого труда.
В Госпланах союзных республик они создаются как комплекс всех взаимосвязанных в республике расчетов потребности в материальных ресурсах и их распределе ния в виде функциональных и территориальных ведом ственных блоков по всем уровням планирования — от предприятий до Госплана республики. В состав функцио нальных блоков входят блоки планирования материаль ных ресурсов на нужды производства, на ремонтно-эк- сплуатационные нужды, на нужды капитального строи тельства и блок разработки материальных балансов. Территориально-ведомственные блоки выделяются по принципу ведомственного, отраслевого.и территориально го подразделений народного хозяйства. Автоматизиро ванные системы плановых расчетов в материально-техни ческом снабжении создаются как системы оптимального планирования и предусматривают внедрение оптимиза-
ционных методов поэтапно. На первом этапе внедряется автоматизированная система расчетов потребности в ма териальных ресурсах и их распределения по министер ствам и ведомствам с одновременным расчетом несколь ких вариантов. Второй этап предусматривает разработку вопросов комплексного планирования материальных ре сурсов с одновременным решением вопросов взаимной замены материалов и выполнением отдельных элементов оптимизации. На третьем этапе решаются все вопросы оптимизации планирования материальных ресурсов.
Большой опыт разработки и внедрения автоматизи рованной системы плановых расчетов в материально-тех ническом снабжении накоплен в Госплане Украинской ССР. Здесь внедрена автоматизированная система рас четов потребности республики в материальных ресурсах на производственно-эксплуатационные нужды и их' рас пределения по министерствам и ведомствам.
Представление о системе дает перечень задач, кото рые решаются ею. В системе производятся расчеты по требности республики в прокате черных металлов, изде лиях дальнейшего передела, трубах, метизах, цветных металлах, лесных материалах, бумажной продукции, хи микатах, резинотехнических изделиях, кабельной про дукции и строительных материалах на производство продукции по народнохозяйственному плану, планам ми нистерств, ведомств и их подразделений. Определяется потребность в материалах, средневзвешенные нормы и процент их снижения по отраслям, группам, подгруппам, видам продукции и отдельным изделиям, а также потреб ность министерств, ведомств и их подразделений в мате риалах. Выполняются оперативные пересчеты потребно сти, средневзвешенных норм и процента их снижния по отраслям, группам, подгруппам, видам продукции и от дельным изделиям, а также пересчеты в разрезе мини стерств и ведомств. В системе производится распределе ние материальных ресурсов по министерствам, ведом ствам и их подразделениям в разрезе отраслей, групп, подгрупп, видов продукции и отдельных изделий, опера тивные пересчеты планов распределения, а также расче ты потребности и расчеты к планам распределения для наиболее крупных министерств в разрезе управлений и подведомственных им предприятий на год и с разбивкой по кварталам. -
Расчеты потребности в материальных ресурсах выпол няются на уровне Госплана республики, а все нижестоя щие звенья системы освобождаются от расчетов. Такой порядок централизованных расчетов не ущемляет пред ставленных предприятиям и министерствам прав, ибо нормативно-информационная система, на основе которой производятся расчеты, представляет собой данные о нор мах и проектах планов, составленные на предприятиях и проверенные в вышестоящих организациях. При разра ботке норм и проектов планов предприятия и министерст ва реализуют свои права по использованию резервов, про работке планов и разработке мероприятий по экономии материальных ресурсов. А выполняемые централизованно расчеты сводятся к обработке установленных предприя тиями и министерствами норм расхода и проектов планов производства. В то же время централизованные расчеты освобождают нижестоящие звенья от громоздких и тру доемких расчетов, создают плановым работникам условия для работы над составлением мероприятий по повыше нию эффективности производства.
Полученные расчеты потребности анализируются Гос планом республики, в случае необходимости в них вно сятся коррективы, после чего выполняется пересчет по требности по заявочному варианту, а укрупненный расчет представляется в Госплан СССР. Одновременно послед нему передается информация о нормах расхода и планах производства в укрупненных группировках продукции по номенклатуре народнохозяйственного плана. На основа нии этих данных в Госплане СССР производятся центра лизованные расчеты потребности в материальных ресур сах в целом по народному хозяйству страны в разрезе отраслей, строк плана и фондодержателей. После соот ветствующих изменений рассчитывается окончательный вариант проекта плана, который представляется на рас смотрение и утверждение Совету Министров СССР.
После утверждения плана осуществляется вторая ста дия планирования: детализация и доведение плана до нижестоящих звеньев. В Госплане СССР производятся расчеты потребности к плану распределения материаль ных ресурсов в целом по народному хозяйству страны в разрезе отраслей и строк плана, по министерствам, ве домствам и союзным республикам. После получения фон дов Госплан республики выполняет расчеты к плану рас-