Файл: Развитие творческих способностей младших школьников на внеурочных занятиях по дпи по дисциплине " Основы организации внеурочной работы (изобразительная деятельность и декоративноприкладное искусство)".docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.04.2024

Просмотров: 61

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Творческая педагогика выражается в поисках наиболее результативных методов обучения и воспитания учащихся, в создании учебных пособий, постоянном пополнении знаний, пересмотре устаревших педагогических взглядов и решений. В научном творчестве большую роль играют гипотеза, умственный эксперимент, догадка. В художественном творчестве - наглядные образы, их яркость. Творчество основано не только на воображении, но и на мышлении, оно следствие включенности в деятельность всей личности, ее способностей, направленности и мотивов поведения.

У каждого вида творчества есть как свои общие с другими, так и отличительные черты. Помимо направленности на формирование многих ценных свойств личности творческую деятельность в различных ее видах объединяют процессуальные закономерности. Так в структурах научного и художественного творчества обычно выделяется несколько этапов.

Творческий подход к деятельности можно сформировать и развить, систематически приобщая учеников к выполнению постепенно усложняющихся творческих заданий при познании реальной действительности и ее отражения. Выполнение творческих заданий носит не только личностный, но и самостоятельный характер, так как творческая деятельность, если она сформирована - это самостоятельная деятельность.

Творческие задания на занятиях могут быть разной трудности и разного характера: в художественном или конструкторском плане, для индивидуального или коллективного выполнения и т.д. Но всегда для решения они будут требовать работы воображения, « напряженного умственного анализа- синтеза» (Л. С. Выготский).

Художественное творчество всегда связано с накоплением жизненных впечатлений, сбором материала и концентрации его в теме будущего произведения, которая определяет содержательные ориентиры этого произведения и задает толчок всему процессу творчества.

Не секрет, что творчество малышей начинается с их умения и желания фантазировать, но для фантазий необходима основа, которая закладывается в раннем детстве. А чтобы не иссяк источник, его необходимо постоянно подпитывать, наполняя не только новым содержанием и идеями, но и создавая особую атмосферу в школе.

Важной основой для формирования творческого мышления, способности открывать в себе и других новое, непредвиденное является импровизация.


Импровизация является самой доступной формой отражения действительности для детей. Можно сказать, что для детской импровизации характерна случайность, а главным побудителем к самовыражению являются эмоции и интуиция.

В процессе формирования творческой деятельности мы вычленяем три последующих этапа:

  1. Выработка практических умений и навыков. Здесь имеет место точность, исполнительность, рациональное использование времени, материала, соблюдение порядка на рабочем месте и так далее.

  2. Формирование и расширение знаний детей, обогащение новыми впечатлениями.

  3. Развитие мыслительной деятельности в процессе обобщения накопленного опыта и применение его в другой ситуации.

Можно выделить различные виды творческой деятельности.

  1. Декоративно-прикладная Художественно-эстетическая

  2. Изо - музыка

  3. шитье - вокал

  4. вязание - хореография

  5. макраме - драматический театр и тд.

1.4 Понятие декоративно-прикладного искусства

Главным помощником учителя в деле развития творческих способностей ребенка становится сегодня искусство, прежде всего, декоративно-прикладное.

Декоративно-прикладное искусство - область декоративного искусства: создание художественных изделий, имеющих практическое назначение в общественном и частном быту, и художественная обработка утилитарных предметов (утварь, мебель, ткани, орудия труда, украшения, игрушки и т.д.). При обработке материалов (металл, дерево, керамика, стекло, текстиль и др.) в декоративно-прикладном искусстве используется литьё, ковка, чеканка, гравирование, резьба, роспись, вышивка, набойка и т.д. Произведения декоративно-прикладного искусства составляют часть предметной среды, окружающей человека, и эстетически её обогащают.

Возникнув в глубокой древности, декоративно-прикладное искусство стало одной из важнейших областей народного творчества, его история связана с художественным ремеслом, с художественной промышленностью, с деятельностью профессиональных художников и народных мастеров, с начала 20 века также с дизайном, художественным конструированием.

Раскрывая, учащимся специфику ДПИ педагог должен учитывать, что образный строй ДПИ опирается на следующие особенности языка, по мнению Б.М.Неменского:

  1. Конструктивный элемент языка выражает утилитарно-бытовые, потребительские функции предмета и проявляется в первую очередь в его форме, составе, размере частей и целого. (например: конструктивные основы стула, чайника и т.д.).

  2. Изобразительный элемент языка выражает социальные функции предмета, отражая миропонимание создателя и владельца предмета. Изобразительный элемент языка ДПИ тяготеет к символическому обобщению. Форма и окраска изображаемого предмета в силу такой его функции часто доходит до иероглифической отвлеченности от реального прообраза (например: солярный знак).

  3. Декоративный элемент языка выражает утилитарно-социальные функции предмета, отражая социум-положение (и соответственно вкусы) владельца предмета (национальное, историческое, классовое, групповое). Декоративный элемент языка наиболее подвижен, подвержен моде и проявляется в трёх моментах:


а) орнаментальности (узорчатости);

б) колористике;

в) в декоративно-пластических свойствах материала.

Произведения народного творчества являются неотъемлемой частью национальной культуры, открывают особый мир, связанный с бытом, трудом и пониманием жизни крестьян.

Большие потенциальные возможности при развитии творческих способностей заключаются в изучении подлинных образцов народного искусства. Ведь общение школьников с сокровищницей народного творчества пробуждает в них законную гордость за многовековую художественную культуру своего народа, способствует выработке самостоятельного отношения к искусству, умения отличать подлинно прекрасную вещь от безвкусной, а главное - побуждает интерес к созданию предмета декоративно-прикладного искусства своими руками.

Занятия декоративно-прикладным искусством содержат большие возможности и могут стать сильным средством развития творческих способностей. Плетение из бересты, ниток, вязание, ткачество, вышивка, роспись, чеканка, художественная резьба - неиссякаемый источник творческой фантазии ребенка. Надо побуждать ребёнка к стремлению и желанию самому искать сведения о технике обработки материалов, об истории и развитии народных промыслов и т.д.

Следует направлять интерес детей к декоративно-прикладному искусству, творчеству народных мастеров.

1.5 Приёмы развития творческих способностей у младших школьников на занятиях декоративно-прикладным творчеством

Детское творчество тесно связано с игрой, и грань между ними, не всегда отчетливая. В связи с этим на занятиях по декоративно-прикладному творчеству используются творческие задания, как часть игры, где ребенок выполняет различные роли - конструктора, художника, гримера, которые способствуют развитию творческих способностей.

При выполнении задания у детей развивается внимание, усидчивость, совершенствуются навыки работы с материалами и инструментами. Затем воспитанникам предписывается совершить действия, отличные от прямого копирования образца, им даются «творческие задания» типа: придумай другое оформление, дополни образец деталями и т.д. Это способствует развитию у детей наблюдательности, воображения, фантазии. Далее могут быть задания, связанные с фантазированием: придумать и исполнить образы на основе готовых шаблонов (например, геометрических фигур).


На занятиях декоративно-прикладным творчеством часто используются поисковые творческие задания. Прежде, чем приступить к выполнению того или иного изделия, ребятам предлагается самим определить алгоритм действий, разработать эскиз, определить дизайнерское решение. После обсуждения предложенного, педагог предлагает свои варианты и иллюстрации. За детьми остается только выбор. При этом на занятиях создается благоприятный психологический микроклимат, способствующий стимулированию творческой активности детей, где педагог являлся не строгим руководителем учебного процесса, а доброжелательным помощником. Ребенку предоставлялась возможность решать творческие задачи в содружестве и сотворчестве с педагогом. Творческие занятия должны быть систематичными.

У детей должно быть много разнообразной творческой деятельности, заставляющей почувствовать себя человеком интересным, привлекательным для других. Поэтому процесс обучения творчеству в объединении строиться так, чтобы каждый ребенок мог выявить и развить свой комплекс способностей, учиться познавать самого себя, развивать на определенном уровне мышление, фантазию, воображение. Для этого в программу обучения вводится много разных технологий работы с различными материалами. Творчество подразумевает наличие материалов. Нельзя создать «что-то» из «ничего». Из «плохого» материала не получится «хорошего» продукта.

Декоративно-прикладное искусство является одним из главных направлений развития народного творчества. Оно дает неограниченную возможность для реализации творческого начала каждой личности Знакомство в яркой, доступной форме с народным и декоративно-прикладным искусством закладывают в детях образные художественные представления, воспитывают эстетический вкус, развивают творческое начало, т.е. именно те качества, которые способствуют интенсивному становлению личности. На занятиях дети учатся понимать, ценить искусство, чувствовать потребность в нем

Необходимо, чтобы ребенок получал радость от самого процесса, а не только от его результата. Хотите, чтобы ребенок был способным, нужно, чтобы он любил труд - от этой неумолимой зависимости никуда не деться (Т.Н. Дмитриенко, педагог ЦРТДиЮ).

Глава 2. Применение приемов развития творческих способностей у младших школьников на внеурочных занятиях по декоративно-прикладному искусству


2.1 Изучение опыта преподавателей в организации внеурочных занятий по декоративному творчеству

Рассмотрим опыт учителей по организации внеурочной работы с младшими школьниками на примере нескольких программ.

1. Рабочая программа внеурочной деятельности кружок «Мозаика» для 1, 2, 3, 4 класса, автор - составитель Габбасова Ю.Б. - учитель начальных классов «Уруссинская основная общеобразовательная школа №4» Ютазинского муниципального района РТ. Программа имеет художественно - эстетическое направление.

Цель программы:

  1. Воспитание личности творца, способного осуществлять свои творческие замыслы в области разных видов декоративно - прикладного искусства.

  2. Формирование у учащихся устойчивых систематических потребностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самоопределению в процессе познания искусства, истории, культуры, традиций.

Задачи:

  1. Расширить представления о многообразии видов декоративно - прикладного искусства.

  2. Формировать эстетическое отношение к окружающей действительности на основе с декоративно - прикладным искусством.

  3. Вооружить детей знаниями в изучаемой области, выработать необходимые практические умения и навыки;

  4. Учить замечать и выделять основные средства выразительности изделий.

  5. Приобщать школьников к народному искусству;

  6. Реализовать духовные, эстетические и творческие способности воспитанников, развивать фантазию, воображение, самостоятельное мышление;

  7. Воспитывать художественно - эстетический вкус, трудолюбие, аккуратность.

  8. Помогать детям в их желании сделать свои работы общественно значимыми.

  9. Познакомить со знаменитыми художниками, картинами.

  10. Посещение художественных выставок и галерей.

Формы и режим занятий: групповая форма работы, во время занятий осуществляется индивидуальный и дифференцированный подход к детям.

Возраст детей, участвующих в реализации программы, 7-10 лет.

Содержание данной программы включает в себя следующие виды деятельности:

  1. Пластилинография

  2. Бумагопластика

  3. Бисероплетение

  4. Изготовление кукол

  5. Знакомство с известными художниками и картинами.

(Приложение 1)

2. Рабочая программа внеурочной деятельности «Декоративно-прикладное искусство» «Маленький мастер» для 1-4 класса, автор - составитель Черная О.В. - МБОУ СОШ с. Тулучи. Программа имеет художественно - эстетическое направление.

Цель