Файл: Развитие творческих способностей младших школьников на внеурочных занятиях по дпи по дисциплине " Основы организации внеурочной работы (изобразительная деятельность и декоративноприкладное искусство)".docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.04.2024

Просмотров: 59

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
:

  1. Воспитание личности творца, способного осуществлять свои творческие замыслы в области разных видов декоративно-прикладного искусства;

  2. Формирование у учащихся устойчивых систематических потребностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самоопределению в процессе познания искусства, истории, культуры, традиций.

Задачи:

  1. Расширить представления о многообразии видов декоративно-прикладного искусства.

  2. Формировать эстетическое отношение к окружающей действительности на основе с декоративно-прикладным искусством.

  3. Вооружить детей знаниями в изучаемой области, выработать необходимые практические умения и навыки.

  4. Учить замечать и выделять основные средства выразительности изделий.

  5. Приобщать школьников к народному искусству.

  6. Реализовать духовные, эстетические и творческие способности воспитанников, развивать фантазию, воображение, самостоятельное мышление.

  7. Воспитывать художественно-эстетический вкус, трудолюбие, аккуратность.

  8. Помогать детям в их желании сделать свои работы общественно значимыми.

Формы и режим занятий: индивидуальная, фронтальная, коллективное творчество.

Возраст детей, участвующих в реализации программы, 7-10 лет.

Содержание данной программы включает в себя следующие виды деятельности: Пластилинография, бумагопластика, изготовление кукол, которые не разработаны для более глубокого изучения в предметных областях.

Для того, чтобы обучить детей творчеству, педагогу необходимо научиться работать творчески самому. Подготовка к мероприятию - процесс, требующий выбора оптимальных методов, средств и форм воспитания.

Занятия творческого характера - это мероприятия, предполагающие креативность в их реализации и рассчитанные на использование в них творческих возможностей учащихся.

Выполнив анализ программ, мной был сделан выбор в пользу программы внеурочной деятельности кружок «Мозаика», автор - составитель Габбасова Ю.Б., так как в программе по мимо творческой направляющей уделено пространство для знакомства с представителями декоративно-прикладного искусства и известными художниками.

Программа строится на основе знаний возрастных, психолого-педагогических, физических особенностей детей младшего школьного возраста.

Программа «Мозаика» разработана на четыре года занятий с детьми младшего школьного и рассчитана на поэтапное освоение материала на занятиях во внеурочной деятельности.


Программа рассчитана на 138 часов (проведению 1 часа в неделю).

Занятия включают в себя теоретическую часть и практическую деятельность обучающихся.

Теоретическая часть дается в форме бесед с просмотром иллюстративного материала (с использованием компьютерных технологий). Изложение учебного материала имеет эмоционально - логическую последовательность, которая неизбежно приведет детей к высшей точке удивления и переживания.

Дети учатся аккуратности, эстетическому вкусу, экономии материалов, точности исполнения работ, качественной обработке изделия. Особое внимание уделяется технике безопасности при работе с техническими средствами, которые разнообразят деятельность и повышают интерес детей.

Система отслеживания и оценивания результатов обучения детей проходит через участие их в выставках, конкурсах, фестивалях, массовых мероприятиях, создании портфолио.

(Приложение 2)

2.2 Использования приёмов развития творческих способностей у младших школьников на внеурочных занятиях по декоративно-прикладному искусству кружок «Мозаика»

«Обережное рукоделие»

Цель

Изучение истории возникновения народной тряпичной куклы. Обучить учащихся выполнению куклы - оберег «Колокольчик». Создать условия для самореализации и стимулирования роста творческого потенциала.

Задачи:

Обучающая: познакомить с техникой изготовления народной тряпичной куклы, вызвать интерес к созданию народной куклы, ее обыгрыванию, подвести к пониманию ее назначения.

Развивающая: развить познавательный интерес, развитие образного мышления и воображения; создание условий к саморазвитию учащихся; развитие эстетического восприятия окружающего мира.

Воспитательная: воспитывать интерес и любовь к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, обрядам; воспитание уважения к труду; воспитание аккуратности.

Оборудование, материал

Презентация; образец готовой куклы выполненной педагогом; ткань х/б размерами:  белый прямоугольный, размер 23/16 см,  цветная х/б  малый круг для юбочки, диаметром 18,5 см, цветная х/б  средний круг для юбочки, диаметром 21 см, цветная х/б  большой круг для юбочки, диаметром 24 см, красная х/б лоскут треугольника на платок, размер  шириной 27 см. высотой 10 см,  цветная х/б  лоскуток на передник, размер 5/7 см, тесемка - 20 см; вата; ножницы; нитки швейные.


План занятия:

1. Организационный момент. 2. Изложение нового теоретического материала. применение презентации (предыстория), виды кукол на Руси, обсуждение, кукла Валдая, анализ куклы Валдая, анализ предстоящей работы, планирование предстоящей работы, организация рабочего места, Образец готового изделия инструкционная карта презентация. 3. Практическая работа. Самостоятельная работа учащихся инструкционная карта. 4. Рефлексивно -оценочный этап, уборка рабочих мест, подведение итогов: демонстрация и выставка детских работ. Рефлексия. Выставка работ.
«Пластилинография. Выражение через объем и цвет»

Цель:

Продолжать знакомить детей с приемами работы пластилинографии на примере гжельской керамики, с историей и особенностями гжели, обогащать словарь названиями элементов узора росписи.

Задачи:

  1. Формировать умения оформлять плоскостнyю фигуру элементами узора гжельской росписи, выполняя работу в технике «пластилинография».

  2. Развивать чувство композиции, умение красиво располагать узор на плоскости;

  3. Развивать у детей интерес к народному декоративно-прикладному искусству, способствовать развитию эстетического вкуса, формированию прекрасного.

  4. Развивать речь детей, мелкую моторику рук.

  5. Воспитывать чувство гордости за талант своего народа, воспитывать интерес к народным художественным промыслам и желание создавать своими руками коллективную работу - гжельский сервиз.

Оборудование

Презентация изделия народных промыслов, иллюстрации сервиз из фарфора, пластилин синего, образец воспитателя, голубого цвета, салфетки, доски.

План занятия:

  1. Организационный момент. 2. Изложение нового теоретического материала. применение презентации (предыстория), виды росписи, обсуждение, гжельская роспись, анализ росписи, анализ предстоящей работы, планирование предстоящей работы, организация рабочего места, Образец готового изделия инструкционная карта презентация. 3. Практическая работа. Самостоятельная работа учащихся инструкционная карта. 4. Рефлексивно - оценочный этап, уборка рабочих мест, подведение итогов: демонстрация и выставка детских работ. Рефлексия. Выставка работ.

«Мятая бумага»

Цель:

Закрепление навыков обработки бумаги приемом сминания.


Задачи:

  1. закреплять умение сминать бумагу;

  2. учить анализировать объект с опорой на образец и по вопросам учителя;

Оборудование:

Презентация к уроку; образцы изделий (аппликация из мятой бумаги), выполненных учителем; технологическая карта; цветная бумага; шаблоны; простой карандаш; ножницы; клей; цветной картон.

План занятия:

1. Организационный момент. 2. Изложение нового теоретического материала. применение презентации, виды аппликаций, обсуждение, мятая бумага применение, анализ аппликации с применением фантазии, анализ предстоящей работы, планирование предстоящей работы, организация рабочего места, Образец готового изделия инструкционная карта презентация. 3. Практическая работа. Самостоятельная работа учащихся инструкционная карта. 4. Рефлексивно - оценочный этап, уборка рабочих мест, подведение итогов: демонстрация и выставка детских работ. Рефлексия. Выставка работ.

Заключение

Целью данной работы являлось выявление условий развития творческих способностей младших школьников на внеурочных занятиях декоративно-прикладным искусством. Для реализации данной цели была изучена психолого-педагогическая и методическая литература и сделаны следующие выводы, что занятия лепкой и рисованием, аппликацией и конструированием, вышивкой и бисероплетением - замечательные способы повлиять на развитие творческих способностей детей.

В процессе работы были сделаны следующие выводы, что роль развития творческих способностей в процессе становления личности очень велика. Творческая деятельность дает ребенку возможность реализовать свой потенциал, пережить ситуацию успеха, формирует у него эстетическое восприятие окружающего мира.

Проанализировав психолого-педагогическую и методическую литературу, можно установить место использования средств декоративно прикладного искусства в процессе развития творческих способностей младших школьников.

Декоративно-прикладное искусство является благоприятной почвой для развития творческих способностей, так как именно оно способствует проявлению индивидуальных склонностей и интересов, обогащает их личный опыт и является сферой свободного выбора отношений и поведения.

Исследования в работе показали, что наибольшего эффекта по развитию творческих способностей будет достигать при широком разнообразии видов самостоятельной работы, использовании образцов декоративно-прикладного искусства, при учёте индивидуальных способностей учащихся, а главное с применение внеурочных занятий по декоративно-прикладному искусству.


Резюмируя вышесказанное, определяются педагогические условия развития творческих способностей младших школьников на внеурочных занятиях декоративным искусством.

  1. включать наглядности на всех этапах педагогического процесса;

  2. использовать творческие задания;

  3. соединять чувственные и рациональные формы познания мира;

  4. предъявлять учебную информацию с помощью цвета предметной, знаковой и графической интерпретации;

  5. создавать эмоционально благоприятную среду;

  6. проявлять интерес к успехам и интересам школьника.

Список используемой литературы

  1. Бухарова И.С. Диагностика и развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста: учебное пособие для среднего профессионального образования / И.С. Бухарова. - 2-е изд., перераб. И доп. - Москва: Издательство Юрайт, 2020. - 119 с. - (Профессиональное образование). - Текст: непосредственный.

ISBN 978-5-534-08213-5. - Текст электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. - URL: https://urait.ru/book/diagnostika-i-razvitie-tvorcheskih-sposobnostey-detey-mladshego-shkolnogo-vozrasta-454377

  1. Петрушин, В. И. Развитие творческих способностей: учебное пособие / В. И. Петрушин. - Москва: Издательство Юрайт, 2019. - 173 с. - (Образовательный процесс). - ISBN 978-5-534-10523-0. - Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. - URL: https://urait.ru/bcode/430715

  2. Миненко, Л. В.  Методика преподавания декоративно-прикладного искусства и народных промыслов: учебное пособие для вузов / Л. В. Миненко. - 2-е изд. - Москва: Издательство Юрайт, 2022. - 170 с. - (Высшее образование). - ISBN 978-5-534-14427-7. - Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. - URL: https://urait.ru/bcode/496990

  3. Байбородова Л.В. Дополнительное образование детей. Психолого-педагогическое сопровождение: учебник для среднего профессионального образования / Л. В. Байбородова [и др.]; ответственный редактор Л. В. Байбородова. - 2-е изд., испр. и доп. - Москва: Издательство Юрайт, 2022. - 363 с. - (Профессиональное образование). - ISBN 978-5-534-07619-6. - Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. - URL: https://urait.ru/bcode/491345

  4. Ефремов В.И. Творческое воспитание и образование детей на базе теории решения изобретательских задач. - Пенза: СТ «Уникон-ТРИЗ», 1993. - 72 с.

  5. Краткий психологический словарь / Сост. Л.А. Карпенко: под общ. Ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. М.: Политиздат, 1985. С. 165.


Приложение 1

Рабочая программа внеурочной деятельности кружок «Мозаика» для 1, 2, 3, 4 класса, автор - составитель Габбасова Ю.Б. - учитель начальных классов «Уруссинская основная общеобразовательная школа №4» Ютазинского муниципального района РТ.