Файл: Гофман-Захаров П.М. Проектирование и сооружение подземных резервуаров - нефтегазохранилищ.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.04.2024

Просмотров: 148

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ностью механизируются все работы по разрушению и уборке породы. На последнюю операцию при ручном труде затрачи­ вают 60—70% времени проходческого цикла.

В настоящее время вертикальные стволы при строительстве газонефтехранилищ в США бурят стандартными роторными установками с шарошечными долотами, используемыми для про­ ходки нефтяных скважин, но существенно усовершенствован­ ными и видоизмененными.

Схема устройства роторного бурового станка и принцип его действия заключаются в следующем. Долото навинчивают на ко­ лонну бурильных труб, которую пропускают через ротор, уста­ новленный на нижней площадке бурового станка, и подвешивают к вышке станка на вертлюге. Ротор вращается с помощью ле­ бедки, установленной также на нижней площадке станка. Вра­ щение ротора передается колонне бурильных труб, а через них — долоту. Шарошечные долота состоят из нескольких (в зависи­ мости от диаметра долота) сваренных между собой секций (лап), на цапфах которых смонтированы шарошки, свободно вращаю­ щиеся на опорах — роликах. Верхняя часть корпуса долота для соединения с колонной бурильных труб имеет наружную кониче­ скую* резьбу. Зубья шарошек наплавлены твердым сплавом. Принцип бурения шарошечными долотами заключается в разру­ шении породы свободным перекатыванием шарошек по забою при вращении долота с принудительным осевым давлением. Ве­ сом колонны бурильных труб создается давление. При вращении долота за счет создания осевого давления и концентрации напря­ жений зубья разрушают породу.

Вращающиеся долота могут разрушать любые грунты, вклю­ чая и скальные породы. Скважины бурятся с промывкой глини­ стым раствором, который грязевыми насосами, установленными около бурового станка, подается непрерывно по шлангу, присое­ диненному к верхней части колонны бурильных труб, а затем по этим трубам поступает к долотам. Раствор омывает забой сква­ жин и шарошки долота и, поднимаясь по кольцевому простран­ ству между колонной и стеной скважины, выносит на поверх­ ность частицы разрушенной породы. В устье скважины, ограж­ денной небольшой форщахтой, глинистый раствор стекает по лот­ кам к отстойнику, откуда приемными клапанами насоса вновь подается к забою скважины. Непрерывная циркуляция раствора в скважине надежно предохраняет ее стенки от обрушения и поэтому никакого дополнительного крепления скважины в период ее бурения не требуется.

Работы по бурению стволов ведут по многоступенчатой схеме с предварительным бурением пилот-скважины и с последующим расширением ее до проектного диаметра. При этом стволы кре­ пят после окончания бурения до проектной глубины и извлечения бурового инструмента из скважины.


Бурение скважин в несколько фаз зависит от крепости прохо­ димых пород. Бурение в две фазы осуществляют в менее крепких породах, для этого применяют буровые коронки диаметром 430— 1300 мм. Первоначально бурят скважину диаметром 430 мм. После окончания бурения скважины на полную глубину присту-т пают к последующей фазе бурения. Для этого буровой инстру­ мент извлекают из скважины, и буровую коронку диаметром 430 мм заменяют коронкой диаметром 1300 мм. В результате разбуривания скважины коронкой такого диаметра достигается проектное сечение вертикального ствола газохранилища. Ско* рость проходки ствола составляет 0,3—0,36 м/ч.

Вболее крепких породах бурение стволов производят в не­ сколько фаз. Первоначально пробуривают скважину диаметром 100 мм, затем ее расширяют до 200 мм и, наконец, разбуривают скважину на полный диаметр.

Впоследнее время скважины диаметром 1300 мм там, где позволяет крепость пород, бурят в одну фазу. Бурение осуще­

ствляют тем же буровым инструментом сразу обеими коронками (диаметром 430 и 1300 мм). Для этого коронки закрепляют на буровой трубе одна над другой: снизу меньшего, а сверху боль­ шего диаметра. В данном случае скважина, которую пробури­ вают коронкой диаметром 430 мм, является пилот-скважиной. При бурении в одну фазу проектный диаметр ствола достигается сразу.

Известны случаи, когда проходку вертикальных стволов осу­ ществляли бурением в четыре фазы до глубины 430 м. При этом

первоначально пробуривали пилот-скважины диаметром 375

мм,

затем их расширяли до диаметра

650 мм,

в последующие

две

фазы — их разбуривали сначала

до 900 мм,

а затем до 1150

мм.

Таким образом, в настоящее время вертикальные выработки в основном проходятся бурением диаметром вчерне 1300 мм. Та­ кой диаметр стволов, по мнению американских специалистов, на данном этапе строительства является минимально возможным для выполнения операций по спуску-подъему людей, горнопро­ ходческих машин, выдачи породы, проходки горизонтальных вы­ работок и т. д., но в то же время небольшой диаметр ствола дает значительную экономию при проходке и удобство при сооруже­ нии изоляционных перемычек.

Наиболее эффективным методом сооружения стволов газо­ нефтехранилищ шахтного типа следует считать реактивно-тур­ бинное бурение.

Этот способ получил развитие в отечественной практике шахт­ ного строительства при бурении стволов малого диаметра для всякого рода вспомогательных процессов.

На рис. 2 показана буровая установка РТБ-2,08, разработан­ ная Всесоюзным научно-исследовательским институтом буровой техники (ВНИИБТ) для бурения ствола (скважины) диаметром вчерне 2,08 м.


Шифр агрегата

Диаметр

скважины

 

вчерне, мм

РТБ5ИЗ-1020

1020

РТБ-10-1560

1560

РТБ-23

1730

РТБ-22

2080

Диаметр долота, мм

490

750

346—750

490—750

 

Т а б л и ц а З

Число

 

одновре­

Турбобур

менно

работаю­

 

щих долот

 

2

Т12РТ-9"

2

Т12РТ-9"

3 - 4

Т12РТ-9"

3

Т12РТ-9"

В настоящее время разработан о около десяти типоразмеров забойных агрегатов диаметром от 590 до 2860 мм. В табл. 3 пред- ставлены основные данные ус­

тановок в интервале интересу­ ющих нас типоразмеров.

Установки для бурения выра­ боток диаметром более 1560 мм оснащены эрлифтом для про­ мывки. Основными элементами этих установок являются: выш­ ка 3, буровая лебедка 5, ро­ тор 6, талевая система /, верт­ люг 2 и реактивный турбинный блок 4 типа РТБ-бм, который состоит из четырех располо­ женных на одной лини турбо­ буров.

Турбобуры Т12РТ-9" (рис. 3) вверху жестко соединены меж­ ду собой траверсой 2, а внизу— плитой 6. В траверсе закреплен переходник к бурильным тру­ бам 1, а по продольной оси тра­ версы сделан канал 3, по кото­ рому глинистый раствор из бу­ рильных труб через ниппели 4 поступает в турбобуры 7.

Нагрузка на забой создается чугунными утяжелителями 5 круглой формы, имеющими от­ верстия для прохода корпусов турбобуров. Трехшарошечные долота 8 крепятся на переход­ никах турбобуров.

Долота разбуривают породу при их вращении по часовой стрелке турбобурами, вращаю­ щимися за счет проходящего через них глиняного раствора, нагнетаемого насосами с по­ верхности.

При работе долот в турбобу­ рах возникают реактивные мо­ менты, заставляющие буровую колонку вращаться против ча­ совой стрелки. Вследствие это­ го порода разбуривается одно­ временно по всей площади за-

2—243

(Напрабление Ьращения долот {Направление вращении корпуса РТб

Ъ

Рис. 3. Реактивно-турбинный бур:

о —турбобур РТБ-бм: б —схема разруше­ ния забоя.

17


боя. Глинистый расгвор, поступающий из турбобуров, выносит разбуренную породу на поверхность.

При бурении скважины диаметром 2,08 м одновременно рабо­ тает три турбобура, из которых один головной разбуривает цент­ ральную часть первого забоя диаметром 1,02-м, а два других—пе­ риферийную его часть. Проектная скорость бурения стволов глу­ биной до 300 м для описанной установки составляет 0,5—0,6 м/ч.

Реактивно-турбинное бурение, разработанное и внедренное

советскими специалистами в 1959 г.,

успешно

развивается.

В 1965 г. этим способом было пробурено

более 150

выработок

суммарной глубиной около 50000 м.

 

 

После полного завершения буровых работ из скважины уда­ ляют буровой инструмент и приступают к ее креплению. В ка­ честве крепи используют стальные обсадные трубы.

Секции труб спускают в скважину лебедкой на тросе; когда

над поверхностью

земли остается небольшой отрезок

секции

(5 /6 7 /в длины), ее

зажимают специальным

устройством, пре­

пятствующим дальнейшему спуску. Над этим

отрезком

секции

подвешивают следующую секцию труб и заводят торцами в стык. На стыке трубы сваривают, снимают зажимное устройство и спускают обсадные трубы на длину секции. Затем все операции повторяют.

Обсадные трубы спускают на песчаную подушку, которая со­ здается внизу ствола путем засыпки песка в глинистый.балласт после окончания бурения. Песок после производства тампонажных работ откачивается насосами или убирается в бадьи в начальный период проходки горизонтальных выработок. Пе­ ред спуском обсадных труб в нижнем конце первой секции

сооружают

бетонную

перемычку толщиной до

1,5 м,

которая

при спуске

обсадных

труб препятствует

проникновению

внутрь

труб глинистого балласта. Наличие песчаной подушки

внизу

ствола и бетонной перемычки в первой

секции

обсадной

трубы

не только облегчает процесс крепления, но и позволяет полу­ чить в нижней части ствола незакрепленный обсадной трубой участок. Протяженность участка обычно не превышает 10 м. Та­ кой незакрепленный участок ствола позволяет сразу же присту­ пить к проходке околоствольного двора, в противном случае стенки ствола были бы закрыты обсадной трубой и перед нача­ лом проходки потребовалось бы ее устранение.

Перед спуском обсадных труб в ствол к ним с наружной сто­ роны приваривают трубы диаметром 38—51 мм, по которым по­ дают в шахту сжатый воздух и через которые также производят тампонаж затрубного пространства. Расположение труб для ука­ занных целей с внешней стороны обсадной трубы позволяет осво­ бодить полезное сечение ствола от различных трубопроводов и кабелей и избежать возможных аварий их в процессе проходки ствола и-движения по нему бадей, груженных породой и обору­ дованием.


Свободное пространство между обсадной трубой и выработкой тампонируют цементным раствором. Обсадные трубы цементи­ руют в целях избежания коррозии металла от грунтовых вод, миграции воды, газа и т. д. от одной формации к другой, а также для создания непосредственного контакта окружающих пород с обсадной трубой. Для цементации используют смолистый це­ мент с различными добавками, повышающими прочность бетона. Тампонаж производят с поверхности от смесительного устрой­ ства с двух-, трехкратным нагнетанием раствора в затрубное пространство.

В период строительства хранилищ выработки проветривают через специальные вентиляционные скважины, которые обычно проходятся роторным бурением с шарошечными долотами диа­ метром 100, 200, 300 и 500 мм. Во время эксплуатации храни­ лища вентиляционные скважины в ряде случаев предназна­ чаются для закачки и выкачки хранимого продукта с помощью погружных насосов и замера уровня продукта в хранилище. Скважины диаметром 500 мм, кроме целей вентиляции, служат только запасным выходом для людей в случае аварии и обору­ дуются специальным подъемником. Для нагнетания свежего воздуха используют скважины диаметром 200 и 300 мм. Исходя­ щая струя выходит через скважины большего диаметра (500 мм).

Обычно при величине емкости 25 тыс. м3 проходят три верти­ кальные скважины, по двум из них нагнетают свежий воздух, третья служит выходом для исходящей струи, а также запасным выходом для людей.

При величине емкости свыше 25 тыс. м3 проходят большее ко­ личество скважин, из которых одна (диаметром, равным диа­ метру основного ствола) служит для выполнения погрузочноразгрузочных операций, а остальные используются в качестве вентиляционных.

Для выдачи породы от места проходки горизонтальных выра­ боток буровзрывным способом, на поверхность по стволу широко применяют проходческие бадьи. Емкость бадей составляет 0,2— 0,4 м3 и выше в зависимости от диаметра ствола. Бадьи подни­ мают подъемной машиной мощностью до 150 л. с, установлен­ ной на копре высотой до 15 м. Скорость подъема породы по вер­ тикальному стволу достигает 600 м/мин. На поверхности бадьи разгружают на разгрузочной площадке копра в приемный бун­ кер и направляют по желобу в вагонетки или автомашины. Для опрокидывания бадьи в нижней ее части имеются кольца для за­ цепления крюками, находящимися на канатах и удерживающими бадью в момент ее опрокидывания.-Ляды в устье ствола в мо­ мент разгрузки бадьи находятся в закрытом положении.

Проходческие бадьи также используются для спуска и подъе­ ма людей. В тех же бадьях спускают различное оборудование в разобранном виде, элементы крепи, а также подают воду из забоя ствола.

2*

19