Файл: Гофман-Захаров П.М. Проектирование и сооружение подземных резервуаров - нефтегазохранилищ.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.04.2024
Просмотров: 133
Скачиваний: 1
приведена конструкция резервуара (патент № 2924350 и 2947437, США), состоящего из "складывающегося корпуса 1 с жестким днищем 5 и жесткой кровлей 2. Жесткая крыша крепится к вы ступу верхнего кольцевого элемента корпуса. Сквозь крышу про ходит жесткий патрубок 3, через который проводятся все техно логические операции. Крыша с внутренней стороны усилена стропильной фермой 4. В верхней части опорожненного и сло жившегося резервуара всегда остается пространство, заполнен ное воздухом, благодаря чему резервуар плавает.
Конструкции, аналогичные вышеописанным, в последние годы были разработаны и запатентованы во многих странах.
В1965 г. во Франции была запатентована еще одна конструк ция плавающего резервуара, представляющего собой обечайку без днища с подвижной (плавающей) крышей. Плавучесть кон струкции обеспечивается системой специальных поплавков.
В1961 г. в Англии получен патент на нефтехранилища без днища с переменной величиной плавучести.
Конструкция резервуара для хранения нефти представляет со бой своеобразный колокол с открытой донной частью, который устанавливается в море.
Размеры хранилища могут быть до 60 м в диаметре и до 18 м высотой; наибольший объем резервуара составляет 48 тыс. м3. Глубина воды в месте установки и эксплуатации таких резервуа ров должна быть в пределах 24—60 м.
Конструкция резервуара разрабатывается по двум основным видам: резервуары с надводной кровлей и полностью погружен ные в воду. Причем последние погружают в воду на такую глу
бину, на которой действие волн безопасно. |
|
|
Плавающий |
резервуар (рис. 100) диаметром 60 м и высотой |
|
18 м состоит |
из цилиндрического корпуса |
/, имеющего раструб |
Рис. 100. Резервуар с крышей-поплавком.
жесткости 9, и из плавающей на воде крыши 3, выполненной в виде понтона. Цилиндр 1 резервуара прочно связан с крышей 3. Через центр крыши проходит вертикальная направляющая труба 7 с отверстиями в верхней части. Благодаря этому уровень хранимого продукта и воды одинаков внутри и снаружи направ-
ляющей трубы. Направляющая труба надевается на вертикаль ную стойку 10, жестко закрепленную в дне. Обычно труба 7 снаб жается скользящим устройством, монтируемым на опорной стойке, и резервуар, таким образом, может подниматься и опус каться по вертикали (это вызывается условиями, возникающими при приливах и отливах), но не может смещаться по горизонтали.
В вертикальном углублении крыши установлено необходимое оборудование, газы отводятся из резервуара через направляю щую трубу 7, пламягаситель 4 и дыхательный клапан 5 наружу.
Хранилище заполняют через трубу 2 средствами танкеров. От бирают нефть насосом 6, размещенным в углублении крыши, че рез трубу 8.
Завершая краткий обзор конструкций и способов сооружения подземных и подводных резервуаров специальных типов, следует подчеркнуть необходимость в каждом отдельном случае прове дения в предпроектной стадии тщательного технико-экономиче ского анализа всех факторов с целью установления оптималь ного типа хранилища нефтепродуктов или сжиженных газов.
Поскольку на эффективность производства и потребления неф тепродуктов выбранный тип аккумулирующей емкости оказы вает весьма большое влияние, этому вопросу должно быть уде лено должное внимание.
Г л а в а V. ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ
§ 1. Подземные хранилища шахтного типа
Удельные капитальные вложения подземных газонефтехрани лищ, сооружаемых горным способом в устойчивых горных поро
дах, определены институтом Мосбассгипрошахт в 1966 |
г. при |
|||||
следующих исходных предпосылках: |
|
|
|
|||
коэффициент крепости пород (по Протодьяконову): |
для про |
|||||
ходки выработок-емкостей |
/ = 4 + 6 ; |
проходки стволов: |
3 0 % — f = |
|||
= 2; 30% — f=3; 4 0 % - / |
= |
4; |
|
23,8 м2\ |
|
|
стволы вертикальные |
сечением |
(в свету) |
крепление |
|||
стволов — монолитный |
бетон, способ проходки стволов — совме |
|||||
щенный с применением буровзрывных работ; |
|
|
|
|||
выработки-емкости: ширина 10 м, |
высота от 5 до 6,3 м, |
сечение |
||||
(в свету) 53,5—56,5 м2; |
крепление выработок |
емкостей |
не |
преду |
||
сматривается. |
|
|
|
|
|
|
Проходку выработок-емкостей ведут одним забоем, с примене нием буровзрывных работ, организованных по графику (один цикл в сутки).
Для проходки емкостей используют следующие механизмы: для бурения шпуров — самоходные установки СБУ-2М, для по грузки породы — экскаватор ЭХ7515.
Месячное подвигание забоя — 60 м; в период проходки выработок-емкостей предусмотрена элек
тровозная откатка; тип электровоза — 7 Кр-600, емкость ваго нетки — 1,5 м3;
откатка породы на поверхности предусмотрена автосамосва лами на расстояние 1 км с разгрузкой в отвал;
величина общешахтных расходов по каждому варианту под земных хранилищ шахтного типа определена индивидуальными сметными расчетами;
количество геологоразведочных скважин, учитываемое в до полнительных нормативах удельных капитальных вложений, определено из расчета: одна скважина на каждые 150 м протя женности участка, требуемого для размещения выработок-ем костей;
при составлении сметно-финансовых расчетов величина на кладных расходов принята: на горные работы — 27%, на строи тельные работы — 18,3%;
в сметной стоимости строительства подземных газонефтехра нилищ, сооружаемых горным способом в устойчивых горных по-
родах, учтены также прочие затраты, к которым отнесены: про- ектно-изыскательские работы, содержание дирекции строящегося предприятия, удорожание работ в зимнее время, приобретение запасных частей к оборудованию, непредвиденные работы и т. д.; капитальные вложения в строительство подземных хранилищ в устойчивых горных породах определены по сметно-финансовым
расчетам, выполненным Мосбассгипрошахтом и пересчитанным в цены, действующие с 1.1 1969 г., по нижеследующим индексам Госстроя СССР: горные работы—1,25; строительно-монтажные работы — 1,24; оборудование — 1,08.
объемы и глубины заложения подземных емкостей: для хра
нилища объемом 25 тыс. м3 |
— 30, 60, 100 м; для хранилища |
объе |
||||||||||||||
мом |
50 тыс. м3 — 30, |
60, |
|
100 м; |
для |
хранилищ |
объемом |
100 |
||||||||
тыс. ж 3 —30, 60, 100, 200 м; |
|
|
|
|
|
|
||||||||||
поступление продукта в подземные емкости — из |
магистраль |
|||||||||||||||
ного трубопровода, |
отгрузка — в |
железнодорожных |
цистернах; |
|||||||||||||
отбор |
|
продукта |
из |
подземных выработок-емкостей — с по |
||||||||||||
мощью погружных насосов; |
|
|
|
|
|
|
||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Т а б л и ц а |
37 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Капиталовложения, руб/ж, при глубине |
|||||
|
Объекты, работы |
и затраты |
|
|
|
заложения, |
м |
|
|
|||||||
|
|
|
30 |
|
|
|
200 |
|||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
60 |
100 |
||||
Горные работы |
|
|
|
|
|
|
|
10,26 |
10,64 |
11,14 |
12,41 |
|||||
В том числе: |
вертикального |
ствола |
0,67 |
1,03 |
1,51 |
2,74 |
||||||||||
сооружение |
||||||||||||||||
подводящие |
выработки и |
|
выра |
7,95 |
7,95 |
7,95 |
7,95 |
|||||||||
ботки-емкости |
|
|
|
|
|
|
||||||||||
транспортировка вынутого |
грунта |
1,64 |
1,65 |
1,67 |
1,72 |
|||||||||||
Надшахтное здание |
с |
копром |
|
|
0,26 |
0,27 |
0,28 |
0,30 |
||||||||
Погружные |
насосы |
|
|
|
|
|
|
1,02 |
1,12 |
1,22 |
1,32 |
|||||
Технологическое |
обустройство |
|
выра |
0,17 |
|
|
|
|
|
|||||||
боток-емкостей |
|
|
|
|
|
|
|
0,19 |
0,23 |
0,30 |
||||||
Технологические |
трубопроводы |
|
|
0,04 |
0,04 |
0,04 |
0,04 |
|||||||||
Сливо-наливная эстакада с железно |
2,01 |
|
|
|
|
|
||||||||||
дорожными |
путями |
|
|
|
|
|
|
2,01 |
2,01 |
2,01 |
||||||
Административно-хозяйственный |
' |
|
|
|
|
|
|
|||||||||
комплекс |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2,40 |
2,40 |
2,40 |
2,40 |
|||
ЛЭП, |
трансформаторная |
и КИ П |
1,10 |
1,11 |
1,34 |
1,34 |
||||||||||
Автодороги и связь |
|
|
|
|
|
|
0,11 |
0,11 |
0,11 |
0,11 |
||||||
Подготовка |
территории |
|
строитель |
|
|
|
|
|
|
|||||||
ства |
и |
благоустройство |
промпло- |
0,76 |
0,76 |
0,76 |
0,76 |
|||||||||
щадки |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||
Внешние |
сети |
водоснабжения |
|
и ка |
0,25 |
0,25 |
0,25 |
0,25 |
||||||||
нализации |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||
Временные |
здания |
и |
сооружения |
2,19 |
2,19 |
2,19 |
2,19 |
|||||||||
Прочие |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2,80 |
2,85 - |
2,92 |
3,13 |
|||
Всего |
на 1 м3 |
емкости, руб. |
21,88 |
23,94 |
24,89 |
26,57 |
|
|
|
|
|
|
|
|
Капиталовложения, |
рубім, при глубине |
||||
Объекты, работы |
и затраты |
|
|
заложения, |
м |
|
|||||||
|
60 |
|
|
|
|
|
|||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
100 |
|
200 |
||
Горные работы |
|
|
|
|
|
12,60 |
|
13,61 |
|
16,16 |
|||
В том числе: |
вертикального ствола |
2,04 |
|
3,01 |
|
5,46 |
|||||||
сооружение |
|
|
|||||||||||
подводящие |
выработки |
и |
выра |
8,87 |
|
8,87 |
|
8,87 |
|||||
ботки-емкости |
|
|
|
|
|
|
|||||||
транспортировка |
вынутого грунта |
1,69 |
|
1 |
73 |
|
1,83 |
||||||
Надшахтное здание с |
копром |
|
0,71 |
|
0,74 |
|
0,79 |
||||||
Погружные |
насосы |
|
|
|
|
1,82 |
|
2,04 |
|
2,50 |
|||
Технологическое |
обустройство |
выра |
|
|
|
|
|
|
|||||
боток-емкостей |
|
|
|
|
|
0,22 |
|
0,29 |
|
0,43 |
|||
Технологические |
трубопроводы |
|
0,03 |
|
0,03 |
|
0,03 |
||||||
Сливо-наливная эстакада с железно |
|
|
|
|
|
|
|||||||
дорожными |
путями |
|
|
|
|
1.81 |
|
1,81 |
|
1,81 |
|||
Административно-хозяйственный |
|
4,97 |
|
4,97 |
|
4,97 |
|||||||
комплекс |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
ЛЭП,. трансформаторная |
и КИ П |
2,15 |
|
2,27 |
|
2,27 |
|||||||
Автодороги |
и связь |
|
|
|
|
0,22 |
|
0,22 |
|
0,22 |
|||
Внешние сети водоснабжения и кана |
|
|
0,53 |
|
0,53 |
||||||||
лизации |
|
|
|
|
|
|
|
0,53 |
|
|
|||
Подготовка |
территории строительства |
1,51 |
|
1,51 |
|
1,51 |
|||||||
Благоустройство |
промплощадки |
|
4,38 |
|
4,38 |
|
4,38 |
||||||
Временные |
здания и |
сооружения |
|
|
|||||||||
Прочие |
|
|
|
|
|
|
|
4,76 |
|
4,90 |
|
5,29 |
|
Насосно-компрессорная с градирней |
2,05 |
|
2,05 |
|
2,05 |
||||||||
Всего |
на 1 м3 емкости, руб. |
37,35 |
|
39,36 |
|
42,94 |
|||||||
|
|
|
|
Т а б л и ц а 39 |
|
|
|
|
Т а б л и ц а 40 |
||||
Емкость |
Глубина |
Расход |
металла |
Емкость |
Глубина |
|
Расход |
металла |
|||||
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||
храни |
на 1 хра |
на |
1 ж8 |
храни |
на |
1 хра |
на 1 м? |
||||||
лища, |
заложе |
лища, |
заложе |
||||||||||
тыс. м? |
ния, ж |
нилище, |
Т |
емкости, кг |
тыс. л* |
ния, |
м |
нилище, Г |
емкости, кг |
||||
15 |
|
60 |
58,1 |
|
'3,8 |
25 |
30 |
|
|
61,9 |
2,4 |
||
|
|
80 |
66,0 |
|
4,4 |
|
60 |
|
|
78,2 |
3,1 |
||
|
|
120 |
81,6 |
|
5,4 |
|
100 |
|
100,3 |
4,0 |
|||
25 |
|
60 |
58,1 |
|
2,3 |
50 |
30 |
|
|
61,9 |
1,2 |
||
|
|
100 |
73,9 |
|
2,9 |
|
60 |
|
|
78,2 |
1,5 |
||
|
|
200 |
115,9 |
|
4,9 |
|
100 |
|
100,8 |
2,0 . |
|||
50 |
|
60 |
58,1 |
, |
1,1 |
100 |
30 |
|
|
61,9 |
0,6 |
||
|
|
100 |
73,9 |
|
1,4 |
|
60 |
|
|
78,2 |
0,8 |
||
|
|
200 |
115,9 |
|
2,3 |
|
100 |
|
100,8 |
1,0 |
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
200 |
|
160,7 |
1,6 |
производительность оборудования по отбору — 960 м3/ч из расчета наполнения половины веса железнодорожного маршрута (24 цистерны грузоподъемностью 60 т каждая) в течение 1,5 ч.