Файл: Гольдин И.И. Основы технической механики учеб. пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.04.2024

Просмотров: 149

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

И.И. ГОЛЬДИН, Ю, В. ПРОКОФЬЕВ

основы

ТЕ Х Н И Ч Е С К О Й

М Е Х А Н И К И

Р е к о м е н д о в а н о Г о с у д а р с т в е н н ы м к о м и т е т о м

С о в е т а М и н и с т р о в С С С Р п о п р о ф е с с и о н а л ь н о - т е х н и ч е с к о м у о б р а з о в а н и ю

в к а ч е с т в е у ч е б н о г о п о с о б и я д л я п о д г о т о в к и р а б о ч и х

М О С К В А « В Ы С Ш А Я Щ Ш Л А » 1974

605 Г 63

Гольдин И. И,, Прокофьев Ю. В.

Г 63 Основы технической механики. Учеб. пособие для подгот. рабочих. М.; «Высш. школа», 1974.

352 с. с ил.

Книга состоит из четырех частей: элементы теоретической механики, основные понятия о механизмах и машинах, основы сопротивления материа­ лов и основные сведения о деталях машин. В пособии приведены упражне­ ния, задачи с решениями и вопросы для повторения.

Книга предназначена в качестве учебного пособия для подготовки рабочих.

0024—473

8 - 74

 

 

 

001(01)—74

6

0

5

 

Отзывы и замечания направлять по

адресу: Москва, К-51, Неглин­

ная ул. 29/14, издательство «Высшая

школа».

-Ji.УКЛАДА, р

© Издательство «Высшая школа», 1974 г.

ПРЕДИСЛОВИЕ

В книге изложены основы технической механики (статика; кинематика и динамика материальной точки и тела; основы теории механизмов и машин; основы сопротивления материалов и деталей машин), которые составляют теоретическую базу для изучения многих технических специальных дисциплин, входящих в учебные планы подготовки квалифицированных ра­ бочих.

Книга предназначена в качестве пособия при из­ учении самостоятельных предметов «Техническая ме­ ханика», «Основы теоретической механики и сопро­ тивления материалов», а также разделов механики «Сопротивление материалов» и «Детали .машину, ко­ торые включены в курсы специальной технолюгщ для рабочих металлообрабатывающих профессий.

В книге предпринята попытка преподнести основы теоретической механики в соответствии с новой про­ граммой школьного курса физики. В связи с этим изложение соответствующих разделов несколько от­ личается от обычно применяемого. Например, в статике рассматривается равновесие тел, а не равновесие си­ стем сил; в динамике не используется понятие «сила инерции» и др.


Большое внимание уделено связи основных поня­ тий и положений механики с технической практикой. Значительное место отводится применению теории к решению конкретных задач, часть которых яв­ ляются оригинальными.

При работе над рукописью авторы широко исполь­ зовали опыт преподавания основ технической меха­ ники в училищах системы профтехобразования, а так­ же учли методические замечания и предложения ре­ цензентов М. И. Блудова и М. X. Шумовича, кото­ рым выражают глубокую благодарность.

Часть первая ЭЛЕМЕНТЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ МЕХАНИКИ

ВВ Е Д Е Н И Е

§1. Содержание теоретической механики

Все, что реально существует на Земле и вне Земли; все, что мы можем ощущать с помощью наших органов чувств или с помощью различных приборов, расширяющих воз­

можности

органов чувств, образует

материальный мир

и

в науке

называется м а т е р и е й .

Основной формой

су­

ществования и основным и неотъемлемым свойством ма­ терии является движение. Свет, электричество, теплота, химические процессы, множество других физических яв­ лений, наконец, сама жизнь во всех ее проявлениях пред­ ставляют различные формы движения.

Из многообразных форм движения мы в дальнейшем будем изучать наиболее простую форму — механическое движение тел.

Понятие «тело» является обобщающим. Под телом мы понимаем и звезды, Солнце, Землю, и все предметы, нахо­

дящиеся в механическом

цехе завода, и атомы,

молекулы

вещества.

 

 

М е х а н и ч е с к и м

д в и ж е н и е м тела

называет­

ся изменение его положения по отношению к другим телам с течением времени.

Вокруг нас множество тел, которые скользят, катятся, падают, летают, совершают колебания, находятся в покое." Мы постоянно встречаемся с движением тел в природе, технике и повседневной жизни. В мировом пространстве движутся Солнце и звезды, Земля и другие планеты, кометы и метеориты. В околоземном пространстве летят космические корабли и искусственные спутники Земли,

5


Миллионы всевозможных механизмов в различных ма­ шинах совершают рабочие движения, которые мы исполь­ зуем для выполнения операций и процессов, позволяющих в конечном итоге создавать предметы, нужные для Людей. Все перечисленные действия относятся к механическому движению.

Науку, изучающую механическое движение материаль­

ных тел или их равновесие,

называют м е х а н и к о й .

Уже в древности люди строили различные машины, при­

менявшиеся в строительстве,

при изготовлении орудий

труда, в военном деле и т. д.

 

Изучение движений основных частей этих машин (ры­ чагов, катков, блоков, канатов), накопление практических приемов создания новых машин и привели к зарождению механики. Долгое время люди в основном описывали вне­ шние признаки и результаты движения тел. Однако они очень мало знали о причинах движения.

Современные представления о движении и его причинах начали складываться всего 300 лет назад. Галилей (1564— 1642) и Ньютон (1642—1727) сумели обобщить многовеко­ вые наблюдения, самые разнообразные факты о движении тел, сформулировав основные законы механики. Они первые правильно объяснили механическое движение и причины,

вызывающие его. После этого механика стала

развиваться

очень быстро. Научные достижения привели

к успехам

в развитии различных машин и механизмов.

 

По характеру рассматриваемых задач теоретическую

механику принято разделять на с т а т и к у ,

к и н е м а ­

т и к у и д и н а м и к у .

 

На Земле мы наблюдаем тела, находящиеся в покое, или, как говорят, в состоянии равновесия. Металлические и железобетонные конструкции здания цеха, плотина гид­ роэлектростанции, грузоподъемные краны, станины ме­ таллорежущих станков должны находиться именно в со­ стоянии равновесия. Поэтому в задачи теоретической ме­ ханики входит определение условий, при которых соблю­

даются условия равновесия тел. Этот раздел

механики

называют с т а т и к о й .

 

Астрономы могут предсказать солнечные

затмения,

которые произойдут в определенном

географическом пунк­

те, за многие годы

вперед. Для этого они рассчитывают

движение Земли

и

Луны

вокруг Солнца. Инженер-тех­

нолог назначает

режимы

обработки

деталей, исходя из

тех возможных

движений,

которые

обеспечивает данный

6


тип станка. Во всех этих случаях нужно определить вели­ чины, характеризующие движение тела или отдельных его точек, и не обязательно знать причины, вызвавшие само движение. Изучением движения тел на основании зако­ нов геометрии занимается раздел механики, называемый к и н е м а т и к о й .

Наконец, самые сложные задачи возникают в тех слу­ чаях, когда необходимо учитывать причины, вызывающие изменение движения. Для запуска искусственного спутника Земли ракета-носитель должна стартовать вертикально. Затем ее движение становится все более быстрым вследст­ вие тяги работающих двигателей и одновременно изменяется направление полета, которое все больше приближается к горизонтальному. Все операции, выполняемые до момента выведения спутника на орбиту: старт, отделение отрабо­ тавших ступеней ракеты, изменение направления полета — можно осуществить только в том случае, если для каждого этапа полета заранее были определены и учтены причины изменения движения: тяга основных ракетных двигателей, масса ракеты, изменяющаяся по мере выработки топлива, работа вспомогательных устройств, обеспечивающих за­

данное направление

полета.

Раздел механики,

в котором изучается движение тел

и рассматриваются

причины, его вызвавшие, называют

д и н а м и к о й .

 

Статика, кинематика и динамика охватывают все во­ просы, связанные с механическим движением тел, и позво­

ляют решать многочисленные

практические задачи.

 

§ 2.

Силы

Меру действия одного тела на другое, в результате ко­

торого происходит

изменение движения тела, называют

с и л о й .

 

 

Все силы можно разделить на два основных типа: силы,

действующие при

непосредственном соприкосновении тел,

и силы, действующие на расстоянии, когда, взаимодей­ ствующие тела не находятся в контакте друг с другом.

Чтобы затянуть резьбовое соединение, рукой действуют на рукоятку гаечного ключа. Мышцы руки при этом сокра­ щены. При заводе наручных часов закручивается спираль­ ная пружина, обеспечивающая ход часового механизма. Для перемещения в цехе тяжелой детали ее обвязывают тросом и поднимают грузоподъемным устройством. -

7


В приведенных примерах силы возникают при непо­ средственном взаимодействии тел. В результате тела из­ меняют свои размеры или форму—деформируются.

Как правило, силы, действующие при соприкосновении тел, исчезают вместе с исчезновением деформаций. Эти силы называют с и л а м и у п р у г о с т и .

Гораздо труднее объяснить взаимодействие тел, нахо­ дящихся на некотором расстоянии друг от друга. То, что силы могут действовать на расстоянии, мы знаем из наблю­ дений явлений природы и опытов. Самым важным приме­ ром являются силы всемирного тяготения, или, как их иногда называют, гравитационные силы. В частном случае это силы притяжения к Земле. Если поднять тело над Зем­ лей и предоставить его самому себе, то оно начнет падать, двигаться с непрерывно возрастающей скоростью. Во время падения тело не соприкасается ни с какими телами и все же происходит изменение его движения. Этот опыт по­ казывает, что результатом взаимодействия Земли и тела является сила, действующая на расстоянии.

Магнитные силы Земли, действующие на стрелку ком­ паса, являются силами того же характера.

На расстоянии действуют также электрические силы. Заряженные тела притягиваются или отталкиваются в за­ висимости от того, разноименны или одноименны их за­ ряды.

§ 3. Измерение величины силы

Кроме установления природы (вида) силы, важно также измерить ее. Мы знаем, что силы упругости возникают между телами только в том случае, если тела деформиро­ ваны. Это явление и используется для измерения величины силы. Практически это можно сделать так. Возьмем сталь­ ную проволоку длиной /„ и подвесим на нее массивный груз (рис\ 1). В результате взаимодействия груза и проволоки возникает деформация последней — она удлиняется на величину а. Правда, следует отметить, что это удлинение мало и его можно зафиксировать только с помощью спе­ циальных приборов.

Если же из той же проволоки длиной /0 совьем пружину, имеющую в свободном состоянии высоту h0 (рис. 2), тот же груз, подвешенный к пружине, растянет ее на величину аъ значительно большую, чем величина удлинения а простой проволоки. Величину удлинения ах пружины можно измерить обычной линейкой. Таким простым способом, изменив форму

8

проволоки, мы сумели сделать возможным измерение деформа­ ций. Реальные свойства металлов таковы, что при не очень больших деформациях величина силы, растягивающей

проволоку

и

пружину,

•/////////////////,

///////////////.

прямо

 

пропорциональна

 

 

 

 

величине

их удлинения.

 

 

 

Из

сказанного

можно

 

 

 

сделать

 

следующие

вы­

 

 

 

воды:

 

 

 

 

 

 

 

 

величину силы

упруго­

 

 

 

сти можно найти сравнени­

 

 

 

ем с величиной

силы

при­

 

 

 

тяжения

груза

к

Земле;

 

 

 

груз может быть выпол­

 

 

 

нен в виде эталонной гири

Рис.

1. Увеличение

длины прово­

и при

любых

опытах,

из­

локи

под действием

подвешенного

мерениях

приниматься

од­

 

груза

 

ним и тем же;

величину удлинения пружины можно сопоставить с ве­ личиной силы притяжения к Земле эталонной гири.

Как же все это осуществляется на

практике?

 

 

За образец гири-эталона принят тщательно изготовлен­

ный цилиндр

из прочного платинового сплава. Он сохра­

 

 

 

 

няется

с

различными

пре­

 

 

 

 

досторожностями

от

воз­

 

 

 

 

можных

 

внешних

воздей­

 

 

 

 

ствий

в

Международном

 

 

 

 

бюро мер и весов в Севре,

 

 

 

 

близ Парижа. Сила при-

 

 

 

 

тяжения

к

Земле

этого

 

 

 

 

эталона,

находящегося на

 

 

 

 

уровне

 

моря

на

широте

Рис. 2. Растяжение пружины под

Земли

 

45°,

в

технике

принята

в качестве

еди­

действием подвешенного груза

 

 

 

 

ницы силы.

Эту

единицу

силы

называют

к и л о г р а м м - с и л а

и

обозна-

 

 

 

 

 

 

 

чают

кГ (или

кгс).

 

 

 

 

 

 

 

По гире-эталону были тщательно изготовлены много­ численные копии. И в свою очередь, по этим копиям изго­ товляются и периодически сравниваются те гири, которые мы применяем в практической работе. При измерениях именно они выполняют роль эталонной гири.

Наряду с единицей силы 1 кГ применяют единицы силы, кратные 1 кГ,

9