Файл: Программа среднего профессионального образования 44. 02. 04 Специальное дошкольное образование Дисциплина Основы общей и дошкольной педагогики Практическое занятие 4.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.04.2024

Просмотров: 13

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Автономная некоммерческая профессиональная образовательная организация "Национальный социально-педагогический колледж"


Программа среднего профессионального образования

44.02.04 Специальное дошкольное образование

Дисциплина: Основы общей и дошкольной педагогики

Практическое занятие 4


Выполнил:

Обучающийся Куськина Ирина Александровна

Преподаватель:

Степанова Елена Ивановна


Задание 1. Максимальное количество баллов — 4 балла.

Особую систему педагогических наук, связанных с областью дошкольного детства, составляют возрастная и специальная педагогика, а также дефектология. Воспитатель дошкольного образования должен знать данную систему и понимать специфику содержания составляющих её дисциплин.

Заполните таблицу «Система педагогических наук сферы дошкольного образования и воспитания». Для этого оформите краткую характеристику каждой их представленных теоретических и практических дисциплин.

Таблица 1 — Система педагогических наук сферы дошкольного образования и воспитания




п/п


Наименования теоретических и практических педагогических дисциплин


Описания направлений и содержания научной деятельности


Объекты науки, на которые направлены данные отрасли научных знаний


1.


Преддошкольная педагогика

 


 Раздел возрастной педагогики, который занимается исследованием закономерностей, условий воспитания ребёнка до трёх лет.


 Педагогический процесс, исполняющий функцию социального контроля за физическим, психическим, интеллектуальным состоянием ребенка до 3-х лет.


2.


Дошкольная педагогика

 


 Изучает теорию и практику образования детей от трех до семи лет, средствами обучения и воспитания;

изучает процесс воспитания и обучения, его цели, задачи, содержание, формы организации, технологию осуществления.


 Ребенок с момента рождения до поступления в школу.


3.


Специальная педагогика

 


 Занимается вопросами образования людей с нарушением психического или физического развития


 Образовательный процесс, который может удовлетворить потребности личности с ограниченными возможностями.


4.


Социальная педагогика

 


 Занимается вопросами социального воспитания, обучения и развития людей всех возрастных групп и социальных категорий, посредством педагогического воздействия окружающего социума


 Все люди, которым необходимо социализироваться в обществе, т.е. решить вопросы их успешной социализации в процессе развития


5.


Коррекционная педагогика

 


Занимается разработкой и реализацией в образовательной практике системы условий, предусматривающих своевременную диагностику, профилактику и коррекцию педагогическими средствами нарушений социально-психологической адаптации индивидов, трудностей их в обучении и освоении соответствующих возрастным этапам развития социальных ролей


 Личность ребенка, имеющего незначительные отклонения в психофизиологическом развитии (сенсорно — двигательной, соматической, интеллектуально — речевых сферах) или отклонения в поведении, затрудняющие его адекватную социализацию и школьную адаптацию


6.


Дефектология:

6.1  Сурдопедагогика

 


Изучает процессы развития, воспитания и обучения детей раннего и дошкольного возраста с нарушениями слуха.


 Объектом сурдопедагогики является специальное образование людей, имеющих нарушения слуха


6.2  Тифлопедагогика

 


 отрасль специальной педагогики, разрабатывающая проблемы воспитания и обучения лиц с нарушением зрения — слепых и слабовидящих.


 Воспитание и обучение лиц с нарушением функции зрения вплоть до полной слепоты;


6.3  Олигофренопедагогика

 


  Направление, которое изучает проблемы воспитания и обучения умственно отсталых детей, а также пути коррекции недостатков их развития и аспекты социальной реабилитации.


 Объектами олигофренопедагогики являются воспитание, обучение и социальная адаптация детей и подростков с нарушениями интеллекта.


6.4        Логопедия

 


 Наука о нарушениях речи, способах их предупреждения, выявления и устранения средствами специального обучения и воспитания.


 Система обучения, воспитания и перевоспитания лиц с нарушениями речи, а также предупреждения речевых расстройств.



Задание 2. Максимальное количество баллов — 3 балла. 

Педагогическая деятельность в широком понимании данного термина представляет собой вид социальной практики, направленной на передачу от старших поколений к младшим, накопленных человечеством культуры и опыта.Эту деятельность осуществляют не только педагоги, но и родители, родственники и друзья, общественные организации, руководители предприятий и учреждений, производственные и другие группы, а также средства массовой информации.

Но всё же ключевые фигуры образовательно-воспитательного процесса — это педагог и обучающийся. Деятельность педагога направлена на управление и организацию данного процесса, а каждый обучающийся, вольно или невольно, осуществляет педагогическую деятельность по отношению к самому себе, занимаясь самообразованием и самовоспитанием. 

Заполните таблицу «Система направлений и видов деятельности основных участников образовательно-воспитательного процесса». Для этого классифицируйте по двум направлениям формулировки, приведённые в предложенном далее перечне.

Таблица 2 — Система направлений и видов деятельности основных участников образовательно-воспитательного процесса




п/п


Направления и виды образовательной деятельности педагога




п/п


Направления и виды деятельность обучаемых


1.


Разъяснение учащимся целей и задач обучения


1.


Собственная деятельность по со­зданию положительной мотива­ции учения


2.


Ознакомление обучаемых с новы­ми знаниями (явлениями, собы­тиями, предметами, законами)


2.


Восприятие новых знаний, уме­ний


3.


Управление процессом осознания и приобретения знаний, умений


3.


Анализ, синтез, сравнение, сопо­ставление, систематизация


4.


Управление процессом познания научных закономерностей и за­конов


4.


Познание закономерностей и за­конов, понимание причинно-следственных связей


5.


Управление процессом перехода от теории к практике


5.


Приобретение умений и навыков, их систематизация


6


Организация эвристической и ис­следовательской деятельности


6


Практическая деятельность по са­мостоятельному решению возни­кающих проблем


7


Проверка, оценка изменений в обученности и развитии учащих­ся


7


Самоконтроль, самодиагностика достижений


Задание 3. Максимальное количество баллов — 7 баллов.

            Современными педагогами используются различные концепций воспитания. Все они ценны своими идеями и взглядами на процесс становления человека как личности, и каждая из них имеет свои положительные черты и характеристики, требующие уточнения и доработки.

На основании изученного лекционного материала по теме «Современные концепции воспитания», прочтения рекомендованных литературных источников и рассмотрения информационных ресурсов сети Интернет проведите самостоятельный информационный поиск и заполните таблицу 5 «Основные концепции воспитания в современной педагогике». Для этого выберите три концепции воспитания, наиболее актуальные для вашей будущей профессиональной практики. Заполняя таблицу последовательно представьте основную информацию об анализируемых концепциях и её авторах.

 

Таблица 3 — Основные концепции воспитания в современной педагогике


№ п/п


Наименования концепций воспитания


Авторы,

Ф.И.О.


Положительные черты концепций


Недостатки концепций


Практическое применение концепции воспитания


1.

 

 


 гуманистическая психология


К. Роджерс, А. Маслоу 


Признание того, что человек может управлять своей психикой. Применяя гуманистический подход, можно убрать нервозность, улучшить качество жизни человека. При потере смысла жизни человек испытывает фрустрацию, негативные мысли, депрессию. Различные проблемы, неврозы индивидуума приводят к мышечным зажимам, психосоматическим заболеваниям. Применяя логотерапию, клиент-центрированный подход, различные техники психолог или психотерапевт может помочь человеку улучшить психическое и физическое здоровье, изменить качество жизни.

Направление гуманистической психологии подходит для исследования потенциала личности. Исследовать можно только здоровых, полноценных людей. Способности и творческий потенциал заложен в каждом человеке. В современной психологии существуют различные методы исследования креативности.

Влияние гуманистического подхода на терапию, образование, здравоохранение, политику и другие сферы. Гуманистическая психология в настоящее время прочно вошла в нашу жизнь, продолжает активно развиваться. На ее основе построено развивающее обучение, которое десятилетиями практикуется в нашей стране. Не одно поколение детей получило образование на принципах этого направления. В медицине давно уже признан факт того, что все болезни от нервов. Современные врачи знают о психосоматических заболеваниях, умеют дифференцировать физические и психологические отклонения, зачастую направляют пациентов к психологу.

Человеку отводится большая роль в определении состояния психического здоровья. От того, как человек живет, от целостности персоны зависит психическое здоровье. При активном личном выборе пути развития, самореализации, самоактуализации индивидуума, реализации его творческого потенциала уменьшается риск негативных ощущений в психике и в теле. Человеку необходимо понимание своей природы для того, чтобы уметь жить в гармонии с самим собой.

Подчеркивается важность влияния окружающей среды на опыт человека. Человек познает окружающий мир, приобретает собственный уникальный опыт через призму чувств и эмоций, полученных в процессе жизни, отношений с близким и дальним окружением. Поэтому так важно, в какой социальной среде он находится. Какая окружающая среда, такой и опыт. Развитие личности зависит от условий, в которых человек находится.

Утверждение достоинства человеческой личности и ответственности человека за свое поведение. Я-концепция у человека формируется с самого раннего детства. Целостный, полноценно сформировавшийся и функционирующий человек способен принимать решения, совершать поступки и нести ответственность за них. Такая личность будет опираться на собственные внутренние ощущения, а не на внешние авторитеты и шаблоны. 


 Чрезмерная субъективность. Полагаются только на собственную оценку своего опыта.

Не существует точного способа оценки исследуемых свойств личности.

Отрицание порочности природы человека.

Крайний индивидуализм.

Пренебрежение рациональным познанием


 Существует много тренинговых групп как на Западе, так и в нашей стране.


2.

 

 


поведенческая (бихевиористская) теория 


 Д. Уотсон, Д. Локк, Б. Скиннер


все что можно узнать, изучить и применить в поведении – бихевиоризм полно и наглядно продемонстрировал;

направление в сочетании с научным теоретическим подходом, подкрепленное огромным практическим опытом позволило расширить психологию, как науку;

бихевиоризм установил закономерности формирования поведенческих навыков. 


игнорирование участия сознания человека, все поведенческие навыки, сводится к механистичности реакций;

мотивация, воля, формирование психического образа действия, и саморефлексия также не учитываются бихевиористами;

человек в условиях эксперимента рассматривается как животное, с набором инстинктов для выживания;

бихевиоризм не дает объяснений тяги человека к новым изобретениям и творчеству. 


Бихевиористские принципы иногда используются сегодня для:

работы с психическими расстройствами, такими как фобии или пост-травматическое расстройство (ПТСР);

экспозиционной терапии, например, направленной на ослабление условных реакций на определенные раздражители, вызывающие страх;

прикладного анализа поведения (ПАП), терапии, используемой для лечения аутизма;

организационной психологии, особенно в использовании поощрений и наказаний для изменения поведения сотрудников 


3.

 

 


когнитивная теория 


Д. Дьюи, Ж. Пиаже  


изучают высшие формы поведения 


устаревший подход к показателям развития человека как биологическим процессам, а это искажает их корректное понимание 


Жан Пиаже разделил весь процесс когнитивного развития личности на стадии. Они тесно связаны между собой, и без успешного прохождения одной стадии, невозможен успех последующей. На каждом этапе мышление происходит особенным образом, ведь по мере взросления меняется восприятие окружающей действительности.

Итак, согласно теории Жана Пиаже, есть четыре стадии развития:

сенсомоторная;

предоперационная;

операционная;

стадия конкретных операций. 



 

В качестве результата проведённого исследования оформите вывод, представив развёрнутые ответы на следующие вопросы:

А) Какая из современных концепций воспитания является наиболее востребованной

     и перспективной? Что является основанием для этого?         

 На данное время не выделяются концепции, стоящие особняком или имеющие радикальные отличия. В XXI веке в основу формирования воспитательных подходов ложится гуманистическое воспитание. Этот подход ориентирован на взаимодействие педагога с ребенком как целостным началом, которое заключает в себе наиболее важные проявления духовности. Цель концепции гуманистического воспитания – всестороннее и гармоничное развитие личности.

Б) Какой из анализируемых концепций вы отдаёте собственное профессиональное

     предпочтение? Обоснуйте свой ответ, используя систему чётких аргументов и примеров.

Я отдаю предпочтение концепции, в основу которой входит личностное, индивидуальное развитие, оно ориентируется на формирование глубоко личных, внутренних качеств, а не на её служение обществу. Это гуманистическая психология.

Так как даже в образовательных стандартах в основе лежит системно-деятельностный подход, всестороннее развитие личности.



Задание 4. Максимальное количество баллов — 7 баллов.

Воспитательная деятельность педагога включает в себя реализацию комплекса организационных и психолого-педагогических задач, решаемых с целью обеспечения оптимального развития личности ребёнка. Методическая детализация воспитательной деятельности педагога осуществляется в процессе её проектирования и реализации.

Изучите внимательно представленный далее перечень характеристик содержания воспитательной деятельности педагога и структуру таблицы 3 «Классификация направлений воспитательной деятельности педагога». Установите соответствия между наименованиями направлений воспитательной деятельности и формулировками, представленными в перечне.  Распределите изучаемые характеристики по соответствующим ячейкам третьего столбца таблицы.

Таблица 4 — Классификация направлений воспитательной деятельности педагога




п/п


Наименования направлений воспитания


Характеристики содержания воспитательной деятельности


1.


Трудовое воспитание

 

 


  • воспитание бережного отношения к результатам трудовой любых видов деятельности;


  • формирование социальной активности и ответственности;


2.


Экологическое воспитание

 

 


  • выработка ценностного отношения к мировому культурному наследию


  • развитие ценностного отношения к природе;


3.


Патриотическое воспитание

 

 


  • привитие основополагающих ценностей, идей, убеждений, отражающих сущность государственности;


  • воспитание патриотизма и любви к Родине;


4.


Эстетическое воспитание

 

 


  • освоение правил этикета;


  • формирование чувства прекрасного;


5.


Нравственное воспитание

 

 


  • приобщение к общечеловеческим ценностям


  • формирование психологической и мыслительной культуры личности;




6.


Физическое воспитание

 

 


  • формирование навыков здорового образа жизни;


  • выработка стойкого отрицательного отношения к вредным привычкам;




7.


Умственное   воспитание

 

 


  • формирование умений и навыков мыслительных операций;


  • освоение рациональных приёмов организации самостоятельной учебно-познавательной деятельности;




8.


Правовое воспитание

 

 


  • воспитание законопослушного гражданина общества;


  • освоение воспитанниками знаний об идеологических основах государства;