Файл: Программа среднего профессионального образования 44. 02. 04 Специальное дошкольное образование Дисциплина Основы общей и дошкольной педагогики Практическое занятие 4.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.04.2024
Просмотров: 14
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Задание 5. Максимальное количество баллов — 7 баллов.
Изучите информацию, представленную в таблице 4 «Классификация методов воспитания, группируемых на основании оформления воспитательной задачи». Обратите внимание, что в таблице нарушены соотношения наименования метода с представлением его смыслового содержания и описания примера его реализации.
Восстановите структурное содержание таблицы, соотнеся наименования методов воспитательного воздействия с их смысловым наполнение, а также с описаниями конкретных приёмов их реализации.
Таблица 5 — Классификация методов воспитания, группируемых на основании оформления воспитательной задачи
№ п/п | Наименования методов воспитания | № п/п | Смысловое наполнение метода | № п/п | Приём реализации воспитательного воздействия |
1 | Убеждение | 1 | Реализуется при помощи воодушевления воспитанника энтузиазмом педагога, а при недостатке у воспитателя авторитета — путём ссылки на пример, авторитетный для воспитанника. | 1 | Лишение воспитанника права принять участие в экскурсии в связи с нарушением правил поведения в группе. |
2 | Пример | 2 | Реализуется при помощи бесед, дискуссий и других мероприятий, действенной основой которых является слово. В ходе этих бесед воспитаннику предлагают определённый сценарий поведения и убеждают в его целесообразности. | 2 | Беседа с воспитанниками о правилах поведениях в общественных местах. |
3 | Упражнение | 3 | Метод коррекции поведения, который применяется в самом крайнем случае и сводится к лишению воспитанника того положительного социального опыта, который он мог бы приобрести, если бы его поведение было безупречным. | 3 | Вручение грамоты, подарка и похвала. |
4 | Поощрение | 4 | Вовлечение воспитанников в общественно полезную деятельность, в ходе которой они сами могут проверить правильность предложенных им концепций поведения и получить необходимые практические умения и навыки. | 4 | Воспитатель говорит воспитаннику: «Ты должен это сделать, я уверен, что у тебя всё получится!» |
5 | Наказание | 5 | Метод направлен на бессознательную, чувственно-эмоциональную сферу личности, может влиять на человека практически мгновенно. Воля подавляется. | 5 | Демонстрация воспитателями и всеми сотрудниками педагогического коллектива правил поведения, принятых в учебном заведении. |
6 | Внушение | 6 | Стремление закрепить правильные формы поведения воспитанников, внесение в их жизнь положительных материальных и нематериальных моментов. | 6 | Приобщение воспитанников к уборке территории ДОУ. |
Ответ:
-
1-2-2 -
2-1-5 -
3-4-6 -
4-6-3 -
5-3-1 -
6-5-4
Задание 6. Максимальное количество баллов — 7 баллов.
В педагогической теории и практике используется множество форм воспитательной работы. Понятие «форма воспитания» позволяет педагогу ответить на ключевые вопросы собственной профессиональной деятельности:
— Кто, когда и где проводит воспитательную работу?
— Каковы условия проводимой воспитательной работы?
Формы воспитания носят творческий характер и отличаются большим разнообразием, что является основанием для изучения их особенностей. Охарактеризуйте предложенные в таблице 5 формы воспитания. Для удобства данной исследовательской деятельности перечислены четыре признака, являющиеся наименованиями столбцов таблицы, предлагаемых для заполнения.
Таблица 6 — Формы воспитательной деятельности педагога
№ п/п | Наименования форм | Предварительная подготовка | Организатор | Характер влияния педагога | Результат совместной деятельности |
1. | Диспут | Не позднее чем за неделю объявляется тема диспута, перечень вопросов, выносимых для обсуждения, дата, время, место проведения и состав участников. | Учитель | Сама суть диспута не позволяет педагогу грубо вмешиваться в спор, торопиться отвергнуть ошибочное мнение и навязывать свое мнение. Он должен быть терпеливым, деликатным. | Диспут – пожалуй, наиболее сложный и интересный из методов формирования сознания личности. Диспут, как и беседа, основан на специально организованном диалоге, однако он имеет существенное отличие от беседы. Беседу, применяемую в воспитательном процессе, можно охарактеризовать как практический метод, при котором правильно поставленные педагогом вопросы приводят воспитанников к пониманию, усвоению определенных ценностей, норм, правил. |
2. | Консультация | Предварительная подготовка к консультации включает: 1. Формулировка темы, выделение стержневой проблемы консультации. 2. Формулировка основных вопросов и составление развернутого плана консультации. 3. Изучение и анализ методической литературы по теме консультации. | Педагог | Педагог-участник СД не только организует и руководит, но и сам является активным участником, действует. | Получение новых знаний |
3. | Экскурсия | Предварительная подготовка к экскурсии, как и к урокам, начинается при составлении рабочей программы (раздел «тематическое планирование»), где указывается тема экскурсии, определяется ее место в системе других учебных занятий. ... Учитель проходит предварительно намеченный маршрут, намечает конкретные объекты изучения, определяет примерное время, затрачиваемое на движение и изучение объектов, определяет задание дня наблюдений, практических работ. В ходе маршрута могут быть выявлены дополнительные объекты, которые целесообразно пронаблюдать. | Педагог | Экскурсия как педагогический процесс представляет собой систему последовательных и целенаправленных взаимодействий между экскурсоводом и экскурсантами, которые приводят при соблюдении установленных педагогических требований к запланированному образовательному результату. | Экскурсии являются наиболее эффективным средством комплексного воздействия на формирование личности ребенка. Познавательный интерес, потребность получать новые знания формируются, если постоянно заботиться о расширении кругозора ребенка – прогулки, знакомства с памятными местами. |
4. | Концерт | · Определение темы концерта · Определение даты, времени и места проведения концерта · Составление программы или сценария концерта · Просмотр и отбор концертных номеров · Продумывание текста конферанса и подготовки ведущих · Подготовка и распространение пригласительных билетов · Оформление и вывешивание афиши · Проведение репетиции концерта | Педагог | Деятельность педагога и концертмейстера заключает в себе чисто творческую (художественную) и педагогическую направленность. Мастерство педагога-музыканта и концертмейстера глубоко специфично. Оно требует не только огромного артистизма, но и разносторонних музыкально-исполнительских дарований, владения ансамблевой техникой, отличного музыкального слуха, специальных музыкальных навыков по чтению с листа и транспонированию. Эффективность творческого процесса зависит не только от получения обучающимися базовых знаний, умений и навыков, но и от умения работать с людьми. | Конферанс позволяет: Создать праздничное настроение; Изложить необходимую информацию об участниках концерта и концертных номеров; Дополнить концертные выступления тематической информацией; Провести поздравления и награждение участников и гостей концерта; Сгладить организационные недочеты, проявившиеся при проведении концерта; В качестве конферансье на детские концерты лучше всего подготовить двух детей – мальчика и девочку. Текст конферанса с ребятами нужно разучить заранее, а также проговорить возможные варианты действий ведущих в случаях недоразумений организационного характера, возможных в ходе проведения концерта. |
5. | Субботник | Выбор даты в зависимости от погодных условий, подготовка инвентаря для субботника, проведение инструктажа, координация работы. | Педагог | Педагогический состав тоже активно должен принимать участие в субботнике. Учителя могут не только направлять своих подопечных, но и демонстрировать им как правильно выполнять то или иное задания, а то и самим браться, за лопату или метлу, в общем, всячески помогать учащимся, мотивировать их, чтобы у них было отличное настроение для приложения всех усилия для того, чтобы территория вокруг родной школы засияла чистотой. | Субботники положительным образом влияют на детей, ведь это дисциплинирует их, учит элементарным трудовым навыкам и заставляет задуматься о необходимости соблюдения порядка. |
6. | Стенгазета | Беседа о подготовке стенгазеты к празднику. Коллективное планирование содержания стенгазеты. Доведение всех идей и содержания дела до сведения всех участников. Распределение поручений по подготовке отдельных фрагментов дела. | Педагог | Это дает возможность учителю наряду с другими средствами глубже узнать учащихся, влиять на них и коллектив в целом. Участие школьников в стенгазете способствует проявлению и развитию у них творческой активности и самодеятельности, повышению уровня успеваемости и дисциплины. Большое значение для достижения успехов в работе учащихся со стенгазетой имеет организация проверки действенности публикуемого материала самими ребятами. В систематическом выпуске стенгазет помогают: создание актива редколлегии, обсуждение итогов работы с газетой на сборе, на совете школьного актива и периодические смотры и конкурсы классных газет. | Стенгазета призвана приобщать подрастающее поколение к происходящим событиям, расширять круг его общения, дать возможность молодежи самореализоваться и развивать творческие способности. Стенгазета позволяет развивать инициативность, ответственность, самостоятельность, умение оценивать дела и поступки других людей, и собственные, развивать умения, соучастие, сотрудничество, сотворчество, приучает к чтению и обдумыванию содержащейся в газете информации. Таким образом, школьная газета – это школа жизненной позиции. |
Задание 7. Максимальное количество баллов — 10 баллов.
В русском языке имеется множество терминов, фиксирующих разные нюансы процесса саморазвития человека: самопрезентация, самовыражение, самоизменение, самостроительство, самоопределение, самореализация, самоутверждение, самосовершенствование, самоактуализацияи др.
Все они состоят из двух частей:
— первая часть «само» указывает на то, что инициатором деятельности является
автор собственной разработки;
— вторая часть характеризует специфику и своеобразие выполняемой деятельности.
Каждый педагог постоянно реализует собственный профессиональный потенциал через целенаправленную и системную деятельность. В рамках данного творческого задания вам предлагается выразить себя посредством проектирования информационного сообщения, оформляемого по законам создания рекламной листовки.
Листовка — популярный полиграфический формат информационного или рекламного сообщения.Для проектирования данного информационного продукта удобно использовать профессиональные шаблоны, выполненные дизайнерами и предлагаемые для использования в сети Интернет. В общем формате возможно скачать шаблон листовки с бесплатных сайтов или самостоятельно онлайн разработать авторский макет на специализированном сайте, а затем его сохранить для персонального пользования.
Пошаговый алгоритм выполнения данного задания предлагается далее, при этом даются конкретные рабочие и информационные установки, удобные для использования.
Алгоритм выполнения задания
Первый этап.
Смоделируйте содержание проектируемой информационной листовки, используйте при этом материалы, представленные в таблице 6. Выбор одного из двух вариантов содержательного проектирования осуществляется на основании вашего личного предпочтения.
Таблица 7 — Варианты проектирования содержания информационной листовки
№ п/п | Описания педагогических ситуаций | Планы содержания листовки |
I. Вариант | Вы являетесь педагогом, который устраивается на работу в новый детский сад или набирает группу детей для осуществления преподавательской деятельности. Вам предстоит познакомиться с работодателем или родителями будущих воспитанников. У вас уже есть личное портфолио. Прекрасным дополнением к нему будет ваше персональное информационное сообщение о собственных профессиональных возможностях и навыках. | 1) Ф.И.О. педагога. 2) Ваше личное фото. 3) Информация об уровне и специализации образования. 4) Педагогический стаж. 5) Ваше кредо как воспитателя (может быть представлено актуальное высказывание известного автора или ваши личные размышления — кратко в 3 – 4 предложения). 6) Ваши педагогические достижения. 7) Контактная информация: электронный адрес, контакты в социальных сетях и номер телефона. |
II. Вариант | Вы являетесь воспитателем ДОУ. В вашей группе скоро состоится интересное и крупное мероприятие. Анонс планируемого мероприятия уместно сделать, используя информационную листовку. Вы можете представить в листовке информацию о следующих мероприятиях (на ваш выбор — одно!): ¾ праздник/утренник (Осенний праздник, Новый год, Масленица и т.д.); ¾ проведение спортивного праздника; ¾ выпускное мероприятие для воспитанников группы; ¾ театрализованная постановка с участием воспитанников группы или ДОУ; ¾ фестиваль мороженого или фруктов; ¾ проведение субботника на территории ДОУ; ¾ экскурсия на конфетную или швейную фабрику; ¾ поездка с воспитанниками в пожарную часть или учебный центр ГИБДД; ¾ посещение совместно с детьми памятных мест и мемориалов; ¾ проведение открытого занятия; ¾ профессиональная консультация; ¾ педагогическая тематическая конференция для сотрудников ДОУ. | 1) Наименование мероприятия. 2) Подзаголовок мероприятия. 3) Анонс предстоящего события. 4) Дата и время проведения. 5) Адрес/местонахождение организации, где проводится мероприятие. 6) Контактная информация: адрес организации, где проводится мероприятие; Ф.И.О. сотрудника, проводящего мероприятие, его звание или должность, электронная почта и номер телефона. |
Второй этап.
Используя поисковые системы, изучите информацию, представленную на рекомендуемых далее сайтах, и подберите несколько вариантов шаблонов листовок, которые соответствуют разработанному вами содержанию информационного сообщения.
Перечень ссылок на сайты, где предлагаются шаблоны для проектирования информационных листовок:
¾ https://templates.office.com/ru-ru/flyer-templates
¾ https://ru.pngtree.com/flyer-templates
¾ https://www.canva.com/ru_ru/sozdat/listovku/
¾ https://printut.com/shablony-listovki-flaery/бесплатно
Третий этап.
Заполните избранный шаблон листовки подготовленными информационными материалами. Оформите итоговый макет разработанной листовки в любой из предлагаемых программ: Microsoft Word, PowerPoin, Adobe Photoshop, MS Publisher, Spark Adobe, Orion Flyer Maker Pro и др. Возможно воспользоваться онлайн-конструктором листовок: Google Slides, Piktochart, Postermywall и др.
Четвёртый этап.
Скачайте и сохраните листовку в электронном виде. Загрузите листовку на сайт СДО для проверки преподавателем.
Задание 8. Максимальное количество баллов — 5 баллов.
Систематизируйте собственные знания по данному вопросу, заполнив таблицу 6 «Современная система оценки образовательных достижений учащихся». Для этого необходимо заполнить в таблице свободные ячейки, вписывая в них недостающие понятия или определения.
Таблица 8 — Современная система оценки образовательных достижений учащихся
№ п/п | Педагогические понятия | Определения понятий |
1. | Оценка | Определение и выражение в условных знаках-баллах, а также в оценочных суждениях педагога степени усвоения детьми знаний, умений и навыков, установленных программой, уровня прилежания и состояния дисциплины. |
2. | Отметка | Это цифровое выражение знаний учащихся, которое выражается в баллах и помогает педагогу фиксировать уровень их обученности. |
3. | Рейтинг | Индивидуальный числовой показатель оценки учебных достижений школьника, заносимый в классификационный список (рейтинг-лист) и служащий для определения результатов его усвояемости знаний |
4. | Учебное портфолио | Форма и процесс организации (коллекция, отбор и анализ) образцов и продуктов учебно-познавательной деятельности ученика, а также систематизация соответствующих информационных материалов из внешних источников, предназначенных для последующего их анализа, всесторонней количественной и качественной оценки уровня учебных и индивидуальных достижений учащегося, а также его творческих способностей. |
5. | Шкала | Средство, направленное на фиксацию результатов измерения свойств объектов посредством упорядочивания их в конкретную числовую систему, в рамках которой отношение между отдельными результатами выражено в соответствующих числах |
6. | Самооценка | Умение соотнести достигнутый результат с эталоном и собственными возможностями. |
7 | Девиантность | Разновидность ненормативного поведения индивидов или социальных групп, характеризуемого отклоняющимися от общепринятых или подразумеваемых норм действиями, вызывающими ответные реакции со стороны группы, организации или общества в виде неодобрения и социальных санкций. |
8. | Одарённость | Системное и развивающееся на протяжении всей жизни качество психики определяющее возможности человека достигать высоких и незаурядных результатов по одному или одновременно нескольким видам деятельности (в сравнении с другими людьми) |