Файл: Протокол 6 от 28. 08. 2015г. Пузина Е. М. Пр. 612 от 28. 08. 2015г. Учебный план.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.04.2024
Просмотров: 28
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Рассмотрено Утверждаю:
на педагогическом совете Директор МКОУ
«Казаковская основная
общеобразовательная школа»
Протокол №6 от 28.08.2015г. ___________/Пузина Е.М./
Пр. № 61/2 от 28.08.2015г.
Учебный план
начального общего, основного общего образования
МКОУ «Казаковская основная общеобразовательная школа»
на 2015- 2016 учебный год
Казаковское, 2015
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К УЧЕБНЫМ ПЛАНАМ
МКОУ «Казаковская основная общеобразовательная школа»
на 2015 – 2016 учебный год
Учебный план школы является нормативно - правовым документом, определяет состав учебных предметов федерального компонента, распределение времени между федеральным (инвариантным) и вариативным (компонент образовательного учреждения) компонентами, предельно допустимую аудиторную учебную нагрузку обучающихся при 5, - дневной учебной недели. Устанавливает перечень учебных предметов и объём учебного времени, отводимого на их изучение по ступеням общего образования и учебным годам.
Учебный план разработан на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования, федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, в преемственности с учебным планом на 2014-2015, в соответствии с нормативно - правовыми документами, определяющими содержание и организацию общего образования в общеобразовательных учреждениях Свердловской области, является основой для разработки рабочих программ, определяет формы промежуточной аттестацией обучающихся.
В учебном плане предложено годовое распределение часов, что дает возможность перераспределять нагрузку в течение учебного года, использовать модульный подход.
Нормативно- правовая основа формирования учебного плана.
-
Закон РФ от 29.12.2012 № 273 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» -
Закон Свердловской области от 15.07.2013 № 78-ОЗ «Об образовании в Свердловской области» -
Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 г. №1015 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования»; -
Концепции модернизации российского образования на период до 2020; -
Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10. 2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (зарегистрирован в Минюсте России 22.12.2009 г., регистрационный номер 17785); -
Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 26.11.2010 №1241 «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 №373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»; -
Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 22.09.2011 №2357 «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 №373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»; -
Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.12.2014 №1643 «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 №373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»; -
Примерной основной образовательной программы начального общего образования (одобрено Федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию; протокол заседания от 08.04.2015 №1/15); -
Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 №1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»; -
Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.12.2014 №1644 «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 №1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»; -
Примерной основной образовательной программы основного общего образования (одобрено Федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию; протокол заседания от 08.04.2015 №1/15); -
Приказа Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» с изменениями от 03.06.2008 №164, от 31.08.2009 №320, от 19.10.2009 №427, от 10.11.2011 №2643, от 24.01.2012 №39, от 31.01.2012 №69; -
Приказа Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004 № 1312 «Об утверждении Федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» с изменениями и дополнениями от 20.08.2008 №241, от 30.08.2010 №889, от 03.06.2011 №1994, от 01.02.2012 №74; -
Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 №253 "Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»; -
Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 №189 (ред. от 25.12.2013) «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях» (зарегистрировано в Минюсте России 03.03.2011 г., регистрационный номер 19993); -
Постановления Правительства Свердловской области от 17.01.2006 № 15-пп «О региональном (национально-региональном) компоненте государственного образовательного стандарта дошкольного, начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования Свердловской области»; -
Приказ Министерства образования и науки РФ от 30.08.2010 № 889 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. N 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» -
Приказ Министерства образования и науки РФ от 03.06.2011 № 1994 « О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. N 1312, -
Приказ Министерства образования и науки РФ от 01.02.2012 № 74 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для ОУ РФ, реализующих программы общего образования, утверждённые приказом Министерства образования и науки РФ от 9 марта 2004 г. N 1312» -
Письмо Министерства Правительства РФ от 19 апреля 2011 № 03-255 «О введении федерального государственного стандарта общего образования»; -
Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 8 октября 2010 г. № ИК-1494/19 «Методические рекомендации о введении третьего часа физической культуры в недельный объем учебной нагрузки обучающихся общеобразовательных учреждений РФ»; -
Распоряжение Правительства РФ от 05.12.2011г. № 2180 «Об утверждении плана действий по модернизации общего образования на 2011-2015 годы»; -
Приказ Министерства образования и науки РФ от 18 декабря 2012 г. N 1060 "О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. N 373" -
Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.03.2004 № 202/11-12 «Об организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы; -
Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 20.02.1999 № 220/11-12 «О недопустимости перегрузок обучающихся в начальной школе»; -
Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.11.1998 № 1561/14-15 «Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе»; -
Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации и НИИ гигиены и охраны здоровья компьютеров и подростков РАМ от 28.03.2002 № 199/13; -
Приказ директора МКОУ «Казаковская ООШ» « О календарном учебном графике на 2015-2016» и № 62/2 от 31.08.2015 г. -
Федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 31.03.2014 г. N 253; -
Письма Министерства образования и науки РФ от 29 апреля 2014 года № 08-548 «О федеральном перечне учебников»; -
Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2013/14 учебный год, утвержденного приказом Минобрнауки России от 19.12.2012 N 1067 (Зарегистрирован в Минюсте России 30.01.2013 N 26755); -
Устав МКОУ «Казаковская ООШ» -
Основной образовательной программы начального общего образования МКОУ «Казаковская ООШ» -
Основной образовательной программы основного общего образования МКОУ «Казаковская ОООШ» -
Программы развития МКОУ «Казаковская ООШ» до 2020 года.
В соответствии с вышеперечисленными нормативными документами учебный план является нормативно-правовой основой МКОУ «Казаковская ООШ», который разработан самостоятельно и относится к исключительной компетенции образовательного учреждения.
Программно-целевые основания учебного плана
Основные подходы к формированию учебного плана связаны с приоритетными направлениями деятельности школы, представленными в Образовательной программе школы и комплексной программе модернизации образования школы:
-
обеспечение прав учащихся на получение качественного образования, установленного Государственными образовательными стандартами начального общего, основного общего образования базового и профильного уровней, а также программ, обеспечивающих дополнительную углубленную подготовку обучающихся по математике 8-9 класс; -
непрерывность начального общего, основного общего и среднего общего образования; -
индивидуально-ориентированный подход к обучающимся в учебном процессе (через систему занятий по выбору: элективных курсов, индивидуальных консультаций); -
расширение возможности социализации и профильной ориентации личности обучающегося, конкурентоспособности выпускника. -
Сохранение и укрепление здоровья школьников: обеспечение оптимальной нагрузки обучающихся и организация образовательного процесса в соответствии со здоровьесберегающими критериями и нормами: продолжительность обучения (в учебных часах) для каждой ступени образования; недельная нагрузка учащихся в рамках 5 и 6-дневной учебной недели; соотношение базовой инвариантной и вариативной частей; -
внедрение инновационных технологий обучения, обеспечивающих фундаментальное, функционально гибкое образование на основе подлинной защиты прав субъектов образовательной деятельности; -
обеспечение условий для общего развития ребёнка как субъекта образовательного процесса (самоопределение, самоутверждение, самореализация и самовыражение в образовательной деятельности); -
предоставление педагогам права выбора конкретных программ и методик при условии обеспечения принципа преемственности по ступеням, соблюдая права ребёнка и его родителей; -
организация взаимодействия с внешней средой (высшими и средними специальными учебными заведениями и учреждениями дополнительного образования детей); -
Переход на новые образовательные стандарты; -
Развитие системы поддержки талантливых детей; -
Совершенствование учительского корпуса (Поддержка инноваций отдельных педагогов и творческих групп. Эффективное использование НСОТ); -
Изменение школьной инфраструктуры (Обеспечение условий для организации образовательного пространства, расширяющего возможности развития каждого ученика: талантливого, с ограниченными возможностями здоровья и особыми потребностями (инклюзивное образование, профильная и предпрофильная подготовка), в т.ч. вариативность форм получения образования). -
Расширение самостоятельности школы (Создание условий для внедрения новых механизмов управления: развитие общественно- государственного управления в образовании; повышение роли ученического самоуправления. Развитие информационной сети школы. Создание условий для открытости школы в информационном пространстве. Совершенствование организационно-экономических механизмов управления и развития).
Универсальность образования обеспечивается методологически, методически, технологически и содержательно через соблюдение принципов гуманизации, технологизации, информатизации и непрерывности образования, что отражено в инвариантной и вариативной частях Учебного плана.
Цель и задачи учебного плана
Цель: Создать условия для реализации прав граждан РФ на качественное образование, через достижение целей федерального Базисного учебного плана, регионального компонента и компонента образовательного учреждения.
Задачи:
-
обеспечить базовое, профильное и дополнительное образование через реализацию федерального, регионального, школьного компонентов учебного плана; -
выполнение государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего общего образования; -
создание условия для дифференцированного обучения школьников через организацию общеобразовательных классов, классов с углубленным изучением математики, профильных классов; -
предоставить обучающимся возможность получения основ краеведческих, экологических, политических знаний через региональный компонент учебного плана; -
усиление в содержании образования деятельностного компонента, практической деятельности школьников, активизации самостоятельной познавательной деятельности учащихся через организацию проектной деятельности; -
расширить знания, кругозор и эрудицию школьников через возможности факультативных, элективных курсов (предметов по выбору); -
формировать информационную культуру учащихся; -
создать условия для профессионального самоопределение выпускников школы через предпрофильную и профильную подготовку.
Принципы построения Учебного плана
При формировании учебного плана концептуально использовались следующие подходы:
-
Разделение содержания образования на федеральный, региональный (национально - региональный) и компонент образовательного учреждения; -
обеспечение вариативности образования и образовательных программ; -
реализация дифференциации образования; -
обеспечение качества образования; -
реализация концепции профильного обучения на ступени среднего (полного) общего образования и предпрофильной подготовки учащихся основной школы.
Реализуя учебный план, школа обеспечивает право учащихся на выбор уровня образования и образовательных программ.
Таким образом, учебный план реализует основные задачи концепции модернизации российского образования - повышение доступности, качества и эффективности. Главным условием решения этих задач является выполнение государственного образовательного стандарта начального общего, основного общего образования.
Содержание образования, отражённое в учебном плане, основано на следующих принципах:
-
культуросообразности; -
гуманизации образования; -
дифференциации и индивидуализации обучения; -
вариативности обучения; -
непрерывности и целостности образования; -
здоровьесбережения; -
профессиональной ориентации.
При формировании учебного плана учтены решения Педагогического совета и методических объединений учителей-предметников, результаты социологических исследований учащихся, педагогов, родителей.
Структура учебного плана.
Учебный план построен на принципах дифференциации и вариативности.
Государственный стандарт общего образования включает три компонента. Это означает, что основными компонентами учебного плана являются:
-
Федеральный компонент – основная часть государственного стандарта, устанавливается Российской Федерацией и обеспечивает единство образовательного пространства в стране, является инвариантной частью содержания общего среднего образования, учебные курсы общекультурного и общенационального значения; -
Региональный (национально - региональный) компонент (для 6-9 классов) - устанавливается субъектом РФ и отвечает потребностям и интересам в области образования народов нашей страны и позволяет организовать занятия, направленные на изучение родного языка, а также природных, экономических социокультурных особенностей региона.
Компонент образовательного учреждения (для 6-9 классов) или частью, формируемой участниками образовательного процесса (для 5 классов) - устанавливается самостоятельно образовательным учреждением и позволяет более полно учесть местные условия, возможности школы, обеспечить вариативность и личную ориентацию образования. Часы школьного компонента учебного плана используются на изучение предметов, обозначенных в образовательных областях (в том числе для профильных), на введение элективных предметов или модулей, факультативов, проведение индивидуальных и групповых занятий. Элективные курсы – обязательные учебные предметы по выбору обучающихся.
Характеристика учебного плана.
-
Учебный план имеет две части: Обязательная часть и часть, формируемая участниками образовательного процесса (5 классы); инвариативную и вариативную (6-9 классы). Обязательная часть и инвариативная часть представлена обязательными учебными предметами на базовом уровне (Федеральный компонент). Вариативная часть или часть, формируемая участниками образовательного процесса включает в себя: учебные предметы по выбору на базовом или профильном уровнях (Федеральный компонент); учебные предметы регионально компонента и элективные учебные предметы школьного компонента. -
Включает в себя предметы трёх типов: базовые общеобразовательные предметы, профильные общеобразовательные предметы, элективные учебные предметы. -
Представлен новым форматом. Осуществлён переход «от недели – к году», что позволяет составлять гибкое расписание, осуществлять модульное преподавание учебных предметов, строить учебный план на принципах дифференциации и вариативности. -
Способствует расширению примерных профилей. -
Создаёт индивидуальные предпосылки для работы по индивидуальным учебным планам.
Формирование учебного плана МКОУ «Казаковская ООШ» осуществлено в соответствии с федеральным базисным учебным планом, соблюдением лицензионных условий в части использования в образовательном процессе дополнительной углублённой подготовки по математике в 8-9 классах и адекватных форм организации по профильным общеобразовательным учебным предметам (информационно - технологический профиль - информатика, математика);
Совокупность базовых и профильных общеобразовательных учебных предметов определяет состав федерального компонента федерального базисного учебного плана.
Фактически учебный план МКОУ «Казаковская ООШ» предполагает следующие уровни обучения:
-
Общеобразовательный – знания, умения, навыки определяются федеральным компонентом государственного стандарта, ФГОС начального общего образования и основного общего образования, в т.ч. дополнительная (углублённая) подготовка по математике; -
Предпрофильный – знания, умения, навыки ориентированы на индивидуализацию обучения, социализацию обучающихся, предоставление права выбора на дальнейшее продолжение профильного обучения; -
Профильный – учебные предметы федерального компонента повышенного уровня, определяющие специализацию конкретного профиля обучения (информационно – технологический и дополнительная углублённая подготовка по математике)