Файл: Учебное пособие по имиджелогии адресована препода вателям школ, лицеев, колледжей и техникумов, высших учебных заведе.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.04.2024

Просмотров: 165

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Шепель В.М.
Имиджелогия учебное пособие
Москва 2002

2
Шепель В.М. Имиджелогия: учебное пособие /В.М. Шепель. М.:
Народное образование, 2002. 254 с.
Эта книга – учебное пособие по имиджелогии – адресована препода­
вателям школ, лицеев, колледжей и техникумов, высших учебных заведе­
ний, имиджмейкерам, менеджерам сервисного бизнеса, специалистам
«паблик рилейшнз» и по работе с персоналом. В ней представлены сведе­
ния, имеющие отношение к гуманитарной образованности и правилам хо­
рошего тона.
Учебное пособие могут использовать в самостоятельной работе над собой все те, кто профессионально занимается деятельностью, связанной с общением.

3
ПРЕДИСЛОВИЕ
Введённое в 1990 году в научный оборот понятие «имиджелогия» быстро получило признание. Интерес к имиджелогии возрос после ряда журнальных публикаций автора и особенно после трёх изданий в течение нескольких лет его книги «Имиджелогия: секреты личного обаяния». В них было чётко заявлено, что имиджелогия – это наука и искусство нра- виться людям.
Поскольку ни за рубежом, ни в нашей стране не было подобного научно­прикладного направления и учебной дисциплины, автор предпри­
нял попытку теоретически и практически конституировать имиджелогию как российское достижение.
В настоящее время она активно востребована. Более десяти лет на кафедре человековедческих технологий Института повышения квалифика­
ции работников образования Московской области преподаётся учебный курс «Технология личного обаяния», являющийся теоретико­прикладной модификацией имиджелогии. Как самостоятельный учебный предмет её преподают в нескольких общеобразовательных и профессиональных учеб­
ных заведениях Краснодарского края и Московской области. В некоторых городах страны действуют учебные центры, где на базе имиджелогии ве­
дётся дополнительное профессиональное обучение, проводятся занятия с людьми самого разного возраста. В настоящее время «Имиджелогия» – обязательный компонент учебного процесса в высших учебных заведени­
ях, занимающихся подготовкой работников культуры и специалистов по связям с общественностью. В Московском институте индустрии моды и в
Уральском государственном профессионально­педагогическом универси­
тете (Екатеринбург) созданы кафедры имиджелогии.
Чем можно объяснить безусловную востребованность имиджелогии в нашей стране? На мой взгляд, тем, что имиджелогия: важная составляющая воспитанности современной лично­
сти; необходимый компонент профессиональной компетентно­
сти специалистов самого разного профиля; теоретико­методологическое основание к тому, чтобы раз­
вести такие виды профессиональной деятельности, как специалист по пиа­
ру, стилист, имиджмейкер.
Кроме того, специалисты по имиджелогии (преподаватель имидже­
логии и имиджмейкер) помогают людям преодолеть присущую им физиче­
скую застенчивость, о которой в книге «Маска и душа» замечательно ярко писал Ф.И. Шаляпин, и раскрыть их душевное богатство. Такие специали­
сты – это человековеды, помогающие обнаружить в каждой личности по­
таённые положительные качества и сделать их доступными для воспри- ятия другими.


4
Карл Густав Юнг утверждал, что все люди живут, отбрасывая тени.
Имиджмейкеры и другие специалисты по имиджелогии способствуют то­
му, чтобы люди видели в других не тени, а зарницы их достоинств.
Каждый, кто овладел имиджелогией, обретает возможность творить подобное с самим собой в порядке личностного самосовершенствования.
Актуализировать подобную потребность у современных россиян – важ­
нейшая задача преподавателя имиджелогии и имиджмейкера.
Приоритетное предназначение имиджелогии как науки о техноло-
гии личного обаяния –оснастить людей различного возраста имидж­
знаниями и оказать помощь в овладении и умелом использовании их при выстраивании межличностных и деловых отношений. Чем больше мы пре­
успеваем в создании положительного имиджа, тем богаче репертуар наше­
го поведения и эффективнее управление людскими впечатлениями, тем успешнее мы можем заниматься конструированием разнообразных сфер социального общения, возбуждать к себе симпатии, пользоваться уважени­
ем.
Как­то на святой земле Иерусалима группа наших артистов захотела посетить церковь Марии Магдалины. Но в этот день она была закрыта. Все были огорчены. Не расстроился лишь Владислав Стржельчик. Он подошёл к монашке и стал с ней шептаться. Невероятно, но через несколько минут ворота открылись. Владислав Игнатьевич, как говорят, решил исход дела чистым обаянием.
Умение самопрезентировать, т.е. подавать себя искусно, играет су­
щественную роль в повседневном общении, в профессиональной деятель­
ности, в интимной обстановке. Поэтому не следует упускать любую воз­
можность производить на людей благоприятное впечатление.
В тех сферах общения, где люди стремятся нравиться друг другу, не бывает оскорбительных конфликтов, а потому не разрушается их здоровье.
Вот почему личное обаяние людей можно рассматривать как гарантийный фактор здорового образа жизни.
На это следует обратить особое внимание в связи с тем, что у каждо­
го человека существуют возрастные рубежи нагнетания депрессивных со­
стояний. У женщин подобное наблюдается между 35­40 годами, у мужчин
– после 45 лет. Известно, что кризисными в супружеской жизни считаются периоды 3–5,10–12 лет и 20–22 года семейного общения. Пессимизм и ду­
шевная подавленность часто наблюдаются и у молодых людей. Статисти­
чески это подтверждается ростом алкоголизма, наркомании и суицида сре­
ди учащихся школ и студентов профессиональных учебных заведений.
Между тем, как писал И.И. Мечников в книге «Этюды оптимизма», в каждом возрасте дистрессовую жизненную ситуацию можно успешно раз­
решить такими волевыми усилиями, как умение возбуждать в себе чув­
ство жизни и окрылять себя достойными целями.


5
Жизненные успехи человека накрепко связаны с эффектом его лич­
ного обаяния, благодаря которому он обретает поддержку и признание лю­
дей. Они впускают его в свой душевный мир, так как он обладает чудес­
ным даром ладить с ними. Во всём этом велика роль имиджелогии. Будем же неукоснительно соблюдать её девиз: Пока бьётся сердце, надо ис- пользовать любой шанс, чтобы нравиться людям.
Президент Лиги профессиональных имиджмейкеров,
декан факультета «Паблик рилейшнз»,
заведующий кафедрой имиджелогии
Института индустрии моды, доктор философских наук,
академик, заслуженный деятель науки РФ
В. ШЕПЕЛЬ

6
ГЛАВА I.
ИМИДЖЕЛОГИЯ: СУЩНОСТЬ И СПЕЦИФИКА УЧЕБНОГО
ПРЕДМЕТА
1.1.ВВЕДЕНИЕ В ИМИДЖЕЛОГИЮ. ИСТОКИ
Понятие «имидж» давно на слуху. Как это ни покажется неожидан­
ным, но первыми активно начали работать с ним экономисты, занимающи­
еся предпринимательством Известен такой факт американский экономист
Болдуинг в 60­х годах XX века ввел в деловой оборот понятие «имидж» и обосновал его полезность для делового преуспевания
Затем «имидж», как специфический феномен, был взят на вооруже­
ние нарождающейся политологией, специалисты увидели в нем важное направление своей работы. Политологам известны работы Никколо Ма­
киавелли «Государь» и Г. Лебона «Психология социализма», в которых дано научно­прикладное обоснование практической ценности этого фено­
мена. Макиавелли убедительно показал, какое значение для государствен­
ного лица имеет обладание соответствующей «личиной» (маской), а Лебон интерпретировал смысл имиджирования как средство достичь политиче­
ского успеха благодаря эффекту «личного обаяния».
Психологическое обоснование имиджирования стало объектом и предметом исследования социальных и политических психологов Владея знаниями законов процесса социальною восприятия и субъектного осозна­
ния внешнего образа, они придали этой проблеме теоретико­прикладное обоснование.
«Визуальный эффект» точности – предмет многих исследований. К этой проблеме обращался Гиппократ, предлагавший использовать мимику для определения темперамента людей Аристотель в «Риторике» и «О воз­
никновении животных» размышлял о психологии выразительности чело­
веческих движений. Древне римский врач Гален создал учение под назва­
нием «физиогномика». Парацельс в диагностике больных использовал многие физиогномические данные, а психотерапевт Ломброзо составил физиогномические типы преступников. Из более поздних исследований, относящихся к изучению внешнего образа людей, следует назвать работы
Артура Шопенгауэра «О физиогномике» и Чарльза Дарвина «О выражении эмоций у человека и животных». По утверждению Фридриха Ницше, вся­
кий гений носит маску.
В царствование Елизаветы Петровны существовала цензура на порт­
реты императрицы. Высочайшим указом был утверждён образец её изоб­
ражения живописцами. В 1886 году в России вышла книга П. Мантегацци
«Физиономия и выражение чувств». В 1925 году в нашей стране была из­
дана книга Б. Хатунцева «О природе власти. Опыт исследования социаль­


7
но­психологических основ власти», в которой личное обаяние рассматри­
валось как субъективное средство создания вокруг себя ореола, способ­
ствующее тому, чтобы подчинять людей и приобретать их признание.
В 70­х годах имидж стал появляться в СССР в журнальных и реже в газетных публикациях как категория отрицательная. Его рассматривали в основном как манипулятивный приём буржуазной политики и средств массовой информации, используемый в целях идеологической обработки массового сознания людей. Подобное отношение к имиджу не способство­
вало объективному интересу к нему со стороны советских учёных. Одной из попыток преодолеть подобное отношение к имиджу были в те годы ста­
тьи в журнале «Вопросы философии» талантливого учёного профессора О.
Феофанова.
В 80­х годах я стал читать небольшой учебный курс по позитивному представлению проблемы имиджа в Академии общественных наук при ЦК
КПСС. Слушатели академии, а таковыми были руководящие партийные и советские работники, проявляли большой интерес к нему, но этот курс не­
однократно снимали. В 1989 году была издана моя монография «Управ­
ленческая этика». Перед подписанием вёрстки я обнаружил, что отсут­
ствует первый параграф «Имидж современного руководителя», в котором аргументировалась этическая необходимость руководителю иметь привле­
кательный имидж. Лишь после категорического настояния параграф был восстановлен.
Вот почему не могу согласиться с высказыванием на телевизионном канале НТВ 05.01.2002 г. бывшего Президента СССР М.С. Горбачёва о том, что в его время «никто не занимался имиджем, мы даже такого слова не знали». О том, что это не так, свидетельствуют вышеприведённые фак­
ты. Кроме того, кабинеты М.С. Горбачёва и Председателя Верховного Со­
вета А.И. Лукьянова находились в одном здании Кремля и на одном этаже.
А я в это время был личным консультантом по имиджу у А.И. Лукьянова, который весьма внимательно прислушивался к моим рекомендациям.
В наше время имидж стал ходовым товаром у всех, кто занимается предпринимательством и особенно политической деятельностью. На его приобретение при проведении избирательных мероприятий в стране затра­
чиваются огромные денежные средства, исчисляемые десятками тысяч долларов. Повышенным спросом имидж пользуется в эстраде и театре.
Благодаря имиджу одной из развитых сервисных индустрий стала полити­
ческая и торговая реклама. Возрастающий спрос на имидж породил новую профессию – имиджмейкер. Это специалист по конструированию имиджа личности, деловых и политических структур (например, политической партии или общественной организации).


8
ИСХОДНОЕ ПОНЯТИЕ ИМИДЖЕЛОГИИ
Исходное понятие, отражающее сущность предмета научного ис-
следования, выступает в качестве познавательной основы для выстраи-
вания логики процесса исследования и критериев его оценки. К сожалению, нередко это методологическое требование не соблюдается. В итоге возни­
кает познавательный конфуз: ход исследования и его результаты оказыва­
ются несовместимыми с предметом исследования, т.е. отрываются от предмета исследования. Вот почему при разработке идеологии имиджело­
гии как научно­практического направления и учебного предмета особое значение следует придавать обоснованию семантики понятия имиджа.
В переводе с английского имидж – это образ, изображение. В самом же деле – это непосредственно или преднамеренно создаваемое визуальное
впечатление о личности или социальной структуре. Именно впечатление, а не оценка как рациональный факт деятельности сознания. Имидж чаще всего заканчивается такой предварительной операцией нашего познания, каковой признано представление. Имидж, как правило, «располагается» в низших этажах нашей психики – в подсознательной её сфере или в пластах обыденного сознания, в чём и состоит его необычайная доступность для восприятия людьми и цепкость присутствия в их сознании. Если об ими­
дже говорить как о конкретной психологической продукции, то он высту­
пает как социальная установка, как ценностный стереотип, как модный символ. Не исключена возможность его одновременного проявления во всех названных сферах психики человека.
Не будет серьёзной погрешностью утверждать, что не всегда толко­
вание семантики какого­то переводного с иностранного языка понятия од­
нозначно приемлемо для россиян. Например, в переводе с греческого язы­
ка слово школа обозначает «дом радости». Однако далеко не все учителя и ученики вкладывают в это слово подобный смысл. Это нужно иметь в виду и при объяснении семантики понятия имидж. Если обратиться к «Толко­
вому словарю» Владимира Даля, то в нём наряду с понятием образ даётся и понятие облик: «оклад и черты лица, внешность вида и выражение лица, физиономия». Таким образом, в русском толковании понятие образа как облика более содержательно, чем его зарубежная интерпретация.
В облике личности первенствующее значение имеют не визуально фиксируемые характеристики, а душевная красота, гранями которой, гово­
ря словами русского книжника XVI века Максима Грека, являются такие добродетели, как правда и целомудрие, разум и мужество, благостность и человеколюбие. Вот почему имидж – это не психологическое средство для достижения каких­то прагматических задач, а этическая содержатель- ность личности, которая внешне представлена соответствующими сред-
ствами. Это обусловливает признание понятия «облик» в качестве ключе­
вого понятия имиджелогии как научно­прикладного направления в человековедении и учебного предмета для средней и высшей школы.