Файл: Учебное пособие по имиджелогии адресована препода вателям школ, лицеев, колледжей и техникумов, высших учебных заведе.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.04.2024

Просмотров: 166

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

390
Второй механизм –это субъективная нацеленность человека на по­
лучение удовлетворения от жизни. Как отмечал 3. Фрейд, любая програм­
ма жизнедеятельности человека венчается получением удовольствия.
Стремление к удовольствию от жизни – сильнейший стимул человека к самосохранению.
Третий механизм –это возрастающая при жизни человека потреб­
ность в духовном самовозвышении. Известно, что чем хуже условия жизни, тем выше значение для выживания человека его духовной стойкости. Есть такое понятие, как оптимизм. Его ввёл в оборот Лейбниц – один из соста­
вителей первой государственной программы русской школы. Затем оно было научно разработано И.И. Мечниковым в его работе «Этюды опти­
мизма». Оптимизм – производное от духовной мощи личности, воздей­
ствует на её силу воли.
В активной работе всех названных механизмов выживания человека велика роль имиджмейкера. Создавая из конкретного человека обаятель­
ную личность, он гарантирует ему внимание, уважение в любом социуме.
И многие неприятные проблемы или жизненные неудачи при таких обсто­
ятельствах по­другому им воспринимаются, не оказывая на него угнетаю­
щего морально­психологического воздействия.
Таким образом, имиджмейкер выступает в двух ипостасях: он вы­
полняет функции личного психотерапевта и социального дизайнера.
В первом случае он стимулирует «чувство жизни» у людей, помогает им быть оптимистами.
Во втором случае он способствует эстетизации человеческих отно­
шений, содействует людям в создании комфорта в их общении.
Простой пример из экономики. В общем валовом продукте в разви-
тых странах сервисные услуги составляют 7080%. Мои исследования
свидетельствуют, что качество обслуживания клиента, например, в гос-
тиничном бизнесе, даёт 1525% рентабельности, в то время как в про-
мышленности около 815%.

Что такое качество обслуживания клиентов?
Это – прежде всего коммуникабельность в общении, умение вызы­
вать к себе симпатию, технологично выполнять пожелания. Всему этому
надо учиться, используя помощь имиджмейкеров.
Ещё пример. Проводился опрос 30 косметологов. На вопрос: «С чего вы начинаете работу с клиентом?», только двое ответили правильно – с улыбки. Между тем одна из специфических черт работы в сфере сервиса как раз то, что её работник должен иметь поставленную мимику. Выраже­
ние лица (а улыбка – физиогномический «концентрат» мимики) и создаёт эффект. Клиент только появился, и улыбка сотрудника показывает, что он ему рад.
Имиджмейкер – это ваятель эстетического счастья. Кстати, ни один специалист не сделает того, что может имиджмейкер: он формирует эсте­


391
тический вкус у человека к себе и к окружающим. Особенно велика его роль в эстетическом облагораживании семейных отношений, без чего трудно создать климат истинного доброжелательства. Не случайно в нашей практике подготовки имиджмейкеров на учебных занятиях уделяет­
ся много внимания преподаванию эстетики, этики, экологии, истории и теории искусства, театральной режиссуре.
Ещё одна особенность профессии имиджмейкера – то, что он вирту­
альный проектировщик облика человека. Т.е. он советует не только, какой имидж следует использовать сегодня, а помогает разработать перспектив­
ные варианты имиджа: ситуативного, повседневного, будущего. Особенно важно умение имиджмейкера создавать краткосрочные и долгосрочные проекты личностного и особенно корпоративного имиджа. Объясняется это тем, что подобные имидж­проекты помогают успешно решать многие проблемы, например, придать человеку уверенность в завтрашнем дне или повысить корпоративную конкурентоспособность фирмы.
Итак, профессия имиджмейкера – это сложная человекотворческая деятельность. Чтобы быть имиджмейкером, надо иметь обширные знания, владеть набором человековедческих технологий. И всегда помнить, что каждая личность уникальна, а потому индивидуальный подход органично должен быть «вмонтирован» в работу каждого имиджмейкера.
Имиджмейкер должен быть незаурядной личностью. Системообра­
зующий фактор такой личности – специфический менталитет, в котором интеллект и сердце гармонично взаимодействуют.
Представим перечень видовой специализации имиджмейкера.
Имиджмейкер деловой сферы (бизнес, менеджмент, марке­
тинг); имиджмейкер семейный; имиджмейкер в медицинской сфере; имиджмейкер в образовательной сфере; имиджмейкер в дошкольном учреждении; имиджмейкер в военной сфере; имиджмейкер в средствах массовой информации; имиджмейкер в политической деятельности; имиджмейкер в театре и кино; имиджмейкер в шоу­бизнесе; имиджмейкер в дипломатической деятельности; имиджмейкер в торговле и сервисе; имиджмейкер спортивный; имиджмейкер работников учреждений культуры и искусства; имиджмейкер госслужбы; имиджмейкер правосиловых органов.

392 4.11. ЧЕЛОВЕКОВЕДЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ: ГУМАНИТАР-
НОЕ ЗНАЧЕНИЕ И ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОЛЕЗНОСТЬ ДЛЯ
ИМИДЖМЕЙКЕРА
История возникновения человековедческих технологий не знает воз­
раста. Напомним попытку Сенеки создать искусство руководства душою человека, которое он назвал «психагогикой». Человековедческими техно­
логами предстают Томазо Компанелла – автор книги «Город солнца» и со­
циальный экспериментатор Роберт Оуэн, работы которого («Новая гармо­
ния» и другие) до сих пор подпитывают своими идеями философов и социотехнологов. Совсем недавно мы восхищались человековедческим мастерством А.С. Макаренко. Все выдающиеся военные полководцы и хо­
зяйственные руководители были и есть талантливые человековеды.
Спрос на «социальную инженерию», как 30 лет тому назад называ­
лось человековедческое направление в зарубежном менеджменте, резко возрос. И не случайно. Эта проблема – одна из фундаментальных и трудо­
ёмких проблем соединения гуманитарной теории с практикой, успеш­
ное решение которой имеет в наше время чрезвычайно важное значение.
Объясняется это тем, что жизнь убедительно доказывает: знания придают уверенность людям в своем социальном значении, выступают в качестве мощного субъективного фактора проявления воли, ориентируют полу­
чение новых знаний.
По цеховой принадлежности – психологи, педагоги, имиджмейкеры
– занимаются одной из фундаментальных проблем науки и практики, название которой – эффективность использования человеческого ре- сурса. Всем, кто занимается научно­профессиональной деятельностью в социономической сфере, полезно напомнить высказывание В.И. Вернад­
ского: «Чем ближе научный охват реальности к человеку, тем объём, разнообразие, углублённость научного знания неизбежно увеличива- ются».
Возрастание зависимости ценности научного знания от его прибли­
жения к человеку – закономерность повышения полезности научного знания в цивилизованном обществе. Если в контексте этого утвержде­
ния обратимся к психологии, социологии, педагогике, имиджелогии, то обнаружим, что инвестиции в человека весьма скромны. Вдумаемся в та­
кие факты: за последние годы почти в семь раз возросло число само­
убийств. Наркотики властвуют над целыми странами. Как здесь не вспом­
нить русского философа П.Е. Астафьева, который в 1882 г. в книге
«Понятие психического ритма» писал: человек индустриальной культуры обречён быть душевно больным, ибо происходит постоянно превышение скорости душевной под давлением технических факторов жизни. Несколь­
ко по­иному этот патологический феномен в современном обществе объ­
ясняет философ Фромм, отмечая, что у современного человека ум XXI ве­
ка, а сердце – каменного века.


393
В таком состоянии общества значительна вина уклада жизни, что объясняется различными социально­экономическими и экологическими причинами. Однако будем откровенны: современные профессиональные антроповеды, среди которых особо следует выделить технологов­
человековедов, не умеют достаточно эффективно пробуждать в совре- менных людях глубокое чувство жизни и радости общественного суще­
ствования, что крайне важно для полноценного существования современ­
ного общества, перенасыщенного проблемами социальной конфронтации, экологических бедствий, технических катастроф. Вл. Соловьев в статье
«Тайна прогресса» писал: «...спасающийся спасётся». И профессиональные антроповеды призваны помочь соотечественникам овладеть самыми высо­
кими технологиями социального выживания и самосовершенствования.
Этому и должны научить россиян имиджмейкеры и родственные им специалисты, что требует овладения процессом перевода гуманитарных и естественных знаний в особый технологический алгоритм.
Любая технология – это продуманная система знаний и умений, бла­
годаря которым в определённой последовательности и определённым об­
разом замысел воплощается в конкретный вид продукции или её состав­
ную часть. Технология – это система практических действий, гарантирующая реализацию замыслов.
Ф.М. Достоевский писал: «Невольно приходит в голову одна чрез­
вычайно забавная, но невыносимо грустная мысль: «Ну, что, если человек был пущен на землю в виде какой­то наглой пробы, чтобы только посмот­
реть: уживётся ли подобное существо на земле или нет?».

Что помогло человеку удержаться на земле?
То, что в своей деятельности он постоянно совершенствуется в практическом применении знаний. И, наоборот, из деятельности их чер­
пает. Он от природы – творческий технолог, ибо выживание было и оста­
ётся делом его самого. Умение практически пользоваться своим интеллек­
том – исходное условие его существования. Вот почему все технологии, как результат деятельности человека, являются человекотворческим дея- нием, конечное предназначение которого – цивилизованное обустройство личной и общественной жизни. Среди многообразия технологии я выделяю
и разрабатываю особый класс технологий, которым дал название «чело-
вековедческие технологии» (См.: Шепелъ В.М. Управленческая гуманито­
рология. Настольная книга бизнесмена и менеджера. М., 1992).

Что такое человековедческие технологии?
Человекотворчество порождает огромное разнообразие технологий: технические, инжиниринговые, финансовые, медицинские, биологические и т.д. Среди них приоритетное значение имеют человековедческие техно­
логии. Это система живых реальных воздействий, в результате которых человек как в отдельности, так и в группах совершает целевые действия.
Если сказать конкретнее, то сущность человековедческих технологий со­


394
стоит в том, что с помощью этих технологий формируется нравственное и эстетическое отношение человека к себе, к людям, к природе, к духов­
ным и материальным ценностям.
Объектами в человековедческих технологиях становятся душевный и духовный мир отдельной личности, различные социальные сферы её жиз­
недеятельности, взаимодействие её с природой. Их усилия имеют гумани- стический замысел. Вот почему по антропологической природе объекта и прогнозируемому замыслу человековедческие технологии относятся к осо­
бому классу технологий – технологий гуманитарного жанра.
Траектория виртуального развития современного общества решаю­
щим образом задаётся всё возрастающим интересом к «антропологическо­
му знанию». Представлю его толкование: это система гуманитарных, есте­
ственных, политэкономических, художественных и других знаний, способствующих познанию человека как исторически сложившегося и формирующегося феномена, его разнообразных социальных форм жизне­
деятельности и взаимоотношений с природной средой. В наше время идёт интенсивный процесс образования новых знаний, расширяющих спектр антропологического знания. Их селекция и агрегатное построение при всей необычайной трудности решения подобной задачи имеют огромный прак­
тический смысл. Конкретно это можно объяснить двумя обстоятельствами.
Во­первых, это обусловлено тем, как утверждал Н.А. Бердяев, что
«антропологический путь – единственный путь познания вселенной...»
Этим и обусловлен повышенный интерес специалистов к усилению антро­
пологической составляющей в современной человекотворческой деятель­
ности.
Во­вторых, антропологическое знание – это знание, которое из­за особого научно­исследовательского отбора и экспериментирования (в от­
личие от специализированных гуманитарных знаний), наиболее реально переводимо на язык человековедческих технологий.
Всё это объективно актуализирует возрастающее значение в образо- вании, бизнесе, политике антропологического знания. Было бы весьма продуктивно обобщить новые теоретические сведения и эмпирические данные, расширяющие информационный банк психологии, педагогики, социологии, имиджелогии, опыт перевода этих знаний в соответствующие технологии. Это – особенно актуально, так как не каждый психолог, педа­
гог и даже имиджмейкер могут достойно выступать в роли человековедче­
ского технолога.
Ресурсонасыщенность человековедческих технологий, используе­
мых, например, в менеджменте и имиджелогии, наглядно проявляется в разработанных мною базовых технологиях: «индивидуальной работы с персоналом», «конструирования коллективного социума», «стимулирова­
ния делового честолюбия», «упреждения и преодоления конфликтов»,
«личного обаяния», «самосбережения здоровья и жизненного оптимизма»,


395
«выявления профпригодности менеджера», «измерения гражданского са­
мочувствия персонала (населения)».
XXI век науковеды называют веком биологии. Мы на пороге фунда­
ментальных открытий, в мире живых организмов. В ближайшем будущем весь комплекс естественных и гуманитарных дисциплин получит каче­
ственно новую информацию для разработки более совершенных человеко­
ведческих технологий. Несомненно, что психологи, педагоги, менеджеры, имиджмейкеры, имеющие добротный опыт обращения с этими технологи­
ями, сумеют использовать в своей профессиональной деятельности ожида­
емые достижения в биологии.
Речь идёт не только о полезности более основательного введения биологических знаний в профессиональную компетентность специалиста по человековедческим технологиям. Известно, что познание методологии естественных наук – одно из важных требований ко всем наукам, занима­
ющимся изучением личности и общества, а также практически воздей­
ствующих на людей. Соблюдать это требование должны в первую очередь те специалисты, которые преподают в общеобразовательной и высшей школе, задействованы в бизнесе, но особенно для профессиональных имиджмейкеров. Именно они призваны помочь людям овладеть интеллек­
туальными технологиями самопознания, качество которых решающим об­
разом определяется уровнем методологической подготовленности самих имиджмейкеров.
У Карла Линнея в «Философии ботаники» есть выражение: «Нови­
чок знает классы, кандидат – все роды, магистр – очень многие виды. И далее делает вывод: с познания видов начинается всякое серьезное образо­
вание в области естественных наук, экономики, медицины, в конце концов, подлинное человеческое познание».
Можно обозначить три рода человековедческих технологий: социально­ориентированные; личностно­ориентированные; комбинированные, сочетающие в себе оба предыдущих подхо­
да.
К первым, например, относятся технологии конструирования раз­
личных социумов, проведения пиаровских и имиджмейкерских акций. Ко вторым причисляются технологии конкретного воздействия на личность.
Например, педагогические, психологические и психотерапевтические тех­
нологии. Комбинированные человековедческие технологии – это сочета­
ние различных социально­ориентированных и личностно­
ориентированных технологий. Их широко используют в экономической и политической сферах, шоу­бизнесе; их используют в управленческой, пе­
дагогической, медицинской, имиджмейкерской практике.
Итак, определив принадлежность человековедческих технологий к классу, выявив три их рода, обозначим теперь их видовое представление.