Файл: Практикум по информатике. Навои нпкиэп, 2014 г., 88с., илс. Рецензент туит профессор, Кафедры Информационных технологий.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.04.2024

Просмотров: 31

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

  • Как внести диаграмму в список пользовательских типов?

  1. Закройте файл без сохранения выполненных изменений.

Подведение итогов
Теперь вы умеете не только вводить данные в таблицы Excel и выполнять необходимые расчеты, но и отображать результаты вычислений в виде диаграмм. На занятии были рассмотрены: мастер диаграмм, способы задания источника данных, приемы форматирования текста и рядов данных. Вы познакомились с методикой смены типа диаграммы и приемами настройки объемных диаграмм.

Чтобы завершить изучение Excel, перейдите к следующему занятию, на котором рассматриваются способы печати листов с данными и диаграммами.
Занятие №4

Подготовка листов Excel к печати


ТЕМА ЗАНЯТИЯ

Вы уже умеете размещать в ячейках Excel числовые данные, выполнять расчеты и оформлять результаты в виде диаграмм. Осталось научиться распечатывать полученные документы. На занятии рассматриваются следующие операции, помогающие подготовить листы Excel к печати:

  • ориентация страницы;

  • настройка полей;

  • добавление колонтитулов;

  • сортировка данных;

  • фильтрация;

  • отображение заголовков строк и столбцов на всех страницах;

  • скрытие ячеек и листов;

  • разбиение на страницы.

Чтобы быстро распечатать лист Excel, достаточно щелкнуть на кнопке Печать (Print) панели инструментов Стандартная. Однако результат этой операции, скорее всего, не удовлетворит вас. Он хорош для вывода черновиков, но совершенно не подходит для печати чистовых документов, которые должны быть хорошо оформлены и не терпят присутствия излишней информации. Поэтому перед окончательной печатью листов Excel нужно настроить масштаб и поля страниц, отсортировать данные таблиц, выделить диапазон печатаемых ячеек, указать способ расположения таблиц и диаграмм и выполнить некоторые другие операции.
Компоновка страниц
В целом настройка параметров печати в Excel похожа на аналогичную операцию в Word. Но листы Excel имеют свою специфику. Удобно, чтобы табличные данные листа помещались на одной странице, поэтому требуется настройка масштаба печати. Широкие листы принято выводить в альбомной ориентации, а длинные таблицы — в портретной. Если в Word параметры страницы, как правило, назначаются сразу всему документу, то в Excel они настраиваются отдельно для каждого листа.
Упражнение 1. Ориентация и масштаб страницы

Давайте продолжим работу с файлом Электронная таблица.х1s и распечатаем некоторые из ее листов. В этом упражнении выполняется первый этап подготовки к печати — настройка ориентации страницы и масштаба выводимого листа.

  1. Откройте файл Электронная таблица.xls.

  2. Разверните лист Формулы, щелкнув на его корешке.

В таблице этого листа есть столбцы только для первых шести месяцев. Давайте расширим таблицу так, чтобы в ней разместились данные для всех 12 месяцев года. Это позволит научиться печатать широкие таблицы
, не помещающиеся на лист целиком.

  1. Выделите ячейки B1:G14 и нажатием клавиш Ctrl+C скопируйте их в буфер обмена.

  2. Выберите команду Вставка > Скопированные ячейки (Insert>CopiedCells), чтобы дублировать ячейки, выделенные на шаге 3.

  3. В открывшемся окне диалога выберите положение переключателя Диапазон со сдвигом вправо (ShiftCellsRight), а затем щелкните на кнопке ОК. Ячейки, выделенные на шаге 3, будут дублированы с добавлением новых столбцов.

  4. Теперь следует скорректировать заголовки столбцов. Для этого щелкните на ячейке В1 и протащите маркер нижнего левого угла рамки вправо, чтобы рамка охватила диапазон В1:М1. Excel автоматически сгенерирует последовательность названий месяцев.

  5. В столбце G остались пустые ячейки. Чтобы заполнить их соответствующими формулами расчета прироста продаж, выделите группу F10:Fl4, скопируйте ее, щелкните на ячейке G10 правой кнопкой мыши и выберите команду Вставить. Тенерь лист будет выглядеть так, как показано на рис. 4.1.



Рис. 4.1. Обновленный лист Формулы


  1. Выберите команду Файл > Параметры страницы (File>PrintSetup).

  2. Разверните в открывшемся окне диалога вкладку Страница (Page), показанную на рис. 12.2.



Рис. 4.2. Настройка ориентации страницы и масштаба


Рис. 4.3. Таблица в масштабе 100 %


  1. Выберите положение переключателя альбомная (Landscape).

  2. Чтобы увидеть предполагаемое размещение чисел на странице, щелкните на кнопке Просмотр (PrintPreview). Если выбран стандартный размер бумаги 4юрмата А4, то окажется, что на страницу не влезают все столбцы (рис. 4.3).

  3. Нажмите клавишу PageDown и вы увидите, что ячейки крайнего правого столбца перенесены на вторую страницу. Это неудобно. Следует изменить масштаб, чтобы все столбцы таблицы по ширине вписывались в одну страницу.


Примечание_______________________________________________________

В полученной таблице данные столбцов H-L повторяют числа столбцов B-G. Если хотите, измените величины в некоторых ячейках. В упражнениях этого занятия конкретные числовые значения ячеек несущественны.


  1. Щелкните на кнопке Страница (Setup) панели инструментов, чтобы вернуться в окно диалога Параметры страницы (PageSetup).



Раздел Масштаб (Scaling) этого окна диалога позволяет уменьшать или увеличивать печатаемые объекты. С помощью счетчика установить (AdjustTo) можно выбрать любой масштаб, рассчитываемый в процентах от исходного размера страницы. (Не забудьте при этом выбрать соответствующее положение переключателя.) Можно поступить и по-другому. Excel умеет сам подгонять размер таблицы под площадь страницы.
Примечание_______________________________________________________

Счетчики, расположенные в строке Разместить..., позволяют указать инструменту автоматического масштабирования, какое число страниц должна занимать таблица по ширине и высоте.


  1. Выберите положение переключателя Разместить... (FitTo) и оставьте в обоих счетчиках, соответствующих этому положению, числа 1.

  2. Щелкните на кнопке ОК. Теперь вся таблица помещается на одну страницу. Если вы снова щелкнете на кнопке Страница, то увидите в счетчике установить величину 96%. Это тот масштаб, который был выбран программой Excel для печати листа Формулы. При необходимости можете скорректировать его.


Упражнение 2. Настройка полей

Поля формируют пустую рамку вокруг информативной области страницы. Уменьшая их, можно немного увеличить размер печатаемой таблицы.

  1. Снова щелкните на кнопке Страница.

  2. В окне диалога Параметры страницы раскройте вкладку Поля (Margins), показанную на рис. 12.4.



Рис. 4.4. Настройка полей


  1. Уменьшите значение счетчика левое (Left) до 1 см.

  2. Точно так же, до 1 см, уменьшите значение счетчика правое (Right).

  3. Таблица листа Формулы невелика по высоте. Давайте напечатаем ее посередине страницы. Для этого установите флажок вертикально (Vertically).

  4. Щелкните на кнопке ОК.


Ширина области печати увеличилась. Если снова посмотреть на вкладку Страница окна диалога Параметры страницы, то можно заметить, что режим автоматической настройки размеров сразу же увеличил масштаб, подогнав таблицу под новый размер области печати.


  1. Щелчком на кнопке Закрыть (Close) выйдите из режима предварительного просмотра.


Упражнение 3. Добавление колонтитулов

Колонтитулы позволяют добавлять в нижнюю и верхнюю часть страниц заголовки и описания, дублирующиеся на всех страницах. Если таблица длинная, в колонтитуле удобно разместить ее название, номера страниц, название файла документа и листа, на котором размещена таблица.


  1. Выберите команду Вид > Колонтитулы (View>HeaderAndFooter). Откроется вкладка Колонтитулы (Header/Footer) окна диалога Параметры страницы, показанная на рис. 4.5. В раскрывающихся списках Верхний колонтитул (Header) и Нижний колонтитул (Footer) можно выбрать один из стандартных вариантов оформления колонтитулов.




Рис. 4.5. Настройка колонтитулов


  1. Раскройте список Верхний колонтитул и выберите пункт Формулы; Страница 1 (Формулы; Page 1). Этот вариант добавляет в верхнюю часть каждой страницы название листа с исходными данными и порядковый номер страницы. В верхней части вкладки Колонтитулы появится пример оформления верхнего колонтитула.


Примечание_______________________________________________________

Если нужно, чтобы нумерация страниц начиналась не с единицы, введите номер для первой страницы в поле Номер первой страницы (FirstPageNumber) вкладки Страница того же окна диалога.
Если стандартные схемы компоновки колонтитулов вас не устраивают, воспользуйтесь кнопками, расположенными в средней части окна диалога.

  1. Чтобы настроить нижний колонтитул, щелкните на кнопке Создать нижний колонтитул (CustomFooter). Открывшееся окно диалога (рис. 4.6) имеет три списка и несколько кнопок. С помощью этих кнопок можно размещать различные объекты в списках, задающих содержимое левого края колонтитула, его центральной части и правого края.

  2. Щелкните в списке Слева (LeftSection).



Рис. 4.6. форматирование колонтитула

  1. Щелкните в центральной части окна на четвертой справа кнопке. В списке появится ссылка &[Файл] (&[File]), генерирующая названия файла документа.

  2. Введите перед ней текст Имя файла:.

  3. Щелкните в списке Справа (RightSection) и введите текст Время создания :.

  4. Щелкните на кнопке с календарем, поместив в колонтитул ссылку на дату &[Дата] (&[Date]).

  5. Нажмите клавишу Пробел и щелкните на кнопке с циферблатом часов, кото рая добавляет ссылку на время печати документа &[Время] (&[Time]).

  6. Закройте окно диалога щелчком на кнопке ОК.


Примечание_______________________________________________________

Высота нижнего и верхнего колонтитулов настраивается на вкладке Поля окна диалога Параметры страницы.